Конспект занятия по рисованию "Каравай хлеба"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Дудченко Наталья Юрьевна

Знакомство детей с русскими традициями, дать детям представления о долгом пути хлеба от поля до стола

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karavay_hleba.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

занятия по рисованию в подготовительной

к школе группе

по теме «Каравай хлеба»

 

Разработала:

Дудченко Н.Ю.

Тема: «Каравай хлеба».

Цель: Знакомство детей с русскими традициями, дать детям представления о долгом пути хлеба от поля до стола

Задачи:

1. Закреплять основные элементы рисунка: круг, треугольник, прямая линия, волнистая линия, точка и др.

2. Развитие умения и навыка работы графическими материалами (восковыми мелками, кистью), правильной постановки руки.

3. Воспитание любви к народному творчеству и русским традициям.

Материал:

бумага формат А-4, восковые мелки, акварельные краски, кисти, цветная бумага, ножницы (либо заранее нарезанная полоска из цветной бумаги), клей ПВА, кисть для клея, подставка под кисть, салфетки.

Оборудование:

Зрительный ряд: Репродукции картин художника И.Машкова «Московская снедь», «Хлеба» и др., на которых изображены колоски пшеницы или ржи или хлебные продукты. Репродукция картины  свежеиспечённый каравай с солонкой и солью, на рушнике (расшитое полотенце с красиво украшенными краями), как это делали в старину.

Литературный ряд: Загадки, стихотворение.

Ход урока

1. Организационная часть

Проверка готовности к уроку. Организация рабочего места.

2. Вводная часть

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, он и черный, он и белый, а бывает подгорелый (хлеб).

Есть такие слова: «Он всему голова, хрустящей корочкой одет — это мягкий белый (хлеб).

Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место (хлеб).

Показать муляж хлеба, каравая.

3. Основная часть

— Ребята, а скажите мне, пожалуйста, вы знаете, из чего пекут хлеб? 
— А из чего делают муку? (ответы детей).
— А где растёт зерно? (ответы детей).
— А хотите узнать, как хлеб пришёл к нам на стол?

Как только весной растает снег, трактор выезжает в поле – пашет и разрыхляет землю. И уже в разрыхлённую землю бросают зерно. Зерна пшеницы растут и в конце лета созревают колоски. Приходит время собирать урожай. Урожай убирают машины – комбайны. Дальше зерно повезут на мукомольный завод, где из него сделают муку.
Затем зерно отвезут на пекарню, где пекари из него испекут хлеб . И наконец, ребята после всей проделанной работы хлеб
попадает в магазины, а затем к нам на стол.

(Рассказ сопровождается рассматриванием репродукций художников, соответствующих картинок).

Физминутка

В землю зёрнышко попало (дети приседают),
Прорастать на солнце стало (руки над головой).
Дождик землю поливал, и росточек подрастал (дети медленно встают).
К свету и теплу тянулся, и красавцем обернулся.

Самый вкусный, несравненный, всем знакомый с детских лет —

Это наш обыкновенный и любимый русский хлеб:

Каравай пахучий, знатный, кренделя и калачи,

Бублик с маком ароматный, а на Пасху куличи.

Можно с мёдом есть и с маслом, с сыром, рыбой, ветчиной

И с икрой, кружком колбасным белый хлеб или ржаной.

Пироги же — хлеб особый, их на праздник подают,

А готовят всё со сдобой и с начинкою пекут.

Пышки, пончики, ватрушки спрыгнуть с противня хотят —

Это хлебные игрушки, в праздник радость для ребят.

Или пряники, печенье — то, что мама испечёт,

Для детишек объеденье, разевай по шире рот!

(Рассматриваем репродукции картин художника И.Машкова «Московская снедь», «Хлеба»).

4. Практическая часть

— Давайте, ребята, внимательно рассмотрим наш каравай. Вот так оформляли каравай, когда встречали дорогих гостей (или жениха и невесту).

Предложить детям («испечь») нарисовать свой чудесный каравай.

Хлеб или каравай по старому обычаю означает милость и гостеприимство хозяев.

Рисуем каравай

На белом листе посередине восковым мелком жёлтого цвета рисуем большой круг. Это будущий каравай.

В центре круга рисуем солонку — маленький кружок. Вокруг него волнистую линию.

Между этими двумя кругами ровно посередине рисуем ещё один круг – это будет стебель для колоска, который украсит наш каравай.

А далее справа и слева от стебелька рисуем жёлтым восковым мелком овальные зёрнышки колоска и хорошенько их закрашиваем.

А теперь «зарумяним» наш каравай — раскрасим его коричневой акварельной краской. Аккуратно, оставляя белой солонку и рушник.

«Испекли» каравай, а теперь перейдем к рушнику. Рушник по старому русскому обычаю — символ чистоты.

Рисуем рушник

Оставшейся белый лист бумаги с двух сторон украшаем узорами. Проводим несколько поперечных полосок красным и зеленым мелком, внутри которых рисуем волнистые и зигзагообразные линии, маленькие треугольники, точки. Так же можем нарисовать маленькие цветочки. Главное, чтобы рушник у нас получился симметричным, одинаковым с одной и с другой стороны.

Затем приклеиваем с 2 сторон, заранее нарезанные полосы из цветной красной бумаги в виде бахромы (в старину бахрому или кружева плели отдельно, а затем пришивали к основному полотну).

Самое время перейти к солонке. Соль по старому русскому обычаю — символ любви. Солонку с солью ставят в центре каравая.

Рисуем соль

И в заключение «насыплем» соль в солонку. В белом кружочке, который у нас в центре каравая, голубым восковым мелком нарисуем несколько крупинок (точек) соли.

5. Заключительная часть.

Караваем всех встречаем,

Самовар на стол несем,

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём 

А теперь самое время похвалить детей за старание. ( В полдник угостить, например,  булочками).

https://detkamonline.ru/wp-content/uploads/risovanie-karavaj-v-podgotovitelnoj-gruppe_0.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Как выращивают хлеб"

Конспект занятия для детей старшей группы...

Конспект занятия по теме "Хлеб"

Занятие по лексической теме хлеб было подготовлено специально ко "дню открытых дверей". Основные цели занятия:Воспитание уважения и бережного отношения к хлебу.Закрепление словообразования и упот...

Конспект занятия "Откуда берется хлеб?"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе"Откуда берется хлеб?"  В ходе занятий знакомим детей с трудом хлебороба, сельскохозяйственной техникой.   Расширяем кугозор, развиваем р...

Конспект занятия на тему "Хлеб - наше богатство"

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира...

Конспект занятия на тему "Хлеб- всему голова!"

Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и хлебобулочным изделиям....

Конкурс. Конспект занятия. "Откуда в хлебе дырочки?"

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательскому развитию....

Конспект занятия "Как выращивают хлеб"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Как выращивают хлеб»...