"Использование художественного слова на занятиях по обучению продуктивным видам деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_hudozhestvennogo_slova.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование художественного слова на занятиях по обучению продуктивным видам деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель Прибыткова Я.О.

В детском саду продуктивная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед продуктивной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Продуктивная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. Изображение детьми предметов и явлений действительности – это вместе с тем и отражение их отношения к этим предметам и явлениям.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста широко используется художественное слово. Художественное слово - мощное педагогическое средство, которое может быть уместным в процессе общения с детьми буквально везде.  Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное действий.

При использовании художественного слова на занятиях продуктивной деятельности решается сразу несколько задач:

  1. вызвать интерес к теме, содержанию деятельности;
  2. привлечь внимание к детским работам;
  3. создать  эмоциональный настрой и  оживить  образ;
  4. научить детей эмоционально воспринимать окружающее;
  5. расширять и углублять представление о предметах и происходящих явлениях;
  6. развивать детскую фантазию, развивать творческое воображение;
  7. развивать интерес и воспитывается любовь к искусству слова.

В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Творческая работа воображения может быть основана в первую очередь на богатстве опыта. Поэтому вопрос о развитии восприятия детей является центральным.

Задачи каждого воспитателя – способствовать развитию инициативы ребенка, проявлению творчества в рисунках, лепке, аппликации, конструировании. При обучении дошкольников продуктивным видам деятельности, особая роль отводится художественному слову, которое рассматривается в педагогике, как один из приемов словесного метода.

 Образы литературных произведений будят детскую фантазию, развивают творческое воображение. В процессе восприятия художественной литературы у детей развивается интерес и воспитывается любовь к искусству слова.

 Правильное использование на занятиях сказок,  стихов,  загадок,  потешек открывает большие возможности для обогащения детских работ, для проявления творческого воображения. Конкретность и эмоциональность литературных образов, их живость способствуют возникновению не только более четких представлений об окружающем, но и определенных индивидуальных ассоциаций. Поэтому, развивать у детей способность восприятия художественного воспитания необходимо.

 Опыт работы раскрывает многогранность использования художественных произведений на занятиях по продуктивным видам  деятельности. Прежде всего, необходимо заранее определить целевое назначение использования художественного слова и связать это с программным содержанием конкретного занятия.

 Как методический прием, художественное слово можно применять в ходе всего занятия, в начале или в конце деятельности детей.

Виды художественных произведений, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях продуктивной деятельностью:

  • народный фольклор (потешки,  заклички, былины, загадки и т.д.);
  • стихотворения;
  • сказки;
  • рассказы (отрывок);
  • повести (короткие отрывки).

 Варианты использования художественных произведений:

  1. Сообщение темы занятия посредством загадки, потешки или отрывка из стихотворения.

Перед детьми ставится задача отгадать, кого (или что) они будут сегодня рисовать, лепить и т.д. В этом случае необходимо подобрать такой текст, чтобы в нем отразились характерные внешние признаки и индивидуальные особенности образа или явления, который дети должны  угадать и передать в своих работах.

Загадка:

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (зайка)

Стихотворение:

Зайчик маленький в лесу

Очень всех боится.

И хитрющую лису,

И любую птицу.

Он от страха так дрожит,

Что кусты шатаются.

Очень сложно зайке жить,

Так он всех пугается!

Песенка-потешка:

Лады-лады ладыньки в огороде заиньки.

Зайки травку едят, на ребят они глядят.

В начале занятия детям предлагается прослушать художественный текст, в котором говорится о том, кого (или что) они будут сегодня делать. Затем зачитывается отрывок из  стихотворного произведения или потешка, в которых дается описание конкретного образа или явления. После чтения текста воспитатель еще раз уточняет, что дети будут изображать.

 В этом варианте не должны использоваться беседы, отвлекающие внимание от художественного текста. Дети выполняют работу на тему, продиктованную художественным словом.

Расти, расти, яблонька подрастай!

Цвети, цвети, яблонька, расцветай!

Золотое солнышко, ярче грей

Созревайте, яблоки, поскорей!

После чтения этого четверостишия ребятам дается задание нарисовать яблоню так, как они ее себе представляют по стихотворению.

Художественный текст, следует подбирать с учетом вида изобразительной деятельности.

Например: на занятиях по рисованию важно подчеркнуть не только форму, величину, характерные детали предмета, но и цвет.

Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу.   

В дупле на старом дубе орешки я грызу.  (белка)

Остренькие зубки, рыженькая шубка.

Хитрый маленький зверёк, по деревьям прыг, да скок. (белка) 

Художественный текст может быть дан как основная тема для изображения. В этом случае детям предлагается послушать потешку, стишок, отрывок из произведения, а затем нарисовать про это кто как хочет. Чтобы у детей сложились определенные представления, содержание текста должно быть достаточно конкретным, а описание образным.

Сердитый недотрога живет в глуши лесной,

Иголок очень много, а нитки ни одной. (ёжик)

Хитрый ежик-чудачок

Сшил колючий пиджачок:

Сто булавок на груди,

Сто иголок позади.

Ходит еж в саду по травке,

Натыкает на булавки:

 Грушу, сливу – всякий плод,

 Что под деревом найдет

 И с подарочком богатым

 Возвращается к ежатам.

  1. Использование художественного слова для более эмоционального восприятия объекта перед его непосредственным изображением. Воспитатель показывает игрушку, предмет быта и т.д.

Например: воспитатель показывает яблоко и предлагает послушать следующий текст:

 «Соку спелого полно,

 Так свежо и так душисто.

Так румяно-золотисто,

 Будто медом налилось

Видны семечки насквозь» (А.С. Пушкин)

Или дети рассматривают букет ромашек в вазе, которые они должны рисовать, а педагог читает стихотворение:

Маленькое солнце на моей ладошке,

Белая ромашка на зеленой ножке.

С белым ободочком желтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

Зацвели ромашки – наступило лето.

Из ромашек белых вяжутся букеты.

В глиняном кувшине, в банке или чашке

Весело теснятся крупные ромашки.

Слушая текст, дошкольники стараются найти  в предмете те же признаки, детали, о которых говорится в стихотворении, более внимательно к нему приглядываются, проявляют определенные эмоциональные отношения.

  1. Художественное произведение может быть использовано с целью активизации впечатлений, полученных во время предварительных наблюдений на экскурсиях,  прогулках, на участке, где играют дети и т.д. Под влиянием выразительного текста дети заново испытывают чувства, которые возникли у них при непосредственном контакте с объектом наблюдения. С помощью вопросов, а их надо продумать заранее, воспитатель активизирует мышление детей, конкретизирует их представления. На занятии по рисованию, например на тему: « Прогулка по парку», в процессе беседы о том, что ребята видели во время экскурсии, воспитатель может использовать поочередно несколько четверостиший, загадок.                                 

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо,

Куда ни глянь, цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета,

Красивых, радужных цветов

На них разбросаны букеты. (И. Суриков)

Над цветочками порхает,

Кто красавицу не знает?

Ее крылья расписные,

Ее танцы заводные.

Только очень беззащитна,

Совершенно безобидна.

Не спеши ее пугать,

Слабых надо защищать. (бабочка)            

  1. При обучении сюжетному изображению по мотивам знакомых сказок, рассказов, художественное слово можно использовать несколько иначе.

Чтобы вспомнить содержание знакомого произведения, иногда достаточно провести короткую беседу. Правильно поставленные вопросы по тексту, помогают детям восстановить в памяти последовательность событий и действий, обстановку, в которой происходили события. Во время беседы можно направлять внимание детей на характер героев, вызвать определенные отношения к ним, что найдет отражение в изобразительных работах ребят. Например, во время беседы по содержанию сказки «Колобок», воспитатель уточняет, с какими животными встретился колобок, какими их себе дети представляют (добрые, злые, хитрые и т.д.) А затем предлагает слепить героев сказки.  

Чтобы все дети передали конкретный эпизод произведения, зачитывается только один, выбранный воспитателем отрывок. В этом случае художественное слово, нацеливает внимание дошкольников на выполнение определенного задания.

  1. Менее широко используется художественное слово в процессе выполнения задания. Однако и здесь можно найти возможность его применения в коллективной и индивидуальной работе с детьми. Например, ребенок изобразил зимний пейзаж и не знает, что ему делать дальше. Воспитатель, стараясь не мешать другим детям, читает ребенку стих:

 Белый снег пушистый

 В воздухе кружится

 И на землю тихо

 Падает, ложится.  (И. Суриков)

 Ребенок оживляется: он представил себе, как идет снег и начинает дополнять свой рисунок.

Или еще один пример: дети рисовали на тему «Снегопад». В ходе работы воспитатель заметил, что у всех ребят получаются одинаковые снежинки – пятно. И тогда педагог предлагает послушать о том, что рассказал о снежинках писатель В. Архангельский:

    С неба посыпались снежинки,

    Кружатся в воздухе и падают

    На землю одна красивее другой!

    Вот цветок с шестью лепестками,

    Вот звездочка с шестью лучами,

    Вот тончайшая пластинка с шестью гранями..»

И рисунки детей сразу расцвели необыкновенными цветами и звездами.

  1. Целесообразно использовать художественное слово и в конце занятий по продуктивным видам деятельности. Потешки, стихи, загадки помогут эмоционально закончить занятие, подвести работу к логическому завершению.
  • Разместив сюжетные работы по порядку следования эпизодов, можно предложить детям восстановить содержание литературного произведения, рассказать о нем (колобок с зайцем, волком, медведем, лисой).
  • Рассматривая в конце занятия работы детей, можно предложить рассказать стихотворение, потешку или загадать загадку об отдельных изображаемых предметах, или, наоборот, по тексту художественного произведения найти соответствующий рисунок, поделку.

Таким образом, при умелом руководстве, художественное слово продолжает жить в различных видах изобразительного творчества детей.

А использование художественного слова на занятиях в продуктивной деятельности  делает занятие для детей намного интереснее и веселее. Для педагогов, включение в тему художественного слова, помогает  правильно направить и мотивировать детей на занятие и приобщает к  использованию художественных образов в повседневной речи.   У детей расширяется и обогащается словарный запас, повышается речевая активность, что  является одним из важных факторов успешной подготовки к школьному обучению.

Так как у дошкольников образное мышление занимает большое место, оно становится фундаментом для развития абстрактного мышления, поэтому, чем больше ребёнок получает впечатлений визуальных, вербальных, тем более глубоким и многообразным будут душа и мысли подрастающего человека. Отсюда вытекает и задача – развить у детей чувство прекрасного, формирование высокого эстетического вкуса, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. А это возможно лишь в гармоничном сочетании художественного слова и изобразительного искусства.

Таким образом, использование сюжета сказки, включение зачина, загадки, стихотворения позволяет сделать каждую часть занятия органичной, естественной. И такие занятия проходят живо, радостно. И итогом занятия мы получаем эмоциональные выразительные детские работы и хорошее настроение детей. Отсюда следует, что для формирования творчества в рисовании, лепке, аппликации, конструировании большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства. Благодаря этому педагог создаёт у детей эмоциональный настрой, вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе, обогатить его выразительными деталями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по изобразительной и театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Прохоровское поле - третье ратное поле России "

Многим детям свойственно полностью копировать то, чему их научили. Это часто ведёт  к появлению шаблонной, узко репродуктивной деятельности. По этому основная задача взрослого с...

Презентация - Отчёт по самообразованию "Нетрадиционные виды продуктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Декупаж"

В данной презентации представлена моя работа с детьми в технике Декупаж, которую мы осваивали в течение учебного года....

Проведение продуктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Откуда появилась Матрешка» с использованием ИКТ

Воспитывать  уважение к труду народных умельцев. Воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при выполнении работы, эстетический и художественный вкус...

Мастер-класс по художественно - эстетическому развитию "Инновационные формы и методы работы деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности"

laquo;Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.&ra...

Конспект по продуктивному виду деятельности (рисование) в старшем дошкольном возрасте.

Конспект по продуктивному виду деятельности (рисование) в старшем дошкольном возрасте....

Мастер-класс «Использование мини-роботов «Bee-bot» в процессе логопедической коррекционной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Обучение детей элементарному программированию с использование мини-роботов "Bee-bot", Представлена работа учителя-логопеда с использованием мини-роботов для автоматизации звуков, развит...

«Использование смарт - доски на занятиях по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста»

laquo;Использование смарт - доски на занятиях по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возрастаЦель: формирование познавательного интереса дет...