Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
консультация

Консультация по экологическому воспитанию

на тему:

 «Экологические наблюдения и эксперименты

 в детском саду»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_po_ekologii.doc49.5 КБ
Файл nablyudeniya_i_eksperiment.pptx1020.23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация по экологическому воспитанию

на тему:

 «Экологические наблюдения и эксперименты

 в детском саду»

Воспитатель : Власюк Ю.С.

Детское экспериментирование

     Слайд № 2 Обобщая собственный богатый фактический материал, выдающийся российский психолог Н.Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.

Слайд № 3

Экспериментирование – это метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Процесс познания – творческий процесс, и наша цель – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Для того чтобы экспериментирование было доступным и интересным детям, необходимо создать предметно-развивающую среду, подобрать литературу по данной проблеме, создать уголки экспериментирования.

В процессе экспериментирования и наблюдения дошкольник

  • Углубляет представления  о живой и неживой природе;
  • Расширяет  представления  о физических свойствах окружающего мира (воздуха, воды, почвы, фауны и флоры), о грамотном использовании их человеком для удовлетворения своих потребностей;
  • формируется умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • развивать мышление, внимание, память, речь;
  • воспитывать познавательный интерес и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если?). При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.

Слайд № 4

Для поддержания интереса к экспериментированию, используются сказочные герои- куклы. В уголках экспериментирования «живут» персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми. Если детей младшего дошкольного возраста отличает любопытство и любознательность, то и хозяин их уголка – Зайчик-Любознайчик.

Детей  среднего возраста в уголке встречает Хрюша-Удивлюша или Утенок-Удивленок. Дети старшего возраста задают много вопросов, поэтому их герой – Почемучка.

     Эти герои «участвуют в опытах и экспериментах, приносят интересные вещи юным исследователям.

Слайд № 5

В костюмах героев появляются соответствующие детали: большой карман для вопросов для Зайчика-Любознайчика, рюкзачок для нужных и интересных вещей у Утенка- Удивленка, яркая нарядная косынка у Почемучки – все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.

     Эти герои вместе с детьми составляют правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются.

Слайд № 6

Правила работы с различными материалами

С водой:

  Коль с водой имеем дело, рукава засучим смело.

 Пролил воду – не беда: тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог, и никто здесь не промок.

Со стеклом:

  Со стеклом будь осторожен – ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда, есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок и для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут, наши руки сберегут.

С песком:

  Если сыплешь ты песок – рядом веник и совок.

С огнем:

Помни правило: огонь никогда один не тронь!

По окончании работы:

Ты работу завершил? Все на место положил

Слайд № 7 

Классификация наблюдений и экспериментов

     Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

  1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
  • опыты с растениями;
  • опты с животными;
  • опыты с объектами неживой природы;
  1. По месту проведения опытов:
  • в групповой комнате;
  • на участке;
  • в лесу, в поле и т.д.
  1. По количеству детей:
  • индивидуальные;
  • групповые;
  • коллективные

4.  По причине их проведения:

  • случайные;
  • запланированные;
  • поставленные в ответ на вопрос ребёнка;
  1. По характеру включения в педагогический процесс:
  • эпизодические (проводимые от случая к случаю);
  • систематические;

Слайд №8

  1. По продолжительности:
  • кратковременные (от 5 до 15 мин) ;
  • длительные свыше 15 мин;
  1. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
  • однократные;
  • многократные или циклические
  1. По месту в цикле:
  • первичные;
  • повторные;
  • заключительные и итоговые;
  1. По характеру мыслительных операций:
  • констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта);
  • сравнительные ( позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
  • обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам);
  1. По характеру познавательной деятельности:
  • иллюстративные (детям уже известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
  • поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
  • решение экспериментальных задач;

Слайд № 9

Методические требования к подготовке и проведению экспериментов

     В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько отличаются.

     Случайные наблюдения и эксперименты.   Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, уголке природы или на участке. От воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе новое и интересное.

     Плановые наблюдения и эксперименты.  Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинаются с определения педагогом дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике , и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

    Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание, обсуждение методики проведения опыта и затем привлекает детей к проведению  эксперимента.

     В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи.

    Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Это можно сделать в словесной форме, иногда избирать другие способы.

     Эксперимент как ответ на детские вопросы.  Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводятся на вопрос ребёнка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребёнку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, как поведёт себя муравей, если ему загородить дорогу в муравейник». Или  «Ребята, Саша  спрашивает, будут ли голуби есть творог; давайте проверим»

Слайд №10

Требования к оформлению и содержанию Уголков экспериментирования.

  1. Материалы, находящиеся в Уголках экспериментирования можно распределить по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Резина».
  2. В уголке экспериментирования необходимо иметь:

Основное оборудование:

  • Приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разнообразного объема и формы;
  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д;
  • Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, поролона, пробки и т.д;
  • Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, детали конструктора и т. д;
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др;
  • Красители: гуашь, акварель и др;
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложечки, резиновые груши;
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи, коктейльные палочки и др.

Слайд №11

Дополнительное оборудование:

Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, коннейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

  1. Карточки – схемы проведения экспериментов оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.
  2. В индивидуальных дневниках экспериментов ставится дата их проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент.
  3. В каждом разделе должны быть в наличии правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Рекомендуемая литература

  1. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»  М. 2004
  2. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации. М.2004
  3. Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы»  М. 2004
  4. Дыбина О.В. «Что было до….»  М.2002
  5. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» М.2002
  6. Мальцева Л.М. «Мир природы и ребёнок"
  7. Журнал «Дошкольное воспитание» №7 2003г;

                                                                   №7,8 2004.

                                                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация на тему: «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.»

Слайд 2

Обобщая собственный богатый фактический материал, выдающийся российский психолог Н.Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.

Слайд 3

Цель и задачи экспериментирования: цель : создание условий в детском саду для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента. задачи: углублять представления детей о живой и неживой природе; расширять их представления о физических свойствах окружающего мира (воздуха, воды, почвы, фауны и флоры), о грамотном использовании их человеком для удовлетворения своих потребностей; формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать мышление, внимание, память, речь; воспитывать познавательный интерес и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Слайд 5

Карман для вопросов Рюкзачок для вещей

Слайд 6

Правила работы с различными материалами С водой : Коль с водой имеем дело, рукава засучим смело. Пролил воду – не беда: тряпка под рукой всегда. Фартук – друг: он нам помог, и никто здесь не промок. Со стеклом : Со стеклом будь осторожен – ведь оно разбиться может. А разбилось – не беда, есть ведь верные друзья: Шустрый веник, брат – совок и для мусора бачок – Вмиг осколки соберут, наши руки сберегут. С песком : Если сыплешь ты песок – рядом веник и совок. С огнем : Помни правило: огонь никогда один не тронь! По окончании работы : Ты работу завершил? Все на место положил?

Слайд 7

Классификация наблюдений и экспериментов Эксперименты можно классифицировать по разным принципам. 1. По характеру объектов, используемых в эксперименте: - опыты с растениями; - опты с животными; - опыты с объектами неживой природы; 2. По месту проведения опытов: - в групповой комнате; - на участке; - в лесу, в поле и т.д. 3. По количеству детей: - индивидуальные ; - групповые ; - коллективные 4. По причине их проведения: - случайные ; - запланированные ; - поставленные в ответ на вопрос ребёнка ; 5. По характеру включения в педагогический процесс : - эпизодические (проводимые от случая к случаю); - систематические ;

Слайд 8

6. По продолжительности: кратковременные (от 5 до 15 мин) ; длительные свыше 15 мин; 7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные; многократные или циклические 8. По месту в цикле: первичные; повторные; заключительные и итоговые; 9. По характеру мыслительных операций : констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта); сравнительные ( позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам); 10. По характеру познавательной деятельности: иллюстративные (детям уже известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты); поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат); решение экспериментальных задач;

Слайд 9

Методические требования к подготовке и проведению экспериментов Случайные наблюдения и эксперименты . От воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе новое и интересное . Плановые наблюдения и эксперименты . определение педагогом дидактических задач в ыбор объекта познакомиться с ним заранее – на практике , и по литературе . освоить технику экспериментирования Предложить детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание, обсуждение Эксперимент как ответ на детские вопросы . Посоветовать ребёнку самому установить истину, проведя несложное наблюдение

Слайд 10

Требования к оформлению и содержанию Уголков экспериментирования. 1. Материалы , находящиеся в Уголках экспериментирования можно распределить по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Резина». 2. В уголке экспериментирования необходимо иметь: Основное оборудование: • Приборы-помощники : увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты; • Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл ) разнообразного объема и формы; • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д; • Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, поролона, пробки и т.д ; • Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, детали конструктора и т. д; • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др ; • Красители : гуашь, акварель и др ; • Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложечки, резиновые груши; • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи, коктейльные палочки и др.

Слайд 11

Дополнительное оборудование: Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, коннейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов. Карточки – схемы проведения экспериментов оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента. В индивидуальных дневниках экспериментов ставится дата их проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент. В каждом разделе должны быть в наличии правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Слайд 12

Рекомендуемая литература 1. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М. 2004 2 . « Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации. М.2004 3. Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы» М. 2004 4. Дыбина О.В. «Что было до….» М.2002 5. О.В . Дыбина «Неизведанное рядом» М.2002 6. Мальцева Л.М. «Мир природы и ребёнок" 7. Журнал «Дошкольное воспитание» №7 2003г; №7,8 2004.

Слайд 13

То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю. Конфуций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по теме: «Экологическое воспитание детей второй младшей и средней групп детского сада»

Учебный материал по экологическому воспитанию детей второй младшей и средней групп. Работа с родителями....

«Экологическое воспитание детей второй младшей и средней групп детского сада»

Консультация для педагогов по теме: «Экологическое воспитание детей второй младшей и средней групп детского сада»...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...

Формы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада

К формам экологического воспитания старших дошкольников относятся: экскурсии, совместная образовательная деятельность, беседы, праздники и досуги на экологическую тему. Вместе с тем, к формам можно от...