Программа по ДОП "Секреты бумажного листа"
методическая разработка (старшая группа)

Щепеткова Ольга Викторовна

Программа по ДОП "Секреты бумажного листа" - оригами. Рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. План программы включает 36 занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_dop_origami.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65»

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МДОУ «Детский сад №65» Галстян О.В.

« ____» _______________2019 г.

Принято решением педагогического совета:

протокол №   от «   »   2019 г

Художественная направленность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Секреты бумажного листа»

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации программы: 1 год

 

Автор-составитель:

Щепеткова Ольга Викторовна,

воспитатель

МДОУ «Детский сад № 65» г. Ярославля

г. Ярославль, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Пояснительная записка……………………………………………………4

2.Учебно-тематический план……………………………………………….7

3.Содержание программы…………………………………………………..8

4.Обеспечение ………………………………………………………………10

5. Мониторинг образовательных результатов…………………………….12

Список информационных источников ........................................................13

Приложение 1.Календарный учебный график............................................14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовая база:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 года
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
  • Документация педагога дополнительного образования: Сборник нормативно-правовых и информационно-методических материалов по организации внутреннего контроля образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования муниципальной системы образования г. Ярославля [Текст]/ под редакцией Е.Г. Абрамовой, И.В. Лаврентьевой. – Ярославль: МОУ «ГЦРО», 2018. –64с
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41

Многие дети с увлечением складывают фигурки из бумаги. Методом проб и ошибок они создают незатейливые конструкции, не прикладывая  при этом массу усилий.  Этому виду искусству можно научиться, освоив технику оригами. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она ему привычна, легко поддается любым изменениям. Игрушки, сделанные своими руками, имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом.

В обучении оригами есть одно важное преимущество - процесс обучения совершенно не утомителен.  Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребёнка. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостях фигурок, понятие о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. У детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда. И это ещё не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. По определению педагога Д.Р. Гончара, оригами – это «…не просто искусство складывания бумаги, а древнее японское изобретение и одно из самых распространенных по сию пору в Японии детских (и не только детских) занятий и увлечений, при котором « голова работает руками и очень успешно». Систематические занятия с ребёнком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Актуальность данной программы состоит в том, что она ориентирована на развитие личности ребенка к познанию и творчеству. Ребѐнок за определенный промежуток времени овладевает значительным кругом знаний, умений и навыков, его восприятие, внимание, память, мышление приобретают произвольность и управляемость. В процессе обучения в рамках данной программы у детей формируются и развиваются конструкторское и образное мышление, пространственные представления и воображение, художественно-изобразительные способности, что поможет им в дальнейшем успешно продолжить обучение в объединениях технической и художественной направленности, подготовит к исследовательской и проектной деятельности. 

Категория учащихся

Программа «Секреты бумажного листа» разработана для детей 5-7 лет.

Направленность программы

Программа имеет художественную направленность, т.к. учащиеся приобретают практические умения и навыки в области художественного творчества, учатся образно воспринимать окружающий мир.

Вид программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Секреты бумажного листа» является модифицированной, т.к. разработана на основе базовых программ прикладной деятельности.

Цель программы: развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста посредством конструирования из бумаги в технике оригами.

Задачи программы:

Обучающие:

- обучить основам работы с бумагой в технике оригами.

- познакомить с основными геометрическими понятиями (точка, угол, квадрат, середина, диагональ и т.д.);

- научить следовать устным инструкциям;

- познакомить с базовыми формами оригами;

- формировать умения и навыки работы с бумагой в технике оригами.

Развивающие:

- развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать художественный вкус, творческие способности учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к искусству оригами;

- воспитывать коммуникативные способности детей;

- воспитывать культуру труда и совершенствование трудовых навыков. 

Ожидаемые результаты обучения. Воспитанник

будет знать:

  • Основные приемы складывания и условные обозначения, используемые в оригами.
  • Особенности базовых форм фигур, используемых в процессе изготовления;

будет уметь:

  • Определять последовательность операций при изготовлении изделий оригами.
  • Самостоятельно воплощать свои творческие замыслы в изделиях из бумаги. 

будет владеть навыками работы с бумагой.

будет применять полученные теоретические и практические знания в повседневной жизни.

будут развиты:

- интерес к искусству оригами

- внимание, память, пространственное воображение

   - мелкая моторика рук

будет сформирована культуры труда, работы в коллективе.

           

Отличительные особенности программы

Одним из основных условий реализации программы является соблюдение возрастных особенностей детей, в том числе преобладание игровой формы организации занятий, тесное переплетение нескольких областей интересов, физических особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Режим организации занятий.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем образовательной программы рассчитан на 36 учебных недель, с 01.09.2019 по 31 мая 2020г.. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки дополнительной образовательной программы соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13. Образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста осуществляться один раз в неделю, в первую половину дня, а продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 5-ти до 6-ти лет не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет – не более 30 минут. Домашние задания воспитанникам не задаются.

Особенности комплектования групп

Группы детей набираются без предъявления требований к базовым знаниям, занятия доступны для всех желающих.

Формы аттестации учащихся

  • Систематический контроль усвоения материала: устный опрос, итоговое диагностическое исследование.
  • Проведение конкурсов творческих работ.

Основными методами контроля является систематическое включенное наблюдение за деятельностью воспитанников в процессе деятельности.

II.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов, тема

теория

практика

Общее кол-во часов

1.

Знакомство с искусством оригами

0,5

0,5

1

2.

Превращение кружочка

 0,5

1,5

2

3

Превращения квадратика.

1

2

3

4.

Базовая форма - книжка.

1

2

3

5.

Базовая форма – дверь.

1

4

5

6.

Базовая форма – треугольник.

1

4

5

7.

Базовая форма – воздушный змей.

1

4

5

8.

Базовая форма – двойной треугольник

1

4

5

9.

Базовая форма – конверт.

1

4

5

10.

Итоговое занятие

-

2

2

Итого:

8

28

36

III.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Знакомство с искусством оригами. (Организационное занятие)

Теория. Правила поведения на занятиях. Правила пользования материалами и инструментами. История возникновения оригами -  презентация для воспитанников. Практика. Изготовление самолетика

2.Превращение кружочка. 

Теория. Виды и свойства бумаги. Понятие «базовые формы». Знакомство с базовой формой полукруг, и конус. Знакомство с терминами, принятыми в оригами.

 Практика. Изготовление изделий по показу педагога.

 

3.Превращения квадратика.

Теория. Виды и свойства бумаги. Термины, принятые в оригами. Понятие «базовые формы». Учимся читать графический язык оригами: условные обозначения.

Практика. Складывание изделий по показу педагога.

4. Базовая форма – «книжка».

Теория. Знакомство с базовой формой «книжка». Готовая форма листа для оригами.  Практика. Складывание из квадратного листа бумаги изделия по показу педагога. Оформление композиций с полученными изделиями.

 5. Базовая форма – «дверь».

Теория. Знакомство с базовой формой «Дверь». Учимся читать схемы: условные обозначения. Общие сведения о предмете изготовления.

Практика. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Складывание изделий на основе базовой формы «Дверь». Оформление композиций с полученными изделиями.

6.Базовая форма «треугольник».

Теория. Знакомство с базовой формой «Треугольник». Продолжаем читать схемы оригами. Сгиб «гора», «долина». Информация познавательного характера с экологической направленностью: используются стихи, сказки. Общие сведения о предмете изготовления. Практика. Складывание изделий на основе базовой формы «Треугольник». Оформление композиций с полученными изделиями.  Самостоятельная работа по усвоению новых знаний.

7.Базовая форма «Воздушный змей».

Теория. Знакомство с базовой формой «Воздушный змей». Продолжаем учиться читать условные обозначения: сгиб «гора», «долина». Информация познавательного характера с экологической направленностью: используются стихи, сказки. Общие сведения о предмете изготовления. 

Практика. Складывание изделий на основе базовой формы «Воздушный змей». Оформление композиций с полученными изделиями.

8.Базовая форма – «двойной треугольник».

Теория. Знакомство с базовой формой «Двойной треугольник». Вспоминаем условные обозначения. Сгиб «гора», «долина». Информация познавательного характера с экологической направленностью: используются стихи, сказки. Общие сведения о предмете изготовления.  

Практика. Складывание изделий на основе базовой формы «Двойной треугольник». Оформление композиций с полученными изделиями.

 9. Базовая форма – конверт.  

Теория. Знакомство с базовой формой «конверт». Графический язык оригами: условные обозначения. Сгиб «гора», «долина». Общие сведения о предмете изготовления.

Практика. 

Складывание изделий на основе базовой формы «конверт». Оформление композиций с полученными изделиями.

10.Итоговое занятие.

Теория. Вспоминаем изученные базовые формы. Подведение итогов работы за год.

Практика. Складывание изделий на основе изученных базовых форм. Составление композиций. 


                 IV.ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методическое обеспечение

Раздел / тема

Приемы и методы организации образовательного процесса

Дидактическое оснащение

Форма контроля.

Знакомство с искусством оригами.

Методы и приемы:

- беседа,

-объяснительно-иллюстративный,

- игровой

Технологии:

групповое обучение.

Наглядные пособия, видеоматериалы (презентация).

 Беседа, выставка работ, опрос.

Превращение кружочка

Методы: 

-беседа,

-объяснительно-иллюстративный, игровой.

Технологии:

групповое обучение.

Образцы работ, схемы

Беседа, творческая работа.

Превращения квадратика.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, игровой.

Технологии:

- групповое обучение.

- индивидуализация

 Образцы работ, схемы.

Беседа, творческая работа.

Базовая форма - книжка.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, игровой.

Технологии: групповое обучение.

 Образцы работ, схемы.

Беседа, игра, анализ работ.

Базовая форма – дверь.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, игровой.

Технологии: групповое обучение.

Образцы работ, схемы

Беседа, опрос, игра.

Базовая форма – треугольник.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, игровой.

Технологии:

- групповое обучение,

-индивидуализация

Образцы работ, схемы

Беседа, игра

Базовая форма – воздушный змей.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, игровой.

Технологии:

-групповое обучение.

- индивидуализация

Образцы работ, схемы

Беседа, опрос, игра.

Базовая форма – двойной треугольник

Методы: Объяснительно-иллюстративный, игровой.

Технологии: групповое обучение.

Образцы работ, схемы

Беседа, опрос, игра.

Базовая форма – конверт

Методы: Объяснительно-иллюстративный, игровой. Технологии:

-групповое обучение.

- индивидуализация

Образцы работ, схемы

Беседа, опрос, игра.

Итоговое занятие

Методы: 

- беседа,

- творческое задание.

Технологии: коллективно- творческой деятельности.

Образцы работ, схемы.

Беседа, выставка детских работ.

Алгоритм занятия

1.Водная часть (2 минуты)

Вхождение в тему (подготовка воспитанников к усвоению нового материала).

2.Основная часть (20-25 минут)

1) Знакомство с последовательностью складывания листа (схемой).

2) Показ способа выполнения работы педагогом.

3) Выполнение работы детьми по показу.

4) Творческое задание по теме.  

3.Заключение (3 минуты).   Рефлексия, анализ работ детей.

Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует проявлению индивидуальности каждого. Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать которое желательно с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки, а третья заключается в обыгрывании, применении для оформления помещений детского сада. При проведении занятий оригами целесообразно использовать поговорки, пословицы, потешки, стихи.

 Материально-техническое:

-  ТСО (ноутбук, магнитофон, интерактивная доска, проектор),

- бумага офисная белая,

-бумага цветная,

- картон цветной,

-картон белый,

- клей ПВА,

- ножницы,

- линейка,

- простой карандаш,

-цветные карандаши.

Занятия проходят в специально оборудованном помещении, в котором имеются: регулируемые столы, стулья, лампы дневного освещения. Помещение соответствует санитарно – гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения, учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

V. МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Цель: определить степень развития творческих способностей воспитанников.

Диагностический инструментарий.

1. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами

- умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги;

- умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «блин», «дверь», «двойной треугольник».

Высокий уровень – делает самостоятельно,

Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,

Низкий уровень – не может сделать.

2. Умение сделать изделие, следуя за показом педагога и слушая устные пояснения.

Высокий уровень – делает самостоятельно,

Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,

Низкий уровень – не может сделать.

3. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы.

Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;

Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;

Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Список используемой литературы:

1. Агапова И., Давыдова М. Лучшие модели оригами для детей. - М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007г

2.Афонькин С.Ю., Афонькина А.Ю. Все об оригами. Изд-во «Кристалл», 2005.

3.Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М., "Просвещение", 1992.

4.Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников: конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005.

5. Кошелев В. М., Афонькин С. Ю. Вырезаем и складываем. – СПб: Кристалл, 1999. 6.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Изд-во "Академия развития", 1996.

7.Сержантова Т. Б.366 моделей оригами. - М.: Айрис-пресс, 2006.

8. Соколова С.В. Оригами для дошкольников. - Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2008.

9. Тарабарина Т.И. Оригами для начинающих. – Ярославль: Академия развития, 2009г.

Список литературы для родителей воспитанников:

1.Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Энциклопедия оригами для детей и взрослых». СПб.: Кристалл, 2000.

2.Афонькин С. Ю., Лежнева Л. В., Пудова В. П. «Оригами и аппликация». СПб.: ООО Издательство «Кристалл», 2004.

3.Гарматин А. Оригами для начинающих. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Владис», 2006. – 320 с.

4.Гарматин А. Оригами. Чудеса из бумаги. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Владис», 2006. – 320 с.

5.Мини-энциклопедия. Оригами. Цветы. (Редактор С.Афонькин) – Вильнюс: UAB «BESTIARY», 2013.

7.Мини-энциклопедия. Оригами. Игры и Фокусы. (Редактор С.Афонькин) – Вильнюс: UAB «BESTIARY», 2013

8.Оригами: волшебство из бумаги. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.- 48с.

9.Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. – М.: Айрис-пресс, 2005. -192 с.

10.Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами. - М.: Айрис Пресс, 2005. - 191 с.

Интернет-ресурсы:

https://yandex.ru/images/search?text

https://www.liveinternet.ru/users/5031314/post452114700/

https://ipodelka.ru/origami-iz-bumagi

http://oriart.ru/dir/2

http://stranamasterov.ru/

http://ru.origami-club.com

Приложение 1.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

месяц

дата

Тема занятия

Кол-во часов

По плану

По факту

сентябрь

1 неделя

Знакомство с искусством оригами

1

2 неделя

«Одуванчики»

1

3 неделя

« Рожок  мороженого»

1

4 неделя

«Именины у рябины» (ветка в вазе)

1

октябрь

1 неделя

Дом с дверями и окнами»

1

2 неделя

«Грибы»

1

3 неделя

В осеннем лесу» (коллективное панно)

1

4 неделя

«Лисичка»

1

5 неделя

«Белочка»

1

ноябрь

1 неделя

«Стакан»

1

2 неделя

« Кто сказал: Мяу?»

1

3 неделя

«Птица – синица»

1

4 неделя

«Утки»

1

декабрь

1 неделя

Елочные игрушки: «Ёлка»

1

2 неделя

«Братец кролик»

1

3 неделя

«Воздушный змей»

1

4 неделя

«Сова»

1

январь

3 неделя

« Снеговик»

1

4 неделя

«Ворона»

1

5 неделя

«Карандаш - закладка»

1

февраль

1 неделя

« Медведь»

1

2 неделя

«Бабушка»

1

3 неделя

«Дедушка»

1

4 неделя

«Пилотка»

1

март

1 неделя

«Цветок»

1

2 неделя

« Неваляшка»

1

3 неделя

«Коробочка»

1

4 неделя

«Солонка»

1

апрель

1 неделя

«Ракета»

1

2 неделя

«Лебедь»

1

3 неделя

«Рыбка»

1

4 неделя

«Лодочка»

1

май

1 неделя

«Лягушка»

1

2 неделя

«Бабочки»

1

3 неделя

«Вертушка»

1

4 неделя

Итоговое занятие

1

ИТОГО:

36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»

Программа  направлена на развитие детей дошкольного возраста на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как ...

«Загадка бумажного листа»

Знакомство детей с производством бумаги, исследование её свойств....

Конспект занятия для детей с ОНР «Секреты бумажного листа».

Конспект для детей старшего возраста с общим недоразвитием речи.Расширять представления  детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки ( электриче...

Программа занятий по интересам для детей среднего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа».

Оригами – это сказка.Оригами – это веселый труд.Оригами – это волшебный мир.Оригами – это фокус.Оригами – это физкультминутка.Оригами - это мир превращений и квадрат.Оригами – это то, что я могу сдела...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»

Искусство оригами не только развлечение. Работа с бумажными фигурками развивают мелкую моторику детей и так же важнейшие психические процессы как внимательность, память, мышление, воображение. Оно при...

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»

Оригами – это сказка.Оригами – это веселый труд.Оригами – это волшебный мир.Оригами – это фокус.Оригами – это физкультминутка.Оригами  - это мир превращений и квадра...