Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе №8 по теме: «Как жили люди на Руси»
план-конспект занятия (старшая группа)

Исламова Татьяна Николаевна

Конспект НОД

по приобщению детей к истокам русской народной культуры

по теме: «Как жили люди на Руси»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_istokam.docx44.04 КБ

Предварительный просмотр:


Coat_of_Arms_of_Engels_(Saratov_oblast)

ЭНГЕЛЬССКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 18»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект НОД

по приобщению детей к истокам русской народной культуры

в старшей группе №8

по теме: «Как жили люди на Руси»

Подготовила воспитатель 8 гр:

Плево Татьяна Николаевна

Декабрь

2021г.

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Возрастная группа: старшая

Тема НОД: «Как жили люди на Руси»

Образовательная область: социально-коммуникативная, речевая, познавательная, физическая, художественно-эстетическая.

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

Познакомить детей с избой – жилище крестьянской семьи, с предметами русского быта.

Систематизировать знания детей о русской национальной одежде (мужской и женской).

Формировать интерес к произведениям устного народного творчества– русским народным сказкам; закрепить знания русских народных сказок, умение узнавать их по фрагментам, иллюстрациям. Познакомить с докучными сказками.

Познакомить с куклами-самоделками, способствовать умению мастерить куклу из ложки и платка.

Развивать: коммуникативные умения, мыслительные операции путем загадывания загадок, мелкую моторику пальцев рук; обогащать словарный запас.

Воспитывать бережное отношение к ценностям русского наследия: игрушкам, предметам, фольклору.

Виды деятельности познавательно-исследовательская; коммуникативная, двигательная. музыкальная

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: рассматривание, беседа, дидактическая игра, подвижная игра.

Предварительная работа: проведение праздника «Русские народные игры», чтение и рассказывание русских народных сказок, создание альбома «Русские красавицы», игра  «Кукла  — наряжайка «Аленушка»

Оборудованиеноутбук, телевизор, магнитофон, макет мини избы, мини предметы русского быта, сундучок, дидактическая игра «Сложи картинку». Русские народные сказки», самодельные куклы, деревянные ложки, платочки, русский женский костюм.

Словарная работа: изба, горница, лапти, колыбель, косоворотка, порты, кокошник, картуз.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Организационный момент

Воспитатель. Ребята, давайте покажем и расскажем о том, как мы живём.

Дети сидят на ковре вокруг

Утром солнышко встает,

 Всех на улицу зовет,

Выхожу из дома я,

Здравствуй, улица моя!

Я пою, и в вышине

Подпевают птицы мне,

Травы шепчут мне в пути:

«Ты скорей, дружок, расти!»

 Отвечаю травам я,

Отвечаю ветрам я,

Отвечаю солнцу я: «Здравствуй, Родина моя!

 Я сегодня одета необычно.

Что за костюм надет на мне? 

Как называется платье без рукавов? 

 Как называется головной убор?

Кокошник от слова «кокоша», значит курица, кокошник по форме похож на куриный гребешок. Кокошник носили женщины по праздникам.

—  А сейчас мы посмотрим, как одевались мужчины и дети на Руси.

(Показ слайдов)

Мужская рубашка называлась косоворотка. Почему она так называлась?

Штаны – порты, на голове – картуз, на ногах – лапти.

Мы с вами узнали, как одевались люди на Руси.

А сейчас мы узнаем, как люди жили?

Как выглядели их дома?

Раньше Русь называли деревянная, как вы думаете почему?

 Как раньше назывались дома? Правильно,  раньше дома строили из дерева и называли их избами. Еще избы называли срубами, потому что их рубили топором.

(Показ  слайдов  с изображением различных русских изб)

В избе была одна комната – горница.

Сейчас я хочу пригласить вас в  миниатюрную горницу и загадать загадку

Тихо в доме кто –то бродит

Хотя дома и темно.

Шевелит в углу поленом

И горшочками стучит.

Что-же это за явленье

Кто-же ночью там не спит?

И куда исчезли краски, шорты и конструктор наш большой?

Это всё конечно сделал

Хитрый добрый….

(в горнице появляется старейший из домовых Нафаня)

— Кто это?  А кто такой домовой? 

В народе считают, что домовой живет в каждом доме. Есть поговорка «Домовой-домовой, поиграй, а потом отдай.. . (так говорят, когда не можешь найти какую-то вещь в доме». Домовой настоящий хозяин дома, хранитель, покровитель его. Оберегает, следит за порядком, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился. Домовой оберегает дом от болезни, злобы, зависти, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился. А если ссорятся, он начинает сердиться. Очень не нравится ему, когда дети капризничают или повсюду разбрасывают  свои вещи. Тогда он их прячет – дети ищут, а найти не могут. Значит, домовой решил проучить их, чтобы всё клали на свои места. Домовой следит за порядком в доме обычно в ночное время, когда все домочадцы спят, как вы думаете почему? Чтобы не попадаться им на глаза и не испугать. Домовой любит жить за печкой. Домовенок говорит детям, что очень ждал их, хочет с ними поиграть.

Физкультминутка. Игра-хоровод.

Дети , взявшись за руки, идут по кругу и поют песню:

Я по горенке шла,

Клубок ниток нашла.

Клубок маленький, нитки аленьки.

Клубок катится, нитка тянется,

Клубок доле, доле, доле.

Нитка боле, боле, боле.

За клубочком погналась

И ниточка порвалась

Поднять руки вверх

Сгибать рук в локтях к груди

Показать рукой на себя

Выпрямить руки в стороны

Поднять руки над головой

Опустить руки на ковер

Поднять руки над головой и покачать ими

Взять друг друга за руки.

(Русский народный)(Сарафан).

(Блузка? (Рубаха).

(Кокошник).

(Ответы детей)

(избами)

Домовой (Нафаня)

(Ответы детей).

Исполняя песню, дети закручиваются в улитку, затем раскручиваются. Музыка прерывается все разбиваются на пары. Пара, объединившаяся последней, становится друг другу спиной и одновременно хлопая в ладоши поворачивают головы в любую сторону. Если повернулись в разные стороны, пожимают друг другу руки, если в одну – обнимаются.

Основная часть

А сейчас Нафня приготовил интересные задания-загадки

Нафаня:

Вам нужно отгадать загадку и показать предмет.

Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
Но зато когда сыта,
От Федоры – теплота.

Воспитатель:

— Печь была в  каждой избе. С печью связан весь быт, вся жизнь людей.  Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду,  обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку.  Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.

— В каких русских народных сказках упоминалась печь?

Пошли купаться.
Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли,
На третьем повисли.

— В какой сказке говорится о ведрах и коромысле?

У печи стоит предмет,

Он тяжелый, спору нет.

Но зато в хозяйстве нужен.

В нем сготовить можно ужин.

Рогат, а не бодает,
Не ест еду, а хватает.
Схватит – отдаёт,
Сам в угол идёт

У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит,
И как зеркало блестит.
Шипит, кипит,
Всем чай пить велит.

Пароход стоит на нем,
Пароход с горячим дном.
По рубашкам и по брюкам
Пароход тот поведем.

Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет.

Какие сказки про лапти, вы, знаете?

Без рук, без ног во все стороны клонится.

Мать качает дитя в колыбельке и поет ему песенку. Как называется такая песенка?. Кто-нибудь знает колыбельную песенку?

— Раньше не было игрушек, люди мастерили их сами. Чтобы утешить плачущее дитя, мама могла смастерить куколку на скорую руку из ложки и платочка.

Воспитатель показывает, как сделать такую куклу и предлагает детям сделать куклу самостоятельно.

— Нафаня, загадывай следующую загадку.

-Прячет бабушка там вещи сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут …

 Воспитатель:

— У меня тоже есть сундук и в нем прячутся сказки.

А теперь, дорогие, посидите, да умом пошевелите.

Начинаются сказки, катятся с гор салазки.

А это было, голубчики, в старину,

Когда задумал дед Архип залезть на луну.

Тогда сказки по воздуху летали.

Друг друга за крылышки хватали.

Я за ними на золотом коне скакала,

Да в сундук эти сказки собирала,

А вот какие сказки, вы узнаете, когда мои загадки отгадаете.

— Садись, Нафаня на печку, слушай, как дети будут отвечать.

— Вымолвил словечко, покатилась печка,

Прямо из деревни, к царю да царевне,

И за что, не знаю, повезло лентяю.

— Не лежалось на окошке – покатился по дорожке.

— Колотил да колотил по тарелке носом – ничего не проглотил и остался с носом.

— Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,Очень вкусная вода, в ямке от копытца.

— Мышка дом себе нашла, мышка добрая была,

В доме том, в конце концов, стало множество жильцов.

Нафаня хвалит детей.

Воспитатель:

— В моем сундучке есть еще сказки, сейчас одну из них я вам расскажу.

Встал медведь на колоду –
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…

Как называется такая сказка? )  Почему она так называется?

А вы знаете докучные сказки?»

заглядываю в сундучок – там лежат конверты с последним заданием «Собери и назови сказку».

(Печь)

(ответы детей)

(Ведра, коромысло)

(Чугунок)

 (Ухват)

(Самовар)

(Утюг)

(Лапти)

(Колыбельная)

(Ответы детей)

(Работа в парах)

(сундук).

(Рассматривают сундучок)

(По щучьему велению)

(Колобок).

(Лиса и журавль).

(Сестрица Аленушка и братец Иванушка).

(Теремок).

(Докучная)

ответы детей

Дети берут конверты, проходят к столу и выполняют задание.

Заключительная часть

— Дети, что мы нового сегодня узнали?

Что вам было особенно интересно?

Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа, с  народными праздниками и т.д.

Хвалю  детей и приглашаю попить чай из  настоящего самовара.

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

викторима с родителями на тему"приобщение детей к истокам русской народной культуры" (средняя группа)

Помочь подителям  осмыслить, что приобщение детей к семейно- бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и лада в семье- должно начинаться в семье. Главн...

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Старшая-подготовительная группа.

Конспект НОД по Региональному компоненту для детей подготовительной (старшей) группы.. Приобщение к истокам русской народной культуры....

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»...

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры на тему: «Колыбельной песни добрый свет» (с использованием игрушки Домовёнок Кузя)

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры на тему: «Колыбельной песни добрый свет»(с использованием игрушки Домовёнок Кузя)...

Конспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Художественно-эстетическое развитие. Тема: «Веселая матрешка»

Программные задачи:1. Образовательные:- познакомить дошкольников с игрушкой – Матрешкой путем восприятия её через народный фольклор, познакомить с русской народной деревянной игрушкой – ма...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «История появления ложки на Руси»

Задачи:Обучающие:Расширить знания дошкольников об истории возникновения ложки, способах ее изготовления в разные времена;Закрепить знания о видовом многообразии ложек (разные по размеру, мат...