Конспект по развитию речи. Составление рассказа по сюжетной картине «Осень».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Калиниченко Надежда Валентиновна

Цель: составление рассказов по сюжетной картине «Осень», повышение общей осведомлённости о времени года «Осень».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_po_syuzhetnoy.docx463.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа по сюжетной  картине «Осень».

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0284/00077c93-eb8d007d/img16.jpg

Цель: составление рассказов по сюжетной картине «Осень», повышение общей осведомлённости о времени года «Осень».

 Задачи:

 Образовательные: обучать составлению рассказа по сюжетной картине.

Развивающие: развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи, уточнять и расширять словаря по теме «Осень», развивать память и смысловую догадливость при отгадывании загадки, развивать логическое мышление, зрительное внимание, активность и самостоятельность.

Воспитательные: воспитывать культуру речевого общения, дружелюбия, любовь к прекрасному, бережное отношение к природе.

Оборудование: осенний листок Листёнок, картина, листья и ветки деревьев, ветка с ягодами рябины, шишки, жёлуди, мини-бассейны с водой, салфетки, диски, мнемосхемы, звукозапись, сюрпризная коробка «Угадай-ка», мольберт, ТСО (запись звуков).

Ход деятельности.

1.Организационный момент: загадка про осень. Угадайте, о каком времени года моя загадка?

Пустые поля, мокнет земля

День убывает, когда это бывает? (осенью)

Как догадались?

2.Ребята, сегодня у нас с Вами встреча с картиной. Внимательно рассмотрите её.

1). Какое время года нарисовал художник?

 2).Почему Вы так решили?

 3). Какие красивые слова можно подобрать к слову осень? - золотая, красивая, волшебная, разноцветная, дивная, чудесная

4). Кто нарисован на картине? - на картине нарисованы дети

 5). Куда пришли дети? - дети пришли в осенний лес

6). А вы бы хотели прогуляться по осеннему лесу

3. Ой, смотрите что это? Это осенний листочек – Листёнок. Как он к нам попал? Слушаю предположения детей.

 - может быть его занесло ветром, может быть он влетел через форточку Листёнок предлагаем Вам шагнуть в эту картину. Закройте глаза.

В руку Листёнок я возьму

тихонечко взмахну

Вокруг себя ты обернись

Глаза открой и удивись.

 Представьте, что мы с вами в осеннем лесу. Глубоко вдохните, не поднимая плеч.

Какой воздух в осеннем лесу? - прохладный, свежий, влажный

Какие запахи ещё в осеннем лесу ощущаете?

 Какие запахи чувствуете?

Чем пахнет в лесу?

 - я ощущаю запах грибов, ягод, коры деревьев, листьев, мокрых веток

 - я чувствую запах сырого и влажного воздуха от воды

 - в лесу пахнет сыростью, прохладой, последними цветами

4. Это действительно так. Приглашаю детей сесть на пенёчки. У нас сегодня в гостях волшебная коробочка «Угадай-ка». Вот давайте мы сейчас с вами угадаем, что можно найти в осеннем лесу?

 Дети на ощупь угадывают предметы, которые находятся в коробке (гриб, жёлудь, шишка, ветку рябины, листочек) - в лесу можно найти жёлудь, он гладкий,

- в лесу можно найти жёлудь, он гладкий, приятный на ощупь

- в лесу можно найти шишку с чешуйками

 - в лесу можно найти гриб, у которого есть шляпка и ножка

 - в лесу можно найти ветку с оранжевыми ягодами рябины

 - в лесу можно найти жёлтый листок

5. А я нашла в лесу вот такой необычный листок (заранее вырезанный из цветного картона лист с прорезью в середине).

Ты листок скорей возьми

Дерево на картине назови

Какие деревья вы видите? Расскажите о них.

 - я вижу клён, у него коричневый ствол и яркие листья

 - я вижу берёзу, у неё белый ствол с чёрными точками

- я вижу рябину, у неё красивые оранжевые ягоды, которые висят целыми гроздьями

- я вижу дуб, у него коричневые по цвету листья, на ветках висят жёлуди

По ходу рассказа дети находят кору соответствующего дерева

6. Физминутка «Листопад».

Ребята, скажите, что такое листопад?

Листёнок предлагает поиграть в игру «Листопад».

Под ногами листопад (ходьба)

Листья жёлтые лежат

Листья жёлтые лежат (наклоны в стороны)

 А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок (приседания)

Папа, мама и Листёнок (имитация подбрасывания листьев вверх).

7.Как вы думаете, обращаюсь к картине, это река или озеро? Почему вы так думаете?

-река – узкая и длинная, а озеро – круглое и широкое

Закройте глаза. Ставлю на стол мини бассейн с холодной водой.

Не открывайте глаза. Опустите руки как будто в лесную речку. Расскажите, какая вода в реке?

-холодная, прохладная

Если погода на улице ясная, безветренная, значит какая вода в реке?

-тихая, спокойная

 На берегу реки растут деревья, значит что можно увидеть в реке?

 - деревья, как в зеркале отражаются деревья, как будто любуются своей красотой

Раздаю детям салфетки, предлагаю промокнуть руки.

8. Какие звуки в лесу можно услышать? Листёнок предлагает вам послушать звуки и назвать их. Включаю ТСО, звучат звукозаписи (стучит дятел, тенькнула синичка, пыхтит ёжик, царапнула коготками белка, шуршание листьев, журчание реки, разговор детей).

Я слышу, как кукует кукушка.

 - нет, кукушка-это перелётная птица, она улетела в тёплые края

9. Вновь обращаю внимание на картину.

Что делает мальчик, изображённый в центре?

 - он присел, наверное он хотел погладить ёжика, но укололся иголками, ёж рассердился и решил убежать

Что делает мальчик, который стоит слева?

 - он увидел на дереве рыжую белочку, он хочет погладить её, или угостить чем-то вкусным

Чем заняты девочки?

- девочка в зелёном берете пришла в лес со своей любимой игрушкой, она нашла красивую веточку клёна с яркими оранжевыми листьями

- девочка в клетчатой юбке нашла ветки дуба

Как вы думаете, детям понравилось гулять в осеннем лесу?

Какое настроение у них было во время прогулки?

- у детей было весёлое и радостное настроение

10.Листёнок очень хочет послушать Ваши рассказы  про осень. Составить рассказы вам помогут схемы, которые мы придумали вместе.

1). С чего начнёте свой рассказ? (схема)

 - Какое время года наступило?

Что расскажите о траве, деревьях, о реке?

2). О ком будете рассказывать дальше? (схема №1, №2, №3)

 - О детях. Что расскажите о мальчике, который изображён в центре? Что можно рассказать о мальчике, который стоит слева? Что можно рассказать о девочках?

3). Чем закончите рассказ? (схема)

- Понравилась ли прогулка детям, и какое настроение было у них?

 5.Подготовка к рассказу по картине. Дети составляют рассказы, используя схемы (3 человека). Середина рассказов у всех будет разная.

1 рассказ. Наступила золотая осень. Листья на деревьях стали жёлтыми, красными, оранжевыми. Трава почернела и высохла. Вода в реке холодная, тихая, спокойная. Как в зеркале отражаются в ней деревья. Наверное, они любуются своей красотой. Дети пришли на прогулку в лес. Они одеты в лёгкие куртки и шапки, потому что стало прохладно. Один мальчик, в оранжевой куртке, увидел возле пенька ежа и стал его рассматривать. Он присел, наверное, хотел погладить ёжика, но укололся иголками. Ёж рассердился, запыхтел и решил убежать. Детям очень понравилось в осеннем лесу. У них было весёлое и радостное настроение.

 2 рассказ. Наступила долгожданная осень. Листья на деревьях пожелтели и начали опадать. Трава почернела и высохла. Вода в реке холодная, тихая, спокойная. Как в зеркале отражаются в ней деревья. Наверное, они любуются своей красотой. Дети пришли на прогулку в лес. Они одеты в лёгкие куртки и шапки, потому что стало прохладно. Мальчик, который стоит слева, наблюдает за белкой. Он увидел на дереве рыжую белочку, он хочет погладить её, или угостить чем-то вкусным. Детям очень понравилось в осеннем лесу. У них было весёлое и радостное настроение.

3 рассказ. Наступила золотая, волшебная осень. Листья на деревьях пожелтели и начали опадать. Трава почернела и высохла. Вода в реке холодная, тихая, спокойная. Как в зеркале отражаются в ней деревья. Наверное, они любуются своей красотой. Дети пришли на прогулку в лес. Они одеты в лёгкие куртки и шапки, потому что стало прохладно. Девочка в зелёном берете пришла в лес со своей любимой игрушкой, она нашла красивую веточку клёна с яркими оранжевыми листьями. Девочка в клетчатой юбке подняла с земли ветки дуба и клёна. Наверное, ночью был сильный ветер, который обломал ветки. Около пенька стоит корзина с грибами, которые собрали дети.

Детям очень понравилось в осеннем лесу. У них было весёлое и радостное настроение.

6.Педагог вместе с Листёнком даёт оценку рассказам детей и благодарит их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи составление рассказа по картине "Зима в лесу"

Цели и задачи: 1.Учить составлять простые и сложные предложения, небольшой связной рассказ по фрагменту картины о зиме. 2.Уточнить и обобщить знания детей о зимних изменениях в природе. 3.У...

Конспект по развитию речи "Составление рассказа "Моя любимая игрушка»

Тема мероприятия: «Моя любимая игрушка»Задачи:обучать навыкам составления рассказа на основе личного опыта на тему "Моя любимая игрушка";учить рассказывать последовательно, выразительно;учить дет...

Конспект занятия по развитию речи.Составление рассказа на тему"Осень".

Задачи:Учить детей составлять рассказ об осени при помощи мнемотаблицы. Развивать связную речь, умение аргументировать.Воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе....

Конспект по развитию речи .Составление рассказа по сюжетной картине "Осень у пруда"

Конспект для проведения занятия в старшей группе по развитию речи.Сюжетная картина "Осень у пруда"...

Конспект занятий по развитию речи составление рассказов на тему "Осень наступила"

Задачи:Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;продолжать учить детей отвечать на во...

Конспект по развитию речи "Составление рассказов на тему "Осень"

Работа направлена на детей с нарушением речи....