Мастер – класс для родителей младшей группы «Место дидактической игры в сенсорном развитии ребенка»
консультация (младшая группа)

Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с № 32 Быкова А.В                                                                                                                                       

  Чтобы детство наших детей было счастливым, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть  потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт мир.                                            

Сенсорное развитие  служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.  Основным средством реализации данных задач являются дидактические игры, направленные на сенсорное развитие.

  Использование дидактических игр в образовательной деятельности  и в течение дня в режимных моментах расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), а также устанавливать простейшие взаимосвязи.                                                   

В  процессе игры, дети считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе — поддерживать интерес детей.

Обучая маленьких детей в процессе игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Например: игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.

«Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Игры с бусинками: «Разноцветные бусы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.

Игры-шнуровки -  развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;  развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи;  развивают творческие способности;  развивают усидчивость;  игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

              - Какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Чему могут научить ребёнка эти игры?  (ответы родителей).                       

Сегодня мы с вами, как можно   быстро и просто, без особых затрат попробуем  изготовить увлекательные пособия своими руками,    разнообразные интересные игры, направленные на сенсорное развитие.                                                                                                                                                  Практическая часть.

 «Волшебные прищепки».                                                                  

Описание игры. К каждой картинке  Вы должны подобрать прищепки такого же цвета 

 Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку и т.д.)

Описание приготовления пособия:

Распечатать крупные цветные сюжетные картинки, вырезать их без каких-нибудь элементов, приклеить на картон. На обратной стороне приклеить текст с заданием в стихотворной форме.

Когда дети научатся надевать и снимать прищепки, можно предложить им игры – задания.

«Сделай дереву веточки», «Сделай колючки ёжику», «Сделай  лучики солнышку»                                                                                                      

Существует еще много различных моментов, помогающих познакомить ребенка с цветом: во время совместных игр называйте не только предмет, с которым вы играете (например, мяч), но и цвет игрушки (это мяч красного цвета). Во время одевания ребенка, называйте цвет одежды: «это платье синего цвета, носочки желтого цвета».

     Игра « Геометрическая мозаика»

Описание игры: из лежащих на столе  геометрических фигур нужно собрать произвольное  изображение. Работать можно парами.

Для изготовления данной игры вам понадобиться: салфетки универсальные, трафареты геометрических фигур. 

Данное пособие поможет:

- развить мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации, развить мелкую моторику пальцев рук.

- формировать представление о геометрических фигурах, формах.

- закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форма, величина, цвет).

- развивать речь, умение делать простые выводы.

  Варианты игры: «Собери красивые бусы»,  «Выложи предмет», «Найди пару», «Найди такую же…», «Что изменилось?», «Подбери фигуру» и т.д.

 «Подбери фигуру»:  на карточке нарисованы фигуры разной формы и такие же отдельно. Вам необходимо разложить все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались. Эта игра закрепляет представления о геометрических формах, упражняет в их названии.

  Дидактическая игра «Собери капельки»

Для этой игры надо вырезать из картона разноцветные капельки и контуры стаканчиков.  

Игровое задание: ребенку предлагается собрать капельки в стаканчик такого же цвета

Дидактическая игра «Подбери ключик»,  «Цветные автомобили»

Из цветного картона надо вырезать разноцветные грузовички. Так же вырезать различные предметы для перевозки (мячи, грибочки, кружочки, квадраты и т.п.).                                                                                                       

Игровое задание: ребенка просят подобрать предметы такого же цвета, что и машина и перевезти их в магазин. По желанию можно сделать из цветного картона или кубиков магазин (домик), куда будут перевозиться  предметы. Должен подобрать ключ, соответствующий цвету домика.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для  родителей младшей группы 

«Место дидактической игры в сенсорном развитии ребенка»

                                                                                                                                                                        

Ход:                                                                                                                                                Чтобы детство наших детей было счастливым, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть  потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт мир.                                            

Сенсорное развитие  служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.  Основным средством реализации данных задач являются дидактические игры, направленные на сенсорное развитие.

  Использование дидактических игр в образовательной деятельности  и в течение дня в режимных моментах расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), а также устанавливать простейшие взаимосвязи.                                                   

В  процессе игры, дети считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе — поддерживать интерес детей.

Обучая маленьких детей в процессе игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! 

Например: игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.

«Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Игры с бусинками: «Разноцветные бусы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.

Игры-шнуровки -  развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;  развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи;  развивают творческие способности;  развивают усидчивость;  игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

              - Какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Чему могут научить ребёнка эти игры?  (ответы родителей).                       

Сегодня мы с вами, как можно   быстро и просто, без особых затрат попробуем  изготовить увлекательные пособия своими руками,    разнообразные интересные игры, направленные на сенсорное развитие.                                                                                                                                                  Практическая часть.

 «Волшебные прищепки».                                                                  

Описание игры. К каждой картинке  Вы должны подобрать прищепки такого же цвета 

 Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку и т.д.)

Описание приготовления пособия:

Распечатать крупные цветные сюжетные картинки, вырезать их без каких-нибудь элементов, приклеить на картон. На обратной стороне приклеить текст с заданием в стихотворной форме.

Когда дети научатся надевать и снимать прищепки, можно предложить им игры – задания.

«Сделай дереву веточки», «Сделай колючки ёжику», «Сделай  лучики солнышку»                                                                                                      

Существует еще много различных моментов, помогающих познакомить ребенка с цветом: во время совместных игр называйте не только предмет, с которым вы играете (например, мяч), но и цвет игрушки (это мяч красного цвета). Во время одевания ребенка, называйте цвет одежды: «это платье синего цвета, носочки желтого цвета».

     Игра « Геометрическая мозаика»

Описание игры: из лежащих на столе  геометрических фигур нужно собрать произвольное  изображение. Работать можно парами.

Для изготовления данной игры вам понадобиться: салфетки универсальные, трафареты геометрических фигур. 

Данное пособие поможет:

- развить мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации, развить мелкую моторику пальцев рук.

- формировать представление о геометрических фигурах, формах.

- закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форма, величина, цвет).

- развивать речь, умение делать простые выводы.

  Варианты игры: «Собери красивые бусы»,  «Выложи предмет», «Найди пару», «Найди такую же…», «Что изменилось?», «Подбери фигуру» и т.д.

 «Подбери фигуру»:  на карточке нарисованы фигуры разной формы и такие же отдельно. Вам необходимо разложить все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались. Эта игра закрепляет представления о геометрических формах, упражняет в их названии.

  Дидактическая игра «Собери капельки»

Для этой игры надо вырезать из картона разноцветные капельки и контуры стаканчиков.  

Игровое задание: ребенку предлагается собрать капельки в стаканчик такого же цвета

Дидактическая игра «Подбери ключик»,  «Цветные автомобили»

Из цветного картона надо вырезать разноцветные грузовички. Так же вырезать различные предметы для перевозки (мячи, грибочки, кружочки, квадраты и т.п.).                                                                                                       

Игровое задание: ребенка просят подобрать предметы такого же цвета, что и машина и перевезти их в магазин. По желанию можно сделать из цветного картона или кубиков магазин (домик), куда будут перевозиться  предметы. Должен подобрать ключ, соответствующий цвету домика.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие «Сказка про Топтыжку» (дидактические игры в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста)

Использование в работе  дидактического пособия  «Сказка про Топтыжку» педагога Мрочковской Е В,  Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детского сада...

Мастер класс для воспитателей по изготовлению дидактической игры по познавательному развитию

Данная дидактическая игра может быть использована как в работе со всей группой детей, так и индивидуально. Возраст детей 4 - 6 лет.Цель: формирование представлений у детей о транспорте, его видах.Зада...

Интегративно – коммуникационный проект В младшей группе Тема: «Дидактические игры как средство развития речи»

Интегративно – коммуникационный проект В младшей группе  Тема: «Дидактические игры как средство развития речи»...

Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному развитию и воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира....

КОНСПЕК мастер-класса с участием родителей. Тема: «Дидактическая игра как средство развития словаря»

Показать родителям  необходимость использования дидактических игр и упражнений в развитии словаря детей...

Мастер – класс для родителей «Дидактическая игра по сенсорному развитию»

Цель проведения: способствовать повышению интереса к нетрадиционным методам по сенсорному развитию детей.Задачи:1. Формировать у родителей умение организовывать совместную игровую деятельнос...

Мастер-класс для воспитателей на тему «Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста»

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками....