Мастер-класс с презентацией для педагогов «Чудо нетрадиционного рисования»
методическая разработка

Пузырникова Кристина Сергеевна

Мастер-класс с презентацией для педагогов

«Чудо нетрадиционного рисования»

 

Цель:

познакомить с нетрадиционными техниками рисования, их применением в работе воспитателя.

Задачи:

 

•Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании.

• Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.

• Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

 

Оборудование:  столы, стулья для педагогов.

Материал для практической деятельности: гуашь разного цвета, акварель, альбомные листы бумаги, непроливайки с водой, ватные диски, ватные палочки, овощи или фрукты, сушеные листья, ракушки, трубочки пластмассовые, вилки пластмассовые, губки для посуды, прищепки, мелки восковые или свечи, соль, клей ПВА, бумага А-4, картон, салфетки сухие, дощечки для лепки, пластилин. 

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме. Подготовка оборудования, создание компьютерной презентации.

 

Вступительное слово

 

Актуальность выбранной темы мастер-класса:

 

• На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.

• В процессе работы у детей формируются мыслительные операции, навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Наблюдения за эффективностью рисования  в детском саду  приводят  к выводу о необходимости использования нетрадиционных  техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды надо учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Дома у каждого из нас есть ненужные вещи (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Гуляя по улице или в лесу можно найти много интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами, возможно, обогатить уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Использованием нетрадиционных техник:

•        Способствует снятию детских страхов.

•        Развивает уверенность в своих силах.

•        Развивает пространственное мышление.

•        Учит детей свободно выражать свой замысел.

•        Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

•        Учит детей работать с разнообразным материалом.

•        Развивает чувство цветовосприятия, чувство фактурности и                                               объёмности.

•        Развивает мелкую моторику рук.

•        Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

•        Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

                                                                                                                               

Разрешите, я вам расскажу немного о них.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

•рисование пальчиками;

•оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;

•рисование ладошками.

• рисование по мокрому листу бумаги

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

•тычок жесткой полусухой кистью.

•печать поролоном;

•печать пробками;

•восковые мелки + гуашь

•свеча + акварель;

•отпечатки листьев;

•рисунки из ладошки;

•рисование ватными палочками;

•волшебные веревочки;

•монотипия предметная.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

•рисование солью, песком, манкой;

•рисование мыльными пузырями;

•рисование мятой бумагой;

•кляксография с трубочкой;

•монотипия пейзажная;

•печать по трафарету;

•кляксография обычная;

•пластилинография

•граттаж.

 

Ход мастер – класса:

Уважаемые педагоги! А сейчас я хочу провести небольшой мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник завораживает и увлекает детей. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов и инструментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисование с детьми                                                                                                                   «12 способ рисования  нетрадиционными техниками»

Сегодня я вам расскажу и покажу, как рисовать, не используя кисточку.

 

  1. РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ.                                                              Набираем краску на палочку и точками украшаем изображение на листе бумаги. (Птички, цветочки, дерева  и т.д.).

        imageimage

 

  1. РИСОВАНИЕ ЛАДОШКАМИ.                                                            Наливаем краску в плоскую емкость. Обмакиваем ладонь и прижимаем ее к листу бумаги. (Солнышко, бабочки, рыбки, лебедь и т.д.)

             imageimage

                  

 

 

 

 

                                                                             

  1. РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ДИСКАМИ.                                             Ватными дисками можно рисовать, сложив их пополам, в четверть или целым. 

(Гусеница, сугробы, разнообразные цветы).

        imageimage

 

 

  1. РИСОВАНИЕ ОТПЕЧАТКАМИ.                                                Простой способ рисования: на отпечатываемую поверхность наносится краска и ставится на лист бумаги отпечаток. 

(Используют: цветы, листья, ракушки, фрукты, овощи)

         image image

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КЛЯКСОГРАФИЯ.                                                                                             На листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Берем трубочку и выдуваем воздух на кляксу.

 

        image image

 

 

  1. РИСОВАНИЕ ВИЛКОЙ.

На вилку набираем краску из плоской тарелочки и плоской поверхностью вилки делается отпечаток (Рисовать траву, забор, цветы, ежика и т.д.)

            image image

 

 

 

 

 

 

  1. РИСОВАНИЕ ГУБКОЙ ИЛИ КУСОЧКОМ ПОРОЛОНА.             Кусочек поролона зажимаем бельевой прищепкой, опускаем в краску и наносим отпечатки, которые создают фактурность предмета. Ими рисуют (мех животных, пушистые грозди цветов, облака, кроны деревьев и т.д.)     

   

      image image

 

  1. РИСОВАНИЕ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ.                   

Цветными восковыми карандашами или восковыми мелками наносим рисунок на лист бумаги. Затем покрываем одним или несколькими слоями акварели. Получается необычный и яркий рисунок. (Можно рисовать звезды, цветы).

 

            image image

 

 

 

 

  1. РИСОВАНИЕ СОЛЬЮ ИЛИ КРУПАМИ.                                                       На лист цветного картона наносим рисунок клеем ПВА. Рисуем любую картину. Сверху посыпаем солью или крупами(рис, пшено, гречка и т.д.). Когда  высохнет лишнюю соль или крупы стряхиваем.

            image image

 

10.РИСОВАНИЕ СМЯТОЙ БУМАГОЙ 

Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру.                                                                            Существует два способа рисования мятой бумагой.

Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.                                                                                                      

Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.

                                                                                                                                                       imageimage   1

 

 

 

 

 

  1. МОНОТОПИЯ 

Техника монотипия от греч. «моно» - один и «typos» - отпечаток, оттиск, касание, образ. Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.

Существует два вида монотипии:                                                                          

Монотипия на стекле 

 На гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.                                                                                                  Монотипия предметная

  Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

image image

12.ПЛАСТЕЛИНОГРАФИЯ                                                                            Техника, в которой используется пластилин для создания картин с  изображением полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.

image image

 

Заключительный этап:

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. /Дошкольное воспитание, 1991, №2.
  3. Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. /Дошкольное воспитание, 1991, №9.
  4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб: КАРО, 2008.
  5. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет из серии: Рисуем и познаём окружающий мир.- М., 2007.
  6. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования/ под ред. Казаковой Р.Г./-М., 2005.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_netraditsionnoe_risovanie_pravlenoe.docx2.64 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с участием родителей и детей по нетрадиционным техникам рисования «Поздравляем наших родных и любимых».

Цель: развитиe художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста и родителей  через использование нетрадиционных техник рисования. ...

Мастер – класс для родителей воспитанников третьего года жизни «Нетрадиционное рисование»

Мастер – класс для родителейвоспитанников третьего года жизни«Нетрадиционное рисование – что это?»...

Мастер класс по художественно – эстетическому развитию на тему «Нетрадиционная техника рисования – рисование солью: «Золотая рыбка».

В данном мероприятии дети знакомятся с одним из видов нетрадиционного вида рисования – рисование солью, научить работать в новой технике, познакомить с практическими навыками нанесения соли...

Мастер-класс с детьми во второй младшей группе. Нетрадиционная техника рисования, рисование мятой бумагой "Ежик"

Я провела мвстер-класс с детьми во второй младшей группе нетрадиционной техникой рисования, рисование мятой бумагой - ежика. Из самого названия техники уже понятно, что рисование у нас не было кисточк...

Мастер-класс для педагогов. Презентация "Пуантилизм - нетрадиционная техника рисования".

 Рисование для ребенка -  это часть его многостороннего развития. Во все времена детскому рисунку специалисты придавали большое значение, потому что ребенок через рисунок показывает с...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по разновидностям видов нетрадиционного рисования

Мастер-класс для педагогов ДОУ по разновидностям видов нетрадиционного рисования...

Мастер-класс для родителей. Морозные узоры на окне. Нетрадиционное рисование с элементами аппликации своими руками.

Мастер-класс для родителей. Морозные узоры на окне.  Нетрадиционное рисование с элементами аппликации  своими руками....