Краткосрочный проект «Греет, но не шубка (зимняя одежда)!»
проект (подготовительная группа)

Богачева Алена Степановна

Цель исследовательского проекта: Путём   исследовательской деятельности доказать, что шуба (зимняя одежда) не греет, а  сохраняет    человеческое  тепло.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_gruppa_._proekt_greet_no_ne_shubka.docx56.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 «Ромашка» обще развивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»

Красноярского края  г. Шарыпово

ПРИНЯТО

На заседании методсовета

Протокол № 1 от ………..

Приложение №___

К приказу №……….. от ………………

 «УТВЕРЖДАЮ»

 Заведующая МБДОУ№ 15«Ромашка»

____________________  Е.А. Топоева

                                                               

                                                                                                     

                                                                                                                                                                     

Краткосрочный проект

с 30 ноября по 4 декабря 2020 года

«Греет, но не шубка (зимняя одежда)!»

старшая группа №10 «Брусничка»

                                                                                     

 Разработчики и руководители:

Богачева А.С.

Крашенинина О.В.

г.Шарыпово

Паспорт проекта

Тема проекта

«Греет, но не шубка!»

Вид проекта

 Исследовательски-творческий проект.

По времени проведения

 Краткосрочный с 30.11 по 4.12. (неделя)

Адресация проекта

МБДОУ №15 «Ромашка» группа №10 «Брусничка».

дети 5-6  лет

Участники проекта

Воспитатели, дети,  родители.                

Актуальность исследовательского проекта

Развитие познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков). Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе.

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако, нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

С введением федеральных государственных требований в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.

Гуляя с детьми на территории прогулочного участка, я спросила у них: – «Вы не замёрзли?». Дети ответили, что нет ведь они одеты в теплые шубки и, что они их греют….

Я спросила у ребят: -  «А хотите вы узнать, действительно ли шубка греет вас на морозе?».

Проблема исследовательского проекта

Разногласия, возникнувшие между детьми при обсуждении, греет ли шубка (зимняя одежда) или нет?

Цель исследовательского проекта

 Путём   исследовательской деятельности доказать, что шуба (зимняя одежда) не греет, а  сохраняет    человеческое  тепло.

Объект исследования 

 Шуба (зимняя одежда).

Предмет исследования

Свойства шубы (зимняя одежда)

Задачи исследовательского проекта

1. Совершенствовать навыки экспериментирования

2. Добиваться, чтобы ребенок был в позиции исследователя, а не зрителя.

3.Пробудить интерес к опытам и желание добывать обоснованные знания самостоятельно.

4.Мотивировать детей опытным путём установить, что греет нас не шубка  (зимняя одежда).

5.Обогатить представления детей о основном свойстве шубы (зимняя одежда) – удержание тепла

6.Выяснить от чего зависит греющее действие одежды.

7.Способствовать формированию у родителей интерес  к обучению детей  исследовательской деятельности.

8.Организовать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую  эффективному  формированию исследовательской деятельности.

Задачи для работы с родителями:

1. Привлечь родителей к активному участию в педагогическом процессе, через совместную с детьми экспериментальную деятельность.

Гипотеза исследования

  • Да, шуба (зимняя одежда) греет, потому - что её надевают, когда холодно.
  • Нет, шуба (зимняя одежда) не греет, она просто сохраняет  тепло нашего тела.

Методы исследовательской работы

  • Наблюдение
  • Эксперимент

Ресурсы для реализации проекта

Внутренние ресурсы:

1.Наличие помещений: групповая комната с организованной предметно пространственной средой.

2.Педагоги и родители, желающие участвовать в реализации проекта: подбор материала

3. Методическое обеспечение: литература педагогическая и детская, методические разработки ООД  по теме проекта

4.Наглядно - иллюстративные материалы: художественная литература, фотографии.  

Внешние ресурсы:

1.Прогулка на свежем воздухе (наблюдение).

Индикативные показатели (результаты)

Для воспитанников:

1.Формирование основ исследовательской деятельности у дошкольников благополучно влияет на развитие мышления, памяти, воображения, развивается речь и кругозор ребенка.

Для педагогов группы № 10:

Педагоги при внедрение в образовательный процесс получат систему работы по исследовательской деятельности.

Для родителей:

1.Участие и активность родителей в запланированных мероприятиях.

2.Представление результативности: семинар, консультации в дистанционном режиме.

Содержание проекта

Деятельность в рамках реализации проекта реализоваться  будет  в нескольких направлениях:

• Организационно-методическая работа

• Организация развивающей предметно-пространственной среды

• Работа с детьми        

• Взаимодействие  с родителями

Для реализации проекта определены следующие этапы:

1.Этап.        Организационно-подготовительный. 

2.Этап.        Реализационно - практический.

3.Этап.           Аналитико-рефлексивный.

Формы работы:

- Индивидуальные и подгрупповые занятия, наблюдения

- В ООД по познавательному развитию (как часть занятия).

- В игровой деятельности вне занятий.

- В самостоятельной деятельности детей

1.Этап.        Организационно-подготовительный.

Цель: создание условий для реализации проекта

Мероприятия:

Этап работы с детьми

Содержание и направление работы

Формы работы

Сроки реализации

1.Этап.  Организационно-подготовительный

- Создание условий для реализации проекта: подбор демонстрационного материала, мультипликационного и видео материала, пальчиковых и дидактических игр разрабатывание бесед.

1. Подготовка демонстрационного материала

1.Разработка презентаций по теме

3. Подготовка видео материалов

4. Изготовление дидактических игр.

5. Разработка проблемных ситуаций.

6. Подготовка к проведению опытов.

2.Этап.        Реализационно - практический.

Цель: реализация проекта

Мероприятия:

         

Мероприятия

Программное содержание

Ответственный

Срок проведения

                                                                    Беседа

Беседа 

«Зимняя одежда» с презентацией

Проблемно-поисковые ситуации: «Когда можно ходить без пальто (куртки, шубы)?»

Цель: Формирование представления детей о зимней одежде.

Задачи: Закрепить знания о зиме, как холодном времени года, о необходимости надевать теплую одежду, знать и называть зимние вещи.

Воспитатели, дети,

 родители.

В течении недели

Беседа «Почему животные меняют зимой свою шубку» с презентацией

Цель: Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала для них природа, чтобы они переносили зимние морозы.

Опыты и эксперименты

№1 Опыт с водой

«Охлаждение жидкостей». (опыт на улице)

Цель:  Выявить различия в воды в процессах их охлаждения .

Проблема: Какая жидкость остынет   быстрей, которая просто стоит в бутылочке или которая завернутая в тёплую одежду?

№2 Опыт «Варежка»

(опыт на улице)

Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать экспериментально причинно- следственные связи.

 Проблема: В какой варежке будет теплее в мокрой или сухой?

№3 Опыт «Таяние и замерзание воды»

(опыт на улице)

Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать экспериментально причинно- следственные связи.

Проблема: Какой комочек льда растает быстрее который находится в варежке или в ладони?

№4 Опыт «Поиграем»

(эксперимент на улице)

Цель:  Развивать способности ребенка ощущать состояние тела движения и покоя

Проблема:  Согреемся ли мы во время движения?

Опыт №5 «Что изменилось?»

(в группе)

Цель: Выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Проблема: Какой  снеговик растает быстрее в помещении  который находится в шубке или просто на столе?

                                                                Подвижные игры

П/и «Два мороза»

П/и «Мороз красный нос»

Цель: формировать оптимальную двигательную активность детей на прогулке способствующую согреванию тела

Чтение художественной литературы

Чтение худ-ной литературы.

«Два мороза», «Морозко»

Цель: Учить слушать внимательно художественный текст и реагировать на его содержание, следить за развитием сюжета; формировать эмоциональное восприятие сказки и интерес к ней; умение отвечать на вопросы по его содержанию

Дидактические игры:

 «Одежда»

Д/и «Какая бывает одежда?»

Д/и «Что из чего?»

Д/и  «Назови ласково»

Цель: сделать процесс обучения простым, интересным, не вызывающим утомления и скуки.

Работа с родителями по проекту

Консультации для родителей

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Рекомендации по экспериментированию дома в рамках проекта

3.Этап.  Аналитико-рефлексивный.

Цель: Результативность работы

Мероприятия:

          - Анализ работы педагога.

          - В дистанционном режиме: «Итоги работы по проекту»

Приложение

Беседа  «Зимняя одежда»

Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,
И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.
Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.
Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.
Они о многом могут рассказать:
Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять?
Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.
Красивы – просто загляденье

 - О чём моё стихотворенье

- Правильно, это загадка о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом - одежда.

- Нужна ли одежда человеку и для чего она нужна? - Нужна. Для защиты нашего тела от холода, дождя, солнечного ожога.


(Выставляются карточки с изображением сезонных изменений: СНЕЖИНКА).
- Какой это знак? (СНЕЖИНКА)
- К какому времени года относится? (к зиме)
- Какую одежду мы носим зимой? (тёплую)
- Найдите и покажите карточки с зимней одеждой.
- Посмотрите на карточки. Все правильно показали?
- Как называется твоя одежда?

Игра «Четвертый лишний»

Головные уборы (платок, шапка, сапоги, кепка)
Обувь (валенки, ботинки, пальто, туфли)
Для тела (куртка, шуба, шляпа, пальто).

(Выставляются карточки с предметами одежды, дети называют лишний предмет).

Загадки про одежду.

Я на молнии бываю, 
В непогоду защищаю 
(Куртка)

На голову надеваем -уши защищаем. 
(Шапка)

Не галстук я, не воротник, 
Но шею защищать привык, 
Но защищаю лишь тогда, 
Когда ударят холода. 
(Шарфик)

Ступни ног нам обнимают, 
Под штаны их надевают. 
(Носки)

Черная, но не земля, 
Мягкая, но не снег, 
Согревает, но не печь. 
(Шуба)

Из ткани плотной очень,
Сшита накидка прочно.
Пуговицы красивые,
И будет тепло в зиму мне.
В нем так комфортно и легко,
Надену я в мороз 
(пальто).

Модные, красивые,
Из ткани плотной, синие.
На них нашиты киски,
Наденем на ноги мы (
джинсы).

Ноги чтобы не замерзли,
Мы оденем их скорей.
Черные, белые, в полоску.
Чтобы не упали, вденем в них ремень.
В Карманы спрячем руки.
А что это? Конечно
(брюки).

Греют наши ручки
Морозную зимой.
Снежки лепить мы будем.
Круглые с тобой.
И ручки всегда наши
Останутся в тепле.
А что это такое?
Скажите срочно мне.
Вышиты на них синички.
Ответ тут будет 
(рукавички)

На праздник, в школу, и в кино.
Красивую и с воротником.
Её наденет Витя, Паша!
А что они наденут? Конечно же
рубашку.

Чтоб ноги в ботинках у нас не вспотели
На ноги под брюки их мы надели.
Они одинаковые, как близнецы.
Что это такое? Конечно 
(носки).

Мама оденет малышу,
Красивую обновку.
Чтоб ушки не замерзли, голова.
Завяжет бантик ловко.
С помпоном и красивая.
Согреет ушки в зиму.
(шапка).

Вязаный я, грею вашу шею.
Вы завяжите меня, улететь не смею.
(шарф)

Пальчики спрятались в тканевые домики,
Им тепло теперь сидят они довольные.
Что это такое скажите мне ребятки?
Осенью натянем на руки 
(перчатки).

Я из ткани разной,
И с коротким рукавом,
Бываю желтой, красной,
С рисунком и простой.
В меня мама оденет Настю
И в садик поведет.
Рисунок на мне зайка,
А что же я такое 
(майка).

Беседа  «Почему животные меняют зимой свою шубку» с презентацией

Как животные готовятся к зиме (беседа).

Здравствуйте ребята! Какое время года к нам приближается? Правильно, зима! Сейчас у нас поздняя осень и мы готовимся к зиме, правильно? А как мы, люди, можем к ней подготовиться? ( Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома, затыкаем окна итд.). Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, готовятся к зиме почти также как и мы! Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком сне! Сегодня мы и поговорим с вами как разные животные готовятся к приходу зимы.
 Первое животное, о котором мы с вами сегодня поговорим это- хозяин всех лесов- медведь. Что вы знаете о нём?
  Основную пищу
медведя составляют ягоды, орехи, корни, луковицы, муравьи, личинки жуков и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего- под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую. В берлоге у медведицы рождаются медвежата, обычно 1-2, редко 3. Они очень маленькие, размером с рукавицу. Мама медведица кормит их молоком 8 мес. и даже тогда, когда она спит зимой.
  Следущее животное про которого мы поговорим это-
рысь. Рысь в спячку не впадает. Среди всех представителей семейства кошачьих рысь лучше всего приспособлена к холодам. Она великолепно передвигается по глубокому снегу, лазает по деревьям. Любимая добыча рысей- зайцы, тетерева, рябчики. Иногда она нападает на детёнышей кабанов, в голодную зиму она может прокормиться и мелкими грызунами. Зимой особенно достаётся от рыси лосям, когда этим длинноногим животным трудно передвигаться по глубокому и рыхлому снегу. К зиме шерсть у рыси становится густая, пушистая и мягкая, а лапы рыси сильно опушены, чтобы не чувствовать холода.
     Заяц. Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую. Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они  под заснеженными кустами.
   
Ёж. К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью у ежей мало добычи. Черви прячутся в землю, Скрываются юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.
   Белка. Многие грызуны также делают зимние запасы. Белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, запасы необходимы капитальные. В отличие то многих других животных, белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупла, землю. Достать от туда их может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они тоже запасают особым способом: нанизывают их на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка у этого зверька становится очень мягкая и пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо она сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда- мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть.
  
Лисы и волки. Эти хищники конечно не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. А лисы нападают на более мелкую живность- зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют обычно в рощах, на склонах холмов и оврагов.
   
Бобры. Осенью семейство бобров занято заготовкой корма. В одиночку, а иногда и вдвоём, бобры легко валят осину и иву. Строят они себе прочные хатки. Вход в неё всегда устроен под водой, чтобы враг не подобрался. Зимой внутри бобриного жилища тепло, температура плюсовая.
    Хомяки. С приближением осени хомяки начинают активно устраивать кладовые- готовится к зиме. А большинство устраивают их прямо во рту, куда прячут корм за щеки. Эти животные по праву считаются самыми запасливыми.
   
Лось. Живут они в лесах. Ближе к осени, когда поспевают ягоды брусники и черники лоси любят полакомиться ими прямо с веточками, также любит и грибы, даже ищет их специально. Зимой лось гложет кору осины, рябины и ивы. В конце осени он сбрасывает свои рога, а к весне у него отрастают новые. Постоянного жилища они не готовят. Трудно приходится им зимой, когда снежный настил очень глубокий, ведь перебираться по нему с такими длинными ногами не легко.
   
Лесные мыши, полёвки. Все они очень прожорливы, запасаются семенами и ягодами. Зимой, когда всё вокруг засыпает снегом зверьки роют ходы в сугробах, а так же могут жить и в стогах сена и постройках.


Опыты и эксперименты

№1 Опыт с водой  «Охлаждение жидкостей».

Цель:  Выявить различия в воды в процессах их охлаждения .

Проблема: Какая жидкость остынет   быстрей на улице которая просто стоит в бутылочке или которая завернутая в тёплую одежду?

Мы взяли две пластиковые бутылки, налили в них воды горячей. Одну бутылку оставили на столе на столике, на  участке доу, а другую – закутали в шубу и рядом положили. Через 30 минут вода в бутылке, которая стояла – остыла, а в другой бутылке, которая была завернута в шубу, вода осталась горячей.

А это значит, что шуба не пропустила холодный воздух внутрь, не дала теплу выйти наружу.

Вывод: шуба сохраняет тепло.

№2 Опыт «Варежка»

Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать экспериментально причинно- следственные связи.

 Проблема: В какой варежке будет теплее в мокрой или сухой?

Одну из варежек я намочила, а вторую оставила сухой. Одев  варежки на морозе на 2 минуты, понимаем что рука в мокрой варежке замерзает.

Вывод: влажная варежка удерживает тепло хуже, чем сухая.

№3 Опыт «Таяние и замерзание воды»

Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать экспериментально причинно- следственные связи.

Проблема: Какой комочек льда растает быстрее который находится в варежке или в ладони?

Ход: Детям ( один из них в рукавичках) предложить взять кубик льда, и наблюдать , как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лед- кто держал его в рукавичках или голыми руками. Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.

Вывод: лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло и холод льда.

№4 Опыт «Поиграем»

Цель:  Развивать способности ребенка ощущать состояние тела движения и покоя

Проблема:  Согреемся ли мы во время движения?

На прогулке беседуя с детьми о том, какие игры и зимние забавы ребята любят? Они почувствовали, что стали замерзать, хотя куртки на них были очень теплые. Видя это , что дети замерзли, и предложила поиграть в подвижные игры. Во время игры дети бегали, прыгали, приседали, размахивали руками, и очень быстро согрелись. Им стало даже жарко.

Объясняя им, что хотя дети одеты в теплые куртки и шубы, они замерзли потому, что стояли без движений и холод начал проникать под одежду. А когда ребята стали активно двигаться, тело начало согреваться от трения об одежду. Вы согрелись от собственных движений.

Вывод

- Получается, что человек сам теплый, в виде грелки. Тепло идет от него самого, а одежда только сохраняет тепло и не выпускает его наружу.

- Чем толще одежда, тем больше тепла она сохраняет. Одежда защищает человека от быстрого охлаждения в холодную погоду, а в жару от перегревания. От жары можно спрятаться в тени, а от холода в теплом доме.

- Если человек замерз в морозную погоду, он может согреться при помощи активных движений. Именно трение об одежду при движении и сохраняет температуру тела человека.

Опыт №5 «Что изменилось?»

Цель: Выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Проблема: Какой  снеговик растает быстрее в помещении  который находится в шубке или просто на столе?

Материал: меховая одежда, емкости для снеговых фигур, снежные фигуры

Ход Дети рассматривают открытки, иллюстрации, обращая внимание на то, что Дед Мороз и Снегурочка всегда одеты в шубы. Выясняют, какими они бывают на празднике (им жарко, но они приходят в шубах); где «живут» Дед Мороз и. Снегурочка (там, где холодно, на Севере; им хорошо, когда холодно). Взрослый предлагает детям вылепить Деда Мороза и Снегурку из снега, внести их в помещение, закутать одну фигурку в «шубу» (полностью, а другую – оставить открытой. После 10-15-минутного наблюдения выясняют, что произошло, почему открытая фигурка начала таять (в помещении тепло, снег в тепле тает). Затем раскрывают вторую фигурку и выясняют, почему она осталась такой же прочной, как была («шуба» защитила ее от тепла комнаты, снег не растаял). В конце опыта взрослый еще раз выясняет, почему же Дед Мороз и Снегурочка приходят к нам в шубах (они спасаются от тепла).

П/и «Два мороза»

Цель: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову). Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи.

Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу воспитателя «Начинайте», оба Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я - Мороз Красный Нос. Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т. е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз, и так стоят до окончания перебежки всех остальных. «Замороженных» подсчитывают, после они присоединяются к играющим.

Правила: Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз». Кто выбежит раньше, и кто останется в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз, тотчас же останавливается. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки.

Варианты: За одной чертой находятся дети Синего Мороза, за другой дети Красного. На сигнал «синие», бегут синие, а Красный Мороз ловит и наоборот. Кто больше поймает.

П/и «Мороз красный нос»

Цель: развитие ловкости, воспитание выдержки и терпения.

На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки лицом к ним становится водящий - Мороз - Красный нос.Он произносит:

Я Мороз — Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После этого они перебегают через площадку в другой дом, Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой)Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, скольких играющих удалось заморозить. При этом учитывается, что играющие, выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся в доме после него, тоже считаются замороженными. После нескольких перебежек выбирают нового Мороза. В конце игры подводится итог, сравнивают, какой Мороз заморозил больше играющих.

Вариант. Игра протекает так же, как и предыдущая, но в ней два Мороза (Мороз - Красный нос и Мороз - Синий нос). Стоя посередине площадки лицом к детям,они произносят:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые,

Я Мороз – Красный нос,

Я Мороз – Синий нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

После ответа:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз,

— все играющие перебегают в другой дом, а оба Мороза стараются их заморозить. Они подсчитывают, сколько играющих удалось заморозить. В конце игры выясняется, какая пара Морозов заморозила больше играющих.

Чтение худ-ной литературы.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ДВА МОРОЗА»

Гуляли по чистому полю два Мороза, два родных брата, с ноги на ногу поскакивали, рукой об руку поколачивали.Говорит один Мороз другому:

— Братец Мороз — Багровый нос! Как бы нам позабавиться — людей поморозить?

Отвечает ему другой:

— Братец Мороз — Синий нос! Коль людей морозить — не по чистому нам полю гулять. Поле все снегом занесло, все проезжие дороги замело; никто не пройдет, не проедет. Побежим-ка лучше к чистому бору! Там хоть и меньше простору, да зато забавы будет больше. Все нет-нет да кто-нибудь и встретится по дороге.

Сказано — сделано. Побежали два Мороза, два родных брата, в чистый бор. Бегут,дорогой тешатся: с ноги на ногу попрыгивают, по елкам, по сосенкам пощелкивают. Старый ельник трещит, молодой сосняк поскрипывает. По рыхлому ль снегу пробегут — кора ледяная; былинка ль из-под снегу выглядывает — дунут, словно бисером ее всю унижут.

Послышали они с одной стороны колокольчик,а с другой бубенчик: с колокольчиком барин едет, с бубенчиком — мужичок.

Стали Морозы судить да рядить, кому за кем бежать, кому кого морозить.

Мороз — Синий нос, как был моложе,говорит:

— Мне бы лучше за мужичком погнаться.Его скорее дойму: полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах, кроме лаптишек, ничего. Он же, никак дрова рубить едет. А уж ты, братец, как посильнее меня, за барином беги. Видишь, на нем шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи. Где уж мне с ним! Не совладаю.

Мороз — Багровый нос только подсмеивается.

— Молод, говорит, ты еще братец. Ну, да уж быть по-твоему. Беги за мужичком, а я побегу за барином. Как сойдемся под вечер, узнаем, кому была легка работа, кому тяжела. Прощай покамест!

— Прощай, братец!

Свистнули, щелкнули, побежали.

Только солнышко закатилось, сошлись они опять на чистом поле.Спрашивают друг друга:

— Что?

— То-то, я думаю, намаялся ты, братец, с барином-то, — говорит младший, — а толку, глядишь, не вышло никакого. Где его было пронять!

Старший посмеивается себе.

— Эх, — говорит, — братец Мороз — Синий нос, молод ты и прост. Я его так уважил, что он час будет греться — не отогреется.

— А как же шуба-то, да шапка-то, да сапоги-то?

— Не помогли. Забрался я к нему и в шубу, и в шапку, и в сапоги да как зачал знобить! Он-то ежится, он-то жмется да кутается,думает: - дай-ка я ни одним суставом не шевельнусь, авось меня тут мороз не одолеет. Ан не тут-то было! Мне-то это и с руки. Как принялся я за него — чуть живого в городе из повозки выпустил. Ну, а ты что со своим мужичком сделал?

— Эх, братец Мороз — Багровый нос! Плохую ты со мною шутку сшутил, что вовремя не образумил. Думал — заморожу мужика, а вышло — он же отломал мне бока.

— Как так?

— Да вот как. Ехал он, сам ты видел, дрова рубить. Дорогой,начал было я его пронимать: только он все не робеет —еще ругается: такой, говорит, сякой этот мороз! Совсем даже обидно стало; принялся я его ещё пуще щипать да колоть. Только ненадолго была мне эта забава. Приехал он на место, вылез из саней, принялся за топор.Я-то думаю«Тут мне сломить его». Забрался к нему под полушубок, давай его язвить. А он-то топором машет, только щепки кругом летят. Стал даже пот его прошибать.

Вижу: плохо — не усидеть мне под полушубком. Под конец инда пар от него повалил. Я прочь поскорее.Думаю«Как быть?» А мужик все работает да работает. Ему бы зябнуть, а ему жарко стало. Гляжу — скидает с себя полушубок. Обрадовался я. «Погоди ж, говорю, вот я тебе покажу себя». Полушубок весь мокрехонек. Я в него — забрался везде, заморозил так, что он стал лубок лубком. Надевай-ка теперь, попробуй! Как покончил мужик свое дело да подошел к полушубку,у меня и сердце взыграло: то-то потешусь! Посмотрел мужик и принялся меня ругать — все слова перебрал, что нет их хуже.

«Ругайся! — думаю я себе, — ругайся! А меня все не выживешь!» Так он бранью не удовольствовался. Выбрал полено подлиннее да посучковатее, да как примется по полушубку бить! По полушубку бьет, а меня все ругает. Мне бы бежать поскорее, да уж больно я в шерсти-то завяз — выбраться не могу. А он-то колотит, он-то колотит! Насилу я ушел. Думал, костей не соберу. До сих пор бока ноют. Закаялся я мужиков морозить.

«Морозко»

Жил дед с семьей: первая его жена умерла, остался он с дочкой, но на другой бабе женился, а у той тоже дочка была. Так они и жили вчетвером.

А с мачехой жить сложно, в народе говорят, перевернешься — бита и недовернешься — бита. К родной дочери другое отношение: что ни сотворит, все в умницах ходит.

Падчерица по дому всю сложную работу делала: избу мела, печь топила, воду носила, дрова рубила, за скотиной ухаживала. С утра до ночи в заботах и хлопотах, но мачехе угодить не могла, все сварливой бабе не так было, все худо.

Мачеха все придумывала падчерице работу, а потом и вовсе решила со свету мужнюю дочь сжить, заставила старика отвезти ее в лес зимой, на мороз.
— Вези, чтобы мои глаза ее больше не видели, — сказала старуха старику.
Тот поплакал, но делать нечего, пришлось запрягать лошадь и увозить родную дочь в лес.

В лесу посадил ее в сугроб, а сам уехал.

Девушка сидит в сугробе под огромное елью, вся замерзла. Тут слышит, как рядом Морозко с елки на елки перескакивает, по веточкам потрескивает да пощелкивает. Подобрался к елке, где девушка сидит.

— Тепло ли тебе, девица? — полюбопытствовал он.
— Ой, тепло, Морозушко, тепло.

Удивился Морозко, решил пониже спуститься, да сильнее стужу напустить. Снова спрашивает:
— Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?
— Ой, тепло, Морозушко, тепло.

Еще пуще припустил Морозко, ветки вокруг затрещали да защелкали. Снова спрашивает:
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, милая?

А девушка совсем замерзла, еле-еле разговаривает:
— Ой, тепло, Морозушко, тепло, голубчик!

Жалко ему стало девушку, снял Морозко с себя шубу, укутал ее, да подарками дорогими одарил.

Тем временем мачеха печет блины поминальные, да кричит старику:
— Вези свою дочь, хоронить будем.

Поехал старик туда, где оставил дочку, приезжает и видит такую картину: сидит его дочка в дорогой шубе, румяная, веселая, а рядом с ней стоит короб с серебром и золотом. Обрадовался старик, посадил дочь в сани и повез домой вместе с подарками.

Старуха ждет старика, блины печет, а собака под столом тявкает для приговаривает:
— Тяф, тяф! Старик везет свою дочь с золотом и серебром в придачу, а старухину дочь никто замуж не берет.

Старуха кидает собаке блинок и говорит:
— А ну говори быстрее, что старухину дочь замуж берут, а старикову дочь по косточкам везут.
Собака блин съела, а сама свое тявкает:
— Тяф, тяф! Старик везет свою дочь с золотом и серебром в придачу, а старухину дочь никто замуж не берет.

Тут ворота во дворе заскрипели, и в дом входит падчерица, вся сияет, в шубу одета, а за ней короб тащат с серебром да золотом. Старуха увидела, да как закричит:
— А ну, старый хрыч, запрягай лошадь, де вези в лес мою дочь, да чтобы посадил ее на том же месте.

Старик послушно отвез дочь старухи и прямо на том же месте под елью в сугроб посадил и оставил.

Сидит девица в снегу, холодно ей, она зубами стучит. Заприметил ее Морозко, стал по лесу потрескивать, с елки на елку перескакивать. Подобрался к елке, где девушка сидит.
— Тепло ли тебе, девица? — полюбопытствовал он.

А она ему:
— Ой, холодно! Не скрипи, не трещи, Морозко…
Морозко ее не послушал, стал ниже спускаться и пуще потрескивать да пощелкивать.
— Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?
— Ой, руки и ноги у меня отмерзли! Уйди, Морозко…

Еще пуще припустил Морозко, ветки вокруг затрещали да защелкали. Снова спрашивает:
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, милая?
А девушка ему в ответ:
— Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!
Морозко рассердился, да так припустил, что старухина дочь до косточек замерзла.

На утро старуха отправляет мужа в лес, говорит:
— Поезжай скорее, старый хрыч, вези дочь мою в злате-серебре из лесу.
А сама она стала пироги печь, готовиться дочь встречать с подарками.
Собачка под столом сидит и тявкает:
— Тяф, тяф! Старикову дочь женихи сватают, а старухину дочь по косточкам из лесу везут.
Старуха кидает собаке пирог:
— А ну говори быстрее, что старухину дочь с коробом золота и серебра везут.
Собака пирог съела, а сама свое тявкает:
— Тяф, тяф! Старикову дочь женихи сватают, а старухину дочь по косточкам из лесу везут.
Тут ворота во дворе заскрипели, старуха на улицу побежала, а в санях ее дочка лежит, до косточек замёрзшая.

Заплакала старуха, да поздно.

Дидактические игры:

«Назови ласково»

Шуба – шубка                  Пальто – пальтишко

Шапка -                            Плащ — плащик

Платье – платьице           Шляпка -

Рубашка                            Футболка –

Тапки -                              Сарафан -

Халат –                              Кроссовки -

Юбка -                               Шорты –

Сапоги -                            Колготки -

Носки –                              Валенки -

Шарф -                               Платок –

Туфли -                               Майка –

Д/и «Что из чего?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход игры: педагог сообщает:
- У мамы и у Оли много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
- Платье из шёлка 
(какое?) – шёлковое.
- Кофта из шерсти 
(какая?) – шерстяная.
- Сапоги из кожи 
(какие?) – кожаные.
- Сапоги из резины 
(какие?) – резиновые.
- Пальто из драпа 
(какое?) – драповое.
- Брюки из вельвета 
(какие?) – вельветовые.

- Блузка из хлопка (какая?) – хлопковая.

- Шуба из меха (какая?) – меховая.

                                                   Д/и «Какая бывает одежда?»

- Одежда для спорта какая? (спортивная).

- Одежда для лета? (летняя).

- Одежда для зимы? (зимняя).

- Одежда для праздника? (праздничная).

- Одежда для дома? (домашняя).

- Одежда для весны? (весенняя).

- Одежда для детей? (детская).

- Одежда для женщин? (женская).

- Одежда для мужчин? (мужская).

- Одежда для осени? (осенняя).

- Одежда для работы? (рабочая).

Речевая игра с движением «Снеговик»

Раз – рука, два – рука (Дети вытягивают руки вперед)

Лепим мы снеговика. (Лепят руками)

Три – четыре, три – четыре (Идут по кругу)

Нарисуем нос пошире. (Рисуют круг)

Пять – найдем морковь для носа (Сужают круг)

Угольки найдем для глаз. (Расширяют круг)

Шесть – наденем шляпу косо (Выполняют «пружинку»)

Пусть смеется он у нас.

Семь и восемь, семь и восемь (Выставляют ногу на пятку)

Мы сплясать его попросим.

Девять – десять – снеговик (Хлопают в ладоши)

Через голову – кувырк… (Кружатся дробным шагом)

Ну и цирк! (Поднимают руки вверх)

Консультации для родителей

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

 Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Анализ психолого- педагогической литературы позволяет утверждать,что весьма перспективным на современном этапе становится использование проблемного обучения: «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс» (С. А. Рубинштейн).

Дети дошкольного возраста- пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Задача взрослого- не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как».

Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности и самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания.

В дошкольном учреждении экспериментирование может быть организовано как в совместной деятельности педагога и воспитанников, так и в самостоятельной деятельности детей.

Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью, отдельным этапом любого другого занятия с детьми (по математике, по развитию речи, по конструированию и др., ориентированного на разные виды детской деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.).

Примерный алгоритм подготовки и проведения занятия экспериментирования

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и др.) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа, вида и тематики экспериментирования.

3. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи.

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или центре науки).

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и др.).

Структура экспериментирования (примерная)

1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

6. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Для развития экспериментальнойдеятельности необходимо создать предметно- пространственную среду: уголки экспериментированиясо специальным оборудованием: специальная посуда (стаканчики, колбочки, трубочки, тарелочки, мерная посуда и др.); различные виды весов; коллекции; микроскопы; лупы; барометры; песочные часы; дневники наблюдений; календари погоды и природы; иллюстративный материал и др.

Для поддержания интереса к экспериментированию можно использовать задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя- куклы, например, Зайчик-Любознайчик, Хрюша-Удивлюша, озорная девочка Почемучка.

Целесообразно в группе организовать зону «умных» книг, где дети знакомятся с энциклопедиями, атласом, картой, глобусом. Особый интерес детей вызывает работа с микроскопом.

Работа с детьми в старшем дошкольном возрасте направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования,являются:

- Активное использование результатов исследования в практической деятельности;

- Классификация на основе сравнения: по длине (чулки-носки, по форме (шарф- платок- косынка, цвету. орнаменту, материалу (платье шелковое и шерстяное, плотности, фактуре и др.

Основное содержание исследований, проводимых детьми,предполагает формирование у них следующих представлений:

1. О материалах (ткань, бумага, стекло, металл и др.).

2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад; о времени (части суток, времена года и др.).

3. Об агрегатных состояниях воды (вода- основа жизни; как образуется град, снег, лед, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу; круговорот воды в природе и др.).

4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений- цвет, форма, расположение почек, сравнение цветов и других растений и др.).

5. О предметном мире (родовые и видовые признаки).

6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома.

В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить?Чем быстрее набрать воду в ванночку: ведром или губкой)

Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.

Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?

Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.

Уборка комнаты (как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь)

Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.

Поливка цветов (все ли растения надо поливать одинаково? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?

Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

Ремонт в комнате (какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе было приятно смотреть? Как ты думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки)

Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. д – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях,любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Представлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).

Расспросите о результатах деятельности, и о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Рекомендации по экспериментированию дома в рамках проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимняя одежда. Предметы зимней одежды.

Конспект ООД в средней группеТема: Зимняя одежда. Предметы зимней одежды.            Программные задачи: уточнение и активизация предметного слов...

конспект занятия в первой младшей группе Тема: Зимняя одежда и обувь. Игра «Сравнение одежды и обуви»

Конспект занятия в первой младшей группе Тема: Зимняя одежда и обувь.  Игра «Сравнение одежды и обуви» Цель: учить, внимательно, слушать и наблюдать, формировать способность...

Конспект НОД формированию представлений об одежде во второй младшей группе на тему «Зимняя одежда и обувь» с использованием ТРИЗ технологии

Цели: закрепить знания о предметах одежды. Задачи: Образовательные: - научить воспитанников внимательно слушать и наблюдать; - формировать способность к диалогической речи; Развивающие: - учить ...

Как много интересного бывает зимой. ( Зимние забавы, зимняя одежда, обувь)

конспект НОД по познавательному развитию Лексическая тема "Зима. Зимние забавы"...

Краткосрочный проект «Греет, но не шубка (зимняя одежда)!»

Актуальность исследовательского проектаРазвитие познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, пр...

Краткосрочный проект «Греет, но не шубка (зимняя одежда)!»

Цель исследовательского проекта: Путём   исследовательской деятельности доказать, что шуба (зимняя одежда) не греет, а  сохраняет    человеческое  тепло....