Проектная деятельность «Есть у нас огород, там зеленый лук растет».
проект по окружающему миру

Складчикова Татьяна Алексеевна

проектная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx32.24 КБ
Файл igry.docx17.02 КБ
Файл prilozhenie_.docx44.71 КБ

Предварительный просмотр:

Вид проекта: по доминирующей в проекте деятельности: исследовательски-творческий

по предметно-содержательной области: интегративный

по характеру контактов:  контактов с воспитанниками одной группы

по продолжительности выполнения: краткосрочный

Тип проекта: исследовательски-творческий.

Программное содержание:

- расширить знания детей о полезных свойствах  лука.

- сформировать у детей чувство заботы о растении.

- расширить знания связей: растение - земля, растение - вода,  растения – человек.

- формирование чувства ответственности за живое растение.

Актуальность проекта:

Многие родители, имеющие свои огороды, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. Однако проблема состоит в том, что дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в условиях детского сада, используя для этого огород на окне.

Цель проекта: способствовать формированию познавательного интереса у детей к выращиванию  репчатого лука в комнатных условиях, узнать о его пользе.

Задачи проекта:

- расширить представления детей о культурных растениях: особенностях выращивания их в комнатных условия; их полезных свойствах для здоровья человека.

- обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.

- развивать умение фиксировать процесс проведения опытов с помощью рисунков.

- развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений.

- продолжать развивать мелкую моторику рук, навыки работы карандашом, кистью, закрепить основные цвета.

- развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы.

- привлечь родителей к созданию мини-огорода на подоконнике.

Постановка проблемы:

      Что мы знаем?

Лук - это овощ.

Лук растёт в огороде.

Что хотим узнать?

Как растёт лук?

Для чего нужен лук?

Можно ли вырастить лук на окошке?

Какой бывает лук?

Как это сделать?

Побеседуем с родителями.

Посадим сами лук на окошке.

Будем наблюдать за ростом лука.

Почитаем стихотворения, пословицы, поговорки о луке.

Нарисуем, как наш лук растёт.

проведем занятие по лепке «Забавный лучок».

Оформим выставку детских работ.

Срок:  2 недели.  с 16 апреля по 27 апреля 2018 год.

Участники проекта: дети второй группы раннего возраста, воспитатель, родители.

Необходимые материалы: семена репчатого лука, фасоли, салата, контейнеры с землей, палочки для рыхления.

Предполагаемый продукт проекта: создание мини-огорода на подоконнике, презентация «Есть у нас огород, там зеленый лук растет», выставка детских творческих работ.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети: получат новые знания, проявят творческую активность в процессе выполнения продуктов деятельности, воспитание заботы о живых растениях.

 Воспитатель: освоит метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: получат новые знания, расширят возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.

Системная паутинка проекта

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

1.Подбор семян.

2Подбор наглядного материала.

3Подбор дидактических игр.

4.Подбор методобеспечения.

1.Высадка лука в грунт.

2.Высадка лука в воду.

3. Наблюдение за ростом.

4. Серия занятий про лук:

- ООД «Посадка лука»

- ООД « Лук наш друг».

5. Уход за растениями.

6. Беседы про овощи.

7.Сбор урожая.

1.Дегустация блюд с зеленым луком.

2.Проведения консультации для родителей.

3. Серия занятий

- ООД «Забавный лучок»

- ООД «Вырос зеленый лук»

4.Подведение итогов – выставка детских работ, фотоотчет в виде презентации.

План работы

дата

Содержание работы

участники

ответственные

Подготовительный этап

ПН

16.04

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Подбор методической литературы для реализации проекта.

воспитатель

воспитатель

ВТ

17.04

Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр; разработка бесед.

воспитатель

воспитатель

СР

18.04

Разработка рекомендаций, консультаций для родителей.

воспитатель

воспитатель

Основной этап

ЧТ

19.04

Первая половина дня: 

Беседа с родителями о необходимости посадки зелени в группе. Рассматривание иллюстраций на тему «Овощи».  Рассматривание с детьми семян лука, фасоли, салата. Выделение их признаков отличия. Посадка в грунт, полив. ООД « Посадка лука».

Вторая половина дня: Консультации для родителей: «Для чего на подоконнике огород?»,  «Полезные свойства зеленого и репчатого лука».

Чтение и обсуждение сказки «Вершки-корешки». Настольная игра «Пазлы - овощи».

Воспитатель

Родители

Дети

воспитатель

ПТ

20.04

Первая половина дня: Наблюдения: «Растут ли наши растения?». Беседа о том, что нужно растениям для роста. Консультация для родителей «Лук в народной медицине». П/И «Баба сеяла горох».

Вторая половина дня: Психогимнастика «Я - растение». Чтение и обсуждение сказки «Пых». Д\И «Вершки - корешки».
Разгадывание загадок об овощах.

Пальчиковая гимнастика «Огород».

Воспитатель

Дети

Родители

воспитатель

ПН

23.04

 Первая половина дня: Наблюдение за огородом на подоконнике, полив, рыхление. Разучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок по теме «Овощи». Консультация для родителей «Лук от семи недуг». П/И «Баба сеяла горох».

Вторая половина дня: работа в уголке творчества, раскраски с изображениями овощей. Д/И «Что за овощ, назови». Предложить родителям, составить рассказ о луке. Беседа «Зеленый и репчатый лук».

Родители Воспитатель дети

воспитатель

ВТ

24.04

Первая половина дня: Наблюдение и рассматривание лука, ООД развитие речи «Лук - наш друг», беседа  «Лук всем полезный друг», разучивание пальчиковой гимнастики «Овощи».

Вторая половина дня: Загадки про лук. Пальчиковая игра «Овощи». Чтение стихотворения«Зеленый лучок – золотой бочок». Физкультминутка «Мы лучок сажали».

Воспитатель

Дети

воспитатель

Заключительный этап

СР

25.04

Первая половина дня: Наблюдение за выращенным зеленым луком. Полив огорода и уход за ним. Сбор урожая. Дегустация блюд.

Вторая половина дня: занятие лепка «Забавный лучок». Дидактическая игра «Кто скорее соберет».

Воспитатель

Дети

воспитатель

ЧТ

26.04

Первая половина дня: рисование « Вырос зелёный лук», чтение пословиц про лук, объяснение их смысла.

Вторая половина дня: Заучивание стихотворения Т. Казыриной «Лук». П/И «Кабачок».

Воспитатель

Дети

воспитатель

ПТ

27.04

Первая половина дня: Подведение итогов, благодарность родителям за помощь в организации проекта. Выставка детских работ. 

Вторая половина дня: посещение с детьми выставки работ. Разработка фотоотчета. 

Воспитатель Дети

Родители

воспитатель

Результаты работы:

В ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

Заключение

Наш проект подтвердил, что необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будет  самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.

Список литературы:

Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу».

Пожиленко Е. А. «Энциклопедия развития ребенка».

Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по Экологическому воспитанию дошкольников».

Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду».

Шорыгина Т.А. «Овощи. Какие они?».

Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование».

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!».

Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада».

Интернет-ресурсы.

Приложения к проекту.



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Кто скорее соберет»

Цель: обучать детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой – значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзину и при этом не ошибется. Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.

Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты. «А сейчас будем соревноваться – чья команда скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку надо собрать фрукты, а в эту (овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде». Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу. По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та команда, которая первой поднимет корзинку, выигрывает.

Дидактическая игра «Вершки - корешки»

Цель: развивать быстроту реакции на вопрос педагога, внимание, память; формировать интерес к играм, в которых дети могут показать свои знания.

Ход игры. Педагог уточняет, что съедобный корень овоща дети будут называть корешками, а съедобный плод на стебле — вершками. Объясняет; что отвечать можно только двумя словами вершки и корешки. Педагог называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно — вершки или корешки. Педагог предупреждает, что дети должны быть внимательными, поскольку в некоторых овощах съедобно и то и другое.

Игра-хоровод «Кабачок»

Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.

Ход игры. Один из детей становится кабачком. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют:

Кабачок, кабачок,

Тоненькие ножки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Кабачок танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится кабачком. Кабачок может танцевать в паре с тем, кого выбрал. Можно выбирать не кабачок, а другой овощ (баклажан, огурец, помидор и т. п., использовать шапочки-маски.

Подвижная игра «Баба сеяла горох»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, внимание; воспитывать честность при выполнении правил игры.

Ход игры. Один из детей становится водящим, все остальные — горошинками. Горошинки произносят текст и водят хоровод вокруг водящего.

Баба сеяла горох. (Дети приседают, держась за руки)

Ох! Уродился он неплох. (Приседают)

Ох! Уродился он густой. (Идут в центр.)

Мы помчимся — ты постой!

Горошинки разбегаются по участку, а водящий ловит их. Первый, кого поймают, становится водящим. Водящими могут быть и два и три ребенка. Водящий имеет право только салить.

Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке»

Цель: развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.

Огород у нас в порядке,

Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой) .

Мы пололи огород (наклоняемся, достаем руками пол) .

Поливали огород (показываем, как поливали лейкой) .

В лунках маленьких не густо

Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени) .

Лето все она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся) .

А сейчас ей тесто, бедной,

Говорит«Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)

Дидактическая игра«Что за овощ, назови»

Цель: формирование у детей представления об овощах.

Задачи: научить различать их; формировать представление о том, где они растут; обогащать и развивать словарный запас; учить правильно произносить названия овощей, развивать мышление, внимание и память.

С детьми возраста учимся различать овощи, запоминаем их название, цвет, форму.

Радуемся, когда у нас всё правильно получается.

Пальчиковая игра «Овощи»

Раз, два, три, четыре, пять

Будем овощи считать:

Раз капуста, два лучок,

Три румяный кабачок.

Четыре свекла,

Репа пять,

Все успели посчитать.

(поочередно загибаем пальцы рук)

Пальчиковая гимнастика «Огород».

Вырос у нас чесночок, -указательный

Перец, томат и кабачок, -средний

Тыква, капуста, картошка, - безымянный

Лук и немножко горошка. - мизинец

Овощи мы собирали, - мизинец

Ими друзей угощали, - безымянный

Квасили, ели, солили, -средний

С дачи домой увозили. -указательный

Прощай же на целый год, -большой

Наш друг - огород! –большой

Физ.минутка «Мы лучок сажаем»

Вот идет в огород развеселый народ.

Надо лучок посадить, всех в округе удивить (дети идут по кругу)

Мы лопату возьмем, грядки вскапывать начнем.

Дружно все копаем, лучок мы сажаем. (копают землю лопатой)

Не успели посадить, надо нам лучок полить (дети сажают лучок)

В руки лейку мы взяли, лучок поливали (поливают)

Солнышко припекай наш лучок согревай

(дети поднимают руки вверх и качаются)

Лучок вырастет большой,

(показывают на лучок, поднимают руки снизу вверх)

Будем кушать мы с тобой (гладят себя по животику)





Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение

Детский сад №7 «Чебурашка» городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

Консультация для родителей.

«Для чего нужен огород на подоконнике».

Огород на подоконнике в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для детей младшего возраста целесообразно высаживать более крупные семена.

Поэтому родителям предлагается выбрать для посадки: лук-репку, дольки чеснока, семена кабачка, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Родителям вместе с детьми рекомендуется вести дневник наблюдений, в котором фиксировать изменение роста.

Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал.

Рекомендовать родителям выращивать растения разными способами, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, родители достигают многого — на конкретном примере убеждают детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.

Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.

                  Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение

Детский сад №7 «Чебурашка» городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

Консультация для родителей

«Полезные свойства репчатого и зеленого лука»

      Лук "окультурен" человеком около 4000 лет назад. Считается, что репчатый лук люди начали выращивать в Средней Азии. Исцеляющие свойства репчатого лука были известны людям еще в древности. В луке содержатся витамины А, В и С, эфирные масла, а также кальций, железо, магний, фтор, серу (именно из-за нее у лука такой резкий запах) и фитонциды.

      Сок репчатого лука является сильным природным антибиотиком, оберегающим человека от простудных и инфекционных  заболеваний. Лук активизирует обмен веществ, способствует очищению крови и стимулирует пищеварительные процессы. Его используют при гипертонии, общей слабости, для увеличения потенции, как противоглистное средство, а также при гастрите, геморрое и диабете. Сок лука применяется при ревматизме, бессоннице, неврастении. 

        Кашица из свежего лука используется для лечения гриппа, дерматита, при выпадении волос, выведении мозолей и бородавок, а также против укусов комаров.

Используют репчатый лук и в косметике: маски из него хорошо очищают кожу и делают ее мягче.

      В перьях зеленого лука содержится больше витаминов, чем в самой луковице. Зеленый лук - прекрасное средство для восполнения запаса витаминов, особенно в период весеннего авитаминоза. Так 100 граммов зеленого лука содержат дневную норму витамина С для взрослого человека. В состав ростков зеленого лука входят также каротин и витамины группы В. Луковое перо кроме того содержит хлорофилл, что полезно для процесса кроветворения.

       Еще одним важным полезным свойством лука является его положительное действие на функцию нашей сердечно-сосудистой системы. Зеленый лук рекомендуется всем тем, кто страдает от малокровия и слабости сердечной мышцы, кому необходимо укрепить стенки сосудов и нормализовать кровяное давление.

        Свежая зелень лука прекрасно возбуждает аппетит, придавая привлекательность любому блюду. Лук используется в кулинарии, и ценится как средство ото всех болезней. Ещё одно его неоспоримое достоинство, что это первый овощ, который появляется уже весной. В магазинах он доступен в течение всего года, что позволяет украшать им стол и поправлять своё здоровье. Чаще всего его употребляют в свежем виде и добавляют в самые разные блюда. Можно также и делать заготовки на зиму.

     Полезные свойства репчатого лука не исчезают при тепловой обработке. Жаренный, вареный или печеный он сохраняет все свои витамины, а так же вкус и аромат. Из него приготавливают настои и снадобья. Множество рецептов народной медицины не обходятся без него. Например: красные сорта лука помогают отчистить организм от холестерина. И его рекомендуют больным с онкологическими заболеваниями.

         Считается, что употребление зеленого лука или репчатого лука в больших количествах может иметь раздражающий эффект на слизистые оболочки, в частности – на слизистую желудка. Вместе с тем, использование зеленого лука в небольших дозах весьма полезно для пищеварения и нормализации работы желудочно-кишечного тракта. Зеленый лук способствует уничтожению вредных бактерий и инфекции, способствует пищеварению, стимулирует выделение желудочного сока и возбуждает аппетит. Однако, извлечь пользу зеленого лука для желудка могут лишь только все те, кто не страдает от серьезных заболеваний желудочно-кишечного тракта, таких как язва желудка и двенадцатиперстной кишки, гастриты, повышенная чувствительность, и так далее. Поэтому таким пациентам лучше категорически воздержаться от любого использования этого продукта.

         Таким образом, о пользе зеленого и репчатого лука известно достаточно много, но всегда следует помнить, что применять этот натуральный продукт следует с большой долей осторожности, поскольку у него имеются ярко выраженные раздражающие эффекты. Перед началом любого типа лечения с использованием зеленого лука. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение

Детский сад №7 «Чебурашка» городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

Консультация для родителей

«Лук в народной медицине»

Ранее он вообще считался божественным растением. Древние медики утверждали, что лук вследствие своей горечи укрепляет желудок, возбуждает аппетит. А смесь лукового сока с медом помогает от ангины. Пить такой раствор надо по 1 ч. л. 3-4 раза в день. А можно употреблять просто свежеотжатый сок - он тоже очень эффективен при ангине. 
Кстати, этот уникальный овощ помогает не только справиться с некоторыми недугами, но и прекрасно очищает воду. Если в нее бросить кусочки лука, вода избавится от неприятного запаха. 
В древних знахарских книгах существует масса рецептов из лука. Но, несмотря на множество полезных свойств лука, людям, страдающим заболеваниями почек, печени и сердца, его следует использовать 
осторожно. Правильно делают те, кто употребляет лук-порей. Этот вид тоже рекомендуется при многих болезнях. Витаминов и каротина в нем больше, чем в репчатом луке. Порей обладает замечательным свойством - при хранении количество витамина С в нем значительно увеличивается (с 35 до 85 мг). Во всех остальных овощах и фруктах содержание этого витамина, наоборот, снижается, так что порей в самом деле уникален. Его можно есть сырым, но чаще его пассируют в оливковом или сливочном масле. При этом не теряет своего красивого цвета - точнее, сочетания цветов: белого, желтого, темно-зеленого.А вот в зеленых листьях лука - батуна содержится в 2 раза больше витамина С, чем в привычном зеленом луке, выращенном из репки. Длинные, сочные и нежные листья лука-слизуна по вкусу превосходят все остальные виды зеленого лука. К тому же, в них очень много витамина С и железа. 
Конечно, этим списком не исчерпывается луковое многообразие. А если вы употребляете разные его виды, особенно в холодное время года, вам будут не страшны никакие болезни. Чем хорош лук? О пользе лукового семейства 
К луку люди относятся как к серьезному и уважаемому продукту, ведь используют его не только как приправу к еде, но и в качестве народного средства от многих болезней. С древнейших времен лук да чеснок на Руси (и у многих других народов) считался наилучшим средством от «прилипчивых болезней и моровых поветрий» (от болезней, передающихся «по ветру»).
Лук необходим весной, когда организму не хватает витаминов и особенно нужна поддержка. Чтобы получать достаточное количество полезных веществ, оздоравливающих организм, необходимо использовать 
разные сорта лука, потому что каждый ценен по своему. 
Лук относится к роду пряно-ароматических травянистых растений. 228 видов лука являются овощными культурами, которые употребляют в пищу. 
Самый известный и всеми любимый – это лук репчатый, который бывает белым, желтым, желто-коричневым, розовым, красным и фиолетовым (самый сладкий из всех сортов репчатого лука). Название «репчатый» происходит от внешнего сходства подземной части растения с репой. Существуют и другие народные названия репчатого лука – арбажейка, бульбянка, цыбуля, сибуля. 
Лук издает свой неповторимый горьковатый аромат благодаря наличию в нем эфирных масел. Богат лук и фитонцидами (целебными летучими веществами), которые убивают большое количество микробов, в том 
числе стрептококки, дизентерийную, дифтерийную и туберкулезную палочки. 
Хорошо пожевать лучок, чтобы уничтожить неблагоприятную микрофлору в полости рта. Фитонциды лука за несколько минут погубят вредные бактерии и в дальнейшем не позволят им размножаться. 
При авитаминозе лук очень полезен, он способен удовлетворить потребность человеческого организма в витамине С, к тому же этот витамин способствует повышению иммунитета. Зеленые листья лука богаты 
каротином. Каротин защищает слизистые дыхательных путей от воспаления и заботится о благополучии нашей кожи. Для лечения и профилактики простуды и гриппа хорошо нюхать нарезанные дольки репчатого лука несколько раз в день. 
У лука-порея отсутствует резкий запах и вкус, что, однако, совсем не влияет на его целебные свойства. Лук богат кальцием, фосфором, железом, натрием и магнием, это делает лук-порей очень питательным и 
полезным продуктом. А узнать его можно по утолщенной белой ножке и широким плоским листьям, которые и используют в пищу. Этот лук обладает способностью очищать кровь, поэтому полезно применять 
его для профилактики атеросклероза: смесь лукового сока и меда в пропорции 1:1 по одной столовой ложке 3 раза в день за час до еды в течение месяца. 
Лук-шалот, еще один полезный лучок из большого семейства, имеет и другие названия – сорокозубка, кущѐвка, шарлотка, многодольный. 
Состоит он из нескольких мелких луковиц, соединенных в одну. Шалот сочнее, мягче и ароматнее лука репчатого. Для него характерен своеобразный специфический, душистый аромат. Лук-шалот используется в медицине, как противовоспалительное средство. Ученые обнаружили в шалоте большое содержание флавонолов, которые препятствуют возникновению рака, его полезно употреблять в пищу для профилактики этого тяжелого заболевания. 
Лук-батун, или дудчатый, песчаный, зимний, китайский лук, татарка, непахучий чеснок имеет своеобразные дудчатые листья. Настоящей луковицы 
он не образует, поэтому в пищу употребляют только листья. Лук-батун обладает всеми свойствами репчатого лука. А витамина С в нем даже больше, чем в луке репчатом. Батун славится хорошими дезинфицирующими свойствами. 
Лук можно есть сырым, вареным, тушеным, жареным, маринованным. Этот овощ всегда доступен, его даже можно выращивать дома на окошке, такой он неприхотливый. Не будем забывать о рекомендациях наших бабушек, которые советовали употреблять 
лучок каждый день для аппетита и на здоровье. «Кто ест лук, того Бог избавит от мук», – так говорили наши предки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение

Детский сад №7 «Чебурашка» городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

Консультация для родителей

«Лук от семи недуг»

Лук репчатый — пряное культурное растение, относящееся к семейству лилейных. Самая распространенная пряность, употребляемая многими народами ежедневно. Родиной репчатого лука считают Юго-Западную Азию.

Химический состав. Лечебные свойства.

Репчатый лук издает характерный запах, обусловленный присутствием в нем эфирных масел, включающих серу. Фитонциды лука убивают микробов, стрептококки, дизентерийную, дифтерийную, туберкулезную палочки.

Кроме того, в луке имеются протеин, сахароза, мальтоза, фруктоза, полисахарид, белки, зола, жиры. Он богат витаминами С, А, D, В1, В2, Вб, Е, РР; содержит кальций, калий, натрий, магний, фосфор, железо. Из репчатого лука готовят спиртовую вытяжку для стимуляции сердечной деятельности, улучшение секреторной деятельности желез пищеварительного тракта. Лук успокаивающе действует на нервную систему. При весеннем авитаминозе очень полезен зеленый лук, способный удовлетворить потребность человеческого организма в витамине С.

Луковицы содержат йод, органические (лимонную, яблочную) кислоты. Фитонциды, содержащиеся в них, убивают микрофлору полости рта, благоприятно влияют на работу почек. Лук приносит пользу здоровью.

Применение в кулинарии.

В настоящее время лук репчатый является одной из важнейших овощных культур. Луковицы и листья используются как приправа в консервной промышленности, к салатам, винегретам, грибам, овощным и мясным блюдам, а также как пряно-витаминная закуска и вкусовая добавка к супам, соусам, подливкам, фаршам.

Чаще всего лук употребляется в сыром виде или поджаренным на сале или растительном масле до золотистого цвета. Сырой лук отлично дополняет колбасные и мясные изделия, творог, сыры, хлеб с салом.

Применение в медицине.

В медицине известен со времён Гиппократа. Лечебные свойства лука признавали все народы. Римляне считали, что сила и мужество солдат увеличиваются при употреблении лука, поэтому он входил в военный рацион. В Египте луку воздавали почести как божеству. При Гиппократе лук прописывали больным ревматизмом, подагрой, а также от ожирения. Луковый сок полезен при загрязнённых ранах, смазывать глаза выжатым соком лука с мёдом полезно от бельма…

Луковый сок помогает от ангины. Съедобный лук вследствие своей горечи укрепляет слабый желудок и возбуждает аппетит».

Время появления лука на Руси точно не установлено, но известно, что уже с давних пор он являлся одним из главных пищевых продуктов и считался универсальным средством, предохраняющим и излечивающим болезни.

Лук является хорошим витаминным средством, особенно рекомендуемым в зимне-весенний период, но используемым круглый год. Значительное количество минеральных солей в луке при его использовании в пищу способствует нормализации водно-солевого обмена в организме, а своеобразный запах и острый вкус возбуждают аппетит.

Лук широко используется в современной медицине. Из лука репчатого получены препараты «Аллилчеп» и «Аллилглицер». «Аллилчеп», оказывающий противомикробное действие, возбуждает моторику кишечника, используется как при поносах, так и колитах с наклонностью к запорам, при атонии кишечника, атеросклерозе и склеротической форме гипертонии. «Аллилглицер» рекомендуется для лечения трихомонадного кольпита в виде тампонов.

Лук является популярным косметическим средством во многих странах мира. Соком лука рекомендуют смазывать волосистую часть головы при себорее, гнездовой плешивости, для укрепления корней волос. При этом волосы становятся шелковистыми, мягкими и блестящими, а кожа не шелушится, не образуется перхоть.

В средние века приписывали луковице чудесное свойство: предохранять воинов от стрел и ударов мечей и алебард. Рыцари, закованные в стальные латы, носили на груди талисман- обыкновенную луковицу. Поэтому один вид лука так и назвали: «Лук победный».

Разные виды дикого лука растут у нас на полях и в лесах. Но культурный лук происходит из Западной Азии. Возделывание лука началось в древние времена в Китае, а затем в Индии и Египте. В армиях древней Греции и Рима добавляли в пищу солдатам большое количество лука, полагая, что лук возбуждает силу, энергию и храбрость.

В средние века врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от заболевания. Российские ученые установили, что от летучих веществ, выделяемых луком, гибнут гнилостные и болезнетворные бактерии, простейшие животные- амеба и инфузории- и даже лягушки и крысы. Достаточно в течение трех минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии. Сочные чешуйки луковицы содержат 6% сахара. Поджаренный лук, когда жгучие вещества улетучатся, становится сладким и румяным. При поджаривании эту румяность придает луку содержащийся в нем сахар.

Широко используйте лук в питании детей!

Художественно-эстетическое развитие

Сказка «Вершки и корешки»

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:

— Мужик, я тебя сломаю.
— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
— Быть так,— сказал медведь.— А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:

— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.
— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.

Навстречу ему медведь:

— Мужик, куда ты едешь?
— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.
— Дай-ка попробовать — каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь, как съел:
— А-а! — заревел.— Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит:
— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь положил на воз и увез домой.

Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.

Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

Белорусская народная сказка «Пых»

Жили-были дедушка, бабушка да внучка Аленка. И был у них огород. Росли в огороде капуста, свеколка, морковка и репка желтенькая.
Захотелось однажды деду репки покушать. Вышел он в огород. Идет-идет, а в огороде жарко да тихо, только пчелки жужжат да комарики звенят.
Прошел дед грядку с капустой, прошел грядку со свеколкой. Прошел грядку с морковкой… А вот и репка растет.
Только наклонился, чтоб репку вытащить, а с грядки кто-то как зашипит на него:
 — Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это дедка? Не за репкой ли пришел?
Испугался дед и бежать. Бежит мимо морковки, бежим мимо свеколки… аж пятки сверкают. Еле-еле до хаты добрался. Сел на лавку, отдышаться никак не может.
 — Ну, что, дед, принес репку?
 — Ох, бабка, там такой зверь страшный сидит, что я еле ноги унес!
 — Да полно, дед! Я сама пойду, уж, верно, репку принесу…
И пошла бабка в огород, а в огороде жарко да тихо, только пчелки жужжат да комарики звенят.
Идет бабка, торопится…
А вот и репка. Нагнулась бабка, чтобы репку вытащить, а из борозды как зашипит на нее кто-то:
 — Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это, бабка? Не по репку ли пришла?
Испугалась бабка да бежать.
Бежала-бежала она мимо морковки, мимо свеколки, бежала мимо капусты. Еле-еле до хатки добралась. Села на лавку, тяжело дышит, отдышаться не может.
 — Ой, дедка, твоя правда! Кто-то там под кустом сидит, страшный такой, и пыхтит. Еле-еле ноги унесла!
Поглядела на дедку с бабкой внучка Аленка, пожалела их и говорит:
 — Я принесу репку!
Пошла Аленка в огород. А в огороде жарко да тихо, только пчелки жужа да комарики звенят.
Шла-шла и пришла к тому месту, где репка росла.
И только наклонилась она, чтоб репку вытащить, а с грядки как зашипит кто-то:
 — Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не Аленка ли это? Не по репку ли пришла?
Засмеялась тут Аленка и как крикнет звонким голоском:
 — Так! Это я, Аленка! Бабке с дедкой за репкой пришла.
А на грядке кто-то снова как запыхтит:
 — Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!
Нагнулась Аленка над грядкой, чтоб разглядеть, кто там такой страшный сидит, и вдруг увидела: лежит на грядке какой-то колючий клубочек, глазками-бусинками поблескивает и пыхтит:
 — Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!
Засмеялась девочка:
 — Ах ты ежик, ежик колючий! Это ты дедушку с бабушкой напугал? Это ты их домой прогнал?
А ежик вытянул кверху острую мордочку и опять:
 — Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!
Потянула Аленушка репку раз, потянула другой и третий и вытянула репку. Да такую большую, круглую да желтенькую. Сладкую-пресладкую. Взяла Аленка репку, ежика в передничек положила — и домой. Бежала мимо морковки, бежала мимо свеколки, бежала мимо капусты. Быстро-быстро бежала! И мигом к своей хатке прибежала. А навстречу ей дедка с бабкой вышли. И спрашивают:
 — А где же репка?
 — А вот вам и репка!
Обрадовались тут дедка с бабкой:
 — Ну и внучка у нас! Ну и Аленкушка! Молодец девочка!
 — А как же зверь этот — Пых страшный? Не испугалась ты его?
Раскрыла тут Аленка передничек:
 — А вот вам и Пых!
Засмеялись старички:
 — Ну и молодец Аленка! Ну и смелая девчонка!

СКАЗКА О ЛУКЕ

Много сказок есть на свете.
Эту мне поведал ветер.
Жил на грядке хмурый Лук –
Плакал днём и ночью.
– Отчего ты плачешь, друг? 
– Одиноко очень.
Никому не нравлюсь я.
Говорят, что горький.
Всякий, кто сорвёт меня,
Плачет тут же с горя.
Очень прост я, неказист:
Стрелки, да и только,
Зелен острый длинный лист –
На конце иголка.

Раньше ростом был с вершок.
Нынче вырос – в силе я!
Но у кабачка цветок
Жёлтенький, как лилия.
И огурчики в цветах,
Даже помидоры,
Только я один в мечтах.
В огороде – споры:
У кого красивей цвет?..
Только я молчу в ответ.

Ночь спустилась – не до сна.
Сыплет слёзоньки луна,
И от этого Лучок –
Золотого цвета.
Появился старичок,
В звёздный плащ одетый.
– Кто горюет? В чём беда?
Выслушал обиды
И волшебные слова
Произнёс: «Кру-кри-ды!»
И Лучок тотчас расцвёл,
Словно одуванчик.
Счастье и покой обрёл
Наш зелёный мальчик!

Стихотворение «Зеленый лучок, золотой бочок»
С луком дружат все спортсмены, 
Любят взрослые и дети. 
Даже те, кто на диете,
Потребляют непременно 
Наш зелёный овощ лук. 
Ведь 
во всех супах, борщах, 
Вторых блюдах, овощах, 
Привкус он даёт особый,
Ты не веришь нам? Попробуй! 
Будьте здоровы!!!

«Про лук»
Лук – наш овощ очень жгучий,
Зря его не трогать лучше.
Ну а если тронешь, ручки
Надо тщательно помыть,
И всю горечь лука смыть.
Так сказать на всякий случай,
Чтобы в глазки не пекло,
И до слез не довело.
Потому что лук сердитый,
И немножко ядовитый.
Но он вовсе не опасен,
И не вреден людям, к счастью.
Он так лечит наши глазки,
Носик, если он заложен,
Доктор лук ему поможет.

«Про лук»
Удивительная штука
Горько плачут все от лука
Ты съедай его скорей
Сразу станешь здоровей.

Е. Жуковская
Ох, уж этот злющий 
лук!
С ним узнаешь столько мук!
Жжет глаза и жжет язык,
Заставит плакать в один миг. 

Т. Казырина

Баба Таня чистит 
лук
Убежал из кухни внук
Он хоть мал, но твердо знает
Лук за глазки покусает

Тетушка Ау
Я совсем не собирался
Доводить детей до слёз!
Я хорошим быть старался,
День за днём послушно рос,
Соблюдал диету строго -
Дождевую воду пил,
И за лето очень много
Витаминов накопил!
Не боялся я лопаты,
Не страшился червяка,
Был уверен, что ребятам,
Пригожусь наверняка,
А теперь услышал вдруг:
- Фу! Опять в тарелке 
лук!

***
Лук в стаканчике с водой.
Не зови его едой!
Я листочки не стригу,
А жалею, берегу,
Потому что это
Мой кусочек лета!

Л. Шмидт
– Какое горе! – крикнул 
Лук.
– Я приношу так много мук!
Хозяйка слёзы льёт полдня,
Лишь только шубу сняв с меня.

Е. Попова
Там, на  кухне, что  за  запах,
Что  сбежал  оттуда  папа?
Там  на  кухне, что  за  звук?
Это  мама  режет  
лук!
Режет  лук  и  плачет.
Что  все  это  значит?
Кто  же  мамочку  обидел?
Но  когда  я  лук  увидел,
Тоже  плачу  в  два  ручья…
Почему  же  плачу  я?
Мне  не  больно, не  обидно,
А  слезам  конца  не  видно!

Е. Груданов
Там, на грядке у беседки,
Вырос 
лук - большой и крепкий!
Знаем мы уже давно,
Что поплачем от него.
Но как любим мы с друзьями
Лук, поджаренный с грибами!
С макаронами, в котлете
Или в свежем винегрете!
В общем, мы, когда едим,
Очень часто дружим с ним.
Потому что этот лук -
Для здоровья первый друг!

С. Агарков
Слёзы льются градом –
Сеня режет 
лук.
Брат смеётся рядом:
-- Лук тебе – не друг!
- Ничего, братишка,
Скоро твой черёд!
Лук кусачий слишком,
Сам тебя найдёт.
Кончилась потеха,
Сева трёт глаза.
Тут уж не до смеха:
На щеке слеза.

А. Тесленко
Вот на грядке 
лук зелёный,
Ярким солнцем освещенный,
Стрелы вытянулись в ряд,
Как солдатиков отряд.
Знают все, что лук полезен,
Витаминами богат,
Но немного горьковат.
В этом лук не виноват.
От природы он такой,
Очень скромный и простой.
Ешьте все зелёный лук,
Он здоровью верный друг!

Ю. Дулепина
В огороде летал жук.
Сел на грядку, стал есть 
лук.
Слёзы в три ручья бегут,
Говорит:
-Зелёный лук!
Подожду, когда созреет,
Слишком горький, 
Пусть краснеет,
Будет лучок сладкий,
Прилечу на грядку.
Говорим мы:
- Глупый жук,
Не бывает красным лук,
Сладким тоже не бывает,
Каждый школьник это знает.
Пусть он будет горький, злой,
Лук полезен нам такой!

Загадки про овощи


Под землей живут семейки,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать…
— картошку —

Листья собраны в кочан
В огороде у сельчан.
Без нее во щах не густо.
Как зовут ее?
— Капуста —

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
— морковь —

Ох, наплачемся мы с ним,
Коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький…
— лук —

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …
— лук —

Пришла Таня в желтом сарафане:
Стали Таню раздевать,
Давай плакать и рыдать.
— луковица —

Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
— лук —

Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети?
— лук —

Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь – слезы льешь.
— лук —

Ее тянут бабка с внучкой,
Кошка, дед и мышка с Жучкой.
— репка —

Он в теплице летом жил,
С жарким солнышком дружил.
С ним веселье и задор.
Это — красный…
— помидор —

Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
— огурцы —

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков …
— горох —

Пословицы и поговорки про лук

  • Лук с чесноком родные братья.
  • Лук семь недуг лечит.
  • Лук да баня все правят.
  • Ешь лук — чаще зубы будут.
  • Лук да баня все правят.
  • Лук добр и в бою, и во щах.
  • Лук от семи недуг.
  • Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.

Психогимнастика «Я растение»

На фоне музыки звучит текст. Дети выполняют указанные в нем движения.

« Представь, что ты растение-малыш. Тебя посадили в черную, значит, плодородную землю. Ты еще маленький расточек, совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Но вот чьи-то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали.  Твои листочки подросли, стебель становиться крепким, ты тянешься к свету. Тебе так хорошо жить вместе с другими красивыми цветами». Вам понравилось быть растениями? Почему? Мы с вами  задержались. Пора, нас заждался наш друг Чиполлино.

Воспитатель: посмотрите нас, он уже нас встречает.

Игрушка Чиполлино. Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы пришли мне на помощь. Вы уже видели, как подрос наш лук на огороде? Надо его полить, поможете мне?  

Дети помогают воспитателю и Чиполлино поливать огород.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Есть у нас огород"

Конспект - как итоговое мероприятие по проекту "Есть у нас огород", способствующий актуализации знаний детей, формированию познавательных и творческих  способностей у детей по данной теме с испол...

Проект "Есть у нас огород, там зеленый лук растет"

Паспорт проектаВид  проекта: познавательно – исследовательскийСроки реализации: долгосрочный  - 3 года (январь - февраль ), (май – июнь)Участники проекта: дети первой младшей группы, второй ...

Исследовательская деятельность "Есть у нас огород..."

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями...

НОД "Есть у нас огород, там зеленый лук растет"

Конспект занятия во 2 группе раннего возраста....

Есть у нас огород, там зелёный лук растет

Посадка лука в средней группе. ...