Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
статья (старшая группа)

Бранькова Анна Александровна

Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itog_br.docx72.37 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

                                                                                         

                                                                                             

 


Содержание

Введение……………………………………………………………………..        3

1.Теоретическое обоснование особенностей развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста ……………….        7

2.Понятие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..      10 3.Значение творческих способностей в развитии детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….       12

4.Характеристика особенностей в развитии творческих

способностей в старшем дошкольном возрасте…………………….......       16

5. Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………        18

6. Формы и методы организации театрально-игровой деятельности старших дошкольников……………………………………………………………         22

7.Методы и приемы по развитию театрализованной деятельности у детей

старшего дошкольного возраста………………………………………          26

Заключение……………………………………………………………….            29

Список литературы………………………………………………………            31

Приложения

Приложение 1. Конспект  занятия по театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе «Театр своими руками……………           32

Введение

Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша!

Проникнется и мудростью, и

добротой,

И с чувством сказочным пойдет он

Жизненной тропой!

Г. Попова

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Все это может дать театрализованная деятельность, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Развитие театрализованной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Зачастую семья не готова осуществлять помощь, поддержку, участие, а это очень необходимо ребенку. Театрализованная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний, ощущений, где развивается адекватное восприятие, понимание взрослым действий ребенка, приобретается опыт совместных переживаний, изменяется характер поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми.

Современным детям, избалованным фильмами, красивыми игрушками, всевозможными развлечениями, театр нужен не меньше, чем детям прошлых поколений. Ведь театр - один из самых таинственных и прекрасных видов искусства. Только в театре человек может раскрыться полностью, выразить свои эмоции, не боясь стать смешным, прожить не одну, а сотни жизней - таких разных и загадочных.

Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, научиться творить, необходимо пройти длинный путь накопления эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений. Очень важно создать условия для определенного развития эмоциональных и познавательных процессов у дошкольников, в том числе и при помощи театрализованной деятельности.

Актуальность моей темы состоит в том, что театрализованная деятельность не появится сама собой, ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, всему педагогическому коллективу. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. сам владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает организовать театрализованную деятельность детей.

От воспитателя зависит выразительность речи детей в процессе театрализованной игры, формирование интереса к игре, импровизации, желание включиться в спектакль, расширение игрового опыта за счёт освоения разновидностей игры-драматизации. Так же воспитатель учит детей управлять куклой, помогает ребёнку овладеть основными умениями «оформителя» спектакля, умение ребёнка позитивно взаимодействовать с другими участниками игры, освоение комплекса игровых позиций, развитие способности выражать своё отношение к идее спектакля, воплощать свои замыслы, организуя деятельность других детей.

Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Целью данной работы является - определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:

1.Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.

2.Изучить процесс развития творческих способностей

3.Изучить театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста и условия её возникновения и организации

Объектом работы является - процесс развития творческих способностей детей.

Предметом – театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: если в работе с детьми и с детьми старшего дошкольного возраста использовать театрализованную деятельность, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1.Изучить сущность, содержание и структуру творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

2.Раскрыть роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.

3.Разработать конспект занятия в старшей группе по театрализованной деятельности, направленной на развитие творческих способностей и апробировать его на практике в ДОО.

В работе были использованы методы: изучение психолого-педагогической литературы, анализ, синтез, обобщение, наблюдение, изучение педагогического опыта, опытно-практическая работа.

1.Теоретическое обоснование особенностей развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста

Театр – искусство синтетическое, оно воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств: музыка, художественное слово, наглядный образ, изобразительное искусство.

Врачи, физиологи, педагоги утверждают, что наше физическое здоровье зависит от наших эмоций. Ребенок, погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

«В процессе этого сопереживания – как отмечал психолог и педагог, академик Б.М.Теплов (1896-1965), – создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» – утверждал Б.М. Теплов.

А выдающийся советский психолог Л. Выготский писал: « Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества».

Н. Бехтерева, Д. Камбарова, С. Маневский, В. Матвеева утверждали, что особая роль принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона.

Исследователь И.Г.Вечканова подчёркивает особую роль театрализованных игр в приобщении детей к литературе, драматическому и театральному искусству. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссёра, театрального художника, дирижёра. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам и зрителям. В дальнейшем это послужит основой для формирования обобщённого представления о назначении искусства в жизни общества (С.А.Козлова, Т.А.Куликова).

Н.А.Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировав возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было                                                                                                                             установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского творчества – накопление опыта исполнительства.

Как отмечает Петрова В.Г., театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

Кроме того, исследования отечественных и зарубежных ученых, показали, что одним из серьезных огорчений, которые взрослые доставляют детям, является лишение их возможности выбора. В театрализованной деятельности имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя.

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес во все времена. Анализ работ отечественных и зарубежных психологов, позволяет констатировать, что проблема развития театрализованной деятельности не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна и является важнейшим средством творческого развития детей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, лёгкость ассоциирования, независимость и оценок, особую чувствительность.

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

2.Понятие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста


           Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате, которой возникает что-то новое, оригинальное. Творчество является важнейшей характеристикой личности - и формировать его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. Особое место в развитии творчества имеет дошкольный период развития.
          Отечественные психологи и педагоги - Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина и др. – доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение тому – множество открытий, создание интересных, порой оригинальных рисунков и конструкций. По определению С. И. Ожегова, творчество – это сознательная целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые оригинальные, ранее не существовавшие предметы.        

Способность - природная одаренность, талантливость.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или - хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
         Чтобы своевременно обеспечить полноценное развитие творческих способностей детей, нужно представлять, что это такое. Это комплексное понятие, включающее несколько составляющих, на которых родители и педагоги должны акцентировать внимание:

-стремление к открытиям;

-умение познавать; активность;

-фантазия; инициативность;

-стремление к познанию;

-умение находить нестандартное в привычных явлениях и вещах;        

-живость ума;

-умение изобретать и открывать;

-свобода воображения;

-интуиция;

-умение на практике применять полученные знания, опыт, открытия и изобретения.

Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. Очень важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

3.Значение творческих способностей в развитии детей старшего дошкольного возраста


          Развитие и воспитание способностей ребенка – очень ответственное и сложное дело, осуществить его можно только при внимательном отношении к детям, только зная их потребности, интересы, увлечения. Природными предпосылками развития способностей являются задатки, то есть генетически закрепленные анатомо-физиологические особенности организма.
          Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей – склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не рисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. Наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. За первые три года жизни ребенок осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь. Перечисленные достижения раннего детства продолжают развиваться в дошкольном возрасте. Общие способности составляют две группы – познавательные и практические. Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т.е. в создание образного фундамента интеллекта.
           Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций. К познавательным способностям относят сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные способности связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3-4 лет. Усвоение дошкольником эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм.
            Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол –кружком, а шкаф – прямоугольником.
         Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.
           Дошкольник включается в многообразные виды деятельности – игру, конструирование, труд и другие. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего организаторских. Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим целый ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств для достижения цели, соотнесение полученного результата с предполагаемым, учет мнения партнеров, распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого, контроль за соблюдением правил, порядка, умения решать спорные вопросы и конфликты без вмешательства взрослого, оценивать отношения партнеров к порученному делу.
К практическим способностям дошкольников относят также конструктивно-технические: пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью. Эти способности лежат в основе, в дальнейшем с их помощью дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма. Богатые возможности для развития конструктивно-технических способностей в дошкольном возрасте создает конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек.
          В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создает благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует, лепит, рисует. У ребенка дошкольного возраста проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики. Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной восприимчивости.
Итак, Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.      

          Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая

мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость.          

Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.

4.Характеристика особенностей в развитии творческих

способностей в старшем дошкольном возрасте

Говоря о формировании творческих способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать театральные творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать театральные - творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.

Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Однако возможности развития творческих способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться.

Одной из наиболее эффективных видов деятельности, создающих условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность.

5. Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованная  деятельность требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. В.Г. Петрова отмечает, что, театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко), поэтому наиболее синкретична, т.е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?

1. Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.

2. Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка.

3. У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.

4. Театральные игры применяются в основном как «зрелище» на праздниках. Ребенка обучают быть «хорошим артистом», заучивать текст, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся в свободную игровую деятельность.

5. Невмешательство взрослого в театрализованную игру. Дети предоставлены сами себе, воспитатель готовит атрибуты для театра. Однотипный набор шапочек - масок, элементы костюмов героев переходят из группы в группу. Младших дошкольников это привлекает из-за возможности переодеться, а старшего дошкольника не удовлетворяет, поскольку не соответствует его                                                                                                                  познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возможностям самореализации в творческой деятельности.

Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Вместе с тем у дошкольников зачастую не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Лишь немногие выпускники детского сада имеют достаточный уровень представлений о театре и игровых умениях, позволяющий им организовать самостоятельную театрализованную деятельность.

Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития театральных творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей театральной творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития театрального творческого воображения

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития театральных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. 

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

  • создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
  • приобщать детей к театральной культуре;
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности;
  • создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Итак, одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка является театрализованная деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя!

6. Формы и методы организации театрализованной деятельности старших дошкольников

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому не случайно во временных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел Развитие ребенка в театрализованной деятельности, в критерии которого подчеркивается, что педагог обязан:

· создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации);

· приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами с разными видами кукольного театра);

· обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

· создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Для выполнения данных критериев необходимо создание определенных условий; прежде всего разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогам выбрать формы и методы работы по данному вопросу. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включена в различные в различные другие занятия (музыкальные, по ИЗО), а

                                                                                                                       16

также запланировано специально в недельном расписании занятий по разному языку и ознакомлению с окружающим миром.

В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время может быть организована работа разнообразных студий Кукольный театр малышам, Театральный салон, В гостях у сказки. Полезно, когда результаты работы студий (изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности объединяются в единый целостный эстетический продукт).

Это может быть концерт, спектакль или какой-либо праздник, к которым готовятся участники всех студий детского сада. В таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединённого единой целью.

В работе студий могут принимать участие воспитатели и родители, и это очень важно. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяют преодолеть традиционный подход режиму жизни детского сада. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти своё особенное место, стать полноценным членом сообщества.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Поэтому при оформлении предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

· эстетическое оформление, чтобы привлекала дошкольника играть в театр;

· индивидуальные особенности ребенка;

· особенности эмоционально-личностного развития;

· интересы, склонности, потребности;

· любознательность, исследовательский интерес.                                                                                                                  В старших группах детского сада более широко должны быть представлены разные виды кукольного театра, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям и т. д.

Таким образом, проектирование зоны театральной деятельности должны придерживаться определенным принципам:

· обеспечения баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

· организации зон приватности - где ребенок хранит свое личное имущество.

· предоставление права и свободы выбора;

· создание и условий для моделирования, …. и экспериментирования.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что театрализованные игры можно использовать как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, так как ребёнок во время игры чувствует себя раскованно и свободно. Кроме того, эти игры обладают исключительной способностью возбуждать творческое воображение, фантазию, развивает эстетический вкус, расширяет кругозор ребенка.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

  1. В процесс театрализованной игры дети узнают об окружающем мире.
  2. Развиваются психические процессы.
  3. Развивается речь.
  4. Совершенствуется моторика.
  5. Развивается эмоционально-волевая сфера.
  6. Происходит коррекция поведения.
  7. Развивается чувство коллективизма.
  8. Происходит развитие творческих способностей.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

В соприкосновении с театром вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.

7. Методы и приемы по развитию театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Содержание блока занятий по театрализованной деятельности включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); отдельные упражнения по этике; упражнения в целях  социально-эмоционального развития детей.

Педагоги ДОУ на специально организованных занятия по театрализованной деятельности знакомят детей не только с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д.,  то есть со «знаками», играющими роль выразительного языка.

Занятия по театрализованной деятельности включают в себя как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни. Они проходят в двух направлениях:

1)     освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера;

2)     освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального искусства.

Занятия строятся с помощью таких методических приёмов работы, как:

- рассказывание театральных героев о себе. Этот прием позволяет заинтересовать и увлечь ребенка, повысить его познавательную активность,  так как он включает элементы стихотворного изложения, а это всегда близко  и привлекательно для ребенка;

-    рассматривание театральных атрибутов и действия с ними;

-    разыгрывание театральных этюдов с атрибутами и без них;

-    загадки;

-   ответы на вопросы педагога.

Наибольший эффект дают такие методы развития творчества, как: творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, переход игры на другой, более сложный творческий уровень и упражнения; этюды.

Дети на занятиях при вхождении в роль (музыкантов, артистов, художников) естественно проявляются детские творческие порывы. Особое внимание педагоги ДОУ проявляют к детям робким и застенчивым. Поэтому,  педагоги предоставляют детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность, следим за тем, чтобы своей актерской активностью  и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя.                                                                                                                                

Педагоги помогают таким детям: они  не должны бояться выйти «на сцену», ошибиться. Во время занятий воспитатели выслушивают ответы и предложения детей; если дети не отвечают - не требуют объяснений, а переходят к действию с персонажем; при встрече детей с героями произведений выделяют время на то, чтобы  они  могли подействовать или поговорить с ними; в заключении различными способами стараются вызвать у детей радость.

В качестве второго педагогического условия развития театрализованного творчества у детей педагоги выделяют включение детей в практическую театрализованную деятельность. Дети определяют самостоятельно вид театра (бибабо, кукольный, настольный, теневой, пальчиковый и тд). Дети сами готовят афишу, атрибутику, пригласительные билеты. Самостоятельно поют песенки которые выражают характеры героев произведений сказок. Считая,  что предметно-развивающая среда группы является креативным полем для детей, были оформлены   и оснащены играми и атрибутами различные уголки (музыкальная, театральная зона и т.д.).

Для того чтобы все дети были вовлечены в творческий процесс театрализованной постановки, педагоги используют методы косвенного руководства, одним из которых является вхождение в образ - «превращение» в героя какого-либо произведения, который в нашем лице не только выразительно может читать или рассказывать что-либо, умеет смотреть и видеть, слушать и слышать, но и владеет основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей и повышает творческий потенциал каждого ребёнка.

Система работы по театрализованной деятельность детей дали хорошие результаты. У детей развита связная речь, сформирован словарь, они громко эмоционально читают стихи.

Таким образом,  я считаю, что театрализованная деятельность в развитии личности  бесценна. Она обогащает внутренний мир детей, его переживания, учувствует в формировании сознания, личностных качеств. С помощью театра дети получают представления об основных ценностях - добре, истине, красоте.

Заключение

В итоге совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. Достигается это, в том числе, средствами стимулирования их интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности.

На конкретных примерах необходимо помочь ребенку попять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения.

Список литературы

1. Маханева М.Д.  Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М.Д. Маханева, М.: Творческий центр “Сфера”, 2012 г.56 с.

2.  Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М.Д.Маханева М., 2001.69 стр.

3.  Н.А. Мелехова Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого [Текст] / авт.- сот. Куцакова Л.В и д.р.-  М., 2003.

4. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра[Текст] / С.И. Мерзлякова М., 2002.112 с.

5. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников[Текст] / В.М.Минаева М., 1999.

6. Мирясова В.И. Играем в театр [Текст] / В.И. Мирясова, М.: Гном-Пресс, 2013г.- 118 с.

 7. Прохорова Л. Разви‏ваем творческую акти‏вность дошкольни‏ков. - Дошкольное воспи‏тани‏е. [Текст] / авт.- сот. Кузнецова Л.В и д.р - 2006 №5. стр. 21-27.

8. Сорокина Н.Ф., Л.Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети”  [Текст] / Е.М. Москалева, М.:, 2009.115 с.

9. Петрова Т.И.Театрализованные игры в детском саду [Текст] / авт.-сост.  Е.Я. Сергеева, и д.р. -М.: Школьная пресса, 2013 г. 85с.

Приложение 1

Конспект  занятия по театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе «Театр своими руками»

Цель: создание условий для творческих проявлений детей и формирования положительного эмоционального фона театрализованной деятельности.

Задачи :

-Учить детей узнавать знакомые сказки ;

-Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике (радость, грусть, удивление, злость) ;

-Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа,

-Развивать речевую активность и эмоциональную выразительность речи ;

-Развивать мелкую моторику, координацию движений и чувство ритма ;

-Развивать умения управлять театральными куклами;

-Совершенствовать артистические навыки детей.

-Формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, вызывать чувство радости, удовлетворения от совместного творчества.

Предварительная работа : Чтение сказок, стихотворений.

Материалы и оборудование к занятию : театральная коробка, ширма настольная, театральные настольные куклы, письмо с вопросами, атрибуты к кукольному спектаклю.

Ход занятия

Воспитатель заводит детей в группу (звучит музыка под фонограмму " в гостях у сказки " муз. В. Дашкевича) .

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?

Дети : - Театр!

Воспитатель : правильно ребята (подводит детей к доске закрытой театральным занавесом и пытается открыть, занавес не поддаётся. Воспитатель обращает внимание на письмо, прикрепленное к занавеси, читает письмо)

Письмо от Баба Яги.

«Здравствуйте девчонки и мальчишки, пишет Вам Баба - Яга. Я заколдовала ваш занавес и вообще обиделась на Вас - в гости меня не зовёте. Теперь занавес откроется, если вы загадки отгадаете. Вот и узнаем любите ли вы театр так как люблю его я»

Воспитатель: Ребята, отгадаем загадки? (Воспитатель загадывает загадки, сопровождая ответы детей картинками) 

1. Для чего люди ходят в театр? (смотреть спектакль)

2. Место, где играют актёры? (сцена)

3. Кто самый главный в театре? (режиссёр, он раздаёт роли, руководит актёрами и постановками спектакля)

4. Какие виды кукольного театра вы знаете? (пальчиковый, настольный, магнитный, теневой)

5. Какие существуют профессии в театре? (актёр, режиссёр, костюмер, гримёр.)

6. Специальные краски, которые наносят актёру на лицо для создания театрального образа? (грим)

7. Как называются люди, которые сидят на креслах и смотрят игру артистов? (зрители)

Воспитатель: Молодцы ребята на все вопросы ответили правильно, давайте займём свои места и попробуем открыть. (Дети садятся на стулья. Звучит волшебная музыка, воспитатель открывает занавес)

Воспитатель: Сколько здесь сказочных персонажей! Но что- то тут не так ребята? Посмотрите - все герои сказок перепутались. (Звучит музыка " Баба Яга " из детского альбома П. И. Чайковского, входит Баба- Яга)

Баба- Яга : А вот и я что не ждали? Какие умные дети - все мои загадки отгадали.

Воспитатель : Так это твои проделки Баба-Яга? А откуда ты так много знаешь о театре?

Баба- Яга : Я всегда мечтала стать актрисой. Да всё некогда. То там поколдуй, то там поворожи. Я думала, что ребята и не заметят, что герои сказок перепутаны, (обращается к детям) вы же всё равно сказок не знаете.

Воспитатель: Нет, Баба- Яга, наши ребята и сказки знают, героев сказок и стихотворения про сказочных персонажей. Давайте ребята мы с вами вспомним и назовём сказки и их героев.

Дети : называют героев сказок и правильно располагают персонажи сказок на магнитной доске. (читают стихи о сказочных персонажах)

1 ребёнок : Знаем, этого плутишку

Никому не обхитрить:

Людоеда, словно мышку,

Умудрился проглотить!

И шпоры звенят у него на ногах,

Ведь это любимый наш. (Кот в сапогах)

2 ребёнок: Появилась девочка в чашечке цветка.

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала

И принцессой эльфов стать она могла? (Дюймовочка)

3 ребёнок: Ровно в полночь убежала, и споткнувшись, потеряла

На балу у короля туфельку из хрусталя.

Тыквой стала вновь карета,

Кто скажи, девчушка эта? (Золушка)

4 ребёнок : Шапочку надела и шагает смело,

Песенку поёт, к бабушке идёт.

За кустами волк сидит

И за девочкой следит. (Красная шапочка)

Баба - Яга : Ты подумай, справились. Не удалось мне вас запутать, все сказки знаете.

Воспитатель: Ещё ребята знают правила поведения в театре.

Баба - Яга : Подумаешь, и я тоже знаю все правила. Я очень воспитанная старушка.

Воспитатель: Вот это мы сейчас проверим, предлагаю сыграть в игру.

Игра " Театральная коробка "

Дети встают в круг. В середине на столике размещают коробку с различными атрибутами. Под музыку дети передают из рук в руки театральную маску, как только музыка останавливается, тот у кого в руке оказалась маска подходит к театральной коробке, (воспитатель берёт маску) достают из неё один предмет и отвечают возьмут ли они его в театр. Баба - Яга даёт неверные ответы.

Воспитатель: Молодцы ребята на все вопросы ответили правильно и наверное немного устали? Давайте мы с вами чуточку отдохнём

Физкультминутка " Буратино "

Буратино длинный нос,

А жар птица пышный хвост.

Мальчик с пальчик ниже- ниже,

Дядя Стёпа выше - выше.

Толстый - толстый бегемот, а Кощей наоборот.

Репку тянем, тянем.

Вытянуть не можем!

А зарядку мы продолжим позже.

Звучит первый звонок.

Воспитатель: Ребята, первый звонок, что это значит, а то, что нам пора занимать свои места, совсем скоро начинается представление. (дети занимают свои места)

Звучит второй звонок.

Ребёнок: Сказки - ложь! Для многих взрослых

Это вовсе не секрет.

 Но на сложные вопросы

Можно в них найти ответ:

Как понравится царевне?

Как Дракона победить?

И потерянное время отыскать и возвратить?

Так садитесь же поближе,

Зритель и желанный гость! Занавес раскрылся, тише!

Представление началось.

Звучит третий звонок.

Театральная постановка " Гуси- Лебеди ". Настольный кукольный театр.

Персонажи : муж и жена, дочка и сын, Гуси- лебеди, печка. яблонька, молочная речка, Баба- Яга, избушка на курьих ножках

Чтец: Жили - были муж с женой, и были у них дочка да сынок маленький.

Муж: Доченька, мы пойдём в город, береги братца!

Жена: Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек.

Чтец: Ушли родители, а девочка позабыла, что ей наказывали : посадила братца на травке под окошко, а сама заигралась с подружками и совсем про него забыла. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях. Вернулась девочка глядь - нету братца! Ахнула, кинулась туда - сюда-нету! Выбежала она в чисто поле и только увидела : метнулись в далеке гуси-лебеди и пропали за тёмным лесом. Бросилась девочка их догонять. Бежала, бежала, видит - стоит печка.

Дочка : Печка-печка, скажи, куда гуси- лебеди полетели?

Печка: Съешь моего ржаного пирожка - скажу.

Дочка : Стану я твоего ржаного пирожка есть, у моего батюшки и пшеничные не едятся. .

Чтец : Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше - стоит яблонька.

Дочка : Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси- лебеди полетели?

Яблонька : Поешь моего лесного яблочка - скажу.

Дочка : У моего батюшки и садовые не едятся.

Чтец : яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше - течёт молочная река в кисельных берегах.

Дочка : Молочная речка, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

Молочная река : Поешь моего красного киселька с молоком - скажу.

Дочка : У моего батюшки и сливочки не едятся.

Чтец : В самой чаще леса увидела она избушку на курьих ножках. В избушке сидит старая Баба- яга, кудель прядёт, а братец на лавочке играет золотыми яблочками.

Дочка : Здравствуй, бабушка.

Баба-яга : Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

Дочка : Заблудилась, зашла погреться.

Баба-яга : Садись покуда кудель прясть, а я баню истоплю.

Чтец : Баба- яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка испугалась, веретено бросила, крепко схватила братца и выбежела из избушки. Баба- яга баню истопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала.

Баба- яга : Гуси - лебеди! Скорее летите в погоню! Сестра братца унесла.

Чтец : Сестра с братцем добежали до молочной реки. Видят - летят гуси- лебеди.

Дочка : Речка, матушка, спрячь меня.

Молочная речка : Поешь моего простого киселька.

Чтец : Девочка поела, " спасибо " сказала. Речка укрыла её под кисельным бережком. Гуси- лебеди пролетели, её не увидели. Девочка с братцем опять побежали. Бежит девочка с братцем, а гуси их нагоняют. Видит девочка - стоит яблонька.

Дочка : Яблонька- матушка, спрячь нас!

Яблонька : Съешь моего яблочка, тогда спрячу.

Чтец : Поскорее съела девочка лесного яблочка и спасибо сказала. Заслонила яблонька детей ветвями, прикрыла листьями. Гуси- лебеди не увидели, мимо пролетели. Девочка опять побежала. Добежала девочка до печки.

Дочка : Сударыня - печка, спрячь нас!

Печка : Съешь моего ржаного пирожка!

Чтец : Съела девочка пирожок, печка их спрятала. Гуси покружили- покричали да улетели к Бабе - яге ни с чем. А девочка сказала печке спасибо и вместе с братцем побежала домой. Тут и отец с матерью вернулись, гостинцев принесли.

Звучит музыка, все дети выстраиваются в полукруг

Баба - яга : Ну, спасибо вам ребята порадовали старушку сказкой и научили правильному поведению в театре. Только, больно я в сказке злая получилась. Всё! Обещаю, буду колдовать только хорошего дела! Очень мне понравилось в вашем детском саду, но мне пора домой в сказку возвращаться.

(Баба-яга прощается и уходит)

Воспитатель: Ребята, пришло время и нам возвращаться..

(стихотворение Волшебный мир - театр Т. Ю. Григорьевой)

Ребёнок : Театр, словно чародей, волшебник,

Своею палочкой волшебной проведя,

И вот ребёнок, скромный и застенчивый,

Сегодня вдруг играет короля.

Пусть детство будет словно сказка,

Пусть чудеса творятся каждый миг,

И мир вокруг пусть добрым станет ласковым,

Добро над злом пусть победит!

Воспитатель: Закончилось наше необычное занятие, а необычное оно, потому что вы все сегодня были актёрами. Давайте подарим друг другу аплодисменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Презентация Ковалевой Н. И, воспитателем МКДОУ д/с№31....

Проект «Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства"

Развитие творческих способностей  детей требует обновления содержания образовательной деятельности, поиска новых подходов. Актуализируется проблема  создания дополнительных условий для адапт...

Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."

Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....

Развитие коммуникативных   способностей  у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разреши...

Проект "Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"

Приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности, формирование творческой личности....