Создание условий для организации познавательно-исследовательской деятельности с учетом требований показателя «Природа и наука» шкалы ECERS-R
статья

Иванова Анжелика Сергеевна

Статья природа и наука

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_priroda_i_nauka.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ПОКАЗАТЕЛЯ «ПРИРОДА И НАУКА» ШКАЛЫ ECERS-R

Иванова А.С., воспитатель

МК ДОУ детский сад «Белочка» г. Тайшета

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве со взрослым, будь это игровая или продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы или коммуникативная. Но также важна в детском саду познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Дети по природе своей исследователи. Их неутомимая жажда новых впечатлений, любознательности, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, расширяются его представления об окружающем мире, он приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.

Для детей дошкольного возраста вся окружающая их среда является источником для познания и исследования, а наличие соответствующей предметно-пространственной среды, позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, но и развить его познавательные интересы. Предметно-пространственная среда по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду служит зоной опережающего развития детей, поэтому я решила разработать проект «Наш центр природы и науки».

Цель проекта: создание центра «Природа и наука» для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей среднего возраста.

При реализации нашего проекта были поставлены следующие задачи:

1.Создание коллекций природных объектов (камни, насекомые, семена растений).

2.Подобрать материалы для простых опытов, связанных с природой и наукой (с магнитами, увеличительными стеклами, плавающими и тонущими предметами).

3.Подобрать комнатные растения для наблюдений и ухода за ними в соответствии с возрастными особенностями детей.

4.Пополнить центр «Природа и наука» книгами, играми, связанные с природой и наукой (игры по теме природа).

Итог проекта: создание центра «Природа и наука»

I этап - подготовительный.

 Для достижения цели проекта - создание центра «Природа и наука» - я изучила методическую литературу и нормативно-правовую базу по теме проекта. Изучение шкалы ECERS-R позволила мне проанализировать категории материалов, связанных с природой и наукой. 

 Одна из категорий материалов, связанная с природой и наукой - это коллекции природных объектов (камни, насекомые, семена растений). Некоторые материалы у нас были, но они не оформлены как коллекции. В нашей группе - это сокровищницы. Ракушки, камни, шишки, семена растений, которые дети с удовольствием привозили из своих с родителями отпусков, их достаточно для того, чтобы дети могли самостоятельно исследовать их, выявить сходства или различия.

Следующая категория материалов -это активность, связанная с природой и наукой, простые опыты. Простые эксперименты мы с детьми проводим, но у нас не было карт-схем, карт-фиксации опытов, памяток по безопасности, недостаточное количество материала для опытов.

Другая категория материалов -это наблюдение и уход за комнатными растениями. В нашей группе на момент самообследования имелись некоторые виды растений, но не было бирок для маркировки растений и не было паспорта комнатных растений.

И последняя категория материалов -это книги, игры или игрушки, связанные с природой и наукой. Из этой категории в нашей группе имелись некоторые пособия, игры, но в силу того, что они бумажные, то они быстро приходят в негодность.

Поэтому я решила создать у себя в группе центр «Природа и наука», где будут все материалы соответствовать шкале ECERS-R.Составила план реализации проекта. Обсудила на педсовете наш проект по изменению развивающей предметно-пространственной среды с коллегами, определила в проекте недостающие элементы в соответствии с подшкалой «Виды активности» показатель «Природа и наука». Обсудила с детьми каким они видят центр «Природа и наука», что они хотят, чтобы в нем было. Конечно все подсказки по оформлению центра «Природа и наука» шли от воспитателя, т.к. дети еще маленькие, средний возраст.

II этап - реализация проекта

Работа по обновлению предметной среды объединила всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Предметно- развивающая среда не должна оставаться постоянной, она должна быть открыта к изменениям, дополнениям, в соответствии с меняющимися интересами детей.  Поэтому я наметила план работы по изменению предметно-развивающей среды -центра «Природа и наука».

Для достижения цели и планируемых результатов проекта мною был составлен план совместной работы детей, воспитателей и родителей. Для этого вначале я провела родительское собрание, на котором донесла до родителей информацию о создании в группе центра «Природа и наука», для каких целей мы его создаем, обсудили с родителями наполняемость центра.  Родители откликнулись с пониманием, решили помочь с наполняемостью центра (приобрести контейнера для природных материалов, предметы для исследований). Предложила родителям сделать из фанеры дидактическое пособие «Чудо - дерево» для наблюдения за изменениями, происходящими с деревьями в разные сезоны года.

Предметно-развивающая среда нашего центра «Природа и наука» была приведена в соответствие с ФГОС и СанПиН. Родители помогли оборудовать центр «Природа и наука», пополнили природными материалами для проведения опытов и экспериментов (глина, песок, земля, камни), оформить природные объекты (еловые и сосновые шишки, морские ракушки, камни, лоскуты ткани) в контейнеры. Дополнили центр для исследований свойств воды, воздуха и магнитов. С детьми мы обсудили как промаркируем наши природные объекты, выбирали совместно картинки и приклеили их к контейнерам. Морские ракушки, шишки, ткань, оформлены как наши сокровищницы. На данный момент мы оформляем нашу первую коллекцию -это «Коллекция шишек».

К тому материалу, что имелось в нашей группе, мы подобрали материал для экспериментально-исследовательской деятельности (песочные часы, магниты, термометр, мерные стаканчики, воронка, увеличительные стекла, плавающие и тонущие предметы); распечатали карты-схемы, карты-фиксации опытов, памятки безопасности.

А также наш центр «Природа и наука» пополнился комнатными растениями (Рео, бегония, хлорофитум). Мы сделали паспорт комнатных растений и правила ухода за ними. Оформили на стене систему ухода за растениями, разместили на полочке оборудование для ухода за растениями. На каждом цветочном горшке наклеили бирку для маркировки растения. Пополнили аудиозаписи звуков природы, пения птиц; картинками, иллюстрациями, трафаретами, сделали макет домашние животные; картины с пейзажами времен года, пейзажи (лес, поле, луг).

Пополнили центр книгами Н. Сладкова «Рассказы для детей о животных и природе», В Бианки «Рассказы и сказки о животных» Г. Снегирев «Про птиц», энциклопедией для малышей, М. Султанова «Простые опыты для дошкольников с водой, воздухом, бумагой», распечатали и заламинировали настольные игры «Кто где живет?», «Что сначала, что потом?», лото «Фрукты, ягоды», «Овощи», игрушками, связанные с природой и наукой (насекомые, животные жарких стран).

Все материалы центра «Природа и наука» промаркированы картинками понятные детям.

При оборудовании центра учитывались следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; доступность расположения соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента. В данном центре дети проводят наблюдения за комнатными растениями (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, и экспериментируют с огородом на окне, учувствуют в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом. Также дети могут повторить опыты, показанные воспитателем или сверстниками, или заниматься самостоятельным творчеством, с использованием оборудования для экспериментов.

Родители сделали из фанеры дерево, а мы оформили его в дидактическое пособие «Чудо-дерево». Такое чудо-дерево способствует эффективному формированию представлений о временах года (рассматривание и обсуждение произошедших изменений; составление описательных рассказов; ознакомление с сезонными изменениями в природе; ориентирование в пространстве: вверху - внизу, справа - слева; активизация словаря (Д/игры «Назови части дерева», «Кто прилетел?» и т. д.); совершенствование грамматического строя речи и связной речи; дыхательная гимнастика).

III этап-заключительный

Цель проекта достигнута, центр «Природа и наука» создан в соответствии с требованиями комплексной оценки шкалы ECERS-R

В заключении хочется отметить, что дети нашей группы активно действуют и интересуются окружающими предметами, многие проявляют настойчивость в достижении результата своих действий, и мы стараемся поддерживать у них этот интерес и, конечно же, создавать предметно-пространственную развивающую среду. И роль взрослого в этот период - не спешить помогать ребенку, а дать самому возможность «поэкспериментировать» попробовать разные варианты действия с предметами. И от особенностей стимулирования и организации предметно пространственной среды зависит успех в развитии ребенка. На педсовете я познакомила коллег с проектом центр «Природа и наука». Наш проект был годовой, но мы продлеваем свою работу дальше, чтобы оформить свои сокровищницы в тематические коллекции и систематизировать по категориям, а также оформить карту мира. В ближайшее время планируем познакомить родителей на родительском собрании с презентацией «Жизнь детей в измененной развивающей предметно-пространственной среде».

Литература:

1. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - М, 2009. - с. 56.

2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

3. Ле-ван Т. Н. Руководство по использованию «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» (ECERS-R): Методические рекомендации -  М.: МГПУ, 2017. - 26 с.

4.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие - СПб. Детство-Пресс, 2015. - 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

«Для ребёнка нет ничего естественнее,как развиваться, формироваться,становиться тем, что он есть в процессеисследовательской деятельности»С. Л. РубинштейнС самого рождения детей окружают различн...

Консультация "Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"

Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходи...

Методическая панорама статья "Создание условий для организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста".

Ребенок по своей сути - исследователь.Он все познает моетодом проб и ошибок. Но ребенку очень трудно найти самостоятельно ответы на все интересующие его вопросы. В проектной деятельности дети учатся н...

Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

Огранизация развивающей предметно-пространственной среды для создание условий по организации опытно - экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста....

Справка по итогам тематического контроля на тему «Создание условий для организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников»

Справка по итогам тематического контроля на тему «Создание условий для организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников» ...

Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов по созданию условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста....

Выступление на тему: «Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»

Я хотела бы начать со слов великого педагога, психолога, философа Сергея Леонидовича Рубинштейна: «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он ес...