"Дорожная безопасность"
методическая разработка (подготовительная группа)

Веселовская Ирина Михайловна

Детский дорожно транспортный травматизм одна из самых острых проблем современного общества. Ознакомление дошкольников с правилами безопасности на улице является одним из важнейших направлений в работы педагогов дошкольных образовательный учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

В соответствии с ФГОС ДО, одним из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников, является формирование основ безопасного поведения в социуме, включая поведение на улицах города.

Детский дорожно-транспортный травматизм - одна из самых острых проблем современного общества. Ведь так часто совершаются  дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков.

Ознакомление дошкольников с правилами безопасности на улице является одним из важных направлений работы педагогов дошкольников образовательных учреждений и родителей. Это связано с тем, что у детей данного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов - детей. Поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече различными сложными жизненными ситуациями. С дошкольного возраста надо целенаправленно формировать и закреплять знания детей в правилах безопасного поведения.

Безопасность движения обеспечивается тогда, когда все – и водители, и пешеходы, и пассажиры соблюдают правила.

Данная методическая разработка, посвящена актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах.  Ведь дошкольный возраст –важный период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Характеристика методической разработки:

Цель: формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

  1. Систематизировать знания детей об устройстве улицы, дорожного движения.
  2. Продолжать знакомить с дорожными знаками
  3. Продолжить работу по обогащению словаря, и активизации диалогической речи.
  4. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
  5. Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
  6. Расширять представления детей о работе ДПС.
  7. Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.

Необходимо целенаправленно формировать и закреплять знания детей в правилах безопасного поведения на дороге, поэтому педагогическая деятельность была направлена на приобщение детей к дорожной грамоте.

Главная задача состояла в том, чтобы научить дошкольников ориентироваться в окружающем дорожном пространстве, сознательно выполнять правила дорожного движения.Создание предметно — развивающей среды — одно из важных условий способствующее формированию знаний правил дорожной безопасности у дошкольников, и одной из основных задач является обогащение игровой среды элементами, стимулирующую познавательную активность детей.

  • Был оформлен уголок безопасности;
  • подобрана художественная литература; дидактические и настольные игры по ПДД;
  • изготовлены атрибутов к играм, макет «Улицы города»

Для организация образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дороге был разработан перспективный план. Он был составлен с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей.

Работа осуществляется как в ходе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности, так и в ходе режимных моментов.

Одной из интересных форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются целевые прогулки с воспитанниками детского сада.

Они направлены на закрепление дошкольниками знаний по ПДД.

Проводились наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Продолжали закреплять назначение дорожных знаков и их начертания.

В ходе обучения дошкольников ПДДмы активно использовали средства художественной литературы. Так же был организован просмотр обучающих и развивающих мультфильмов. Данные формы работы помогают образно объяснить поведение героев на улице, в ситуациях, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, тем самым расширяя жизненный опыт ребёнка.

Были организованы встречи с инспекторами по пропаганде детского дорожно-транспортного травматизма для ребят были показаны циклы обучающих мультфильмов  по  правилам перехода улицы в положенном месте, рассмотрены  основные правила дорожного движения для пешеходов. Воспитанники активно принимали участие в обсуждении мультфильма и показали свои знания правил дорожного движения.

Знакомство с сотрудником отделения произвело на детей незабываемое впечатление. На улице детей ждал сюрприз – настоящая машина ДПС. Ребята внимательно слушали рассказ инспектора о комплектации автомобиля, и роли инспектора ДПС в жизни города.

Подобные мероприятия способствуют сознательному формированию у детей правил поведения в дорожной обстановке, помогают предостеречь от опасных ситуаций на дорогах.

Значительное место в обучении  дошкольников уделялось  игровым технологиям, которые  позволяют организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению Правил дорожного движения.

В работе с детьми мы использовали также дидактические и настольно-печатные игры. Цель которых, не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Полученные знания и впечатления дети воплотили в творческой мастерской, где лепили из пластилина инспектора ДПС, изобразили в рисунках дорожные знаки, изготовили коллективную работу по аппликации «На дорогах нашего города»

Организация досуговой деятельности с детьми является средством эффективной помощи изучении правил дорожного движения. Был проведен физкультурный досуг «Школа безопасности» и музыкально- литературный «Уроки светофора»

Согласно ФГОС Дошкольного Образования части 3.1. пункта 8 – работа с семьями (законными представителями) должна учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с родителями.

Именно были созданы условия для активного участия родителей по вопросам приобщения детей к этике дорожно-транспортного поведения.

- Изготовлены папки – передвижки по ПДД

- Стенгазета «Безопасность детей забота взрослых»

Проведено анкетирование «Взрослые и дети на улице города» Приложение)

Составление родителями маршрут ребенка от дома до детского сада.

В ДОУ в целях пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма оформлены информационные "Уголки безопасности". (Приложение 1)

На заключительном этапе проведена викторина «Красный, желтый, зеленый».

Планируемый результат

Активизировать познавательный интерес, сформировать эмоционально положительное отношение к безопасному поведению на дороге, способствовать повышению  эффективности обучения дошкольников ПДД.

Принципы работы

Работу по профилактике дорожно-транспортных происшествий строилась соответствии со следующими  принципами организации образовательного процесса:

Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей  реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Формы организации совместной деятельности с воспитанниками:

- Целевые прогулки к проезжей части, перекрестку, светофору;
- Продуктивная деятельность;
- Игровая деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
- Досуги, праздники, развлечения
- накомство с художественной литературой;
- Рассматривание дидактических картинок и иллюстраций;
- Встречи, беседы с инспектором ДПС ;
- Наблюдения

- Экскурсии

-Посещение библиотеки

- Проектная деятельность

Заключение

Таким образом,  повысилась эффективности обучения дошкольников по ПДД;

У воспитанников сформировались навыки безопасного поведения на дорогах, они не только знают правила дорожного движения, но и применяют эти знания в дорожных ситуациях, что способствует актуализации в будущем потребности в безопасном образе жизни в сфере дорожного движения. Было создано открытое образовательное пространство.


Литература

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б.  Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. – СПб.: «Детство – Пресс», 2009.
  2. Голицына Н. С. «ОБЖ для младших дошкольников». Система работы.- М.: «Скрипторий», 2010.
  3. Занятия по правилам дорожного движения /Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2002. Романова Е. А.
  5. Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект-презентация по правилам дорожного движения "Азбука дорожной безопасности"

Перед обществом встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного об...

НОД "Дорожная безопасность" и презентация к НОД "Дорожная безопасность"

Конспект к занятию "Дорожная безопасность". Презентацию к занятию вы найдете по ссылке: https://disk.yandex.ru/client/disk...

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста "Планета дорожной безопасности"

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного  возраста....

Проект «Дорожная безопасность» по обучению детей 4 – 5 лет правилам дорожного движения и формированию безопасного поведения на дороге

Проект «Дорожная безопасность» по обучению детей 4 – 5 лет правилам дорожного движения и формированию безопасного поведения на дорогеЦель проекта. Создание в ДОУ условий, оптима...

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа

laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...