Формирование математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе программы «Нумикон» в условиях реализации ФГОС ДО
статья

Михеева Татьяна Владимировна

Наиболее сложным для детей с ограниченными возможностями здоровья представляется освоение знаний из области математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе программы «Нумикон» в условиях реализации ФГОС ДО»

Михеева Татьяна Владимировна, старший воспитатель,  учитель-логопед

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) Начальная школа №60 «Сибирский лучик» (МКОУ С(К) НШ № 60 «Сибирский лучик»)

Наиболее сложным для детей с ограниченными возможностями здоровья представляется освоение знаний из области математики.

        Под математическим развитием дошкольников понимается качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

      Pеализация данной программы направлена на создание интересной и продуктивной системы формирования элементарных математических представлений. Программа Нумикон должна использоваться во всех помещениях детского сада, в режимных моментах и в процесс досуговой деятельности с родителями.

Благодаря использованию программы «Нумикон» можно добиться решения следующих задач:

  • формирование и развитие счетных навыков у детей с ОВЗ
  • формирование и развитие понимания математических операций у детей с ОВЗ
  • развитие зрительного, пространственного восприятия у детей с ОВЗ
  • развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ
  • развитие ВПФ (памяти, внимания, речи) у детей с ОВЗ
  • развитие игровых, коммуникативных навыков у детей с ОВЗ
  • развитие творческого мышления у детей с ОВЗ
  • воспитание позитивного отношения к занятиям у детей с ОВЗ

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ОВЗ в целях обеспечения оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной подготовки к обучению в школе и социальной адаптации.

Дети с ОВЗ - это дети, которые, не обнаруживая классических форм аномалий развития, имеют в силу различных причин биологического или социального свойства, парциальные недостатки, вызывающие трудности обучения и воспитания в обычных условиях, а большинству детей с ограниченными возможностями здоровья трудно овладевать даже начальными математическими навыками, необходимыми в повседневной жизни.

Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации.

     Cуть работы Нумикона проста и естественна - в программе Нумикон каждое число от 1 до 10 имеет зрительный и тактильный образ – представлено в виде цветной пластмассовой пластинки-шаблона соответствующего размера и с соответствующим количеством отверстий, диметр которых чуть больше толщины пальца ребёнка. 

     Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать разные формы и соотносить их с соответствующими числами.

     Aвторы этой программы убеждены, что важно использовать в учебном процессе как можно больше каналов чувственного восприятия ребенка – и слух, и зрение, и осязание, а также подключать движение и речь. Поэтому с формами Нумикона так легко можно придумать увлекательную игру. Ребёнок может доставать их из песка или воды, обрисовывать, раскрашивать через отверстия, отпечатывать на глине или тесте, взвешивать на весах.

Когда при обучении используется только письменное обозначение чисел, то установить связь между числом и величиной, которую оно обозначает детям гораздо труднее. При работе с Нумиконом дети осуществляют различные действия с шаблонами и у них формируется собственное представление о числах и величинах. Тот факт, что многие дети с ОВЗ хорошо оперируют со зрительными образами, делает «Нумикон» эффективным пособием в обучении этих детей основам арифметики.

     На начальных этапах дети в игровой форме учатся сопоставлять название числа с соответствующим шаблоном, а затем с помощью этих шаблонов выполняются различные арифметические задания. Tаким способом, у детей формируются собственное представление о числах, о соотношениях между ними и об арифметических операциях. Постепенно дети начинают все лучше и лучше понимать, что такое числа, и образы чисел перестают быть привязанными только к шаблонам «Нумикона».

     «Нумикон» помогает наглядно усвоить сложение и вычитание, поразрядное представление чисел, удвоение и деление пополам, приблизительное оценивание, деление, умножение и многое другое. Ученикам нравится выполнять арифметические задачки благодаря привлекательным, ярким и разноцветным шаблонам «Нумикона», будь то индивидуально или в группах.

     Визуальный, аудиальный и кинестетический подходы, используемые «Нумиконом», подходят для разнообразных форм обучения. Ученики составляют из шаблонов разнообразные сооружения и конструкции, играют в игры с использованием специального мешочка, в котором фигурки можно распознать только на ощупь. При этом как глаза, так и руки помогают понять, как разные числа соотносятся друг с другом. Кроме того, в процессе таких занятий формируются яркие образы, которые могут стать подспорьем для ребенка, имеющего трудности в освоении школьной программы по математике. При этом возраст ребенка не имеет значения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование народных игр в работе по формированию пространственно-количественных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование народных игр в работе по формированию пространственно-количественных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья...

«Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС»

За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интег...

«Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС»

За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интег...

Формирование элементарных математических представлений у детей с ограниченными возможностями

Целостное развитие ребенка-дошкольника с ОВЗ представляет собой многогранный процесс, в котором особую значимость приобретает личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. ...

Формирование математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дидактического пособия «Нумикон»

      Развивающая игра «Нумикон». Это учебно-игровое пособие универсально. Занятия с ним тренируют различные виды мышления: не только логическое и пространственное, н...