Характеристика методов ознакомления старших дошкольников с социальным миром на примере представлений о семье и актуальность их комплексного использования в старшем дошкольном возрасте
методическая разработка (старшая группа)

Характеристика методов ознакомления старших дошкольников с социальным миром на примере представлений о семье и актуальность их комплексного использования в старшем дошкольном возрасте

 

Концепция модернизации российского образования в настоящее время предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования, и в этих целях предполагает создание в образовательных учреждениях условий успешной социализации воспитанников. Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. В вопросе воспитания чрезвычайно важную роль играют взаимоотношения между членами семьи. Последние исследования Т. Доронова, С. Доронов, М.С.Макарова, М.А. Рунова, С.Н.Щербакова и др. показывают, что родители нуждаются в психолого-педагогической поддержке: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию гармоничных детско-родительских отношений.

В педагогической деятельности работа с семьей занимает особое место, поскольку это требует от педагога высокого профессионализма, хороших коммуникативных навыков, эмпатии. Взаимодействуя с ребенком в детском саду, педагог не только оказывает непосредственное воздействие на одного, зачастую самого маленького члена семьи, но и, так или иначе, вовлекает родителей в воспитательный процесс. Если такое взаимодействие находит отклик со стороны близких родственников ребенка, то можно говорить об эффективности педагогической работы.

Вместе с тем последние документы (ФГОС ДО) реально нацеливают педагогов на такое взаимодействие, которое пропагандирует «личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия родителей, педагогических работников и детей», «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [2, С. 2,4]. Поэтому от любого дошкольного учреждения требуется приложить усилия для детальной проработки этого звена в образовательном процессе. Это предполагает разработку модели эффективных партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ.

У ребенка 5-7 лет, как правило, него уже имеются стихийно сформированные в повседневной жизни представления о том, что семьи могут быть предметами разными по составу. Например, жизни большая семья, включающая бабушку и дедушку, маму и папу, детей – сестру и двух братьев; или маленькие семьи, состоящие сколько из матери и дочери, мужа и жены, важное дедушки и внука.

У каждого ребенка в ходе его жизни складывается уникальная и неповторимая картина мира, отражающая присущую ему специфику принятия окружающей действительности и являющаяся по сути одной из характеристик его интеллектуальной деятельности. Составляют картину мира ребенка его представления о различных предметах и явлениях природы, общества и т.д. Одним из таких представлений является образ семьи.

«Феномен «образ семьи» применительно к детям дошкольного возраста представляет собой подсистему «образа мира», характеризующуюся уровневой структурой, категориальностью и прогностичностью», - пишет Демидова Н.И.

Освоение ребёнком социального содержания семейной жизни связано с формированием у него высокого уровня эмоциональной отзывчивости к близкому человеку, к его эмоциональному состоянию как специфическому компоненту социального окружения. Это, в свою очередь, зависит от характера представлений детско-родительских отношений в семье, которые во многом определяют степень эмоционального благополучия или неблагополучия ребёнка.

Итак, становление социально-коммуникативного развития невозможно без просвещения родителей. Данная работа в детском саду должна строиться в тесном взаимодействии воспитателей, родителей и педагога-психолога.

Акцент делается на познание взрослыми (родителями и воспитателями) особенностей психологии детей разного возраста, существующих у них уровней эмоциональной регуляции своего поведения, адекватных приемов общения с ребенком, рефлексии задач и стилей воспитания, собственной родительской позиции.

При этом формы взаимодействия с родителями и педагогами самые разнообразные:

  • традиционные – родительские собрания («Как разговаривать с разгневанным ребенком», «Кризис трех лет», «Детско-родительские отношения: проблемы и пути их решения»), лектории («Психологические особенности ребенка раннего возраста», «Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольника»), круглые столы «Любить ребенка. Как?», «Традиции и современность»:
  • нетрадиционные – тренинговые занятия «Воспитание детей с особенностями поведения (гиперактивных)», мастер-классы («Формирование уверенности в себе у старшего дошкольника», «Игры, в которые играют.Семейная игротека»), заседания клуба Семейная гостиная «Как сказать ребёнку, что вы его любите», «Поощрения и наказания» и др.

При этом стоит учитываться и запросы родителей, их интересы для определения тем встреч и форм их проведения.

Одним из условий успешной целенаправленной работы формирования «образа семьи» будет сотрудничество воспитателя и родителей, поскольку основным хранителем и транслятором социальных и нравственных ценностей для детей по-прежнему остается рамках семья», - утверждает Демидова Н. И.

Формирование у дошкольника этих представления о семье можно рассматривать в нескольких аспектах:

  • во-первых, мотивационный аспект, то есть степень значимости семьи для ребенка;
  • во-вторых, когнитивный аспект – это знания ребенка о семье, родственных связях, ролях;
  • в-третьих, эмоциональный – это переживания, связанные с событиями в семье;
  • в-четвертых, личностный – представления о своем месте в семье, а также о настоящих и будущих семейных ролях.

Итак, в процессе формирования представлений о семье перед педагогами и родителями стоят следующие задачи:

  • совместно выверенными усилиями в рамках педагогического просвещения формировать у детей уточненные представления о семье и уже на основе этого – собственную позитивную позицию по вопросам семейных отношений;
  • способствовать разного рода проявлениям желания у детей действовать совместно с родителями по освоению мира семьи;
  • научить детей с помощью педагогов и родителей способам действий по постижению опыта семьи.

Таким образом, можно сделать вывод, что особенности формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста заключаются в следующем:

  • при ознакомлении дошкольников с семьей как с явлением общественной жизни, отношения «родители - дети» должны быть центральными и системообразующими.
  • родительские стили поведения различны в разных семьях (авторитетный; авторитарный; попустительский стиль);
  • положительное воздействие на личность ребенка: никто, кроме самых близких для него в семье людей (матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры) не относится к нему лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
  • в неформальной обстановке и взрослые, и дети раскрываются разными своими гранями, поэтому рекомендуется вовлекать родителей, других членов семьи в подготовку и проведение праздников, развлечений и организацию экскурсий.
  • ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не желанный, были тяжелые проблемы и т. д.).
  • формирование представлений о семье признается в настоящее время одной из важнейших составляющих образования дошкольников и представляет собой комплексную педагогическую задачу.

Всем давно известно, что социализация личности происходит на протяжении всей жизни человека, но основы её успешной реализации закладываются именно в детстве. В дошкольном возрасте дети осваивают нормы поведения, и в этом возрасте ребенок активно овладевает механизмами социализации. С самого рождения, первых дней своего существования ребенка окружают семья и другие люди. С первыми шагами в эту жизнь, в процессе взаимодействия с людьми, малыш получает определенный социальный опыт, который в дальнейшем влияет на его развитие личности.

Ребенок становится социальным существом, личностью со всеми присущими ей общими, типичными и индивидуальными особенностями только в обществе, взаимодействуя с себе подобными.

В дошкольном возрасте очень большое влияние на процесс социализации ребенка оказывают агенты социализации, то есть те лица, с которыми у дошкольника происходит непосредственное взаимодействие. Такими агентами могут являться:

  • семья (родители, бабушки, дедушки, сестры и братья);
  • детский сад (воспитатели);
  • общество (сверстники, друзья, соседи).

Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Главным и самым первым социальным институтом является семья ребенка. В благополучных семьях, где царит взаимопонимание и любовь, где с детьми занимаются, освоение социальных норм будет проходить легко и без затруднений. Но в семьях с неблагополучной эмоциональной обстановкой, где дети слышат крики, ненормативную речь, наблюдают постоянные ссоры, ребенок не сможет в полном объеме овладеть социальными нормами. Находясь в постоянном напряжении из-за конфликтов в семье ребенок, замыкается, уходит в себя и прекращает всякое общение с окружающими его людьми. Или наоборот ребенок может копировать поведение родителей и демонстрировать их в детском саду или во время прогулки, что негативно будет сказываться на его общении со сверстниками и взрослыми.

Также в семьях с гиперопекой над ребенком могут возникнуть проблемы с социализацией. Родители, которые все делают за ребенка, одевают его, кормят и не дают сделать самостоятельно и шагу препятствуют его нормальному существованию в обществе.

В основе образовательных программ по социализации дошкольников должны лежать следующие принципы работы:

  • индивидуализация условий развития и обучения для каждого воспитанника;
  • детям предоставляется возможность выбора видов деятельности;
  • родители и педагоги рассматриваются как партнеры, постоянно общаются, информируют друг друга о достижениях и проблемах ребенка.

Основополагающая идея - это сообщество трех субъектов образования: детей, педагогов, родителей. На благо ребенка у родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования.

Родители приглашаются в группу в качестве ассистентов для участия в образовательной деятельности с детьми. На первый план выходят принятие и уважение уже сложившихся отношений ребенка в семье, обеспечение преемственности воспитания «семья - детский сад» за счет участия всех членов семьи в реализации всех разделов программы.

В построении работы стоит исходить из понимания, что детско-родительские отношения – это такие отношения, которые включают в себя систему разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку и ребенка по отношению к родителям, особенности их поведения, восприятия, понимания и оценок друг друга. Гармонизация детско-родительских отношений заключается в приведение всех компонентов этих отношений в равновесие.

Гармоничные детско-родительские отношения – безусловная любовь к ребенку (независимо от его внешности, способностей, достоинств и недостатков), удовлетворение ребенка в эмоциональном контакте, понимание мыслей, чувств и намерений ребенка.

Подводя итоги можно сделать вывод, что социализация ребенка -дошкольного возраста очень ответственный и трудоемкий процесс, который требует от родителей некоторых усилий. Родители должны в полной мере осознавать, что от успешной социализации ребенка зависит вся его дальнейшая жизнь. А для этого нужно создавать все условия для данного процесса и больше уделять внимания своим детям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Plain text icon windows_key-desktop-245g00k-2.txt1.36 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений старших дошкольников о труде взрослых в процессе взаимодействия с семьей и социальными партнерами

Данная методическая разработка раскрывает опыт работы педагога по формированию представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста....

«Использование метода моделирования в систематизации знаний старших дошкольников в окружающем мире».

1.1. Сущность метода моделирования и его использование при систематизации знанийМоделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свой...

«Использование метода моделирования в систематизации знаний старших дошкольников в окружающем мире».

1.1. Сущность метода моделирования и его использование при систематизации знанийМоделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств мо...

Использование моделирования в развитии представлений старших дошкольников о животном мире как средство подготовки к школе.

  Проблемой экологического воспитания старших дошкольников средствами моделирования  занимались многие педагоги – Кондратьева, Маневцова, Белоусова Р.Ю. и т.д....

Представление собственного инновационного педагогического опыта «Развитие представлений об истории цивилизации и культуре древней мордвы у старших дошкольников в процессе использования метода проектов»

Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют к людям высокие требования. Люди хотят знать о мире, истории цивилизации все больше, понимать языки, ориентироваться в исто...

Годовое перспективное планирование. Ознакомление с окружающим и социальным миром. Старший возраст. 5-6 лет

Годовое перспективное планирование. Ознакомление с окружающим и социальным миром. Старший возраст. 5-6 лет...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с социальным миром «Город, в котором мы живем».

Для реализации одной из задач образовательной области «Познавательное развитие»: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой Родине и т.д....