Дополнительная программа по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования «Разноцветный мир»
рабочая программа (средняя группа)

Ларикова Татьяна Владимировна

Программа дополнительного образования по обучению изобразительной деятельности, представляет собой развивающий образовательный курс, направленный на развитие познавательной активности и творческой активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznotsvetnyy_mir.docx63.25 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная программа

по художественно-эстетическому развитию

с использованием

нетрадиционных техник рисования

«Разноцветный мир»

          (I этап  2-3года; II этап  3-4 года; III этап  4-5 лет).

                                                                 

                                                                 

        

        

                                                       

                                                 Москва 2021г.

                                                  «Искусство заключается в том, чтобы найти в

необыкновенном обыкновенное и

обыкновенное в необыкновенном»

Дени Дидро

Введение

Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения.

Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Рисование помогает ребенку познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

Актуальность

Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.

Актуальность проблемы заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества, как:

  • Умение одухотворять живую и неживую природу
  • Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира
  • Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им
  • Стремление заботиться о других
  • Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное
  • Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним
  • Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства

С другой стороны ребёнок набирается опыта изодеятельности:

  • Учится быть оригинальным
  • Учится использовать средства выразительности
  • Учится давать оценку своей и чужой деятельности
  • Учится проявлять инициативу, самостоятельность
  • Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник.

Рисование  необычными  материалами  и  оригинальными  техниками  позво-

ляет  детям  ощутить  незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат  практической  деятельности -  художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Их использование способствует:

  • - интеллектуальному развитию ребенка;
  • -коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
  • - развивает уверенность в своих силах;
  • - развивает пространственное мышление;
  • - учит детей свободно выражать свой замысел;
  • - развивает мелкую моторику рук.

Новизна

Дополнительной программы состоит в возможности совмещения процесса  обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов и изучения самых современных видов творчества: «набрызг, печати, примакивание». А также работа по изобразительному искусству предоставляет неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты - все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. В работе используются самодельные инструменты, природные  и бросовые. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Основные методики нетрадиционных техник рисования

К нетрадиционным техникам рисования относятся:

  • тычок жесткой полусухой кистью,
  • рисование пальчиками,
  • рисование ладошкой,
  • оттиск пробкой,
  • оттиск печатками из картофеля,
  • обрывание бумаги,
  • скатывание бумаги,
  • оттиск поролоном,
  • оттиск пенопластом,
  • оттиск печатками из ластика,
  • оттиск смятой бумагой,
  • восковые мелки + акварель, свеча + акварель,
  • печать по трафарету,
  • монотипия предметная,
  • «знакомая форма — новый образ»,
  • черно-белый граттаж (грунтованный лист),
  • кляксография обычная,
  • кляксография с трубочкой,
  • кляксография с ниточкой,
  • набрызг,
  • отпечатки листьев,
  • тиснение,
  • акварельные мелки,
  • тычкование,
  • цветной граттаж,
  • монотипия пейзажная

Нетрадиционная техника рисования на разных возрастных этапах

I этап (2-3 года)

  • рисование жесткой полусухой кистью
  • пальчиком
  • рисование ладошкой
  • рисование ватной палочкой
  • оттиск пробкой

II этап (3-4 года)

  • оттиск поролоном
  • печать листьями
  • восковые мелки + акварель
  • свеча + акварель
  • рисование мятой бумагой
  • монотипия предметная

III этап (4-5лет)

  • монотипия пейзажная
  • рисование зубной щеткой
  • набрызг
  • кляксография с трубочкой
  • граттаж черно-белый, цветной
  • рисование нитками
  • рисование солью, манной крупой

            Цель работы:

Развитие у детей мелкой моторики, художественно-творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного  рисования.

Для достижения цели  поставлены следующие задачи:

Развивающие:

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

Методы работы:

  • Индивидуальный.
  • Групповой.
  • Наглядный.

Формы работы:

- рассматривание картин и книжных иллюстраций;

- оформление выставок;

-чтение и обсуждение художественных произведений;

- дидактические игры;

- продуктивная деятельность.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Познание: игры по художественному творчеству, игры - моделирование композиций.

Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.

Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.

Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Здоровье: физкультминутки.

Музыка: прослушивание музыкальных произведений.

Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

Ожидаемые результаты

( Iэтап 2-3 года)

  • формирование у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • умение комментировать свою творческую работу.

(II этап 3-4 года)

  • развитие мелкой моторики;
  • обострение тактильного восприятия;
  • улучшение цветовосприятия;
  • концентрация восприятия;
  • концентрация внимания;
  • повышение уровня воображения и самооценки;
  • расширение и обогащение художественного опыта;
  • формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом
  • развитие умения передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

(IIIэтап 4-5 лет)

  • значительное повышение уровня развития творческих способностей;
  • расширение и обогащение художественного опыта;
  • развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности
  • способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами
  • самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов

Способы проверки:

- диагностические задания

- выставки детских работ.

                                                                  Учебный план

Возрастная

группа

Продолжи-

тельность

занятий

Кол-во занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий

 в год на одну группу

Общее

количество часов в год

2-3 года

15 мин

1

4

36

540 мин

(9 ч.)

3-4 года

20 мин

1

4

36

720 мин

(12 ч.)

4-5 лет

25 мин

1

4

36

900 мин

(15 ч.)

Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы

План работы I этап (2-3 года)

сентябрь

Тема

Техника

Цель

Материал

«Мой любимый дождик»

 

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками.Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.

Два листа светло-серого цвета нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки.

«Осень вновь пришла»

Рисование пальчиками, оттиск поролоном.

Расширять  представление о приметах осени. Учить рисовать всеми пальчиками, набирая краску разного цвета, делать фон рисунка оттиском поролона.

Бумага размером 1\2 альбомного листа с нарисованным деревом, поролон, гуашь желтая, красная.

«Осеннее дерево» (коллек-тивная работа).

Рисование ладошками

Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие.

Широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы, салфетки.

«Жёлтые листья летят».

Рисование ладошками.

 

Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие.

Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь жёлтая.

Октябрь.

Тема

Техника

Цель

Материал

«Весёлые мухоморы»

(1 занятие)

 

Рисование пальчиками

 

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги.

 

Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов.

«Весёлые мухоморы»

(2 занятие)

Рисование пальчиками

 

Учить рисовать травку пальчиками. Учить украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания (создание элементарного коллажа)

 

 Занятие №1 + сухие листья.

 

«Букет из осенних листьев».

Печатание листьями

Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность.

Сухие листики, гуашь в мисочках, плотные листы, салфетки.

«Вот ёжик - ни головы, ни ножек…»

Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками

 Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком.

Бумага размером 1\2 альбомного листа, газета, гуашь серая, коричневая.

Ноябрь.

Тема

Техника

Цель

Материал

«Опята - дружные ребята»(ри-сование грибочков).

Рисование пальчиками

 

Подводить детей к созданию несложной композиции. Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца — прямые линии (ножки грибов).

Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь коричневая

«Свитер для друзей».

 

Рисование  ладошкой и пальчиками.

Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить   составлять элементарный узор.

 

Две куклы – мальчик   девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами.

«Ягоды на тарелочке».

 

Рисование пальчиками.

 

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Листы круглой формы (тарелочка), гуашь красного цвета.

 

«Птички клюют ягоды».

Рисование пальчиками.

Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками. (Выполнение ягод различной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.

 

1\2 листа различных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг рисунки птиц.

Декабрь.

Тема

Техника

Цель

Материал

«Зайчик»

 

Рисование пальчиками.

Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.

 

Листы серой  бумаги с изображением зайчика, гуашь белого цвета.

«Новогодние игрушки».

Разные

Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева). Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом — губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле).

Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, губка, ватные палочки, гуашь белая.

«Маленькой ёлочке холодно зимой».

 

Рисование пальчиками

Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку.

 

Тонированный  лист бумаги (синий, фиолетовый), зелёная  гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы ёлочек.

«Снежные комочки»

 

Рисование тычком жёсткой кистью

 

Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа.

Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, кисти, белая гуашь.

Январь.

Тема

Техника

Цель

Материал

«Пушистые котята играют на ковре»(кол-лективная работа)

Рисование техникой тычкования

Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр).

Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь серая

«Шарики воздушные, ветерку послушные..»

Разные

Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним — ватными палочками.

Бумага размером 1\2 альбомного листа, кисти, ватные палочки, гуашь разного цвета.

«Лес»

 

Рисование пальчиками

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

 

Листы белой бумаги, гуашь, салфетки.

 

Февраль.

Тема

Техника

Цель

Материал

«Снежинки»

Свеча + акварель

Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов.

Свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

«Весёлый снеговик»

 

Рисование пальчиками.

 

Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.

 

Листы бумаги с нарисованными снеговиками. Гуашь синего цвета.

Кораблик для папы»

Скатывание бумаги

Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность.

Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки

«Красивая салфеточка».

Рисование пальчиками.

 

Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства.

Белая бумага размером 50*50.Гуашь разных цветов.

Март.

Тема

Техника

Цель

Материал

«Цветы для мамы»

Рисование ладошками, пальчиками, печатками.

Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы.

Гуашь, плотные цветные листы, салфетки.

«Волшебные  картинки».

Рисование ладошкой.

 

Упражнять в рисовании с помощью ладошек. Закреплять умение дорисовывать. Развивать  творческое воображение и чувство композиции.

 

Листы белой бумаги     размером 20*20.Гуашь  разных цветов.

 

«Весёлый осьминог».

Рисование ладошками.

 

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Листы белой бумаги размером 20*20.Гуашь синего цвета.

 

«Бабочка»

Рисование ватными пальчиками, тампонирование

Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.

Ватные палочки, гуашь, изображения бабочек.

Апрель.

Дата

Занятие

Цель

«Мое любимое животное»

тычок

Упражнять в технике тычка. Учить фактурно изображать животное

Готовые формы животных

«Нарядные матрешки»

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.

Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки

«Ночь и звезды»

Рисование манкой, скатывание салфеток

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования  манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.

Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки

«Рыбки в аквариуме»

Рисование ладошкой, пальчиками

Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации.

Май.

Тема

Техника

Цель

Материал

«Клоун»

рисование восковыми мелками

Учить технике работы с графическими материалами, развивать  чувство ритма

Контур предмета, восковые мелки, белая бумага

«Морковка»

Рисование пальчиком.

 

Учить рисовать пальчиком по контуру, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координации.

 

Листы белой бумаги с изображением моркови, гуашь оранжевого  и зелёного цвета.

Красивые цветы для пчелки»

Рисование ладошкой

Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание красного и зелёного цвета, развивать творческое воображение.

Листы белой бумаги, гуашь зелёного и красного цвета, салфетки

«Травка»

Рисование  ладошкой

Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие.

Листы белой бумаги, гуашь зелёного цвета.

План работы II этапа (3-4 года)

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Задачи

Материал

 Сентябрь  

Диагностика

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Различный

«Мухомор»

Рисование пальчиками, фон – монотипия.

Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с техникой монотипии для создания фона. Воспитывать аккуратность.

Листы бумаги, гуашь, кисти, пластиковые доски, салфетки.

«Ветка рябины»

Рисование пальчиками

Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность.

Листы бумаги, гуашь, пастель, трафарет листьев рябины, фломастеры или карандаши (для закрашивания листьев), салфетки.

«Яблочный компот»

Штамп, рисование ватной палочкой.

Учить украшать вырезанную из белого картона банку, используя печатание яблоками. Учить использовать в рисовании ватные палочки для изображения ягод смородины. Учить украшать поделку.

Вырезанные силуэты банок из белого картона, гуашь, яблоки, ватные палочки, кисти. Для украшения: салфетки, тесьма.

Октябрь

«Укрась платочек». 

Оттиск пробкой. Рисование пальчиками

Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма.

Бумага, краски

«Красивый букет»

Печатание растений

Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

Засушенные листья, краска, кисти, бумага.

«Разноцветные бабочки»

Монотипия, обведение ладони и кулака.

Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки.

Силуэты симметричных, ассиметричных предметов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования.

«Осенние листочки».

Отпечаток листьев,  набрызг.

Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати.

Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования

Ноябрь

        

«Два петушка»

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Цветные карандаши, листы бумаги

«По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли»

Рисование смятой бумагой.

Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику.

Газета, листы бумаги, разноцветные краски.

«Первый снег».

Оттиск печатками из салфетки

Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью  техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Листы бумаги, цветные краски, салфетки

«Цыпленок»

Рисование с помощью риса, ватные палочки

Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Шаблон, клей, ПВА, рис, ватные палочки, гуашь

Декабрь

«Снежная семья».

Рисование способом тычка.

Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

«Елочка».

Пластилинография.

Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами  маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

Рисунок с изображением елочки; пластилин.

«Елочка» (продолже-ние).

Пластилинография.

 Продолжить мозаику из пластилина.

Рисунок с изображением елочки; пластилин.

«Ёлочка пушистая, нарядная».

Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти

Январь

«Узоры на окнах».

Раздувание капли

Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка

«Мои рукавички».

Оттиск пробкой, картофелем рисование пальчиками

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь.

«Снегови-чок»

Комкание бумаги (скатывание)

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА.

«Дед Мороз».

Аппликация из ваты.

Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка.

Цветной картон синего цвета (по количеству детей), комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза.

Февраль

 

«Мое любимое дерево».

Рисование мазком, монотипия, набрызг.

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники: сентябрь-монотипия, октябрь - мазки, ноябрь - набрызг. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках.

Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования.

«Зимний пейзаж».

Кляксография

Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

«На что похоже?»

Техника монотипии

Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию

Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки

«Подарок папе».

Разные

Вызвать желание порадовать пап и дедушек.

Материал для аппликации

Март

«Букет для мамы».

Рисование ладошками.

Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику.

Листы бумаги с заготовками  вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.

«Какого цвета весна».

Монотипия.

Обогащать и расширять  художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски

Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки.

«Берег реки».

Рисование по сырому фону

Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию.

Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки.

 

«Волшебная страна – подводное царство».

Рисование ладошками

Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов.

Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь.

Апрель

«Звездное небо».

Печать поролоном по трафарету; набрызг

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон.

«Расцвели одуванчики».

Метод тычка.

Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах.

Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь.

«Хмурый день».

Пластилиновая живопись

Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе.

Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой.

«Совушка - сова».

Пластилиновая живопись

Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, печатками рисовать контур совы, учить рисовать сову с помощью штрихов, упражнять в передаче выразительности образа птицы, через нанесение штрихов (глаза смотрят в сторону, вверх, вниз).

Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой, печатки

Май

«Попугаи».

Рисование ладошками.

Закреплять умение рисовать ладошками, повторение сочетание цветов.

Лист белой бумаги, гуашь, салфетки.

«Цветочная поляна».  

Рисование ватными палочками

Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.

«Цветущая веточка».

Смешенная техника.

Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками.

Листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или жасмина.

«Салют».         

Акварель или гуашь, восковые мелки

Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют  с помощью воскового мелка.

Все принадлежности для рисования.

План работы III этапа (4-5 лет)

Сентябрь.

Тема

Техника рисования

Цель

Материал

«Грибы в лукошке»

(оттиск печатками

из картофеля)

формировать эстетическое

отношение и вкус

композициям предметов

знакомить с понятием

«натюрморт »; упражнять в

комбинировании двух

различных техник; развивать

чувство композиции и ритма.

Листы формата А3 и А4 на выбор, гуашь, кисть, мисочки для

печати и рисования

пальчиками,

муляжи грибов,

рисунок леса,

лукошко, кукла, игрушечная белка,

сумочка,

иллюстрации и

педагогические

эскизы, печатки в

форме овалов.

«Волшебное

дерево»

Рисование

ладошкой

Закрепить знания детей о

нетрадиционных

художественно -

графических техниках

рисования, показать их

выразительные

возможности; побуждать

детей передавать

особенности волшебных

цветов, добиваясь

выразительности с помощью

цвета; воспитывать умение

находить нестандартные

решения творческих задач;

совершенствовать мелкую

моторику рук и

зрительно – двигательную координацию; продолжать

работу по обогащению

словарного запаса,

активизировать в речи детей

прилагательные; развивать

эмоционально - чувственную

сферу детей.

Квадрат белой

бумаги, гуашь,

кисти разного

размера, банка с

водой, простой

карандаш, салфетки.

Панно «Волшебное

дерево».

Музыкальное

сопровождение.

«Грибы»

 Акварель

Учить детей рисовать с натуры предметы, состоящие из овала и полуовала; создавать простую сюжетную композицию. Закреплять умение убирать излишки воды на кисточке тряпочкой. Продолжать учить имитировать движения в соответствии с текстом стихотворения.

Муляж гриба.

Октябрь.

«Волшебная тарелочка – цветы и ягоды»

Рисование пальчиком 

Развитие умения видеть красоту в предметах быта.

Белая тарелка, гуашь, салфетки.

«Веселый городок»)

печать с аппликацией 

Ожившие предметы

Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка, продолжать развивать пространственное воображение и композиционные навыки. Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта, добиваясь выразительности с помощью цвета, движения, мимики.

«Волшебный карандашик» 

Каракулеграфия

Познакомить с таким способам рисование, как Каракулеграфия, поупражнять в изображении недостающих деталей объекта, преобразуя его в единое целое. Закрепить навык проведения линий с соблюдением контура дорисовываемых предметов.

Готовые шаблоны деталей для дорисовывания

«Ветка рябины»

Рисование пальцами

Помочь детям осознать ритм как изобразительно – выразительное средство. Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности. Закрепить приём вливание одного цвета в другой. Продолжать учить техники пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук

Белый лист бумаги, кисть, красная, коричневая краска

Ноябрь.

«Осенняя веточка»

 Кляксография

Познакомить с новой техникой рисования. Учить рисовать осенние веточки с использованием техники «кляксография». Развивать интерес к художественной деятельности.

Жидкая гуашь разных цветов, альбомный лист, соломка для коктейля, кисточка, тряпочка.

«Осенние листочки»

 Пластилинография

Систематизировать знания детей о многообразии деревьев и особенностях изменений внешнего вида в осенний период;

- обучать приемам работы с пластилиновой техникой.

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать умение производить точные движения пальцами рук;

- развивать творческие способности.

- воспитывать интерес и бережное отношение к природе;

Трафарет осенний листьев, пластилин, влажные салфетки.

«Осенний букет»

Кляксография

Учить рисовать осенние цветы с использованием техники «кляксография». Развивать интерес к художественной деятельности.

Жидкая гуашь разных цветов, альбомный лист, соломка для коктейля, кисточка, тряпочка

«Осенний лист клена»

 Трафарет + акварель)

Познакомить с новой техникой рисования, сочетая акварель и трафарет.

Альбомный лист, акварельные краски, кисточки, тряпочки, вода, трафарет осеннего листа, кусочек губки.

 

Декабрь.

Жар – птица

Рисование ладошкой

Познакомить детей с техникой рисования. Развивать чувство цвета и композиции.

Образец. Тонированная бумага светлых тонов, гуашь, кисточка.

Деревья в снегу

Рисование ладошкой

Закрепить навыки рисования ладошкой, пальчиком. Воспитывать аккуратность при работе с гуашью.

Образец.

Тонированный лист голубого цвета, белая, черная гуашь, кисточки.

Зимний лес

Рисование пальчиком, мятой бумага, мелкая соль

Закрепить умения детей использовать в своей работе различные техники рисования. Учить детей работать сообща, создавая коллективную работу.

Ватман, тонированный голубым цветом, гуашь зеленая, белая. Кусочек бумаги, мелкая соль.

«Ёлочка нарядная»

(коллективная работа).

Восковые мелки + акварель, рисование пальчиками

Учить украшать ёлку бусами.

Восковые мелки + акварель, ватман, бусы

Январь

«Снегири на ветках».

Метод тычка.

Формировать у детей обобщённое представление о птицах, пробуждать интерес к известным птицам, расширять знания о перелётных птицах.

Тычки, черная и красная краска, салфетки, трафареты снегирей.

Весёлая гусеница

Оттиск пробкой

Учить прижимать пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу; Познакомить с приемом – оттиск пробкой;

Закрепить название желтого, зеленого, красного цвета.

Развивать творческую индивидуальность.

Развивать чувство цвета и формы. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать развитию

детского творчества при самостоятельной дорисовке сюжета.

Образец. Тонированный лист зеленого цвета, пробки, гуашь, кисточки.

«Весёлые кляксы»

Кляксография

Продолжать знакомить с таким способам изображения, как кляксография, показать её выразительные особенности. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.

Бумага, детали объектов, краска, трубочки

 

Февраль

Морозные узоры .

Рисование солью

Совершенствовать умения и навыки в рисовании нетрадиционными материалами.

Вызвать интерес к созданию образа морозных узоров нетрадиционной техникой.

Развивать творческое воображение, фантазию.

Воспитывать любовь к красоте родной природы.

Образец рисунка, цветной картон темных тонов, клей, ватные палочки, соль, конверт с письмом от Деда Мороза, картинка с изображением морозных узоров, зимняя музыка.

Зимнее дерево.

 Рисование солью.

Совершенствовать умения и навыки в рисовании нетрадиционными материалами.

Вызвать интерес к созданию образа морозных узоров нетрадиционной техникой.

Образец, ½ альбомного листа голубого цвета, клей ПВА, кисточка для клея, соль мелкая, ватные палочки, белая гуашь.

Подводное царство

Тонирование

Продолжить знакомить детей с техникой «граттаж», продолжать формировать у

Белые листы, восковые мелки, черная гуашь,

Цветы для зимушки зимы

Оттиск пробкой

Развивать эстетическое восприятие обычных предметов, умение рисовать их, комбинировать различные техники;

Формировать чувства композиции и ритма;

Воспитывать аккуратность в работе с гуашью;

Вызывать желание дарить подарки и делать приятное;

Развивать коммуникацию и речевые навыки.

Образец. Альбомный лист, гуашь холодных тонов, палитра, кисточки, пробки.

Март

Солнышко для мамочки

«Воздушные» краски

Познакомить детей с новой техникой рисования. Закреплять понятие о “тёплых” цветах. Будить воображение, развивать фантазию.

Образец. Белый картон круглой формы, кисточки толстые – 2 шт. на каждого ребенка, жидкое тесто желтого и красного цвета, салфетки. Микроволновка для просушки поделок.

Божья коровка

«Воздушные» краски»

Продолжить знакомить детей с новой техникой. Развивать умение детей рисовать яркие выразительные образы насекомых.

Образец. Лист зеленого картона в виде листа, жидкое тесто красного и черного цвета, кисточки толстые – 2 шт. на каждого ребенка, салфетки. Микроволновка для просушки поделок.

Подводный мир

 Восковые мелки + акварель)

Развивать у детей познавательный интерес, творческие способности.

Систематизировать и расширять знания детей об обитателях подводного мира; развивать речевую активность, обогащать словарь (морская звезда, осьминог, медуза); совершенствовать умения детей рисовать в нетрадиционной технике (восковые мелки + акварель), создавать композицию заданной тематики;

осуществлять эстетическое воспитание; воспитывать бережное отношение к объектам природы.

Образец. Фото с изображением обитателей подводного мира, аудиозапись «Шум моря», листы А4, восковые мелки, акварель, кисти, стаканчики с водой.

Морская звезда

Рисование солью + акварель

Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования «акварель + соль». Учить выполнять

рисунок в данной технике, воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

Образец. Картинка с изображением морской звезды. Альбомный лист с нарисованной морской звездой свечкой, клей ПВА, кисточка для клея, соль крупная, акварель, кисточка для рисования, баночка с водой.

Апрель.

«Ёжик»

Техника тычок – рисование жесткой кистью)

Учить рисовать животных методом тычка. Формировать умение создавать выразительный образ. Продолжать развивать изобразительные умения и навыки.

Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе, среде обитания животных и их повадках. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, творческую самореализацию, любовь к природе.

Игрушка-ёжик, -1\2 листа белой бумаги с контурным рисунком ежа;  гуашь коричневого цвета; - фломастер на каждого ребёнка;

кисточки для рисования; образец: на одном только контур ежа, картинка ёж.

«Пушистый котенок»

Трафарет + рисование поролоном)

Продолжать учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кисти. Закреплять умение самостоятельно подбирать нужный цвет. Расширять представление о жизни домашнего животного, находить и называть различия и сходства кошки и котят при сравнении их внешнего вида; подбирать слова, характеризующие действия животных. Воспитывать интерес к жизни домашних животных, желание знать о них как можно больше.

Альбомный лист с карандашным контуром кошки, кисть, чёрная, коричневая, розовая и оранжевая гуашь, салфетки, подставки для кисточек, мольберт, изображения кошек, конверт с письмом и образцом, кошка.

«Лиса – краса»

Трафарет + рисование «тычок»)

Расширение представлений детей о домашних и диких животных. «Познавательное развитие»; Развивать коммуникативные навыки детей в общении со взрослым и сверстниками «Социально коммуникативное развитие»;

Развивать творческое воображение детей «Художественно-эстетическое развитие»;

Развивать аккуратность у детей при использовании красок, учить пользоваться кисточкой с жесткой щетиной. «Художественно-эстетическое развитие»,

Учить выполнять движения в соответствии с текстом игры «Физическое развитие»; Развивать двигательные навыки и умения детей «Физическое развитие».

Иллюстрации с изображением кошки, собаки, лисы; сундучок с разными шаблонами лисы ; кисти для рисования с жесткой и мягкой щетиной на каждого ребенка, краски, клеенка на столы.

«Петушок – золотой гребешок»

 Ладошка + штамп

Формирование у детей навыков использования нетрадиционных приёмов рисования. - познакомить детей с вариантами использования нетрадиционных техник рисования (отпечатками ладошек, морковного штампа, ватных палочек); - развивать воображение, творческую инициативу и мелкую моторику рук; - формировать интерес к занятиям по изодеятельности; формировать элементарные экологические представления; - вызвать эмоциональный отклик; воспитывать любовь к природе; воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении работы.

 

Лист бумаги формата А4 гуашь ватные палочки маникюрные ножницы трубочка для коктейля лист бумаги для создания штампов морковный штамп в виде дощечки художественная кисть баночка для воды небольшая ёмкость для разведения краски

Май

Тюльпаны

Пластилинография

Учить изображать знакомые предметы, развивать чувство композиции.

Картон зеленого цвета, пластилин

Одуванчики в траве

Восковые мелки, акварель

Учить детей выполнять творческую работу, сочетая разноцветие мелков и акварельных красок.

Плотная бумага, акварельные краски, восковые мелки.

Волшебные бабочки

 Монотипия

Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования «монотипия».

 воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение;

самостоятельность, наблюдательность, аккуратность.

 Развивать творческие способности, фантазию, эстетическое и образное восприятие.

Краски акварельные, стаканы с водой, кисти, салфетки, клеенки, листы бумаги А4.

Аудиозапись «Звуки природы – Шум летнего леса».

Забавные гусеницы

Пластилинография

Учить изображать знакомые предметы в нетрадиционной техники. Развивать чувство композиции.

Картон зеленого цвета, пластилин

Оценка результатов:

Диагностическая карта возможных достижений ребенка по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования «Разноцветный мир»

( I этап 2-3 года)

Рисование

Начало

года

Конец

года

Видит «след», оставленный бумаге карандашом, фломастером, кисточкой, предметами заместителями

Правильно держит карандаш, фломастер, ручку, кисть, предметы заместители

Умеет пользоваться предметами заместителями: правильно держит, опускает в краску, промывает

Раскрашивает фигуры пальцами, не заходя за контур

Оставляет след ладонью на бумаге

Лепка

Осваивает пластические материалы: пластилин, соленое тесто, глина: месит, прихлопывает, ставит отпечатки

Соединяет вместе, сминает, сжимает, сплющивает, делает углубления пальчиком, протыкает дырочки карандашом

Раскатывает цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладоней

Раскатывает шар (колобок)круговыми движениями ладоней, сплющивает

Пользуется стекой для украшения вылепленных форм (процарапывает)

Аппликация

Создает из кусочков рваной и комков бумаги образы

Приклеивает вырезанные педагогом бумажные формы

Общее количество баллов:

0-способность отсутствует

1-ребенокначал проявлять способность

2-ребенок проявляет способность уверенно

  1. баллов - низкий уровень

(интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен

эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого)

  1. балла средний уровень

(у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем, он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний)

  1. баллов высокий уровень

(ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки, быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках)

Диагностическая карта возможных  достижений ребенка по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования «Разноцветный мир»

( IIэтап 3-4 года)

Рисование

Начало

года

Конец

года

Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько видов техник (ладонь+пальцы)

Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам заместителям

Обводит ладошку на листе бумаги

Правильно пользуется предметами заместителями, карандашами, красками

Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов

Лепка

Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней

Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки

Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию

Аппликация

Создает изображения предметов из готовых фигур

Украшает работы заготовками из бумаги разной формы

Аккуратно наклеивает изображения предметов

Подбирает цвета , соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию

Общее количество баллов:

      0-способность отсутствует

      1-ребенокначал проявлять способность

      2-ребенок проявляет способность уверенно

  1. баллов - низкий уровень

      ( ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые       характерные особенности, узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке, основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет

        15-23 балла- средний уровень

     (знает способы изображения некоторых предметов и явлений, правильно пользуется материалами и инструментами)

  1. баллов – высокий уровень

    (владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования,  передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом)

Диагностическая карта возможных  достижений ребенка по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования «Разноцветный мир»

( IIIэтап 4-5 лет)

Рисование

Начало

года

Конец

 года

Создает изображения предметов с помощью различных техник

Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы

Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов

Создает индивидуальные и коллективные рисунки

Дорисовывает недостающие детали в рисунке

Лепка

Лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы лепки

Создает небольшие сюжетные композиции

Выполняет декоративные композиции способами налепа и рельефа

Аппликация

Изображает предметы и создает несложные композиции

Использует разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги

Создает сюжетные и декоративные композиции

Правильно держит ножницы и умеет ими резать

Аккуратно наклеивает изображения предметов

Общее количество балллов

      0-способность отсутствует

      1-ребенокначал проявлять способность

      2-ребенок проявляет способность уверенно

           0-15 баллов – низкий уровень:

(ребёнок рисует только при активной помощи взрослого,

знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает         умения пользоваться ими, не достаточно освоены технические навыки и умения)

  16-23  балла – средний уровень:

(владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого,  проявляет интерес к освоению новых техник, проявляет самостоятельность)

  1. баллов – высокий:

   (обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках, умеет создать яркий нарядный узор, может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками, может объективно оценивать свою и чужую работу).

Список литературы:

1.И.А.Лыкова – «Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы.» 2016г.


2. И.А.Лыкова – «Дидактические игры и занятия (интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников.» 2010г.
3. Г.Н.Давыдова – «Нетрадиционные техники рисования в детском саду.» Москва 2007г.


4. А.А.Фатеева – «Рисуем без кисточки.» 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Развитие художественно – эстетический способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.

Опыт педагога по теме: « художественно – эстетический развитие детей дошкольного возраста» Статья: Развитие художественно – эстетический способностей детей через использование нетрадиционных техник...

Дополнительная общеобразовательная программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования "Разноцветный мир"

Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на са...

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования и взаимодействие с развитием речи

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию  с использованием нетрадиционной техники рисования  и взаимодействие с развитием речи ...

Конспект образовательной деятельности по « Художественно-эстетическому развитию» с использованием нетрадиционных техник рисования) (Рисование) На тему: «Цветок для мамочки Мишутки.» в первой младшей группе №2 «Светлячок»

Пояснительная записка к непосредственно- образовательной деятельности образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» (с использованием нетрадиционных техник рисования...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования штампинг, "Тарелка в подарок" (Узор в круге - рисование деревянным конструктором))

Данное занятие разработано  для детей ОВЗ с нарушением опорно-двигательного аппарата. Даёт возможность ребёнку с моторной неловкостью научиться изображать предметы округлой формы с помощью штампа...