Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Этот загадочный мир»
опыты и эксперименты

Иванова Анна Николаевна

В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. Через объяснения и умозаключения происходит обогащение словарного запаса ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Рождественская СОШ» ДОО корпус 1

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности

«Этот загадочный мир»

дополнение к основной программе «Этот загадочный мир» (младший возраст)

Возраст обучающихся 3-4 года

Автор-составитель:

воспитатель 1 квалификационной категории

Иванова Анна Николаевна

Рождествено, Сиреневый бульвар, 17

2021 год

Содержание:

I. Пояснительная записка

3

Актуальность

3

Цель. Задачи

4

Направленность и отличительные особенности

4

Возрастные особенности

5

Объем и срок освоения

5

Форма обучения

5

Особенности организации образовательного процесса

6

Планируемые результаты освоения программы

7

Форма аттестации

7

Материально-техническое обеспечение

7

II. Список литературы

8

III. Календарный учебный план график

9

Пояснительная записка

В обычной жизни дети часто сами экспериментируют с различными предметами и веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком.

Актуальность

В возрасте 3-4-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты.

Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. Через объяснения и умозаключения происходит обогащение словарного запаса ребенка.

Также деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, сообразительность, любознательность и мыслительную деятельность. Также очень важно, поддержать и развить в детях интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Цель работы — это развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.

Задачи:

1. Развивать исследовательские умения и навыки детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы);

2. Формировать у детей самостоятельность и любознательность в процессе наблюдений, вызвать интерес к практическому экспериментированию с объектами;

3. Учить объяснять наблюдаемое.

Направленность и отличительные особенности:

Программа направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А. Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д. Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

Основные особенности исследовательской деятельности детей:

1. она направлена на получение новых знаний о мире природы;

2. способствует формированию системы знаний о природе;

3. развивает познавательную активность;

4. способствует развитию мыслительных процессов и операций;

5. оказывает влияние на развитие ребёнка

Возрастные и индивидуальные особенности детей младшей группы

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в силу чего недопустимо длительное пребывание детей в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоцировать дефекты осанки, плоскостопие, деформацию суставов. Происходит дальнейшее расширение круга общения ребенка с миром взрослых людей и детей. Взрослый воспринимается им как образец, он берет с него пример, хочет быть во всем похожим на него. В результате возникает противоречие между желаниями ребенка и его возможностями. Разрешение этого противоречия происходит в игре, прежде всего в сюжетно-ролевой, где ребенок начинает осваивать систему человеческих отношений, учится ориентироваться в смыслах человеческой деятельности. Возникает и развивается новая форма общения со взрослым — общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность. На основе совместной деятельности — в первую очередь игры — формируется детское общество. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Познавательное развитие в младшем дошкольном возрасте продолжается по следующим основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире. Формирование символической функции способствует становлению у детей внутреннего плана мышления. При активном взаимодействии и экспериментировании дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений — это позволяет им каждый день делать удивительные «открытия». В младшем дошкольном возрасте развиваются начала эстетического отношения к миру (к природе, окружающей предметной среде, людям).

Объем и срок освоения: 8 месяцев, октябрь-май учебного года.

Режим занятий: младшая группа 1 раз в 2 недели; продолжительность – 15 минут.

Форма обучения: очно-групповая. Занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования.

  • Особенности организации образовательного процесса.
  • Занятия и образовательные ситуации проводятся в группе или по подгруппам. Возраст воспитанников от 3 до 4 года. 
  •  Используемые методы:
  • -практические занятия;
  • -беседы;
  • -работа с дидактическим материалом;
  • -активные групповые методы обучения: игры, дискуссии, занятия -соревнования.
  • Исходя из специфики этой возрастной категории, Программа предусматривает использование следующих принципов обучения :
  • Доступность
  • Тема занятия преподносится в простой, доступной для детей этого возраста форме, а также с использованием различного дидактического материала.
  • Наглядность
  • Так как у детей данного возраста в обучении ведущую роль оказывает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то важным моментом на занятии является наглядность материала. 
  • Индивидуальный подход
  • Работа с малышами требует большого внимания. Они еще не умеют «работать», не умеют «учиться» целенаправленно, именно по теме занятия. Кроме того, в этом возрасте очень сильно заметна разница в развитии между детьми. Поэтому, целесообразно больше говорить об индивидуальном обучении.
  • В течение занятия руководитель кружка должен каждому уделять внимание, каждому отдельно давать задание, следить за его выполнением.
  • Индивидуальная работа — это один из самых эффективных способов обучения на данном этапе.
  • Основное требование в работе кружка - это организация познавательной среды таким образом, чтобы инициатива исходила от самого ребенка, а взрослый закладывает его интерес в основу для дальнейшего познавательного процесса.

Планируемые результаты освоения программы

Дети 3-4 лет:

  • Может исследовать различные объекты окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.
  • Активно включается в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
  • с помощью взрослого используют действия моделирующего характера в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности.

Форма аттестации: итоговое занятие «Как интересен этот мир!».  Сбор показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.

Материально-техническое обеспечение: наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей). Приборы - помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп и др.); разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы; разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.); технические материалы (гайки, скрепки, болты и т.п.); разные виды бумаги, красители (пищевые и непищевые); медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.); прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).

Используемая литература:

  1. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации под ред. Прохоровой Л. Н. – М.: «Аркти»

2.   «Экологическая работа в ДОУ» В. Н. Чернякова, творческий центр «Сфера» 2008г.

3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
4.     Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

Учебный план программы по экспериментированию для детей 3 - 4 лет

«Этот загадочный мир»

младшая группа

Дата

Тематика

Цель

Количество уч.недель

Количество уч.дней

Октябрь

«Узнаем, какая вода»

выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

1

1

Октябрь

«Игры с веерами и султанчиками»

познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха - это ветер.

1

1

Ноябрь

«Поиграем с солнышком»

определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

1

1

Ноябрь

«Свойства песка»

познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

1

1

 Декабрь

 «Чудесный мешочек»

познакомить с органами чувств и их назначением.

1

1

 Декабрь

«Поиграем с ветерком»

обнаружить движение воздуха в природе.

1

1

Январь

«Что в коробке»

познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

1

1

 

Январь

«Снег, какой он?»

познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

1

1

 

Февраль

«Изготовление цветных льдинок»

познакомить с одним из свойств воды.

1

1

Февраль

«Найди по звуку»

определять и различать издаваемые шумовые звуки.

1

1

 Март

«Цветная вода»

выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

1

1

Март

«Легкий - тяжелый»

показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

1

1

Апрель

«Плавает-тонет»

учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

1

1

 

Апрель

«Бумага, ее качества и свойства»

научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

1

1

 

Май

«Здравствуй, солнечный зайчик»

дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

1

1

Май

«Ткань, ее качества и свойства»

учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

1

1

Итого:

16

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа нашей Родины"

Данная программма рассчитана на кружковую работу в рамках дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста. Период обучения по программе 2 года (старшая и подготовительная группа). ...

дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!»

Рабочая программа естественно-научной направленности «Хочу всё знать!»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного о...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа естественно-научной направленности «Азбука природы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма естественно-научной  направленности«Азбука природы»...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по развитию исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста от 2 до 3 лет «Водичка»

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне ...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по развитию исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет «Росточек»

На данном этапе развития современного общества, экологическое образование, является одной из важнейших проблем современности.Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны при...