Доклад на РМО " Значение словесной игры в речевом развитии дошкольника.Развитие речи посредством пальчиковых игр"
материал

Филоненко Ольга Витальевна

Делилась своим опытом работы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_palchikovye_igry.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры и упражнения - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелкой моторики рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребенок начнет легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой. Персонажи пальчиковых игр (бабочка, рыбки, лошадки и др.) знакомы и понятны малышам.

Принципы подбора игр. Стандартный набор занятий по развитию мелкой моторики рук (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания, изредка — растяжения и почти никогда — расслабления.  Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:

—сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;

—использовались изолированные движения каждого из них.

 

Могу представить многим уже знакомый  перечень некоторых игр (для игр со словами даны первые строчки текста, для игр без слов — краткое описание движений; помимо народных игр, включены и авторские, имеющие широкое распространение).

•  Сорока-ворона кашу варила...        

•  В гости к пальчику большому приходили прямо к дому...

•  Этот пальчик — дедушка, этот пальчик — бабушка...

•  Идет коза рогатая, идет коза бодатая...

•  Большаку — дрова рубить, а тебе воды носить...

•  Мальчик-пальчик, где ты был? С этим пальцем щи варил...

•  Идут четыре брата навстречу старшому. «Привет, большак!..»

•  Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трем-трем...

•  На двери висит замок. Кто открыть его бы смог?..

•  Мы делили апельсин. Много нас, а он один...

•  Две сороконожки бежали по дорожке.

•  Паучок. Указательный палец левой руки смыкается с большим правой, указательный палец правой — с большим левой. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большими поочередно проделывают остальные пальцы.
•  Моторчик. Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.

•  Перетяжечки. Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.

•  Колечки. Сомкнутые большой и указательный палец правой руки — большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый — малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочередно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой — большое.

Развитие мелкой моторики руки является необходимой частью любых систем дошкольного воспитания — как традиционных, так и вновь «открытых» (таких, как, например, система М. Монтессори и система Р.Штейнера). Пальцы маленького ребенка должны развиваться и тренироваться, осязание играет роль в развитии речи, обострении тактильных возможностей, тренировки мускульной памяти, подготовки и обучении к письму, развитии воображения.

Разумеется, все эти умения приходят к ребенку не с помощью наставлений и объяснений, а в результате постоянных упражнений, самостоятельной деятельности, в специально организованном взрослыми учебном пространстве. Для каждого упражнения есть свой учебный материал, который предъявляется ребенку индивидуально, строго определенным образом и в соответствующей последовательности.

Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения.

Из опыта своей работы могу поделиться теми играми и упражнениями которые работают эффективно и результат не заставляет себя ждать.В своей группе я создала картотеку по различным играм по возрастам большую роль я уделяю словесным и пальчиковым играм.Огромную помощь я получаю из книги «Развиваем мелкую моторику рук» Поделюсь и покажу наиболее любимые игры: Это 1 «Режет ножницами ёжик ткань для новеньких сапожек так же пальчики сложи ножницы мне покажи»

2. «Бабочка крылом махала над цветочками порхала так же ручки мне сложи бабочку мне покажи»

3. «Пальчики как ножки ходят по дорожке по тропинке в лес пойдёшь в гости к белке попадёшь.

4. «Вот кулак а вот ладошка на ладошку села кошка стала пальчики считать раз ,два.три,четыре.пять,Вот кулак а вот ладошка а вот и снова наша кошка вышла кошка погулять увидала мышку хвать и унесла её под мышку»

Так же в работе с детьми я использую словесные пальчиковые игры с носовым платочком детям эти игры очень нравятся и они с удовольствием в них играют покажу несколько простых игр :

  1. «Проглот»  У меня живёт проглот  мой платок он скушал вот-стало брюхо у проглота прямо как у бегемота.
  2.  «Паучок»  Мой весёлый паучок быстро соберёт платочек в кулачок»
  3. «Складывание платочка пополам»  Посмотрите как у меня из квадратика получается треугольник.

Могу сказать точно опираясь на свой опыт работы по этой теме это работает .В этом году я набрала детей 3года из 22 детей 4 ребёнка не разговаривали на сегодняшний день разговаривают 20 детей у двоих детей речь ещё невнятная но я продолжаю работать над этой проблемой.Словесные и пальчиковые игры мне в этом помогают.

Всем известно что речь у детей на кончиках их пальцев так что необходимо в своей работе использовать словесные и пальчиковые игры.

                      Доклад на РМО

                                            Тема:

 «Значение словесной игры в речевом развитии дошкольника.Развитие речи посредством пальчиковых игр»

                                                                                        Подготовила воспитатель

1 квалификационной категории

О.В.Филоненко.

Усть-Ишим март 2019 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов по теме «Значение словесной игры в речевом развитии дошкольников».

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Дети не играют мо...

Мастер - класс "Значение словесной игры в речевом развитии дошкольников"

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами...

Мастер-класс "Значение словесной игры в речевом развитии дошкольника"

Речевое общение  в процессе игры имеет огромное значение. Речь объединяет детей во время их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения....

Картотека " Словесные игры по речевому развитию детей 4-5 лет"

развитие правильного произношения и речи детей...

методическая разработка " Речевое развитие детей дошкольного возраста посредствам пальчиковых игр"

использование пальчиковых игр для развития речи у детей дошкольного возраста...

Значение словесной игры в речевом развитии детей в младшей группе

Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Речь объединяет детей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения....

Пальчиковые и словесные игры в речевом развитии детей

Пальчиковые и словесные игры в речевом развитии детей и в ознакомлении с окружающим"первой младшей группы"Ладушки - ладошки"Цель: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка...