«Магниты - волшебники»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Гладыш Мария Александровна

 

Конспект

организованной образовательной деятельности воспитателя

с детьми старшего дошкольного возраста

компенсирующей направленности

 по познавательному развитию

 

 

«Магниты - волшебники»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magnity_volshebniki.docx38.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности воспитателя

с детьми старшего дошкольного возраста

компенсирующей направленности

 по познавательному развитию

«Магниты - волшебники»

                                             Воспитатель:

   Гладыш Мария Александровна

                                                             Высшая кв. категория

 

                                                  Санкт-Петербург 2021г.

 

                                                  Аннотация

Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше.

Элементы самостоятельного экспериментирования, демонстрационные опыты повышают интерес у детей к занятиям.

Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез- догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении строить сложные предложения, делать выводы.

Целью занятия  «Магниты- Волшебники» это- формирование знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.

Цель: Формирование знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.

Задачи:
Образовательная
:
1. Познакомить с понятием «магнетизм», «магнетические», «разноимённые»,» Одноимённые». Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова; притягивать, примагничивать, магнетизм, магнетические, магнитное поле.

2.Продолжать формировать умение самостоятельно принимать решение в экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы с результатом этой проверки, делать обобщение.

Развивающая:

1.Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление.

Воспитательная:

1.Формировать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки.

2.Воспитывать бережное отношение к природе, сопереживание ко всему живому.

Формы совместной деятельности взрослых и детей:

 1.Чтение познавательной информации из детских энциклопедий: «Всё обо всём», Бурнышева, М. Г. «Любознайка»,  Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева.

2.Отгадывание загадок

3.Разучивание физкультурной минутки

4.Проведение дидактических игр с детьми: «Узнай и назови», «Кто, где живёт?»
5.Подбор познавательной и энциклопедической литературы детям 6-7 лет. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая.

Материал и оборудование: столы для участников игры, интерактивное  оборудование, вопросы в конвертах с номерами, коробки, скрепки, магниты, колба  стеклянная, емкость с водой, ложки, палки, верёвка, сачок, картон, бумага, пластмассовый поднос, игрушечная машинка( на каждого ребёнка), кусок ткани, бумага, деревянная  зубочистка, железная  скрепка, камень, стеклянный шарик, крышки от пива, жестяная банка, консервная банка, карточки с изображением синего красного цвета и огня, винтики, шурупы, батарейки, крышки металлические.

                                     

                                     

                                Ход образовательной деятельности

№ п\п

Этапы работы, виды заданий и упражнений

Организация рабочего пространства

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

Вводная часть

(мотивационный компонент)

На интерактивном оборудование аудиозапись.

- Здравствуйте ребята! - Помните меня?- Я Капелька! В прошлый раз вы помогли мне и моим сестричкам вернуться в свой дом , очистили наши реки от мусора! Но с нами опять приключилась  беда, на берегу нашей реки построили завод и все ненужные металлические отходы бросают в наш дом!

Как нам очистить реку от груды металла? Помогите нам справиться с бедой, проведите опыты и  ответьте на все  вопросы !Нажимайте на стрелку, и она укажет вам дорогу!

В: - Ребята ,мы все любим путешествовать и сегодня я приглашаю вас в удивительное путешествие, где вам предстоит пройти много испытаний, ответить на сложные вопросы и узнать много нового и интересного.

Вы готовы? Внимание на экран.

Дети подходят к доске, слушают  историю.

Детям предлагается принять решение.

2.

  Опыт№ 1

«Магнит преграды не боится»

Интерактивное оборудовании ,стол с коробкой на коробке № 1, конверт с заданием, скрепка, емкость с водой, ложки, магнит, палка, верёвка, сачок, картон, бумага, пластмассовый поднос, скрепки( на каждого ребёнка).

Открываю конверт, читаю задание.

1.Проведите опыт и ответьте на вопрос.

Как достать скрепку не намочив руки?

В:- Посмотрите на подносе лежат разные предметы, достаньте  скрепку не намочив руки?

В:-Какой вывод можно сделать?

Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх.

Вода и стекло  не мешает действию магнита.

В:- Назовите свойства магнита опираясь на схему, внимание  на экран?( холодный, тяжёлый, боится высокой температуры(теряет свои свойства), вокруг магнита существует магнитное поле, магнит

притягивает некоторые металлические предметы.

 В:- Может ли магнит действовать через пластмассу, бумагу или картон? Возьмите любой предмет(картон, бумагу или пластмассовый и железный поднос), положите на него скрепку и  двигайте  снизу  магнитом.

В:- Какой можно сделать вывод?

 Вывод: Магнит может действовать через стекло, воду, бумагу, картон, пластмассу и др.

Молодцы,

Двигаемся дальше.

Ребёнок подходит к доске и  нажимает на стрелку, стрелка указывает на номер , подходим  к столу соответствующим номером.

Дети беседуют с воспитателем, высказывают свои предположения и пробуют достать скрепку с помощью разных предметов.

Дети называют свойства магнита, опираясь  на схему.

Дети беседуют с педагогом по вопросам и выполняют задание.

Дети свои выводы.

3.

Опыт № 2

«Свойства магнита»

Интерактивное оборудовании ,стол с коробкой на коробке №2  конверт с заданием. Предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумага, деревянная  зубочистка, железная  скрепка, камень, стеклянный шарик, крышки от пива, жестяная банка, консервная банка.

Открываю конверт, читаю вопрос.

В: - Рассортируйте предметы на две группы и назовите их.

 В :- Посмотрите, на подносе  предметы, сделанные из разных материалов, поднесите  к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту?

Разделите их  на две группы.

Как можно назвать эти две группы?(металлические и неметаллические)

 В:- Как вы думаете почему притянулись не все металлические предметы?

В:- Какой можно сделать вывод?

Магниты притягивают не все металлические предметы а только из  железа и стали  – это называется магнетизмом, а предметы пластмассовые, бумажные, стеклянные, резиновые и из других металлов не притягивает.

Молодцы, ответили  на все вопросы, двигаемся дальше.

Ребёнок подходит к доске и  нажимает на стрелку, стрелка указывает на номер  , ищем стол соответствующим номером.

Дети беседуют с педагогом по вопросам и выполняют задание.

4.

Опыт № 3

«Взаимодействие двух магнитов»

Интерактивное оборудовании ,стол с коробкой на коробке № 3 конверт с заданием.

Открываю конверт , читаю вопросы.

У каждого магнита есть два полюса- северный и южный.

 Вспомните в какие цвета принято окрашивать северный и южный полюс? (северный в синий цвет, а южный-  в красный. Что произойдёт если поднести два магнита друг к другу?

В:-Поднесите друг к другу одинаково окрашенные полюса  , что произошло?( они притягиваются ).

В:- Почему? (Магнитное поле одного магнита действует на другой магнит и наоборот , магнитное поле второго действует на первый.

В:-Поднесите  затем  разноокрашенные полюса  что произошло?( они отталкиваются).

В:- Какой вывод можно сделать?

Северный и южный полюс(разноименные) притягиваются друг к другу а одинаковые(одноименные) полюса –отталкиваются.

 В:- Где ещё могут быть «северный» и «южный» полюса? Почему предметы, дома и люди не падают с земли?( земля как один большой магнит, притягивает всё, она обладает магнетизмом.)

Вывод: у магнита и земли два полюса.

Ребёнок подходит к доске и  нажимает на стрелку, стрелка указывает на номер , ищем стол соответствующим номером.

Дети беседуют с педагогом по вопросам и выполняют задание.

5.

Физминутка

«Магнитные человечки»

Интерактивное оборудование,

карточки с изображением синего и красного цвета.

В:- Встаньте в круг, возьмитесь за руки, идём по кругу, когда вы  увидите красный круг притягиваетесь ко мне «северным полюсом» спиной, когда увидите синий круг, то притягиваетесь животиками «южными полюсами». Магнит боится огня, высокой температуры, по хлопку  присаживаетесь на корточки и  закрываетесь руками.

Ребёнок подходит к доске нажимает на стрелку.

Дети стоят по кругу выполняют физминутку.

4.

Опыт №5 «Магнит превращает металл в себя»

Интерактивное оборудовании ,стол с коробкой на коробке № 5, конверт с заданием, скрепки, магниты.

Открываю конверт внимание задание.

1.Проведите опыт со скрепками

понаблюдайте и попробуйте объяснить этот фокус.

В:-  Возьмите скрепку и поднесите её  к магниту к любому из полюсов, затем к этой скрепке  поднесите еще одну и попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.

В: - Попробуйте объяснить , как образовалась такая цепочка? 

Скрепки находились, с магнитом намагнитились и стали магнитами. Магнит – это волшебный камень, он скрепкам подарил немного своей силы. Они стали намагниченными, у них тоже появился магнетизм.

 В:- Посчитайте, сколько скрепок у вас получилось?

В:-  Почему на моём магните скрепок оказалось меньше?

В: -  Какой вывод можно сделать?

Размер магнита влияет на его силу.

Подсчитав количество скрепок дети приходят к выводу, что силу магнита можно измерить количеством скрепок, удерживаемых в цепочке около его полюса.

Таким образом, скрепка в этом случае является «меркой» .

Ребёнок подходит к доске и  нажимает на стрелку, стрелка указывает на номер, подходим к столу  с соответствующим номером.

Дети делают цепочку из крепок и высказывают свои предположения, как получилась такая цепочка.

5.

Опыт № 6

«Чистка рек»

Интерактивное  оборудование ,ёмкость с водой, скрепки, булавки, винтики, шурупы, батарейки, крышки металлические.

В:- Ребята, можем ли мы помочь нашим капелькам убрать мусор со дна реки?

Как можно это сделать, с помощью предметов, лежащих на подносе?

В:- Почему нельзя убрать весь мусор только магнитом?

В:- 

Молодцы, отправляемся дальше.

Дети ставят магнит на железную крышку и опускают в воду, собирают мусор. Высказывают своё мнение, делятся эмоциями.

6.

«Сортировка мусора»

Интерактивное оборудование

В:- Вспомните какие контейнеры и для какого мусора используются? В какой контейнер выбросим металлические отходы?

В: Ребята помогите очистить водоём от груды металла и другого мусора, распределяя их по контейнерам.

Дети по очереди подходят к доске и выполняют задание на сортировку мусора.

7.

Подведение итогов

Рефлексия.

музыкальное сопровождение.

В:-  Встаньте в круг ,возьмитесь за руки.

Ребята , что  вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

Что запомнилось?

Мы с вами должны  беречь и любить нашу природу и никогда не бросать мусор! Только от  нас зависит будущее нашей планеты!

 

Дети делятся эмоциями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная исследовательская деятельность педагога с детьми старшего возраста "Магниты и магнетизм"

Познакомить детей с необычными свойствами магнита, развивать познавательный интерес к окружающему миру, учить детей делать выводы, размышлять, проводить опыты и эксперементы....

"Свойства магнита"

Конспект занятия "Свойства магнита" по ознакомлению с окружающем миром. Знакомство детей со свойствами магнита через опыты и эксперименты...

План развития мини-музея в подготовительной группе “Магниты”

План развития мини-музея в подготовительной группе“Магниты”Интересное о магнитах История магнитного хобби:занимательные фактВ ноябре 1954 года Джон И. Уитли получил патент на идею использов...

Конспект. Использование свойств магнита в театральной деятельности «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»

Непосредственно образовательная деятельность по  образовательной области « Познавательное развитие» тема: «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»   Цель: познакомить детей с физичес...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом. Свойства магнита.»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи:Знакомство с понятием "магнит".Формирование представлений о свойствах магнита.Формирование ...

Паспорт "Мини-музей магнитов: Какие разные магниты"

Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ знаний и представлений о магнитах, интереса к окружающему, расширение кругозора.Задачи:Формировать представление о м...