Организация игровой деятельности дошкольников
консультация

Яна Геннадьевна Сухова

Консультация для педагогов Организация игровой деятельности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx625.72 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Яна\Desktop\pic-023oiualhe-001.png

Организация игровой деятельности дошкольников

В дошкольном возрасте ведущей, главной деятельностью ребенка является игра. Это не только забава, удовольствие, баловство. Игра – это способ познания себя и окружающего мира, возможность научиться соотносить свои желания с желаниями других, развитие коммуникативных умений, норм поведения в той или иной ситуации, формирование понятий и правил.

Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.

Типология игровой активности дошкольников, виды

1.Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры):

*сюжетно-отобразительная; 

*сюжетно-ролевая игра;

*режиссёрская постановка;

*театрализованная импровизация.

2.Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. Игры с ярко выраженным обучающим характером: 

*дидактические игры с сюжетным рисунком;

*игра-эксперимент;

*игра-путешествие с поисковыми элементами;

*подвижные разного уровня интенсивности;

*дидактические игры с музыкальным сопровождением. 

3.Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности: 

*развлекающие игры;

*интеллектуальные головоломки и состязания;

*календарные и тематические праздники, карнавальные представления; *театрально-костюмированные;

*народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.

Самостоятельная игра

В возрасте от трёх до пяти лет ребёнок начинает открывать для себя     удивительный мир сюжетно-ролевой игры, осваивая азы ролевого перевоплощения, имитации поведения какого-либо персонажа из внешнего мира. Базовой основой такой игры является сюжет, в этом возрасте излюбленными становятся бытовые сцены из семейной жизни. Осваивая сначала простейшие манипуляции с предметами, позже с их символическими заместителями, затем подражая социальным ролям взрослых, ребёнок совершенствует механизмы абстрактного мышления и проходит игровую практику изучения различных моделей поведения в обществе.
             Сюжетно-отобразительная игра появляется с трёх лет и предваряет более сложную сюжетно-ролевую. Особенностью этой игры является то, что ребёнок играет один, игровые действия сосредотачивает на игрушке, но одухотворённо отображает мир человеческих отношений, эмоции радости или разочарования, реплики спора или одобрения, поведение послушания или бунта. Таким образом, малыш не берёт на себя роль в полном объёме, но в игровых действиях по отношению к игрушке воспроизводит модель поведения, свойственную конкретному человеку.C:\Users\Яна\Desktop\pic-023oiualhe-001.png

В возрасте четырёх-пяти лет в игре по-прежнему главными персонажами остаются игрушки, но появляется более яркое эмоциональное воплощение в жестах и мимике, динамических позах самого ребёнка или предмета. Большое значение начинают приобретать так называемые игровые атрибуты, например, машина для водителя, указка для учителя, медицинский халат врача, фуражка военного и т. д.
            Режиссёрская игра наименее изученный феномен, она обладает исключительно индивидуальным характером, когда малыш, выступая в роли режиссёра и сценариста одновременно, придумывает слова для героев и сам же исполняет их роли, являясь автором и актёром в одном лице. Часто можно наблюдать как ребёнок, всецело поглощённый строительством дома или игрой с любимой куклой, разыгрывает сценки между вымышленными персонажами и, проговаривая их слова, как будто не замечает окружающих.

Виды режиссёрской театральной игры:

*настольный театр картинок или устойчивых игрушек;

*театр теней, когда изображения персонажей передаются с помощью подачи света на экран и тёмных фигурок;

*игры с пальчиковыми картинками, которые ребёнок надевает на кончики пальцев;

*импровизации с куклами бибабо, состоящими из головы и платья;

*стенд-книжка с переворачивающимися иллюстрациями сюжета.

Театрализованная игра

На основе литературного сюжета дети разыгрывают в лицах какую-либо сценку с использованием костюмов или персонажей кукольного театра (напольные или куклы бибабо), может подключаться музыкальное сопровождение или пантомима, хореография, но тогда необходима помощь взрослых. Такие игры учат детей читать настроение или эмоциональное состояние другого человека по его мимике и жестам, развивают чувство эмпатии, учат понимать и чувствовать окружающих людей, следовательно, выстраивать адекватное поведение. Кроме того, герои обычно являются

сказочным воплощением добра и зла, светлых и тёмных сил, а как известно, добро всегда побеждает зло в финале сказки. Такая безоговорочная победа добра привлекает детей и становится основой жизненного оптимизма, стимулирует желание подражать положительным персонажам, которые являются воплощением чести и благородства.
           Сюжетно-ролевая играC:\Users\Яна\Desktop\pic-023oiualhe-001.png

          Для старших дошкольников (6–7 лет) важным будет не обращение к игрушке, а общение с детьми, которые выполняют роли героев игрового сюжета. В этом возрасте ребёнок выходит за пределы бытовых сюжетов, его вдохновляют более широкомасштабные, «глобальные» проекты, например, полёт в космос или кругосветное путешествие, строительство железнодорожной магистрали и т. д.

Классификация сюжетно-ролевых игр:

*игры на бытовые сцены из реальной жизни («дочки-матери», «поход в гости», «домашние хлопоты»), в которых основным героем является кукла; *игры на воспроизведение профессиональной деятельности людей — воспитатель, продавец, водитель, лётчик, учитель и т. д.;

*игры, сюжетом которых становится военная тематика исторического прошлого;

*игры на тему популярных сюжетов литературных произведений, кинематографа или мультипликационных фильмов.

В начале игры нужно проявить изобретательность, придумав идею вокруг которой будут выстраиваться сюжетная канва игры с конкретными сценами и эпизодами. По мере обогащения жизненного опыта ребёнка замысел игры становится более сложным и самостоятельным, но поначалу дети младшего дошкольного возраста часто обращаются за помощью к взрослым.
       Первая младшая группа — предметная игра, построенная вокруг незамысловатого сюжета, постепенное введение ребёнка в осмысленную игру в контексте конкретной ситуации.

Вторая младшая группа — понимание условного характера игры, развитие индивидуальных умений, обучение игровому взаимодействию в малых группах. 

Средняя группа — расширение диапазона игр, поддержка понимания необходимости соблюдения правил, поощрение самостоятельных действий, обогащение игрового опыта посредством усложнения сюжета. 

Старшая группа — дальнейшее усложнение разнонаправленных игр в совместной с воспитателем деятельности. 

Подготовительная группа — построение детского коллектива на принципах игрового сотрудничества и солидарности, поддержка инициативности и самоорганизации, включение элементов ролевого диалога, творческого фантазирования в условиях самодеятельной игровой среды. C:\Users\Яна\Desktop\pic-023oiualhe-001.png

Две модели поведения взрослого:

*взрослый является вдохновителем, организатором и координатором игры на основе заранее подготовленного сюжета и подручных средств; *взрослый включается в спонтанную инициативу детей, занимая равную позицию с остальными игроками, и может оказывать воздействие на ход игры общими для всех способами. Он может предложить новый персонаж, придумать поворот сюжета и т. д.

Задачи руководства игровой деятельностью детей:

1.Стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни, таким образом, добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического применения.

2.Помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу игры. 3.Обучать поиску разнообразных вариантов использования игрушек в процессе игры.

4.Побуждать использование символических предметов, подменяющих объекты из реальной жизни.

5.Придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами. 6.Формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словесной формы выражения.

7.Пробуждать у детей желание находить различные варианты решения игровой задачи, используя новые комбинации с предметами.

8.Развивать самостоятельность в принятии решения и поиске разнообразных задач и целей игры.

9.Прививать игровую культуру, т. е. учить признавать право каждого участника на своё игровое пространство и уважать интересы всех игроков. 10.Стимулировать проявление живого интереса к играм сверстников. 11.Учить ставить игровую задачу самому и принимать задачу, поставленную другими.

12.Поощрять изобретение интересных и необычных игровых задумок.

13. Обучать умению договариваться.

Внимательный и заботливый педагог правильно распределит детей по игровым задачам так, чтобы они не мешали друг другу, проявит чуткость и справедливость в разрешении конфликтной ситуации, возникшей во время игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Организация игровой деятельности дошкольников и руководство ею".

Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. Игра- лучшее средство удовлетворения интересов и потребностей ребенка, реализации его замыслов, желаний и стремлений. Че...

Организация игровой деятельности дошкольников .

Опыт детского сада по организации игровой деятельности...

Консультация для родителей " Организация игровой деятельности дошкольника дома".

Рекомендации  родителям по организации игровой деятельности  дома, знание о значении игрушки, её роли в игре ребенка....

Организация игровой деятельности дошкольника дома.

Консультация для родителей о том, как правильно организовать игровые уголки дома,во что можно играть в домашних условиях....

Совместная деятельность ДОУ и семьи в процессе организации игровой деятельности дошкольников

Знакомство родителей с практическим опытом организации игровой деятельности в детском саду...