Методы и формы экологического воспитания детей в соответствии с ФГОС ДО.
консультация (старшая, подготовительная группа)

Кураева Александра Владимировна

     

Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.

Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.

Что же такое - экология?

Экология - это наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей средой.

В экологическом воспитании детей широко используются следующие методы обучения: наглядные, практические, словесные.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста,  позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

Проектный метод

Современное образование требует от педагогов применения в образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, которые помогли бы ребенку овладеть необходимыми знаниями и навыками поведения в природе. Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений.

Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно. Участвуя в проектах, ребенок развивается, учится находить выход из трудной ситуации и становится увереннее в своих силах.

Основные формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию

Организованная образовательная деятельность (занятия)

Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.

Экскурсии

Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию.

Экологические праздники и досуги

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание.

Работа с родителями - одна из важнейших форм экологического воспитания

Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда детский сад и семья действуют в одном направлении. Поэтому работа с родителями – одна из важнейших форм экологического воспитания.

Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры — это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее.

А в заключение хочется сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и их родителей желание любить, беречь и охранять природу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить гл...

«Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО»

Статья "Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО"...

Методические рекомендации по предметно-развивающей среде ДОУ по экологическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО

Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры. Основная цель экологического воспитания – сформироват...

Консультация для воспитателей "Проектирование и организация предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию в соответствии с ФГОС»

Задачи экологического воспитания:- Учить детей замечать изменения, происходящие в природе и устанавливать причинно - следственные связи;- Развивать такие качества, как любознательность, наблюдательнос...

ПЕДСОВЕТ презентация "Экологическое воспитание в соответствии с ФГОС"

Даная презентация составлена по педсовету на тему "Экологическое воспитание"...