Мастер класс для воспитателей "Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия"
консультация

Логунова Евгения Борисовна

Мастер класс для воспитателей "Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия"


Цель:

  • Содействие созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей.

Задачи:

  • Познакомить воспитателей с концепцией толерантности как фундаментальной социальной ценностью.
  • Способствовать развитию социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать друг друга.
  • Повысить самооценку через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для воспитателей "Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия"


Цель:

  • Содействие созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей.

Задачи:

  • Познакомить воспитателей с концепцией толерантности как фундаментальной социальной ценностью.
  • Способствовать развитию социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать друг друга.
  • Повысить самооценку через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.

В научной литературе толерантность рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия культур, норм, верований человеческого сообщества. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Каждое звено сообщества вносит свой вклад в воспитание детей, в процессе которого в любом случае осуществляется трансляция ценностей. Ключевая роль в воспитании детей принадлежит семье, детскому саду, школе. Детский сад - это место социализации и центр сообщества, место приобщения к социальным ценностям. Для того, чтобы стать местом взаимоотношений, построенных на ценностях толерантности, детским садом ставятся определенные цели воспитания в духе толерантности. Педагогам необходимо овладеть соответствующими методиками по формированию в детской среде толерантных отношений, владеть способами эффективного взаимодействия с детьми в духе толерантности и доверия.

1. Упражнение “Мы похожи!”.

Цель:

  • создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;
  • повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

2. Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день»: участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу.

Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы.

«Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должны записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону.

«Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться.

«Мои достижения»: в этой графе записываются достижения участника в любой области.

Ведущий на свое усмотрение (в зависимости от уровня доверия в группе) предлагает членам группы зачитать свои памятки.

Заполненные памятки остаются у участников.

3. Упражнение “Волшебный мешочек”.

Цель:

  • работа с понятием “толерантность” при помощи ассоциативного ряда;
  • развитие фантазии, творческого мышления.

Материалы: корзинка или мешочек с мелкими предметами (например, игрушками из “киндер-сюрпризов”, значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Процедура проведения: Ведущий проходит по кругу с “волшебным” мешочком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в мешочек, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: “Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру”.

4. Упражнение “Волшебные очки”.

Цель: Преодоление отчужденной позиции в отношении со сверстниками.

Процедура проведения: Ведущий объявляет: “Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… Какие вы все красивые, веселые, умные.” Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. “А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может вы заметите то, чего раньше не замечали”

5. Упражнение “Это здорово!” (для детей)

Цель: Повышение самооценки, получение поддержки от группы.

Процедура проведения: Участники группы стоят в кругу.

Инструкция: Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении или таланте (например, “я обожаю танцевать”, “я умею прыгать через лужи”). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить “Это здорово!” и одновременно поднять вверх большой палец.

В круг участники выходят по очереди.

6. Упражнение “Комплименты”.

Цель: Повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.

Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Ведущий бросает мяч тому, кому хочет сказать комплимент (например: “Ты добрая” и др.). Затем комплимент говорит тот участник, у кого оказался мяч.

Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не скажут комплимент.

Как стать толерантным? Прежде всего, нужно оставаться самим собой, имея чувство юмора, видеть свои ошибки и свои недостатки.

Если мы проявляем толерантность по отношению к себе самому, то мы становимся толерантными по отношению к другим, и тогда нам легче принимать людей такими, какие они есть.

 Обратная связь от участников группы:

- Что сегодня понравилось, что было трудного, что хочется сказать?

А закончить мастер класс я хотела бы рефлексией.

Творческая работа «Дерево толерантности»

Участники на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, какими качествами должны обладать взрослые и дети, чтобы школа стала «Пространством толерантности». Листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев. Рассматриваем «Дерево толерантности», делаем вывод, что здесь написаны все те качества, которыми должен обладать толерантный человек.
Спасибо всем за активную работу!

Но не забываем, что…

Никто не может любить другого,
если до этого не полюбил себя…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-тренинг с педагогами «Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия»

Семинар-тренинг направлен на формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере «ребенок – взрослый», «взрослый – взрослый» и необходимость создания толерантной среды в образовател...

Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия

Презентация к семинару-практикуму для педагогов   "Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия"...

Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия

Семинар-практикум для педагогов "Толерантность – важное условие      эффективного   взаимодействия"...

Семинар-практикум для педагогов "Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия"

Данный семинар-практикум подразумевает создание в нашем учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей. Данное мероприятие состоит из игр и упражнений, просмотра презент...

Мастер-класс «Утренний сбор, как форма эффективного взаимодействия учителя логопеда и воспитателя».

В группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, существуют два основных направления в работе: коррекционно-развивающее и общеобразовательное, причем пе...

Мастер – класс для родителей на тему: «Эффективное взаимодействие учителя-логопеда с родителями в организации коррекционно-развивающей деятельности»

Мастер-класс разработан с целью поиска наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов раб...

Толерантность - важное условие эффективного взаимодействия участников образовательного процесса

Презентация для педагогов об условиях эффективного взаимодействия участников образовательного процесса...