Особенности развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения
статья

Эффективная организация развивающей среды является значимым процессом, так как все, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует отношение к окружающей среде, способствует его эмоциональному развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения

Важной задачей дошкольного образовательного учреждения является понимание особенностей развивающей среды, которая благодаря своему содержанию и свойствам должна обеспечивать творческую активность каждого ребенка, воспитание духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, способствующей проявление и развитие у ребенка творческих, художественных способностей, позволяющих ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Поскольку реализацию развивающей среды обеспечивает целей образования, необходимо учитывать особенности развивающей среды. Особенности условий содержания предусматривают планирование и рациональное использование среды развития, которая непосредственно обеспечивает личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых, а также программную и методологическую поддержку среды развития посредством использования всевозможных программ и образовательные технологии соответственно непосредственно содержанию образования. В.А. Петровский, под руководством которого разработана концепция развивающей среды, определяет конструкцию последней с учетом особенностей личностно-ориентированной модели обучения, обеспечивающей дошкольнику самостоятельность, свободу, удобную дистанцию взаимодействия, общее психологическое пространство общения. Вероятность такого взаимодействия обеспечивается неделимостью стилистического решения всех помещений, с учетом их функционального взаимодействия и содержания, удовлетворения потребностей дошкольников в общении и различных видах деятельности. С.Л. Новоселова утверждает, что предметная среда должна быть системной [1]. При проектировании среды разработки необходимо учитывать эргономические требования к жизни дошкольников, непосредственно живущих в окружающей среде: антропометрические, физиологические и психологические особенности. Эти функции обеспечивают новые подходы для проектирования структуры здания дошкольного учреждения, для свободного проектирования, для связи между внутренней и внешней средой, для перепроектирования приборов и мебели, а также для проектирования и размещения функциональных пространств в качестве основных компонентов среды разработки. Следовательно, одной из важнейших особенностей среды развития образования является использование непосредственно материально-технического обеспечения образовательного процесса дошкольного образования, что соответствует реализации личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с ребенком. Совершенствование педагогического процесса и непосредственно повышение влияния работы с детьми на развитие тесно связаны с программно-методическим обеспечением среды развития. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который является основой для разработки вариативных образовательных программ для дошкольного образования. На основе достижений теорий и практик функции дошкольного учреждения установлено, что использование разнообразных программ и образовательных технологий в образовательном процессе дошкольного образования является одной из основных особенностей среды развития дошкольного образования, среда развития которой является воспитанием и развитием ребенка в соответствии с требованиями ребенка государственные образовательные стандарты дошкольного образования. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, образованные непосредственно на универсальных духовных ценностях, таких как ориентация ребенка на природу, объекты, созданные человеком, явления общественной жизни и, наконец, явления его собственной жизни и жизни. По словам В.А. Петровского непосредственно среда развития должна соответствовать принципам эмоциональности, открытости и единства с природой, открытости обществу и семье. С.Л. Новоселова отмечает, что «сильным обогащающим фактором» развития ребенка является непосредственно социокультурная среда и ее предметные медиа. На каждого ребенка в его развитии влияют непосредственно семья, их жизнь, культурные предпочтения и форма занятости старейшин, а также содержание семейного лагеря. Детский сад не только имеет особую культуру, но также подвержен влиянию культуры микрорайона, деревни и города, которые по-разному обогащают жизнь детей и их опыт. Эта среда должна отвечать принципам обогащенности, наукоемкости и содержать социокультурные и природные средства, таким образом обеспечивать разнообразие деятельности ребенка [2]. Поэтому важной особенностью развивающей среды в образовательном процессе ДОУ является использование объективных основ для обязательного содержания программы, среда развития которой должна обеспечить непосредственно ориентацию на культурно-педагогические традиции ДОУ, семьи, школы, жилого комплекса, города. Таким образом, содержательные условия непосредственно среды развивающей можно охарактеризовать особенностями материально-технического обеспечения, содержанием программно-методического обеспечения, с учетом ориентации на культурные и педагогические обычаи и традиции ДОУ на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия детей и взрослых. Предусматривают условия среды, развивающей как процессуальные обеспечение непосредственно творческого взаимодействия детей и взрослых в соответствии с направлением деятельности ДОУ. Поскольку обязательной предпосылкой для создания среды развития в любом дошкольном учреждении является доверие непосредственно к модели личностно-ориентированного взаимодействия между людьми, которая обеспечивает формирование ребенка как личности, следует отметить, что важной особенностью среды развития в дошкольном образовательном учреждении является предоставление равных возможностей развития. Для детей независимо от типа современного дошкольного учреждения создаются образовательные учреждения со своими специфическими характеристиками, которые непосредственно определяются их образовательной направленностью. Следует также отметить, что непосредственно гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно-ориентированной образовательной модели, изменение формы общения между воспитателями и детьми в процессе традиционной деятельности и в повседневной жизни. Р.Б. Стеркина отмечает, что среда развития дошкольного образовательного учреждения должна реагировать и непосредственно создавать условия для его эмоционального благополучия с точки зрения психологических и образовательных потребностей с учетом способностей ребенка не только со сверстниками, но и в сообществах возраст для общения. Не только с воспитателем, который его ведет, но и с другими взрослыми - с поваром или охраной, с родителями. Родители (законные представители) должны иметь возможность непосредственно участвовать в этой жизни и свободно посещать дошкольные учреждения. Технологические условия определяются непосредственно особенностями методов и приемов работы с детьми, которые направлены на стимулирование инициативности детей и их мотивации. С.Л. Новоселова считает, что среда развития создается с целью предоставить детям как можно больше возможностей для активной, целенаправленной и разнообразной деятельности. Каждый вид деятельности служит как ребенку, так и взрослому, чтобы непосредственно удовлетворить все потребности. Чтобы удовлетворить потребности ребенка, необходимы элементы действий, для которых у него есть интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка. Цель задается для определенных обстоятельств, а в связи с вопросом объективной среды развития эта ситуация обосновывается проблемой объективной ситуации действия ребенка. Это непосредственно произвольная программа-загадка, интересная полоса препятствий на спортивной и игровой площадке, модульная игровая среда или компьютерно-дидактическая головоломка. Каждому педагогу ясно, что непосредственно основным моментом развития перечисленных средств массовой информации является их проблематичная природа, заключающаяся в том, что ребенок, действующий с ними, обнаруживает и практически решает целый ряд проблем, возникающих в ходе деятельности. Иногда он ставит перед собой задачи и ищет пути для достижения определенной цели, активирует имеющиеся знания, генерирует инициативу и способствует детскому творчеству. Однозначно, познавательный процесс социальной реальности завершается только тогда, когда ребенок имеет возможность активирует имеющиеся знания реализовать свои знания в самых разных видах деятельности. Однако информация, встроенная в среду разработки, должна побуждать ребенка искать цели, применять имеющиеся знания и побуждать его к деятельности. По мнению И.С. Якиманской, педагог-воспитатель должен создавать проблемные ситуации, чтобы каждый ребенок и учитель могли проявить себя – непосредственно выявить свои личные качества. Необходимо создать разнообразную среду для всех, в которой мы можем исследовать способности каждого ребенка. Важно создать условия для раскрытия индивидуальности каждого ребенка и определить «вектор» его развития в процессе овладения знаниями. Однако одни и те же условия не означают одно и то же. Среда должна быть многофункциональной, разнообразной, адаптируемой и доступной каждому ребенку с самого начала. Для этого непосредственно воспитателю необходимо не только привлекать материалы различной сложности, но и предоставлять возможность выявить изобретательность ребенка по содержанию, характеру и форме, различным видам обучения, поощрять детское творчество (самовыражение), не боясь делать ошибки или делать что-то не так. Среда развития, которая непосредственно обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие между детьми и взрослыми, — это не только возможность работать с дидактическим материалом различной сложности, атмосферой доброй воли и благополучия, но и ориентация в общении с лучше подготовленными детьми. Выделяя особенности развивающей предметно-пространственной среды в младшей (от 3-4лет) возрастной группе, автор опирается на то, что она направлена непосредственно на накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности. Отличается насыщенностью центра сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами. Для создания и изменения пространства воспитатель действует с учетом интересов детей. Для детей этого возраста требуется достаточно большая групповая комната, чтобы удовлетворить потребность в физической активности. Хорошо организованная среда развития позволяет непосредственно каждому ребенку найти что-то свое, поверить в свои сильные стороны и способности, научиться взаимодействовать с учителями и сверстниками, понять и оценить их чувства и действия, и именно в этом заключается развитие образования на основе. При создании пространства развития в групповой обстановке необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольника. Это обеспечивает эмоциональное благополучие каждого дошкольника и развитие его позитивной самооценки перед миром, самими людьми и участия в различных формах сотрудничества, которые являются основными целями дошкольного образования. В младшем дошкольном возрасте повышается двигательная активность, развиваются различные виды движений, в связи с этим, в младших группах создаётся «Центр движений и подвижных игр», который направляют на двигательную активность детей. Центр оснащён специальным спортивным оборудованием (лестницы, горка, дуги и многое другое) и инвентарём. Для развития сенсорных способностей младших дошкольников создается «сенсорный центр», содержащий игры, игрушки и вспомогательные средства для развития слухового и зрительного внимания, осязания, обоняния и мелкой моторики. В сенсорном центре непосредственно играм с водой и песком отводится специальное место для проведения их первых экспериментов с ними. Игра - помогает создать у детей радостное настроение, стимулирует желание общаться со взрослыми и ровесниками. Чтобы обогатить игровой опыт ребенка, создан «Центр игр». Содержит игрушки, мебель, атрибуты для ролевых игр, атрибуты для мам. «Книжный уголок» должен обучать детей, которые интересуются книгой, чтобы самостоятельно получать новую информацию. Наряду с вашими любимыми книгами посередине должны быть разные типы театра, маски, атрибуты для игры в сказку. Для детей 4-х лет целесообразно организовать «Центр исследовательского развития», он предусматривает наличие оборудования для исследовательской деятельности с предметами и явлениями живой и неживой природы. Дети самого младшего дошкольного возраста активно владеют различными средствами и методами распознавания, обучения и развития: различными конструкторами, шнуровками, головоломками, мозаиками и т. д. Для этого организован центр «Обучение дизайну». Центр «Маленьких строителей» оборудован строительными материалами и модулями разного размера. Игры помогают развивать конструктивные навыки, навыки общения и взаимодействия дошкольников друг с другом. Среда развития в средней возрастной группе (4–5 лет), направлена на формирование опыта совместной работы со сверстниками, развития познавательных интересов и творческого осмысления впечатлений от различных видов производственной деятельности. Отличается учетом потребности воспитанников в игре со сверстниками и способность уединения. Для создания и изменения пространства воспитатель ведет совместную деятельность с детьми с учетом их интересов. Организация воспитания и жизни детей в возрасте до пяти лет имеет целью улучшить способность понимать окружающих людей, проявлять к ним дружеское отношение и стремиться к общению и взаимодействию. Развивающая среда в группе должна быть организована с учетом возможностей для детей играть и участвовать в подгруппах отдельных. Вспомогательные средства и игрушки расположены таким образом, чтобы их свобода передвижения не нарушалась. Необходимо создать место для временного одиночества дошкольника, чтобы он думал и мечтал. В материальном окружении дошкольника должны присутствовать игрушки, обеспечивающие для данного возраста развивающее действие, разнообразные предметы заместители: природный материал, дощечки, верёвки, палочки, мягкий поролон, картон, бумага и прочие. Именно заменяющие объекты и модули оказывают наибольший развивающий эффект, позволяют ребенку активно ими манипулировать, сюжет меняют без особых затрат материальных. Дошкольники выражают живой интерес к рисованию. В связи с этим предлагается организация «центра художника». В дополнение к простым устройствам для рисования, моделирования и нанесения, предлагаются «волшебные экраны» и самоклеющиеся пленки для детей. Также надлежит образовать центр «Считалочка». Прежде всего, это дидактические игры, позволяющие сравнивать непосредственно объекты по цвету, материалу, размеру, функциям, группировать и восстанавливать детали из множества предметов. Важно, чтобы у дитя всегда была возможность выбрать игру, и для этого серии игр должны быть самыми разнообразными и регулярно меняться (один раз в два месяца). «Центр музыки» и «Театральный уголок» непосредственно предназначены для развития музыкальной памяти, умения эмоционально передавать различные образы и действия, а также для знакомства с инструментами музыкальными. Развивающая среда для детей в старшем подготовительном (от 6–7 лет) возрасте, непосредственно направлена на формирование активности познавательной, самостоятельности, ответственности и инициативы, участие в преобразовании предметно-развивающей среды. Отличается: игры для развития восприятия, внимания, памяти, логики и т. д, чтобы создать и изменить пространство, воспитатель действует с учетом интересов детей, как совместная деятельность педагога и детей, так и деятельность детей самостоятельно. В возрасте старшем дошкольном усиленно развиваются интеллектуальные, нравственные и эмоциональные области личности. Переход в группу подготовительную связан с изменением психического положения детей: впервые они чувствуют себя старше среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять эту новую ситуацию. Следовательно, чтобы каждый ребенок мог делать то, что он любит - проектирование, рисование, ручной труд, театральные и игровые мероприятия, эксперименты - должны располагаться по зонам, так чтобы ребята могли объединяться в подгруппы для общего дела. В оборудовании необходимы материалы, стимулирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства, игрушки и т. д. Широко используемые материалы, которые побуждают детей к обучению грамоте. Дети развивают интерес к непосредственным проблемам, которые выходят за рамки их личного опыта. Это позволяет воспроизводить жизненный опыт ребенка. В «Лабораторном центре» деятельность детей обеспечивает формирование их мировоззрения, рост как личности, а также поддерживает инициативу детей, сообразительность, любознательность, критичность и независимость, самостоятельность, смышленность. В старших группах разумно образовать центр «Географ», который может содержать карты, глобусы, развивающие игры для самостоятельных занятий. Это возможность для воспитателя непосредственно гибко и динамично подключать ребенка в целенаправленную, активную, и разнообразную деятельность; умело использовать свои индивидуальные характеристики и личностные особенности; анализировать содержание субъективного опыта детей, активируя его в процессе самостоятельной деятельности, поощрять инициативность, творчество независимо от их способностей. В таком случае, важной особенностью среды развития является непосредственно применение различных средств активизации деятельности детей, и методов обеспечения развития способностей творческих с их наиболее полной реализацией. Изучая различные источники, автор приходит к такому выводу, что повышение развивающего явления в воспитательной работе с детьми и совершенствование процесса педагогического во многом утверждается непосредственно содержанием условий для обучающих целей и воспитания, обеспечивающих непосредственно развитие ребенка как личности. Итог среды развития будет определяться новыми подходами к формам содержательных, процедурных и технологических средств для среды, обеспечивающих реализацию целей образования и обучения в соответствии с личностно-ориентированным взаимодействием детей и взрослых.

Литература:

  1. Михайленко, Н.Я. Основные способы построения сюжетно-ролевой игры / Н.Я. Михайленко // Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
  2. Немов, Р.С. Психология: В 2 кн. /Р.С. Немов - М.: Просвещение: Владос, 1994. - Кн. 2. - 496 с.
  3. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 1998. - №4.
  4. Петровский, В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М., 1993.- 102 с.
  5. Стеркина, Р.Б. Развивающая среда в ДОУ / Р.Б. Стеркина // Обруч.  – 1997. - № 3. – С. 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Автор-составитель Л.А. Пасекова.- СПб.: Астерион, 2012. - 24 с.

Целью данного пособия является оказание методической помощи воспитателям дошкольных учреждений по организации предметно-развивающей среды с учетом основного вида деятельности дошкольника - игры. Даны ...

Организация развивающей среды в разных возрастных группах.

Организация развивающей среды в разных возрастных группах....

Создание предметно-развивающей среды в разных возрастных группах для ознакомления дошкольников с правилами безопасности дорожного движения.

Данный материал будет полезен для воспитателей  в практическом использовании в работе с детьми дошкольного возраста....

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации   предметно-развивающей   среды  в разных возрастных группах...

Предметно-развивающая среда в разных возрастных группах.

Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр...

Методические рекомендации к организации и содержанию книжного уголка в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения

Методические рекомендации для воспитателей по организации книжного уголка в разных возрастных группах....

«Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах по ФГОС»

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных о...