Приобщение детей дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному искусству.
методическая разработка (старшая группа)

Филина Юлия Павловна
Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx38.68 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному искусству.

Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры.

В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий его духовному оздоровлению представляется вполне закономерным. Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.

Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством мы учитывать принцип интеграции, который реализуется в синтезе видов народного искусства: устного народного фольклора, музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства. А также во взаимосвязи с игровой и театрализованной деятельностью детей на народном содержании. Начиная с младшего возраста, детей знакомили с народными игрушками: дымковской, матрешкой и ванькой-встанькой. В этом возрасте привлекаем внимание детей к народной игрушке, формируем у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней. Стремимся вызывать желание действовать с игрушкой (посвистеть, поиграть, собрать…) Побуждаем детей узнавать игрушки, учим видеть их красоту. Самая доступная и понятная для детей народная игрушка – это, конечно же, матрешка. С ней воспитатели знакомили детей с самого раннего возраста. Матрешка вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей, они оживленно рассказывают какого цвета на ней наряд, платок, слушают и запоминают стихи о ней. В совместной деятельности со взрослым дети сами выбирают цвет наряда для силуэта матрешки и раскрашивают их, закрепляя название цвета. Матрешка развивает воображение у детей, способствует активизации их творческих способностей. Знакомство детей с народно – прикладным искусством мы начинаем с дымковской игрушки. Поскольку игрушка – это самый любимый и доступный детям предмет, то дымковская игрушка как нельзя лучше подходит для знакомства с ней уже в младшей группе. Она проста по форме, нарядна, колоритна, своеобразна, украшена простым, но впечатляющим орнаментом, она будит воображение детей и всегда желанна им. Сначала дымковская игрушка вносится как персонаж потешки, затем вносится игрушка на занятия зарядкой (под шуточную потешку изображаем как гарцуют кони, хлопают крыльями петушки). На первом этапе знакомства, сообщались краткие сведения об истории народного промысла. Дети с интересом рассматривали репродукции, открытки, иллюстрации, готовые изделия народных умельцев. На следующем этапе дети зарисовывали контур народных игрушек, используя орнаменты: круги, точки. При рассматривании игрушек дети учились выделять узор, выделяли основной цвет при рисовании, и, наконец, учились рисовать один из элементов узора. Затем задания усложнялись - дети рисовали уже круг с точкой посередине, и точки вокруг круга. Изучение происходило на нескольких игрушках. Учились расписывать силуэт, используя точки, круги, и внося новые элементы- прямые линии и дуги. Учились рисовать узор тычками. Дети с удовольствием расписывали силуэты игрушек, радуясь результатам своего труда. В новом учебном году мы, вместе с детьми, продолжили знакомство с народными промыслами. Теперь уже при знакомстве с глиняной игрушкой учили выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы, композицию узора на изделиях. Для этого в группе были созданы такие условия, что полученные знания о предмете декоративно - прикладного искусства, дети используют в самостоятельной деятельности. Это дает возможность решать задачи выделения цветового и композиционного решения народных узоров, их характеристик, мотивов. Мы не стремились ставить задачи запомнить названия дымковской игрушки, главное - вызвать интерес и любовь детей к ней, запомнить и закрепить цвета и формы. Дети всегда эмоционально отзывчивы к цвету. Они неравнодушны к сочетаниям ярких, звучных, радующих глаз красок дымковской игрушки. В средней группе продолжается работа с народной игрушкой. В этом возрасте мы привлекаем внимание детей к народной игрушке, формируем у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней. Вызывать желание подействовать с игрушкой (посвистеть, поиграть, собрать…) Стремимся побуждать детей узнавать игрушки, видеть их красоту. Знакомим с элементами орнамента. Процесс ознакомления с игрушкой в этом возрасте связан с узнаванием и непременно обыгрыванием. При рассматривании дымковских игрушек задаем вопросы, обусловленные образностью игрушки; вопросы, связанные с эстетическим достоинством игрушки: дети учатся использовать в речи образные сравнения, знакомятся с элементами орнамента. Параллельно с изучением орнамента проводим освоение пластической формы Дымки. В старшей группе будем продолжать знакомить детей с разными видами декоративно-прикладного искусства. Чтобы работа была интереснее, мы постоянно обыгрываем продукты детского творчества. Например, не просто рисуем узор на полосе или круге, а расписываем посуду для кукол и украшаем ею коллективное панно, или украшаем шарфики для козлят. Это очень стимулирует и побуждает детей к творчеству. Материал по декоративно-прикладному искусству подбираем с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, мы приобщаем детей к родной культуре, помогаем им войти в мир прекрасного, учим видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Стараемся пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость. Знакомство детей с декоративно - прикладным искусством интегрируем практически через все виды деятельности детей. Для развития навыков коммуникации изделия народных мастеров дают богатый материал: составление описательных рассказов по игрушкам (дымковские игрушки, матрешки), придумывание сказки. Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно - прикладное искусство по своим мотивам близко к природе Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек - часть природы, а именно это и является основой гармоничного развития ребенка. В своей работе особое место в плане художественного развития детей отводим дидактической игре. В ходе специально созданных игр происходит «развитие последовательного, целенаправленного, целостного художественного восприятия» подлинно художественными произведениями народного искусства, умение высказывать доказательные суждения и оценки увиденного». Представления о некоторых видах русского декоративно - прикладного искусства сформируются не только на занятиях но и в процессе дидактических игр. «Укрась юбочку барышне», «Наряди козлика». Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребёнка. Все дидактические игры проводятся в течение года во всех видах деятельности. В своей работе используем наглядные пособия: репродукции, открытки, иллюстрации, сюжетные картинки, готовые изделия. Это элементы дидактических игр и пособие для занятий. В группе имеется уголок изобразительной деятельности, книжный уголок, где постоянно выставляются разнообразные репродукции, иллюстрации, книги, картинки для свободного рассматривания. В нравственном и художественно-эстетическом воспитании детей важную роль играет и приобщение их к отечественной культуре через знакомство с русской литературой, живописью, музыкой. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи является произведения устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки). Для полного развития творческих способностей у детей используем технические средства: магнитофон. В свободное время дети слушают сказки, сопровождаемые показом иллюстраций, танцуют под веселую музыку с цветными платочками, предметными игрушками. Важным этапом работы является проведение диагностики, сравнение результатов работы, выявление уровня развития детей. По итогам диагностики планируем свою работу на следующий год, вносим необходимые изменения, дополнения к видам работы, пробелы в которой были выявлены диагностикой. Проводя работу систематически, дети приобретают определённые знания, умения, навыки. Осваивая технические навыки в рисовании, лепке у детей развивается устойчивый интерес к изобразительному творчеству. Обогащается содержательная деятельность, развивается игровой замысел: декоративное украшение предметов, лепка атрибутов для игры. Результаты итоговой диагностики за 2015-2016 учебный год показали, что, дети приобрели не только определенные знания, но и научились, используя полученный багаж знаний, творчески подходить к выполнению своих работ. Работа стала доставлять детям много радости и удовлетворения, воспиталось желание творить, создавать свои собственные изделия. Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания детей – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Мир, в котором живет ребёнок, отличается многообразием социальных ориентиров, разноречивостью многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить эти знания педагоги обращаются к истории, стремятся осмыслить педагогический процесс в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Особое внимание при этом обращается на то, что рождает ощущение непреходящих ценностей.

Именно к таким ценностям относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, выраженное в произведениях декоративно-прикладного искусства. Обращение к данному виду искусства неслучайно, постоянный интерес к достояниям культурного наследия предков обнаруживается как в повседневной жизни, так и в организованном педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений.

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров - гжельские чайники, хохломские миски, городецкие разделочные доски, берестяные туеса, тканые полотенца. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с народными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой-забавой). В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой, богородской резьбой по дереву, русской матрешкой, городецкой, хохломской, гжельской росписью.

Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие)

По их мнению, ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства (радости, восхищения, восторга). Формируются образные представления, развивается мышление, воображение. Восприятие произведений декоративно-прикладного искусства побуждает стремление ребёнка передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы, которые ему понравились, способствует развитию созидательной активности, эстетических чувств и художественного вкуса, эстетической оценки результатов труда народных мастеров, становлению художественных и интеллектуальных способностей.

Известные исследователи народного декоративно-прикладного искусства  неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве детей, выдвигая главными критериями подобной близости декоративность и красочность создаваемых ими образов. Именно поэтому занятия декоративно-прикладным искусством с опорой на обучающий потенциал народных промыслов должны играть важную роль в развитии творческих способностей детей и их задатков.

Один из наиболее выраженных показателей эффективности использования произведений декоративно-прикладного искусства при работе с детьми дошкольного возраста состоит в содействии развития творческого потенциала маленьких детей. Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Он проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.

Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, духовные идеалы, они помогают им усвоить обычаи, традиции, особенности жизни, быта, которые передают от поколения к поколению. Знакомство детей с нашими традициями, народными промыслами, мастерством народных умельцев и русским фольклором, мы считаем очень важным. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада.

Так, мастера хохломской росписи умело составляют орнаменты из листьев, ягод. Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев и крупных цветов купавки, шиповника и розы. Мастера глиняной игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическим орнаментом: кольцами, полосками, кругами, которые также понятны детям. Главными задачами в процессе приобщения дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству мы считаем следующие:

формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.

формирование обобщенных знаний и умений.

умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов).

освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах, воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии;

Первая и вторая задачи предусматривают ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками - материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью устраиваются выставки, проводятся занятия. Вторая и третья задачи предусматривают обучение детей приёмами декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов росписи не главное. Мы согласны с А.А. Грибовской

 в том, что «…задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров хохломской или другой росписи, а приобщение ребёнка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, составить узор, расписать вылепленного коня, барышню, почувствовать радость творчества».

Знакомить детей с декоративно – прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составить описательные рассказы по игрушкам (дымковские, филимоновские, матрёшки), придумать сказки. Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем её красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, и животных, и птиц, растительные узоры, орнаменты.

Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребёнка.                                                          

 В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определённый ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счет в использовании орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Таким образом, очень важно ознакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Ведь оно, пленяет душу гармонией и ритмом, способно увлечь ребят, формируя художественный вкус, создавая творческий потенциал личности.

Приобщение детей дошкольного возраста к декоративно – прикладному искусству возможно при соблюдении ряда условий:

общение детей с подлинными образцами народного декоративно-прикладного искусства;

создание атмосферы для эмоционального, образного восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства;

включение ребёнка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства;

создание предметно - развивающей среды на основе народного декоративно-прикладного искусства, дающей возможность каждому ребенку проявить свои индивидуальные особенности, творческие возможности;

направленность процесса обучения на творческое отражение впечатлений от произведений народного декоративно-прикладного искусства;

учёт индивидуальных особенности каждого ребенка.

Одним из важнейших факторов развития дошкольников при знакомстве с народным декоративно-прикладным искусством является использование специальных методов. В процессе их использования у детей проявляются новые оригинальные способы изображения, активизируется поиск соответствующих выразительно-художественных средств для воплощения замысла.

К ним можно отнести методы, рекомендованные Р.М. Чумичёвой  при знакомстве дошкольников с произведениями живописи:

1.Метод вызывания адекватных эмоций. Данный метод позволяет установить ассоциативную связь с уже имеющимся опытом, дающую возможность с помощью произведений декоративно-прикладного искусства восстановить увиденное и пережитое раньше. Его назначение состоит в том, чтобы вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию увиденных произведений. Например, при любовании веселыми, нарядными дымковскими барышнями необходимо спросить у детей: «Какое настроение у этих красавиц?» «Почему вы решили, что у них именно такое настроение?» «А у вас бывает подобное настроение? «Когда у вас было такое настроение?» «Чем это вызвано?» «Что вы чувствовали, в тот момент?» и т. д.

2.Тактильно-чувственный метод. Метод, по признанию многих исследователей, эффективен и оказывает особое влияние на эмоциональное состояние, у детей появляется желание внимательнее рассматривать изделия народных мастеров, высказывать о них свое мнение, создавать красивое своими руками. Специфика данного метода заключается в том, что в процессе восприятия произведения декоративно - прикладного искусства дети прикасаются к материалу, из которого оно изготовлено (дерево, пенопласт, глина, шерсть), мнут его в руках (глина). Этот метод позволяет активизировать чувства детей при непосредственном соприкосновении с материалом, почувствовать его тепло.

3.Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов». Сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей. Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций при восприятии произведений народного декоративно-прикладного искусства. Например, при рассматривании городецкого панно «Чаепитие», детям целесообразно задать следующие вопросы: «Знакома ли вам ситуация, изображённая на этом панно?» «Как вы догадались, что у людей праздник?» «Когда люди поют весёлые народные песни?» После прослушивания народной песни детям предлагается исполнить песню, которую они поют в подобной ситуации.

4.Метод музыкального сопровождения. Особенность данного метода состоит в том, что при восприятии детьми произведений декоративно-прикладного искусства звучит музыка, характер которой созвучен данному произведению, то есть происходит одновременное воздействие на зрительный и слуховой анализаторы. Это в свою очередь облегчает процесс восприятия, по мнению автора «делает его более глубоким, утонченным».

Повышению эффективности художественно-эстетического развития дошкольников способствует приобщение к народному декоративно – прикладному искусству в интересной и привычной для современных
детей форме – посредством использования медиаресурсов. Разнообразие современных медиасредств (детских сайтов, электронных энциклопедий и пособий, электронных каталогов и поурочных материалов (в большей мере познавательно - информационной направленности); компьютерных игр и разработанных для детей приложений (графические редакторы, «игры-конструкторы») (деятельно-игровой направленности); электронных презентаций, созданных педагогами-практиками) позволяет приблизить «прошлое» к детям.

Использование медиаресуров позволяет разрешить проблему представления для восприятия детьми подлинных предметов и многообразия образов, художественных решений. Это оправданно в случае, если необходимо продемонстрировать длительный процесс изготовления предметов, сложные приемы обработки материалов, представить связи образов народных промыслах с природными и пространственно-предметными  условиями.

Роль педагога и семьи в формировании интереса к народному декоративно – прикладному искусству у дошкольников

Народная культура является неотъемлемой частью жизни любого человека. Невозможно полноценное существование, как человека, так и общества без знаний своих истоков, особенностей региона и народа. Теряя корни, забывая традиции, искажая историю, общество теряет себя, оно больше не может представлять собой единство силы и духа народа. В современном мире, возможно, можем столкнуться с такой проблемой, как намеренное переписывание истории, вычеркивание из «книги жизни человечества» самых значимых и поворотных событий.

Педагог, как основной источник знаний для детей дошкольного возраста, не должен допустить того, чтобы наше подрастающее поколение взращивалось в мире дезинформации и отсутствия условий для усвоения традиций своего народа. Только тот, кто знает свою историю, традиции и особенности может считаться социально состоявшимся гражданином своей страны, полноправным членом общества, который будет богат духовно и разносторонне развит.

Дошкольное детство самый благодатный период жизни человека. В этот период закладываются основы для дальнейшего успешного развития ребенка. Естественно, что от педагога зависит многое. Правильное воспитание, всестороннее развитие, внимание не только физическому, но и духовному становлению дошкольника – все это определит будущее человека и гражданина.

Одна из главных задач современного воспитания дошкольников – воспитание любви к Родине и родному краю, чувство патриотизма и гордости за Отчизну. Представление о малой родине детей дошкольного возраста начинается со знакомства с двором, где находится его дом, на той улице, по которой он ходит домой и в детский сад, природа парка и леса. И чем старше становится ребенок, тем глубже и шире становятся представления – теперь он знакомится и с народным промыслом родного края. Неоценимое значение для становления и углубления знаний о малой родине имеет использование в учебно-воспитательном процессе материала краеведческого характера.

Перед   педагогом  стоит важная   проблема при  приобщении дошкольников к народному декоративно - прикладному искусству – открыть перед ребенком все разнообразие пути развития края и богатство родного наследия региона. Богатый материал, собранный и сохраненный народом и учеными региона, помогают показать, ознакомиться и понять всю историю и особенности малой родины. Дошкольная образовательная организация ставит перед собой цель – создание условий воспитания, где осуществление духовного, эстетического, нравственного и патриотического становления осуществляется не только при усвоении базы знаний, но и через включение регионального компонента в воспитательный процесс.

Благодаря тому, что педагог обращается в своей работе к региональным особенностям быта и культуры, у дошкольников происходит осознание своей принадлежности к той или иной культурной среде, способствующая в дальнейшем формированию чувства ответственности за сохранение и приумножение культурных традиций. Каждый регион отличает друг от друга какие-либо особенности и черты, проявляющиеся в историческом развитии, культуре, природе. Все это является благоприятным условием для успешного развития интереса к своей культуре, выражающее в привязанности к родному дому.

В настоящее время исследователи выделяют основополагающим фактором интеграции педагогических и социальных условий в патриотическом и гражданском воспитании детей дошкольного возраста региональный компонент ФГОС ДО. Основной общеобразовательной программой предусматривается реализация регионального компонента в дошкольной образовательной организации (ДОО). В педагогике региональный компонент рассматривается как создание системы способов и форм реализации воспитательно - образовательного процесса, подходящего для определенного региона. Региональный компонент определяет возможность введения содержания объединенного с особенностями региона. Уделяется внимание воспитанию любви к дому и малой родине, ее природе и культуре.

При реализации регионального компонента ДОО работает в следующих направлениях: изучение национальных традиций и обычаев, приобщение к ним; знакомство с природой региона, привитие любви и бережного отношения к ней; уважение истории своего народа; любовь к родному языку; формирование толерантности к представителям разных культур.  Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре касается всех образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество», и другие.

Работая по принципу интеграции образовательных областей, педагог может организовать свою работу в этой области разнообразно и интересно, именно так, чтобы вся донесенная информация была воспринята дошкольниками глубоко и надолго осела в их сердцах. Региональный компонент определяет воспитание дошкольников в среде национального колорита. Также не нужно упускать из вида семью, как главный источник народных традиций. Многие семьи хранят в себе и передают из поколения в поколение обычаи и традиции, характерные для данной местности или региона. Педагог должен привлекать семью к активному участию и взаимодействию с ДОО. Родители помогают при сборе экспонатов для музея в детском саду, предоставляют фотографии, участвуют и организовывают народные праздники, шьют народные костюмы, помогают в оформлении развивающей среды.

При работе с материалом народного декоративно-прикладного искусства необходимо обратить внимание на следующие моменты:

народное искусство ускоряет становление детского творчества;

народное искусство является художественным опытом многих поколений народа;

произведения народного искусства формируют вкус, приобщают к эстетике, развивают творчество личности.

Таким образом, формирование знаний о культуре родного края сложный образовательный процесс, который предполагает систематическую и целенаправленную работу воспитателя, семьи и дошкольников, с использованием различным методов, приемов и средств педагогического воздействия на детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Воспитание любви к культуре малой родины у дошкольников определяет в последующем у них моральный облик и уважение к своему региону и стране, что в свою очередь способствует развитию таких нравственных качеств как смелость, уважение, гордость и отзывчивость.

Таким образом, знакомство детей с декоративно – прикладным

искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида

вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и

навыки в создании композиции, развить творческие способности.

 Все это свидетельствует о том, что народное декоративно-прикладное искусство является одним из важных и наиболее доступных средств приобщения детей к народному декоративно – прикладному искусству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Актуальность художественно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами народного декоративно – прикладного искусства."

Предлагаемая   мною  программа.  "Знакомство  детей  младшего дошкольного   возраста  с  хохломской  росписью" — одно из педагогических условий р...

Приобщение детей дошкольного возраста к народному декоративно – прикладному искусству

реферат для воспитателей старших возрастных групп детского сада...

Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно об...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством».

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная ...

"Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством"

Главными для осуществления данного знакомства являются задачи:Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей жела...

Консультация для воспитателей «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством»

Консультация для воспитателей "Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством", воспитатель Елена Анатольевна Осипова, МБДОУ детский сад № 17...