Взаимодействие с семьями воспитанников как залог успешной социализации ребенка
статья

Кущева Надежда Сергеевна

Взаимодействие с семьями воспитанников как залог успешной социализации ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие с семьями воспитанников как залог успешной социализации ребенка

Кущева Н.С., воспитатель

От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит каким человеком станет сегодняшний малыш. 

В. А. Сухомлинский

В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, особую ценность приобретает активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому и конструктивному принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром. 

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья, а главным критерием социализации ребёнка выступает степень развития самостоятельности, инициативности и творчества личности.

Успешная социализация дошкольника — один из самых главных вопросов для дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день. Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

В связи с этим дошкольные образовательные организации должны поддерживать тесную связь с семьей воспитанников, воспитатели детского сада должны находить и осуществлять на практике результативные формы и методы работы с родителями воспитанников. Только в этом случае воспитание и обучение, а, следовательно, и социализация детей будут успешными. На значимость данной деятельности указывают и такие документы, как Федеральные государственные образовательные стандарты ДОО, Профессиональный стандарт педагога, Стратегия развития образования в Российской Федерации и т. п. Все это свидетельствует об актуальности проблемы организации конструктивного взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников.

Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из первых задач является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог- дети -родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового взгляда на семью и новые формы работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новшество подобных отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Семья и учреждение образования - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие, тесное сотрудничество и взаимодополняемость. Расчёт на позитивные качества родителей и их сильные стороны предопределяет результат в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые нужны для воспитания ребёнка. Поэтому так важно установление партнёрских отношений  между учреждением образования и родителями (законными представителями).

Основные принципы  организации работы с семьей:

  • Открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребёнок);
  • Сотрудничество педагогических работников и родителей в воспитании детей;
  • Отсутствие формализма в организации работы с семьёй;
  • Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.

Для повышения педагогической культуры родителей в вопросах социализации дошкольников могут использоваться разные формы работы: лекции, групповые и индивидуальные консультации для родителей, семинары-практикумы, мастер-классы, родительские конференции, создание папок-передвижек, буклетов, информационных листов, газет, памяток, видеотеки, аудиотеки и др. Желательно создать библиотечку педагогической литературы для родителей из цикла «Социальное развитие ребенка».

Одна из  форм работы – родительские собрания, проводимые в виде таких активных форм сотрудничества как деловые игры, круглые столы, тематические дискуссии, педагогические гостиные, КВН и др..
Очень хороши семинары-практикумы и мастер-классы, где можно говорить о важности социальной стороны развития ребенка и что-то разучивать, показывать, как надо заниматься с ребенком.  

«День открытых дверей» дает возможность познакомить родителей с ДОУ, его традициями, правилами, особенностями образовательной деятельности. Можно показать фрагмент занятия по социальному развитию или режимный момент (например, коллективный труд детей).

Родительские конференции. Основная цель конференции — обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Важно определить актуальную тему конференции («Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в социальном развитии ребенка»). К конференции готовятся выставки детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Значительным подспорьем в работе является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей, библиотека игр. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг и игр составляют аннотации новинок.

Используются такие формы взаимодействия как подготовка и проведение совместных праздников, развлечений, встреч с интересными людьми, походы, организация клуба «Выходного дня», издание семейных газет, журналов, тематических альбомов, защита семейных проектов, коллективный труд по уборке и озеленению участков детского сада, ремонт игрушек и мебели, выставки поделок, изготовленных родителями и детьми.

Желательно планировать целую систему семейных праздников, которые составят годовой праздничный круг. Пусть родители участвуют в общих играх, танцах, вместе с детьми отгадывают тематические загадки, ребусы.

Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи можно осуществлять по-разному. В результате такой целенаправленной работы педагогов происходит осознанное включение родителей в единый совместный с педагогами процесс социального развития личности ребенка.

 Организуя выставки совместного творчества детей и родителей, различные конкурсы «Поделки из природного материала», «Осенние фантазии», «Новогодняя игрушка». Всё больше родителей с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые стали традиционными и вызывают большой интерес детей и желание родителей заниматься со своими малышами. Сотворчество детей и родителей в совместной деятельности приносит всем ее участникам радость, создает полноту семейного бытия. Главной идеей данного сотрудничества является показ положительного эффекта совместного домашнего творчества детей и родителей.

Только сотворчество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле образования детей. Родители станут вашими единомышленниками и помогут сделать жизнь детей в детском саду ярче, разнообразнее, радостнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие семьи, детского сада и школы – залог успешного обучения ребенка"

Рассказано о взаимодействии семьи, школы и детского сада...

Консультация для родителей "Патриотическое воспитание - залог успешной социализации ребенка"

Для эффективной работы с родителями, в целях повышения их компетентности в различных вопросах, касающихся воспитания детей, я использую консультации составленные мной для родителей....

консультация для родителей на тему «Патриотическое воспитание - залог успешной социализации ребенка»

«Патриотическое воспитание - залог успешной социализации ребенка»...

Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»

На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установ...

«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»консультация для педагогов

По мнению многих ученых первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закл...

«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка".

laquo;Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка"....

Презентация "Интеллектуальные игры– залог успешной социализации ребенка в обществе"

Игра – это ведущий вид деятельности, благодаря ей ребенок познаёт окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в общество взрослых. Через игру ребенок познаёт самого ...