Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность.
статья (старшая группа)

В статье идет речь о эффективности использования проектной деятельности в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

   Так как в нашем современном мире все быстро изменяется, появляются новые технологии, и человеку необходимо быстро ориентироваться, получать новое и стремиться его применить, усовершенствовать. А смогут это сделать и успеть только активные, инициативные, творческие, умеющие продуктивно применять и преобразовывать полученные знания и умения люди. Такие качества и умения закладываются в дошкольном возрасте. В этом возрасте дети пытливы и любознательны по своей природе, но им не хватает инициативы, вернее «разумной» инициативы,

 Дети не всегда любят самостоятельно преодолевать трудности, искать пути решения проблемы, им как раз не хватает инициативы. А зачастую мы, взрослые, решаем их за них или даём готовые пути решения. Вот здесь на помощь приходит проектная деятельность, которая помогает зажечь огонёк пытливости, поддержать инициативу ребёнка, подталкивающую к поиску решения проблемных задач и повести дальше (пройдя путь, определённые этапы) к оформлению и изготовлению продукта, который является обязательным в проектной деятельности. Почему проектная деятельность? Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка — дошкольника. Проектная деятельность (как доказали исследования) вносит позитивные изменения в познавательное развитие дошкольников. Происходит личностный рост дошкольников, который выражается в выполнении оригинальных, творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слушать другого и выражать своё отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми, педагогами и родителями. Дети становятся для родителей и педагогов как партнёры по совместной деятельности. Основной целью метода проекта является развитие свободной творческой личности ребёнка, которые включают в себя:

‒ обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

‒ развитие познавательных способностей;

‒ развитие творческого воображения;

‒ развитие творческого мышления

‒ развитие коммуникативных навыков.

Поэтому метод проектной деятельности является одним из эффективных методов работы с дошкольниками в развитии их познавательных способностей. Развитие познавательных способностей дошкольников — один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. Именно поэтому одним из направлений инновационной деятельности в образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. Что такое метод проектной деятельности? Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности на основе единого тематического проекта, в основе которого лежит проблема. Метод проектов — можно представить, как, способ организации педагогического процесса, основанными на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Технология проектирования требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества. Реализация проектной деятельности осуществляется в игровой форме, методом включения детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, практически полезные дела). Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами познавательного развития и задачами исследовательской деятельности детей. Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. И наша с вами задача, внедряя свою практику метод проектов, развить познавательные и творческие способности детей и, воспитать гармонично развитую инициативную и креативно мыслящую личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность в ДОУ» (Опыт работы)

Первой ступенью общего образования ребенка является дошкольное образование. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Так как дошкольник сам...

Презентация на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Презентация на  тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»      Полноценное развитие личности соврем...