Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Сравнение свойств бумаги и ткани" в старшей группе.
опыты и эксперименты (старшая группа)

Самохвалова Елена Анатольевна

Познавательско-исследовательская деятельность в старшей группе "Сравнение свойств бумаги и ткани" опытным путем. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательско-исследовательской деятельности «Сравнение свойств бумаги и ткани» в старшей группе

Интеграция деятельности: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель:

Развитие и расширение кругозора детей через ознакомление с предметным миром через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей со свойствами ткани и бумаги, их значением и применением в жизни человека.

Развивающие: умение делать выводы по результатам исследовательской деятельности  и наблюдения, сравнивать и сопоставлять опыт сенсорных ощущений исследуемых предметов, включая органы чувств, закреплять представления о свойствах бумаги и ткани, уметь соотносить свойства материалов и способы их применения, выявление однородных признаков материала.

Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к совместной деятельности с воспитателем и детьми, доброжелательное отношение со сверстниками в процессе экспериментов, аккуратное и бережное отношение к предметам рукотворного мира, изготовленным из бумаги и ткани.

Речевые: пополнять лексический словарь активными (ткань, мокнет, мнется, разглаживаем, блестящая, опыт, воздушный) и пассивными (драп, болонья, ворс, шелк, фетр, воздухонепроницаемый, образец, свойство, размокла, распалась, переплетается.

Предварительная работа: создание коллекции разнообразных видов ткани и бумаги, проведение опытов с бумагой и беседы о происхождении и изготовлении бумаги.

Материалы и оборудование: образцы бумаги, образцы ткани (для каждого ребенка и воспитателя), емкости с водой, зонт, карандаши, лупы для детей.

Ход занятия:

- Добро утро, юные исследователи! Сегодня мы с вами не просто ребята, а сотрудники научной лаборатории! Мы почти ученые, поэтому сегодня будем особенно внимательными и сосредоточенными! Нам придется проделать научные эксперименты! Готовы? Тогда в путь!

- Давайте подойдем к столу и посмотрим, какие предметы на нем лежат? (тетрадь, альбом, книга, салфетка, …).

- Почему такие разные предметы собраны на одном столе? (ответы).

- Что общего у этих предметов? (сделаны из одинакового материала).

- Из какого материала они сделаны? (из бумаги)

- А теперь давайте перейдем к другому столу и посмотрим, что же лежит на нем? (кусочки ткани, платье, платок, шнурок, носок…)

- Почему такие разные предметы собраны на одном столе? (…)

- Что общего у этих предметов? (…)

- Из какого материала сделаны эти предметы? (из ткани)

- Давайте назовем, про какие материалы мы с вами сегодня будем говорить? (про бумагу и про ткань)

- Молодцы, и мы не только изучи их свойства, но и ответим на важные вопросы, такие как

1) почему одежду шьют из ткани, а не из бумаги;

2) почему книги делают из бумаги, а не из ткани

Чтобы ответить на эти вопросы, прошу пройти в нашу исследовательскую лабораторию, где с помощью экспериментов с бумагой и тканью мы и ответим на наши вопросы.

- Возьмем конверт №1. Откройте его и возьмите в руки содержимое. Что это? (это ткань)

- Возьмите ее и потрите пальчиками. Какая она на ощупь? (гладкая, мягкая, теплая, пушистая, с ворсинками…)

ОПЫТ №1. «НАПИШИ»

- А теперь давайте возьмем карандаш и попробуем на ней что-то написать. Удобно ли нам это делать? Легко ли нам это делать? (нет)

ОПЫТ №2. «РАССМОТРИ ТКАНЬ»

Перед вами на столах лежат лупы (увеличительные стекла). Они увеличивают ткань, мы сможем с их помощью лучше ее рассмотреть.

- Скажите, из чего состоит ткань? (из ниток)

- Есть ли у ниток ворсинки? (да)

Теперь возьмем и откроем конверт №2. -Что находится внутри него? (бумага)

- Как вы догадались? (потрогали)

- Давайте исследуем образец бумаги на ощупь. Какой он? (гладкий, прохладный, ровный…)

ОПЫТ №3. «РАССМОТРИ БУМАГУ»

- Давайте посмотрим на бумагу через наше увеличительное стекло. Из чего состоит бумага? Из ниток или из ворсинок? (нет, у бумаги нет ниток и нет ворсинок)

ОПЫТ №4. «НАПИШИ»

Давайте попробуем с помощью карандаша написать на бумаге. Удобно ли нам это делать? Легко ли это делать? (да)

- А теперь вы можете мне сказать, почему одежду шьют из ткани, а книги печатают на бумаге? (ответы детей)

ОПЫТ №5. «ПОМНИ»

- А теперь попробуем смять бумагу и ткань. Что легче мнется? (бумага помялась больше, а ткань меньше).

- Давайте расправим бумагу и ткань. Одинаково ли они расправятся? (нет, ткань расправилась лучше, на ней мало видны следы смятия, а бумага разгладилась плохо и осталась сильно смятой)

ОПЫТ №6. «РАЗОРВИ»

- А теперь давайте все вместе определим, что прочнее, бумага или ткань. Пусть каждый из вас попробует разорвать бумагу. Легко ли это было сделать? (да). Что у нас получилось? (Два или больше кусочков бумаги).

- Если бумага рвется, как мы можем о ней сказать, какая она? (непрочная, хрупкая…)

- Теперь давайте попробуем разорвать наши образцы тканей. Смоги мы это сделать? (нет).

- Если ткань не порвалась, как мы можем о ней сказать, какая он? (крепкая, прочная).

Правильно, нужно прикладывать много усилий, чтобы разорвать нашу прочную ткань!

Вот вам и еще она причина, по которой одежду правильнее шить из ткани!

ОПЫТ №7. «НАМОЧИ»

- А теперь давайте попробуем намочить (или постирать) бумагу. Что с ней стало? (Бумага размокла и быстро развалилась, перестала быть целой...)

- Предлагаю намочить ткань. Что мы видим? (ткань намокла, но осталась целой).

- Что нужно сделать, чтобы ткань стала такой же, как и прежде? (высушить, потом прогладить утюгом).

- А если бумагу высушить и прогладить утюгом, она станет прежней? (ответы детей)

- Молодцы, ребята! Теперь вы и сами сможете мне сказать, почему одежду шьют из ткани, а не из бумаги (ответы детей).

Ткань прочнее бумаги и меньше мнется. Значит, ее можно использовать долго. Постирав изделие из ткани для того, чтобы оно стало снова чистым, его можно высушить и снова надевать.

- А теперь давайте откроем конверт №3. Посмотрите, какая это интересная ткань! Называется она драп. Какая она на ощупь? (мягкая, теплая, толстая).

- Подумайте, что можно сшить из такой ткани? (пальто, шляпу, теплую юбку для холодного времени года..)

- Откроем конверт №4. Эта ткань называется шелк. Потрогайте и скажите, какая она на ощупь. (гладкая, мягкая, тонкая, блестящая)

- Что можно сшить из этой ткани? (летнее платье, платок, блузку...)

- Похожи ли эти образцы тканей? (нет).

- Можно ли сшить из драпа легкое летнее платье, а из шелка теплое зимнее пальто? (нет). Почему? (ответы детей).

- Попробуем намочить драп и шелк. Удалось ли нам это? (да).

- A все ли ткани намокают одинаково? (ответы детей)

- Давайте откроем наш конверт №6. Эта ткань называется болонья. Потрогайте ее и скажите, какая она на ощупь? (ответы детей). Посмотрите на нее в лупу. Что мы отметим? (нитки, или волокна, плотно прилегают друг к другу).

- Какую одежду можно cшить из этой ткани? (куртку, плащ, дождевик, зонт..)

- Почему эта ткань отлично подойдет для пошива зонта? (ответы детей)

А теперь давайте проделаем ОПЫТ №8. «ОПЫТ С ЗОНТОМ»!

Воспитатель ставит несколько желающих под зонт и льет сверху из лейки воду.

- Намокли ли наши ребята? (нет). Почему? (зонт не намокает. Он сделан из болоньи. Вода скатывается с зонта).

- А как вы думаете, комфортно ли будет человеку в одежде из болоньи? (нет).

- Почему? (ответы детей).

- Правильно, из-за плотного переплетения нитей и особого покрытия эта ткань не только не пропускает воду, но и плохо пропускает воздух, поэтому в ней будет жарко и некомфортно .

- Давайте подытожим, можно ли из болоньи сшить пижаму? А из драпа зонт? (ответы детей)

Рефлексия: Ребята, вы сегодня большие молодцы! Все отлично работали, все старались. Но главное, что мы с вами нашли ответы на все наши вопросы опытным путем. И можем сделать вывод, что и ткань, и бумага очень интересные и полезные материалы. Они очень полезные, и у них разные свойства. Поэтому и применение у них разное.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебные свойства магнита"

Развиваем познавательный интерес, любознательность,расширяем знания об окружающем мире, развиваем желание исследовать,и наблюдать....

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группыЦель: расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах.Задачи: развивать ...

Конспект совместной познавательной деятельности по теме «Свойства бумаги» с детьми старшей группы компенсирующей направленности.

Цель: формирование представлений о бумаге, её видах и свойствах.Задачи:расширить и уточнить представления детей о материале – бумага, её видах и свойствах;уточнить знания детей об использовании ...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок» в старшей группе

Конспект занятияпо познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок»в старшей группе Цель: Создание условий для развития познавательно...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы.

 Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17      Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятел...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы.

Цель: расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах.Задачи: развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; учить делать выводы на основе эксперимента; ...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности Тема «Свойства воздуха»

Конспект занятия  по познавательно-исследовательской деятельности Тема «Свойства воздуха»...