Памятка для педагогов "Функциональная грамотность"
методическая разработка

Елена Гер

для вас педагоги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_funktsionalnaya_gramotnost.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №20»

Консультация

для воспитателей ДОО

«Основы формирования функциональной грамотности дошкольников»

2021 год

 «Основы формирования функциональной грамотности дошкольников»

В 2019 году в РФ дан старт реализации Национального проекта ОБРАЗОВАНИЕ. Срок реализации проекта 5 лет, основная цель -  повысить качество образования на всех уровнях и ступенях, сделать образование в РФ конкурентно-способным на мировом уровне.

Федеральный Проект «Образование» включает 8 подпроектов, для реализации каждого подпроекта в Регионе разработаны проекты, и далее в муниципалитете разработан ряд мероприятий по реализации каждого подпроекта. Так каждое учреждения является участником сетевых проектов по тому или иному направлению.

Непосредственно  дошкольников затрагивают пять проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Цифровая образовательная среда», «Поддержка семей имеющих детей», «Учитель будущего».

 Каждый педагог дошкольной образовательной организации должен понимать, что функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе, сформированность предпосылок УУД).

Что нужно поменять  педагогам ДОО в работе?

1. Стремиться к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в проектной деятельности, в решении образовательных и жизненных задач.

2. Для возможности целостного восприятия ребёнком окружающего мира активно использовать интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия (события).

3. В организации образовательных мероприятий максимально активизировать психические процессы (внимание, воображение, мышление).

 4. Познакомить родителей с национальным проектом «Образование», понятием «функциональная грамотность», оказать поддержку в организации развивающей работы в условиях семьи.

5. Внести изменения в среду группы, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность и др.) («среда группы – как второй педагог»).

Как это сделать?

1. Изучать практики поддержки детской инициативы, в т. ч. зарубежный опыт. / Подготовка с детьми различных плакатов (например, с правилами для группы, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов).

2. Планировать и проводить образовательные мероприятия (в т. ч.  НОД) в группе и на прогулке, интегрируя несколько образовательных областей.

3. К каждому образовательному мероприятию, в независимости от образовательной области, подбирать игры, упражнения, организационные моменты способствующие развитию психических процессов (внимания, воображения, мышления). /Формировать картотеку интересных приёмов, игр, упражнений. / Создавать образовательные «проблемные ситуации».

4. В доступной форме представить основные положения проекта. / Показать открытое интегрированное образовательное мероприятие с детьми с последующим комментированием. / Организовывать мероприятия, где дети представят родителям результаты проекта, мини-исследования. / Активно привлекать родителей к совместной детско-взрослой исследовательской, проектной деятельности.

5. Познакомиться с опытом организации среды в других ДОУ/ Не бояться пробовать. / Принять к сведению рекомендации по результатам исследования качества дошкольного образования в РФ,  с использованием шкалы ECERS-R.

Итог работы:  кейс (методическая копилка) компетентностных заданий (игр, упражнений, сценариев образовательных мероприятий, работающих на формирование естественнонаучной, читательской, математической, информационной, коммуникативной, социально-бытовой, финансовой грамотности)

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования ФГ ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Что такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

ФГОС ДО определяет как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию языковых и речевых возможностей детей, через поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей.

Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность).

Кроме того, для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:

- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

- технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

-  технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

-  информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;

В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:

- готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;

- возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

- способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

- совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию,  самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать своё будущее.

Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функциональная грамотность связана с готовностью:

- добывать знания;

- применять знания и умения;

- оценивать знания и умения;

- осуществлять саморазвитие.

Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО:

  1. Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста.
  2. Формирование речевой активности дошкольников.
  3. Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников
  4. Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования

Международные образовательные стандарты.

Читательская грамотность

 - способность человека понимать и использовать письменные тексты,

- размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,

- расширять свои знания и возможности,

- участвовать в социальной жизни

Естественнонаучная грамотность

- способность человека использовать естественно - научные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Математическая грамотность

- способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Глобальные компетенции

- способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

- осознавать как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды –наши собственные и других людей;

- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинств.

Формируем функциональную грамотность дошкольников.

- Cоздание учебных ситуаций, инициирующих практическую деятельность  детей, мотивирующих их на познавательно-активную деятельность и  проясняющих смыслы этой деятельности.

- Оценочная самостоятельность дошкольников, задания на само-и взаимооценку: кейсы, ролевые игры, диспуты и др.

- Поисковая активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты.

-   Приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения.

          - Учение в общении,  или совместное сотрудничество (работа в парах или малых группах).

Разнообразь как только можешь:

Наблюдения.

Аналитические работы:

Эксперименты.

Практические работы.

Решение УПЗ.

Решение УПрЗ.

Творческие работы.

Развивающие игры.

Анализ ситуаций.

Эвристические беседы.

Индикаторы функциональной грамотности.

- владение навыками речевой активности;

- построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- адекватное восприятие устной и письменной речи;

- точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;

- соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной речи и правил русского речевого эт

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по воспитанию грамотного пешехода

Наглядно-демонстрационный материал для родителей...

Памятка для родителей"Грамотного пешехода"

Памятка для родителей по правилам дорожного движения...

Памятка для родителей детей 4-5 лет по воспитанию грамотного пешехода

Ваш малыш еще совсем маленький, но уже не за горами тот день, когда он пойдет в школу. И очень важно (подчас жизненно важно), чтобы к этому моменту ребенок обладал навыками безопасного поведения на до...

Памятка для родителей "Грамотный пешеход"

Продолжать знакомить с правилами дорожного движения...

Памятка по финансовой грамотности для родителей

Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности ?...

Памятка для родителей "Грамотный пешеход"

Вопросники помогут закрепить знания детей о соблюдении Правил безопасности на дорогах!...