Выступление на педсовете «Развитие танцевальных навыков в дошкольном возрасте»
материал (старшая группа)

Танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4vystuplenie_na_pedsovete.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:


Выступление на педсовете

«Развитие танцевальных навыков в дошкольном возрасте»

Танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир.

Танцевально-ритмические движения служат делу познания ребёнком окружающей действительности и, в то же время, — являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкальных произведений. Выдающийся музыкальный педагог А. Д. Артоболевская, в книге «Первая встреча с музыкой» утверждает, что музыкальные способности детей проявляются и развиваются, прежде всего, через движение с музыкой.

Кроме того, в период дошкольного детства ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. А музыкально-ритмические движения сочетают в себе как эмоционально-творческое развитие, так и развитие физическое.

Другими словами, искусство танца — это синтез эстетического и физического развития человека. Выполнение различных танцевально-ритмических движений, укрепляет опорно-двигательный аппарат, развивает координацию движений и ориентацию в пространстве. Среди множества форм нравственно-эстетического цикла хотелось бы выделить хореографию, так как она, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного развития духовного мира. Занятия танцем развивают образное мышление и фантазию. Какую огромную радость и восторг вызывают легко и мастерски танцующие на сцене дети. Детские танцевальные коллективы всегда пользуются большой популярностью. Танец пробуждает у ребёнка светлые и радостные чувства. Путём танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способность к самостоятельному творческому самовыражению. Формируется умение передавать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластике. Использование на занятиях танцевальных композиций, в которых радостное, весёлое соседствует с лирическим, спокойным вырабатывает у детей навык эмоционального регулирования своего состояния. Занятия хореографией являются неотъемлемой частью оздоровительно- профилактической работы, которая способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, формированию правильной осанки, содействуют профилактике плоскостопия, функциональному совершенствованию органов дыхания.

Таким образом, тема развития танцевально-ритмических движений является актуальной в дошкольном педагогическом процессе. Систематические занятия танцами очень полезны для физического развития детей: улучшается осанка, совершенствуются пропорции тела, укрепляются мышцы. Постепенно дети начинают легче, грациознее двигаться, становятся раскованными. У детей появляются такие качества движений, как легкость, «полетность», упругость, ловкость, быстрота и энергичность. Благодаря музыке движения дошкольников становятся более четкими, выразительными и красивыми.

Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ.

Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания.

Танец приучает детей к нормам культурного общения. В детях воспитывается скромность, доброжелательность, приветливость. Мальчики начинают бережно относиться к своей партнерше. Танец становится одним из средств нравственного воспитания ребенка.

Возрастные особенности развития танцевальных навыков.

Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие танцевальных на каждом возрастном этапе происходит различно. В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения еще не точны и порой не согласованы с музыкой.

На четвертом году жизни дети начинают чувствовать смену контрастных частей музыки, могут выполнять и усваивать небольшие музыкальные задания. Они еще плохо ориентируются в пространстве, поэтому педагог учит их двигаться в соответствии с ярко-контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать не сложные имитационные движения игровых образов (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). [30]

На пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки. Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движение парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку) и могут двигаться в соответствии с контрастным характером музыки.

В возрасте 6-7 лет дети уже сравнительно хорошо управляют своими движениями, их действия под музыку более свободны, легки и четки, они без особого труда используют танцевальную импровизацию. Ребята в этом возрасте произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседа и т. д.). Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Реакция детей на прослушанное представляет собой творческое отображение музыки в действии. В этом возрасте эмоции, вызванные музыкой создают определенную двигательную активность, задача педагога заключается в том, чтобы направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный музыкально-танцевальный материал.

Музыка должна активизировать фантазию ребенка, направлять ее, побуждать к творческому использованию выразительных движений, она не должна иметь сложный ритмический рисунок, в дошкольном возрасте лучше воспринимается музыка со словами.

Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец. Это очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей (как исполнителей, так и зрителей). Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием.

Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, которая побуждает детей к творчеству, и, следовательно, способствует его развитию.

Основные требования к работе хореографа в детском саду

1. Доступность при исполнении и грамотность при подборе движений.

2. Разнообразие и регулирование нагрузки.

Хореографу необходимо составить несколько комплексов движений, различных упражнений, руководствуясь принципом «от простого к сложному».

В комплекс должны входить движения и упражнения, развивающие различные группы мышц, на координацию, внимание, дыхание, на подвижность суставов, ритмические движения.

Каждый комплекс упражнений должен соответствовать возрастной категории детей, их физическим возможностям.

3. Образность при объяснении и показе.

4. Наглядность при обучении.

Стремиться живо и интересно показать движения. Находить движения, которые ассоциативно связаны с животными, птицами, вещами, предметами. Педагог сам должен в полную силу выполнять все движения и упражнения наравне с детьми.

5. Чёткое ритмическое и разнохарактерное музыкальное сопровождение.

6. Использование и применение предметов.

7. Обязательное присутствие эмоциональной окраски занятий.

Педагогам рекомендуется проводить занятия в игровой обстановке. Не ставить целью «именно сегодня выучить данное движение», а вводить его регулярно, ненавязчиво. Занятия проводить в хорошем темпе и ритме; важны настроение и эмоциональный подъем.

8. Создать условия для самовыражения каждого ребёнка.

Танец - это разновидность бессловесной риторики.

Танец - единственный вид искусства, в котором мы сами являемся инструментом.

Танец - мать всех языков.

Танец - это стих, в котором каждое

движение является словом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по хореографии: "Игра и различные образы как основа развития танцевальных способностей детей дошкольного возраста".

Занятие состоит из 4 частей. 1 часть. Основные шаги. 2 часть. Образные упражнения. 3 часть. Показ танцев. 4 часть. Упражнения для развития гибкости, используя различные образы....

Статья "Арт-технологии, как средство развития танцевальных навыков детей дошкольного возраста"

В данной статье рассматривается описание арт-технологии и ее игровых элементов, которые могут быть применимы в постановочной работе с детьми дошкольного возраста по развитию танцевальных навыков....

Педсовет: "Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности", 2020г. Уровень ДОУ.

8 декабря 2020 года воспитатель, Виданова Ирина Леонидовна, выступила для педагогов ДОУ с сообщением и презентацией на тему "Театрализованная деятельность в детском саду:формы, методы, значение&q...

Доклад к педсовету "Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в процессе физкультурно - оздоровительных мероприятий в ДОУ"

В формировании двигательного творчества дошкольников большое значение имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения....

Выступление на педсовете:"Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Выступление на педсовете:"Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"...

Методическая разработка «Развитие танцевальных способностей детей дошкольного возраста». Из опыта педагогической работы.

Танцевальное  искусство  занимает  одно  из самых важных  мест, является прекрасным средством  гармоничного развития ребенка.  Раскрывает  творческий  поте...