Методическая разработка «Символы и знаки»
методическая разработка (старшая группа)

Бурова Инна Ильинична

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования социально-педагогической направленности и может быть использована на уроках, занятиях при обучении детей действиям с разными видами логических пособий: блоками Дьенеша, цветными палочками Кюизенера, счетными палочками, играми-головоломками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Символы и знаки»

дополнительной образовательной программы

«Всезнайка»

(срок реализации – 2 года, возраст детей - 5-7 лет)

        

                                                                                                     

Выполнил

педагог дополнительного

образования 1-ой

квалификационной категории

Бурова Инна Ильинична

г. Богородск

2021г.

Аннотация

        Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования социально-педагогической направленности и может быть использована на уроках, занятиях при обучении детей действиям с разными видами логических пособий: блоками Дьенеша, цветными палочками Кюизенера, счетными палочками, играми-головоломками.

Приложения, входящие в разработку, могут быть использованы педагогами дошкольных, общеобразовательных учреждений на занятиях, уроках математики, в играх, в повседневной деятельности.

  1. Пояснительная записка.

        Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, когда закладываются основы личности, развивается волевая сфера, воображение, творческие способности. Поэтому задача педагогов и родителей – помочь ребенку сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.

        Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно-выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу- имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода-дошкольного детства.

        Родители, готовя ребенка к школе, еще за 2-3 года до поступления в первый класс, огромное внимание уделяют обучению детей буквам и цифрам, а также чтению.  И если это у ребенка получается, то довольны, если нет, то стараются найти учителя. Но родители не понимают, что это совсем не главная задача. Можно знать и буквы, и уметь их складывать в слоги, но в то же время быть в неведении всего, что происходит вокруг. И получается, ребенок при шел в первый класс – он читает, знает буквы, цифры -  все. А думать, мыслить, различать, сопоставлять, выделять характерные отличия, действовать с алгоритмами, схемами он не может. Поэтому главная задача перед школой – это развитие интеллектуальных способностей. Такое развитие должно пройти через разные виды деятельности - игра, учебная деятельность и т.д. Так как в них присутствует разнообразие схем, символов, соотношений числа, цвета, длины (палочки Кюизенера), кодовых значений (блоки Дьенеша), преобразований, мыслительных операций (игры-головоломки).

Цель: «Символы и знаки» - развитие логического мышления, творчества, умственных способностей, необходимых для успешного обучения в школе посредством основного вида деятельности – игры.

Задачами:

  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе;
  • формирование детской индивидуальности;
  • развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал;
  • развитие умения логически мыслить: выделять, сопоставлять сходства и различия, действовать с символами и кодовыми значениями, обращая внимание на соотношение числа и цвета, длины и цвета, а также величины, толщины, геометрических форм;
  • формирование умения действовать с кодированием, схематизацией, наглядным моделированием.

Условия реализации:

  1. Наличие помещения для занятий. Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением, вентиляцией. Для занятий необходимы парты, соответствующие росту детей, доска на магнитной основе с набором наглядного материала.
  2. Учебные пособия на каждого ребенка: логические блоки Дьенеша, счетные палочки, цветные палочки Кюизенера, Форма проведения игры -  головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо».

Формы проведения занятий:

Основная форма проведения занятий – игровая. Процесс усвоения материала основывается на соблюдении основополагающих дидактических принципов:

  • наглядности;
  • доступности предлагаемого материала;
  • системности;
  • перехода от простого к сложному;
  • индивидуального подхода.

        Для того, чтобы переключить активность детей с одного вида деятельности на другую, на занятиях проводятся ритмичные физкультминутки, для которых используются игровые упражнения, направленные на развитие общей моторики, двигательных функций рук, зрительно-моторной координации.

Прогнозируемые результаты

К концу учебного года дети должны:

1-й год обучения

  • действовать с блоками Дьенеша, указывая и называя их свойства (форма, цвет, величина, толщина), отрицания, использование в работе кодовых значений, работать с блоками со схемами, образцом;
  • действовать с цветными палочками Кюизенера: сравнивать по длине, цвету, соотносить число и цвет, конструирование различных изображений по схеме, образцу;
  • знать геометрические формы, использовать их при решении ребусов, игр - головоломок;
  • выполнять задачи на построение сложных фигур, имеющих или общую вершину, или общую сторону;
  • составлять геометрическую фигуру из разных фигур (прямоугольник-из квадратов и т.д.)

2-й год обучения

  • развивать интерес и желание работать с блоками Дьенеша, самостоятельно выполнять задания (работа со схемами, образцами), пользоваться понятием «отрицание» свойства блока;
  • действовать с палочкой как с цифрой: соотносить «число-цвет-день недели», «число- цвет-соседи числа-цвет», «день недели-число-соседи дня недели» и т.д.;
  • выполнять задачи на преобразование фигур;
  • составлять картинку только из одинаковых треугольников и др.;
  • действовать с разными видами головоломок, решать их, достигать конечного результата;
  • решать сложные логические задачи;
  • из геометрических фигур складывать различные изображения предметов, уметь описать и рассказать о своей модели

Оценка и контроль результатов

        В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах.  Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:

  • диагностика на входе (задания по образцу) и на выходе (задания с усложнением);
  • самостоятельные работы.

         В зависимости от полученных результатов корректируется образовательный процесс.

        Начальная диагностика проводится для определения общего развития познавательных способностей, способностей к подражанию, уровня развития мыслительной деятельности. Этот позволяет осуществить дифференцированный подход к формированию групп.

        Промежуточный этап включает в себя диагностику по разделу, необходимый для выявления пробелов в уровне усвоения знаний, умений и навыков.

Итоговая диагностика проводится в два этапа:

  1. Диагностика по усвоению материала;
  2. Проверка знаний воспитанников на открытых занятиях для родителей, на выпускном вечере, куда включаются задания в игровой форме по изученному материалу.

Учебно-тематический план

1-ого и 2-ого года обучения

Раздел              Тема

Содержание занятий

Комментарий

Материал

Кол-во часов

1 год

2 год

Вводное занятие

1 год обучения

 «Давайте познакомимся»

Знакомство с детьми

Правила поведения в группе

Установление положительных взаимоотношений между педагогом и детьми

Словесная игра: «Узнай по описанию».

Дидактическая игра « Найди сходство и различие».

1

2 год обучения

«Долгожданная встреча»

Встреча после каникул.

Правила поведения в группе.

Самостоятельные размышления детей о прошедших каникулах, формирование мотивации к подготовке к обучению.

Словесная игра: «Да» и «Нет» не говорите, черный с белым не берите»

1

Блоки Дьенеша

1-й год обучения

«Покажи все красные, синие, желтые»

«Покажи все большие»

 «Найди треугольник желтый, маленький, толстый»

 «Подарок для Кати»

а) Знакомство со свойствами блоков: форма, цвет, величина, толщина.

Объяснение этапности выполнения действий

Блоки Дьенеша, схема свойств блоков

6

б) Учить находить данный блок, давать его характеристику.

Уточнение этапности выполнения действия

4

в) Знакомство с кодовыми символами, ввести понятие «отрицания», умения работать с кодами

Ситуация:

 Кате подарили котенка: не синего и не красного, не большого, не толстого. Какого котенка подарили Кате?

Блоки Дьенеша, кодовые карточки

4

2-й год обучения

«Угадай, какой я блок?»

Действие со схемами, образцом, наглядностью. Закрепить умение работать с кодами

Развивать умение действовать со схемами, образцами.

Пояснение:

Построй цепочку:

-наверху-все незачеркнутые, внизу  -  все зачеркнутые.

Блоки Дьенеша.

Кодовые карточки.

4

Цветные палочки Кюизенера

1-й год обучения 

«Построй заборчик»

а) Знакомство с палочками

Объяснение этапности выполнения действия

Цветные палочки Кюизенера

4

б) Понятие «число-длина», их соотношение

Правило:

Построй одинаковой длины и одинакового цвета. Высота должна соответствовать росту питомца.

4

2-й год обучения

«Поиграй с палочкой»

Разноцветные вагончики»

 «Поезда»

а) Действия с палочкой как с цифрой

Работа со схемами, образцами

Наглядные пособия:

«На золотом крыльце»

«Цветные палочки»

«Поиграй с палочкой»

3

 

     

б) Работа с наглядностью как по образцу. Понятие: «цвет-число»

Работа с образцами

Правило: сколько мест в каждом вагончике, как это узнать?

Цветные палочки

3

в) Элементы комбинаторики.

Действовать с палочкой при работе с числом, логическими задачами

Правило: построй поезда из двух вагончиков, чтобы было три цвета (например, красный-фиолетовый-вишневый)

Схемы и образцы

3

     

Работа с логическими задачами

3

Счетные палочки

1-й год обучения

«Треугольник со стороной в две палочки» «Треугольники из шести палочек»

Выполнение задач на

построение простых фигур:

по стороне;

по общему количеству палочек

Обследование геометрических

фигур зрительно-осязательным способом

Счетные палочки: набор

на каждого ребенка 15-20 штук

4

2-й год обучения

«Три треугольника из семи палочек»

 «Два квадрата из семи палочек»

Из нескольких маленьких фигур сделай одну большую и наоборот»

 «Добавь две палочки к квадрату так, чтобы получился домик»

«Переложи шесть палочек так, чтоб из корабля получился танк»

«Переложи одну палочку так, чтобы получилось 5 равных квадратов

а) Выполнение задач на построение сложных фигур, составленных из нескольких простых, имеющих или общую вершину, или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга.

Упражнение детей в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения.

Набор счетных палочек

3

б) Выполнение задач на преобразование фигур типа:

-добавь/убери палочек так, чтобы…;

Переложи палочек так, чтобы…

Осуществлять целенаправленные действия умственного и практического плана, частичном мысленном решении задачи.

Набор счетных палочек

3

Игры-головоломки

1-й год обучения

«Домик»

«Снеговик»

«Кораблик»

Составление простых изображений из разнообразных цветных мозаик, комплектов геометрических фигур.

Сопоставление  с образцом, развивать интерес детей к решению логических задач.

Цветная мозаика.

Набор геометрических фигур.

4

2-й год обучения

«Составь фигуру»

 «Заяц»

«Бегущий гусь»

«Домик»

а) Составление геометрических фигур из разных фигур.

Составление из имеющихся фигур те же, но другого размера.

Танграм,

Колумбово яйцо

«Составь фигуру»

4

б) Составление силуэта по собственному замыслу.

      4

в) Составление картинки только из одинаковых треугольников

Анализ способов

расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.

Набор

геометрических фигур

      3

Итого:

72

     72

                           

Содержание программы

Вводное занятие

1-й год обучения

Знакомство с детьми. Правила поведения в классе.

2-й год обучения

Диагностика. Правила поведения в классе.

Блоки Дьенеша

1-й год обучения

Знакомство со свойствами блоков: форма, цвет, величина, толщина, их последовательность. Учить находить данный блок, давать его характеристику.

Знакомство с кодовыми символами, ввести понятие «отрицание», умение работать с кодами, выстраивать сложные цепочки. Закреплять свойства блоков.

2-й год обучения

Действие со схемами, образцом, наглядностью. Закреплять умение работать с кодами.

Цветные палочки Кюизенера

1-й год обучения

Действия с палочкой как с цифрой, работа с наглядностью, образцом.

Знакомство с соотношением «число-цвет», развивать интерес к игре с цветными палочками

2-й год обучения

Действия с палочкой при работе с числом, головоломками, логическими задачами, закреплять понятие «число-цвет», «цвет-длина», «цвет-высота».

Знакомство с соотношением «число-цвет-соседи числа», «день недели-цвет-соседи дней недели» и т.д., развивать интерес к игре с палочками.

Счетные палочки

1-й год обучения

Выполнять задачи на построение простых фигур по стороне и по общему количеству палочек

2-й год обучения

Выполнять задачи на построение сложных фигур, составленных из нескольких простых. Самостоятельно выполнять задачи на построение простых фигур по стороне и по общему количеству палочек.

Выполнять задачи на преобразование фигур типа:

  • добавь,
  • убери палочек столько, чтоб получилось…

Игры-головоломки

1-й год обучения

Составление простых изображений из разнообразных цветных мозаик, комплектов геометрических фигур. Составление геометрических фигур из разных фигур, составление силуэтов по собственному замыслу.

2-й год обучения

Составление картинок из одинаковых фигур, складывание картинок из мелких деталей.

Конспект занятия

Тема:

«Развитие внимания, логического мышления, памяти у детей 5-ти лет с использованием специальных обучающих игр»

                                                         

                                                           

                                                            Педагог дополнительного образования  

Бурова Инна Ильинична

        Объединение «Всезнайка»

           

                                                          2021 год

Цель: 

Развитие интеллектуальных способностей.

Задачи:

  1. Развитие внимания, умения слушать, восприятия поставленной педагогом обучающей задачи, ее выполнения и достижения положительного результата.
  2. Развитие мышления, памяти, творческих способностей.
  3. Развитие интереса к обучающим играм с использованием разных видов палочек:
  • с цветными палочками Кюизенера;
  • с счетными палочками;
  • с палочками игры «Волшебная восьмерка».
  1. Формирование личностных качеств ребенка, таких как находчивость, самостоятельность, сообразительность.

Методические приемы:

  • работа с раздаточным материалом,
  • пояснение,
  • уточнение,
  • помощь, исправление ошибки, поддержка детей в работе,  
  • игровой прием

Материал и оборудование:  

  • игрушка – кукла кот Леопольд,                                                                                                                                                                                                                                                              
  • цветные палочки Кюизенера (по количеству детей),
  • счетные палочки (по количеству детей),
  • «Волшебная восьмерка» (цветные палочки).

Предварительная работа:

  • знакомство с разными видами палочек,
  • обучение правилам игр с ними, бережное отношение к пособиям.

Словарная работа:

обогащение словаря понятиями: «короткий», «длиннее», «длинный», «сверху», «снизу», «слева», «справа», разнообразие цветовой гаммы, подбор синонимов.

 

Ход занятия:

Ребята, сегодня к нам в гости пришел герой из мультфильма. А вот кто пришел – вы должны отгадать мою загадку: «Он добрый, не умеет злиться, хочет дружить с мышами, на шее у него большой красивый бант, и говорит он: «Ребята, давайте жить дружно!».  Ответы детей. Правильно, ребята, к нам пришел Кот Леопольд. А расскажите мне, пожалуйста, какой котик? (описание одежды, настроения). Молодцы, ребята. Я иду, а он сидит на скамеечке в парке, озябший, мне его стало очень жалко, вот я его и позвала погреться к нам. Пока он грелся, я ему рассказывала о вас: как вы занимаетесь, какие вы все умненькие, чем мы занимаемся. А когда я показала ему наши   волшебные палочки, ему стало очень интересно, и он попросил, что бы мы его тоже научили играть с ними. Давайте покажем коту Леопольду -  какие у нас есть палочки и как мы с ними занимаемся.

Итак, у вас на столе лежат разные виды палочек. Вы возьмете те, о которых я загадаю вам загадку (они короткие и длинные, у каждой палочки есть свое число и свой цвет). Правильно, это цветные палочки Кюизенера. Сейчас вы будете выполнять задания с ними.

Задания:

  1. «Построй цветную лесенку».  Давайте вспомним -  каждая палочка имеет свой цвет, свое число и свое место.   Я называю вам число, а вы мне – цвет и находите место палочки в цветовом ряду. Но называть число я буду не по порядку, поэтому вы должны быть очень внимательными и разместить палочку в соответствии с ее длиной и местом числа в порядковом ряду.
  2. «Построй вторую половинку». Вам дана половина вазочки, нужно сначала построить первую так, как показано на образце, а потом самостоятельно построить ее половинку.

Молодцы, ребята, все справились с заданиями. А теперь слушайте вторую загадку (есть такая волшебная цифра, которая может превратиться в другую. Что это за цифра? Правильно, это наша «Волшебная восьмерка», с которой вы сейчас будете работать. Нужно убрать или переместить палочку в том месте, где я вам скажу и назвать получившуюся цифру.

Задания:

  1. Уберите палочку, которая находится внизу слева. (цифра 9)
  2. Переложите палочку, которая находится наверху справа – вниз влево (цифра 6)
  3. Уберите палочку, которая находится внизу слева (цифра – 5)
  4. Переложите палочку, которая находится наверху слева – наверх - вправо, а палочку, которая находится внизу справы – вниз влево (цифра – 2)  
  5. Постройте цифру 1
  6. Добавьте палочки, чтоб получилась цифра 3. Куда вы добавили палочки?
  7. А теперь постройте цифру, которая стоит за цифрой 7. Правильно, это наша восьмерка. Молодцы.  

А сейчас мы вместе с нашим гостем немного отдохнем и поиграем.

 Физкультминутка:

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сесть.

Мы немного отдохнули и слушаем следующую загадку, а ты, Леопольд, еще посмотри, что умеют наши ребята. Загадка: (их можно считать, из них можно построить интересный предмет). Правильно, это счетные палочки. Сейчас вы их откроете, но помните, как нужно аккуратно открыть коробочку, чтобы они не рассыпались. Молодцы, ни у кого не рассыпались. А теперь поиграем с ними.

Задания:

  1. Возьмите 5 палочек и постройте «лопатку». Переложите одну палочку так, чтобы получилась «вилочка».
  2. Возьмите еще пять палочек. Сколько всего у вас палочек стало на столе (10). Постройте «звездочку». Мы ее уже строили по образцу, а сейчас вы построите сами, и посмотрим, кто помнит (помощь, исправление ошибки). А сейчас нужно переложить две палочки так, чтобы получилась «бабочка».

Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. А тебе, кот Леопольд, понравилось, как занимаются наши ребята? Мы тебе подарим счетные палочки, и ты у себя дома тоже можешь с ними заниматься, и даже можешь научить своих мышат – шалунов, они совсем не будут хулиганить, и вы станете настоящими верными друзьями.

                              Анализ работы детского объединения

                      «Всезнайка» за предыдущий учебный год

             Руководитель объединения Бурова Инна Ильинична

На протяжении всего учебного года велась активная работа, направленная на развитие интеллектуальных способностей: умения логически мыслить, сравнивать, обобщать, анализировать и т.д., необходимых для успешного обучения детей в школе, посредством основного вида детской деятельности – игры.

В объединении в течение учебного года занимались дети 5-6 лет в количестве 69 человек. Срок обучения- 2 года. Всего - 6 групп:

3 группы - 1-й год обучения

3 группы - 2-ой год обучения

 На 1-ом году обучения занимались дети 5-и лет. Всего таких детей было- 36 человек.

1-я группа-11 человек, 2-я группа-12 человек, 3-я группа-13 человек.

На 2-ом году обучения занимались дети 6-и лет. Таких детей было-33 человека.

4-я группа-11 человек, 5-я группа-11 человек, 6-я группа-11 человек.

На протяжении всего учебного года дети, а также их родители принимали активное участие во многих массовых мероприятиях учреждения, где занимали призовые места и были отмечены руководством Центра внешкольной работы.

Результативность учебного процесса объединения проверялась мониторингом, где выявлялись результаты обучения, степень освоения образовательной программы воспитанниками.  Общий %   составил:

1-й год обучения

Отлично - 40%

Хорошо - 56%

Удовлетворительно - 4%

2-й год обучения

Отлично - 78%

Хорошо - 22%

Удовлетворительно - 0%

Хочется отметить, что дети с удовольствием посещали занятия, шли с эмоционально-положительным настроем, легко вступали в общение с педагогом, делились своими успехами и удачами, ждали поддержки и помощи, которые всегда находили у педагога. Поэтому и сохранность контингента за учебный год составила-100%.

Литература для педагогов

  1. Каргина З.А. Практическое пособие для педагогов дополнительного образования. –  М.: Школьная пресса, 2007. -96с.
  2. Ломова Н.В., Куколевская Г.И. Математика.  Система развивающих упражнений. - М.: УЦ «Перспектива», 1996.
  3. Математика до школы. Библиотека программы «Детство» - С. Петербург,1998.
  4. Михайлова З.М. Игровые занимательные задачи для дошкольников.  Москва «Просвещение», 1985.
  5. Развивающие игры «ОКСВА» -  Мировые головоломки, Санкт-Петербург, 2007.
  6. Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей – Н. Новгород.
  7. Цветные счетные палочки Кюизенера.  ООО «Корвет», Россия, СПб.
  8. Цифры. Развивающая игра. – М., ЗАО «Степ-Пазл», «Дрофа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронно - методическая разработка по теме: "Безопасность на дороге". Правила дорожного движения для дошкольников в играх "Наши друзья-дорожные знаки"

Данная работа сделана, чтобы привлечь внимание родителей к проблеме безопасноно поведения детей на дороге и в транспорте. Используя предложенные в работе игры, родители  могут знакомить детей с п...

Учебно-методическое пособие: "Смоделируй дорожный знак"

Развивающая игра на закрепление детьми дорожных знаков....

Методическая разработка: "Символы Нового Года"

Педагогический замысел:·         Закрепит представление о новогоднем празднике.·         Побуждать делиться впечатлением...

Учебно-методическое пособие "Собери дорожный знак" для первой младшей группы

Учебно-методическое пособие "Собери дорожный знак" для первой младшей группы...

Методическая разработка "Символы России"

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она ста...

Комплекс методического пособия "Академия Дорожных Знаков"

Комплекты методических пособий для детей старшего дошкольного возраста, педагогов, семей воспитанников -«Академия дорожных знаков»...