познавательно-исследовательская деятельность "Зимушка-зима"
план-конспект занятия (старшая группа)

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе "Зимушка - зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka-zima.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Зимушка-зима».

 

Цель:  Создание социальной ситуации развития в процессе позновательно-исследовательской  деятельности  «Зимушка – зима».

 

Задачи:

Расширить знания детей о свойствах снега;

Создать условия для побуждения детей к речевой активности;

Развивать мышление, умение производить простейшие умозаключения;

Воспитывать умение взаимодействовать в парах;

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

Обогащать словарный запас детей: опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный.

Предварительная работа: беседы о зиме, наблюдения за снегом, игры со снегом, игры-экспериментирования, чтение художественной литературы, заучивание стихов.

Материал и оборудование: музыкальное сопровождение; письмо, снег; геометрические фигурки; картинки, разрезанные пополам; снег; вода; емкости для опытов; тарелочки; картинки с изображением разных снежинок; восковые мелки; цветные карандаши; акварельные краски; ватные палочки.

 

Ход занятия :

Дети находятся в самостоятельной деятельности.

В группе звучит музыка на зимнюю тематику, воспитатель незаметно от детей  около дверей кладёт письмо( дети не видят), имитирует стук в дверь, дети прислушиваются, смотрят на дверь, замечают письмо, самостоятельно открывают, если есть читающие дети ( читают сами), если нет просят воспитателя.

 

 «Ребята, вам пишет снеговичок. Скоро закончится  зима и ей на смену прийдёт весна, а я очень боюсь яркого весеннего солнца,  может вы мне сможете помочь не растаять, когда наступит оттепель?»

Ребята, как вы думаете, мы сможем ему помочь? (ответы детей)

Давайте с помощью опытов узнаем, какими свойствами обладает снег и тогда мы сможем узнать, возможно помочь снеговику  или нет?

Ребята, а я сейчас вам предлагаю поработать в парах, а чтобы найти себе пару, подойдите к столу  и возьмите себе перевернутую картинку, а  теперь нужно её соединить как пазл и найти свою половинку.  Каждый нашёл себе пару.

Ребята подойдите к своим столам ( дети ищут такую же картинку, только целую на столе)

Опыт №1. 

У вас  в ванночках лежат комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите снег в руки и скажите, какой он.

Ответы: Холодный, твердый, тяжелый, по цвету – бесцветный. 

Опыт №2. 

В: Снег — это замерзшая вода.  Проведем эксперимент. В одной ванночке мы сделаем снеговика и горку. А в другой ванночке покрасим снег в любой цвет, какой сами выберите.

Какой вывод можно сделать? (ответы детей)

Оказывается, снег можно покрасить в любой желаемый цвет, он красится и меняет цвет.

Под действием тепла снег превратился в воду. Значит, снег образуется из воды под воздействием мороза. Таким образом, можно сказать, что снег — это замерзшая вода

Опыт № 3

Посмотрите: у вас на столе две баночки. В них налита вода (предлагается детям потрогать баночки на ощупь). Какая вода в первой баночке? (холодная), а во второй (теплая), а если опустить в обе баночки одинаковые комочки снега, что произойдет? (ответы детей).

А давайте проверим….

В: Что произошло? В какой воде снег растаял быстрее? Почему? (ответы детей)

В: Правильно ребята, тает снег быстрее в теплой воде, чем в холодной.

В: Ребята, а какого цвета снег? (ответы детей)

А как вы думаете, снег прозрачный или нет? (ответы детей)

Опыт №4

Также же у вас на столе лежат геометрические фигуры. Назовите их.  (треугольники, круги, квадраты). Какого они цвета? А если положить одну геометрическую фигуру на пустую тарелочку и наверх положить снег. Видно ли фигуру под снегом? (ответы детей) А если другую опустить в воду, то видно ли будет ее? Почему? (ответы детей).

В: Ребята, вы знаете, как появляется снег? (ответы детей).

После рассказ воспитателя

 (Подходят к доске, на который вывешены картинки).

В: Рассказ воспитателя. Из всех водоемов  рек и озер - испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяется друг с другом, образуя шестигранные снежинки. Затем выпадает из темных снеговых туч. (Рассматриваются картинки о появление снега)

В:  Вот так появляется снег. Какой бывает снег? Как можно красиво сказать о снеге? (белый, пушистый, искристый)

В:  Какой снег бывает в морозную погоду? (сухой, из него плохо лепить)

В:  А как вы думаете, снег может греть? (ответы детей)

В: Ребята мы знаем, что температура снега ниже нуля. Мы это проверяли на прогулке. Почему же тогда, сгребая зимой снег к стволу дерева, мы считаем, что спасаем его от мороза? (ответы детей).

В:  Ребята, а когда выпадает много снега. Это хорошо или плохо? (Хорошо, плохо) А для кого хорошо? (для детей) А почему? (можно играть) А в какую игру. А кому может быть плохо? (дворнику, человеку, транспорту). А почему?

В:  Молодцы ребята! Как вы думаете, из чего состоит снег? (из снежинок)

В: Снег состоит из снежинок. Снежинка какая?

Снежинка: легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т.д.

В:  Ребята, а что вы еще знаете о снежинках? (ответы детей)

В : По форме все снежинки похожи на шестиконечные звездочки, но двух одинаковых снежинок в природе не бывает. А когда много падает снега с неба, это явление  называется снегопад. (Рассматривают картинки снежинок)

Ребята, давайте вспомним. Что мы узнали о снеге интересного и нового для вас ( ответы детей)

 

В: Дети, а мы ничего с вами не забыли?

Дети: помочь снеговику не растаять.

В:Мы можем это сделать или всё же нет?

 

Дети предлагают нарисовать снежинки, положить их в конверт и отправить снеговичку, ведь нарисованные снежинки не тают, а т.к. снег -  это много маленьких снежинок, значит бумажный снеговик тоже не растает.

Свободное рисование (восковые мелки, цветные карандаши, акварельные краски, ватные палочки).

Готовые снежинки складываем в конверт и отправляем снеговичку.

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования в старшей группе «Зимний лес»

Цель: обучение детей нетрадиционной технике рисования («кляксография», «выдувание» и рисование ватной палочкой).

Детская цель: научиться рисовать необычным способом.

Задачи:

-развивать речь, словарный запас, мышление, внимание, мелкую моторику.

-способствовать развитию творческих способностей, фантазии, воображении;

- учить детей самостоятельно создавать зимний пейзаж, используя нетрадиционные техники рисования («кляксография», «Выдувание и рисование ватной палочкой).

- воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе, аккуратность и самостоятельность при работе с красками.

Оборудование: тонированная бумага голубого цвета, емкость с гуашью коричневого и белого цвета, пипетки, ватные палочки, трубочки для коктейля, влажные салфетки для рук. Демонстративный материал: иллюстрации к занятию.

Ход занятия:

В: звонит в колокольчик дети собираются в круг.

А сейчас возьмемся за руки.

 -Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся.  

И друг другу улыбнемся.

Ребята, я прочитаю вам стихотворение и вы догадаетесь, о каком времени года мы будем с вами говорить

 

Солнце землю греет слабо,

 

По ночам трещит мороз,

 

Во дворе у снежной бабы.

 

Побелел морковный нос.

 

В речке стала вдруг вода

 

неподвижна и тверда,

 

Вьюга злится, снег кружится,

 

Заметает все кругом

 

белоснежным серебром.

 

- Да, верно, зима

В: А вы любите это время года? За что вы любите зиму? Ответы детей.

В: - ребята, вы любите играть в снежки? Давайте с вами поиграем

Игра: « Покатился снежный ком»

В: - Предлагаю вам сыграть со снежком. Сейчас покатится снежок из рук в руки, а вы должны ответить одним словом на вопрос «Какая зима?». (Снежная, холодная, белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая).

В:У каждого времени года есть свои 3 месяца. Назовите все зимние месяцы. (ответы детей)

В: А вы знаете пословицы о зиме?

Д:Береги нос в большой мороз.

Сугроб да вьюга - два друга.

В зимний холод всякий молод.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Зима без снега - лето без хлеба.

Холодная зима - жаркое лето.

Зимою вьюга - летом ненастье.

В: Сейчас представьте, что вы превращаетесь в легкие снежинки (под музыку)

Мы – снежинки (дети стоят свободно, руки вверх)

 Мы – снежинки (покачались)

Мы на веточке сидели, Ветер дунул, полетели (разбегаются)

Мы летели, мы летели, А потом летать устали (бегают, кружатся)

Перестал дуть ветерок

Мы присели все в кружок (приседают на корточки)

Ветер снова вдруг подул, и снежинки быстро сдул.

Все снежинки полетели и на стулья тихо сели

В: - ребята, мы оказались в волшебной мастерской, мастерская у нас волшебная, потому что здесь мы с вами будем создавать обычные картины, но необычным способом.

Мы будем волшебниками-художниками. У вас на столах лежат предметы, назовите , их пожалуйста. (трубочки, ватные палочки, краски, пипетки и т.д.Эти предметы и помогут нам совершить волшебство.

В: хотите, я научу вас рисовать зимнее дерево без кисти и карандаша. Для этого мы будем использовать трубочку и воздух.

На голубую бумагу наносим пипеткой каплю жидкой гуаши и рисуем ствол дерева, раздувая каплю через трубочку («выдуваем» ствол). При необходимости капаем еще гуашь на основу веток и продолжаем раздувать кляску «рисуя» дерево нужной высоты. Дети приступают к работе

В: вы просто настоящие волшебники! Смогли нарисовать деревья с помощью воздуха без кисти и карандаша!

В: дети, давайте немного отдохнём

Физминутка

 

На дворе опять мороз

 

чтобы носик не замёрз

 

Мы его сейчас потрём

 

и погладим, и помнём.

 

Растираем наши щёчки,

 

пусть алеют как цветочки.

 

проведём по бровкам, глазкам,

 

Будут глазки словно в сказке.

 

А теперь погреем ушки,

 

Вот какие непослушки.

 

Хлопнем, хлопнем, хлопнем снова,

 

Будем мы всегда здоровы.

 

В: А что делают деревья зимой? (в зимнее время деревья как бы замирают, засыпают до весны) Когда вы ложитесь спать в свою кроватку, что вы делаете? (накрываемся одеялом)

 Давайте, и мы накроем наши деревья теплым и легким одеялом. Только вот чем мы их можем прикрыть? (Снегом) Для этого на нашей картине должен пойти снег.

Какой инструмент поможет нам изобразить снег? Возьмите следующий «волшебный» предмет - ватную палочку, макаем ее в краску тонким концом и отпечатываем по всей картине, приговаривая волшебные слова: «Пусть падает снежок на волшебный мой «листок!» Наш снежок сначала должен укрыть ветки. А снег все идет и идет, укрывая землю белым пушистым одеялом. И вот под деревом его становится все больше и больше. Теперь переверните ватную палочку другим концом, макните ее в краску и нарисуйте сугробы под деревом.

Что у нас получилось? (картина «Зимний лес») Как вы думаете, что чувствуют наши деревья? (Им тепло, уютно, стали еще красивее.) Давайте с вами все работы повешаем на доску и у нас получится зимний лес.

В: Ребята, вам понравилась наша встреча?

Чем она вам понравилась? Чему же вы сегодня научились, какому волшебству? (Рисовать необычным способом).

Я дарю вам эти волшебные трубочки, с помощью их вы сможете создавать разные образы на бумаге. Обязательно научите ваших друзей тому, чему научились сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....