.«Проектная деятельность как средство развития познавательно исследовательских способностей детей старшего возраста.»
проект (подготовительная группа)

Иванова Елена Владимировна

Проектная деятельность - активная деятельность - наиболее успешный вид восприятия информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_detmi_podgotovitelnoy_gruppy.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

                       Проект с детьми подготовительной группы «ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА»

Воспитатель Иванова  Елена Владимировна

Проект с детьми подготовительной группы « Волшебница зима»

1. Паспорт проекта

Тема проекта: « Волшебница зима»

Тип проекта: информационно – практико  ориентированный.

 Продолжительность: Краткосрочный  2 недели.

Участники проекта: Воспитатель, дети подготовительной группы, родители.

Актуальность проекта

Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестное. Предметы, окружающие детей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.

Ребенок, который познает неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребенка ,расширяется словарь: ребенок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Ребенок воспринимает мир с его сложностями, формируется представление об окружающем мире. Закладывается фундамент общего умственного развития ребенка, с восприятием предметов начинается познание. Все другие формы познания запоминание, воображение, мышление, строятся на основе образцов восприятия, являются результатом их переработки.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Познание мира – это активная и сложная деятельность.

Ценность реального приобретенного  опыта, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.

В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов в формализованном виде. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.

Краткая аннотация проекта

Зимнее  время года  всегда приносит огромную радость детям.

Реализация проекта позволит детям дошкольного возраста овладеть элементарными знаниями о природе, наблюдению в зимнее время года;

В своей работе я применяю разнообразные методы и формы. В  ходе ОД, наблюдениях в природе использую наглядный дидактический материал, позволяющий воспитаннику выбрать наиболее значимые для него вид и форму изучаемого содержания материала. Поощряю стремление ребенка находить свой способ решения проблемы, анализировать ситуации, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

Так же  использую беседы,  исследовательскую  деятельность : опыты, эксперименты,  практические упражнения, игры – тренинги, моделирование, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, рисование, аппликация, лепка (выставки, чтение художественной литературы).

Большой интерес вызывают развлечения, досуги, в ходе которых у детей формируются личностные качества, дисциплинированность, внимание. Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды, участию в играх, развлечениях способствует приобретению устойчивых знаний детей по правилам безопасного поведения в зимнее время.

Цель проекта: формировать у детей наблюдательность .знание зимних видов спорта, развлечений в зимний период времени.

Задачи проекта:

 Дать детям первоначальные знания о изменениях в природе в зимний период

Внедрять метод экспериментирования — любознательность детей, стремление к эксперименту

 учить детей формулировать  доказательства, делать выводы, обобщения;.

Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения зимой на улице.

 Приобщать детей к правилам безопасного поведения во время зимних игр.

 Развивать умение детей обращаться за помощью к взрослым.

 Развивать интерес детей к собственной безопасности.

Привлечь родителей к проблеме формирования у детей элементарных представлений о безопасности в зимнее время года.

Ожидаемые результаты для детей:

• Дети будут знать основные правила безопасного поведения на прогулке в зимнее время, соблюдать эти правила;

• Дети научатся обращаться за помощью к взрослым в случае опасности;

• Дети будут проявлять интерес к собственной безопасности и безопасности окружающих;

Ожидаемые результаты по проекту для родителей:

• Повысится степень компетентности родителей в вопросах воспитания безопасного поведения дошкольников в зимнее время;

• Знакомы с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими на прогулке, и способами поведения в них;

• Развивают у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности;

• На личном примере демонстрируют детям бережное отношение к своей безопасности и безопасности окружающих в зимнее время.

Интеграция образовательных областей:

• Социально – коммуникативное развитие;

• Познавательное развитие;

 Речевое развитие;

• Физическое развитие;

• Художественно – эстетическое развитие.

Педагогические технологии:

• Игровые технологии;

• Проблемно – игровая ситуация;

• Познавательно - исследовательские технологии;

• Информационно – коммуникационные технологии;

Приемы руководства деятельностью детей:

• Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.

• Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, игры, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, создание проблемной ситуации, анализ и выводы;

• Приемы организации практической деятельности детей: ситуация выбора элементов для работы, организация продуктивной деятельности.

• Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.

•Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение.

Продукт проектной деятельности:

•Изготовление  альбома « Волшебница зима».

•Персональная выставка: «Моя семья на зимней прогулке»

• Презентация, альбома рисунков (совместная деятельность детей и родителей);

Этапы реализации проекта:

I– подготовительный (аналитический);

II – основной (реализация намеченных планов)

III – заключительный (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем).

1этап подготовительный (постановка проблемы).

Работа с детьми:

Выявление знаний о правилах безопасного поведения в зимнее время,

Создание проблемы перед детьми, почему детям нужно знать данные правила поведения.

Постановка проблемы:

Проведя беседу с детьми нашей группы, стало ясно, что дети не подготовлены к ответственности за собственную и чужую жизнь. Дети могут заученными фразами называть правила безопасного поведения, но не применять их в жизненных ситуациях. Отработать на практике все возможные ситуации, тоже не возможно. Поэтому важно сформировать у ребёнка понятия «опасность-безопасность», для того что бы самостоятельно определять статус сложившейся ситуации и действовать в ней

Обдумывание идеи проекта введение в тему проекта.

• Перспективное планирование работы по проекту «Волшебница зима»;

• Разработка комплексно-тематического плана;

• Картотека дидактических игр, подвижных игр, сюжетно - ролевых игр по зимнему времени года;

• Подбор методической литературы;

• Подбор тематических плакатов, фотографий и иллюстраций;

• Пополнение предметно-развивающей среды;

• Изготовление реквизитов для проведения сюжетно-ролевых игр;

• Разработка ОД;

• Подборка познавательной, художественной литературы, загадок;

• Подбор слайдов, презентаций.

• Изготовление альбома загадок по теме « Волшебница зима.»

•Подбор материала для уголка родителей : «Безопасная зимняя прогулка» .

Работа с родителями:

• Информация для родителей о предстоящей деятельности;

•Анкетирование родителей: «Безопасность на прогулке в зимнее время года».

Цель: Выявить знание родителей по теме соблюдение правил безопасности о серьёзности семьи в ознакомлении с ними детей;

• Разработка консультаций для родителей.

• Памятка «Правила безопасной зимней прогулки»

2 этап основной (реализация намеченных планов).

Планирование в рамках реализации проекта по областям

Познавательное развитие

1.Беседа: «Правила безопасности в зимнее время года». «Зимой одевайся теплее».

Программное содержание. Учить детей без напоминания взрослых одеваться зимой потеплее; соблюдать правила нахождения зимой на улице, чтобы не простудиться; учить детей бережно относиться к своему здоровью.

2.Беседа: «Чего нельзя делать на морозе».

Программное содержание: Дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками; научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай.

3.Беседа: «Правила поведения на горке».

Программное содержание: Учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки; выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.

4.Беседа: «Снег и сосульки».

Программное содержание: Дать детям знания о том, как могут навредить здоровью снег и сосульки, учить бережно, относиться к своему здоровью.

Речевое развитие

1.Тема: Чтение рассказа Н. Носов «На горке».

2.Тема: Рассматривание иллюстраций «Осторожно, санки, лыжи!»

3. Чтение стихотворений В. Берестов «Гололедица».

Чтение художественной литературы

Н. Павловская «На земле снежок лежит»;

В. Орлов «Все злее, злее, злее»;

 Золотов «Ворона»;

О. Высотская «Покатились санки вниз»;

К. Ушинский «Умей обождать»;

И. Мельничук «Гололед».

Г. Косовой «Опасно кататься на замерзших лужах»;            И. Сурикова «Детство» и др.

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование

Опытно-экспериментальная деятельность

Исследовательская деятельность

Консультации для родителей:

• «Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем»;

• «Прислушайся к советам»;

• «Обморожения и травмы. Первая помощь ребёнку»;

Газета для любознательных родителей

•Стенд: «Наша зимняя прогулка».

Папка-передвижка:

• «Безопасные игры зимой»;

• «Правила безопасности при гололеде»;

• «Правила безопасности при падении снега, сосулек и наледи с крыш домов»;

• «Правила безопасности при катании с горки»;

Анкетирование:

• Анкета для родителей «Прогулке в зимнее время года».

Предметно развивающая среда

•Стенд: «Безопасная зима»

• Макеты для обыгрывания ситуаций;

•Лэпбук: «Безопасная зимняя прогулка»;

Познавательная информация для детей:

• Наглядная информация для детей «Правила безопасности детей в зимний период в картинках»;

• Демонстрационный материал «Азбука безопасности: ребенок и зимние забавы»

•Картотека иллюстраций :«Осторожно: сосульки, гололед!»; «Безопасность на льду».

• Серия картинок «Соблюдай правил безопасности детей во время зимней прогулки»;

• Дидактические карточки для ознакомления с окружающим «Правила безопасности детей в зимний период»;

•Тематические плакаты:

«Осторожно коньки!»

«Запрещающие правила поведения во время катания с горы»;

Познавательно-игровые задания:

• Лабиринт;

• Последовательные картинки;

• Что перепутал художник;

• Карточная викторина;

• Разрезные картинки.

Атрибуты для сюжетных игр:

• Игровой макет «Катание на санках с горы»;

• Телефон;

• Игрушка «Снеговик»;

• Кукла в зимней одежде: санки, лыжи, коньки.

Альбомы:

• «Наши зимние прогулки»;

• «Зимние забавы»;

• «Помни и выполняй»;

• «Зимняя природа родного края».

3 этап: Итог проекта

Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

Вывод: Анализ проведённой работы позволил нам определить перспективу дальнейшей деятельности:

Применять в системе методы и приемы направленные на развитие познавательно-исследовательских способностей посредством проектной деятельности .

Продолжать создавать условия способствующие умственному развитию ребенка, так как в процессе деятельности  выясняется, как хорошо он знает признаки, свойства, качества предметов и явлений.

Продолжать искать оптимальные формы взаимодействия с родителями.

Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка в решении задач безопасности.

Перспектива - разработка проектов по ознакомлению с природой  в весеннее, летнее, осеннее время года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....

Творческий отчёт по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольников»

Тема: Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольниковВведение:    Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новоепокол...

: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих ...

План работы по самообразованию На 2020-2021гг. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических те...

План по самообразованию в подготовительной группе комбинированной направленности "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

План по самообразованию в подготовительной группе комбинированной направленности "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста...


 

Комментарии

Иванова Елена Владимировна

Очень полезная информация! Спасибо автору.