ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
статья

Смирнова Наталья Анатольевна

Актуальность обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей, не умеют в должной степени управлять своим поведением. Избежать опасности можно, обучая детей Правилам дорожного движения с младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kultury_bezopasnosti.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Актуальность обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей, не умеют в должной степени управлять своим поведением. Избежать опасности можно, обучая детей Правилам дорожного движения с младшего дошкольного возраста.

Работа нашего дошкольного учреждения по направлению «Безопасность на улице» строится в соответствии с образовательной программой МАДОУ «Детский сад № 435», где в части Программы, формируемая участниками образовательных отношений, представлена парциальная программа Л. Л. Тимофеевой «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет».

Свою работу с детьми начинаем со второй младшей группы. В данном возрасте мы формируем у детей начальные представления об устройстве улиц, о транспорте, знакомим с правилами поведения в качестве пешеходов и пассажиров, с элементарными правилами передвижения по тротуару. Для детей младшего дошкольного возраста основным источником накопления первичного опыта по данной теме являются члены их семей. Именно личный пример близких людей оказывает наиболее существенное влияние на формирование у детей культуры безопасности.

В средней группе продолжаем знакомить детей с основными частями улиц, элементарными правилами дорожного движения, с моделями безопасного поведения участников дорожного движения (пешеходов, пассажиров, водителей), даем представления о дорожных знаках, о потенциально опасных ситуациях, возникающих в различных погодных условиях.

В старшем дошкольном возрасте работа направлена на формирование осознанного  отношения к своему здоровью и безопасности; умения анализировать  различные ситуации, применяя знания о правилах дорожного движения; умение выбирать наиболее безопасный маршрут; формирование элементарных представлений об изменении дорожной ситуации в связи с различными природными явлениями (туман, дождь, снег, гололед и др.); умение давать оценку действий участников дорожного движения с точки зрения соблюдения Правил дорожного движения.

Для успешной реализации поставленных нами задач, необходимым условием стало создание развивающей предметно – пространственной среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, что способствует переносу знаний в игровую деятельность. В группах ДОУ созданы мини – центры по ПДД, приобретены и созданы руками педагогов дидактические игры: «Автомастер», «Законы улиц и дорог», «Спецтранспорт», «Собери знак», «Подбери знак», «Безопасное дорожное движение» и др.  

Были изготовлены совместно с родителями атрибуты для сюжетно-ролевых игр: светофор, дорожные знаки, машины спецназначения, приобретены костюмы сотрудника полиции, врача, жилеты со светоотражающими элементами, были созданы маркеры игрового пространства, пополнены книжные уголки книгами, созданы лэпбуки «Маленький пешеход». Педагогами старших групп созданы переносные кейсы «Дорожные ситуации», которые включают в себя загадки, лабиринты, дидактические пособия по теме ПДД. Создана картотека подвижных игр. Подобраны мультфильмы по данной тематике в соответствии с возрастом.

Большое внимание мы уделяем в своей работе мнемотаблицам, что обеспечивает успешное освоение детьми знаний.

Нами создана «методическая копилка», где собран весь материал по теме «Безопасность на улице» в соответствии с возрастными особенностями детей: конспекты ООД, методические рекомендации, наглядные (демонстрационные) материалы, а также консультации, памятки для родителей.

Для достижения единства цели мы активно приобщаем родителей к образовательному процессу, используя: проектную деятельность, мастер – классы, круглые столы, совместные выставки рисунков и поделок «Дорожные знаки», «Светофория», «Наша улица» и др. Нами были проведены ряд консультаций для родителей: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения», «Безопасность ребенка» и др. Информация для родителей также представлена с использованием цифровых фоторамок, которыми  оснащены все группы нашего дошкольного учреждения.

Большое внимание уделяем проектной деятельности. Мы работаем над проектом «Дорожная азбука». Участниками проекта являются дети второй младшей, средней, старшей и подготовительной групп, родители, воспитатели. В рамках данного проекта педагогами совместно с детьми и их родителями были созданы макеты «Улицы нашего города», которые помогают дополнить и конкретизировать знания детей об устройстве городских улиц, о правилах дорожного движения, дорожных знаках. Также были созданы SMART- занятия, с использованием интерактивной доски, где на макетах городских улиц дети продумывают безопасные маршруты.

В своей работе в соответствии с образовательной программой МАДОУ «Детский сад № 435» мы уделяем большое внимание формированию культуры безопасности у дошкольников, так как считаем это важным компонентом становления личности человека.

Список источников:

  1. Данилова Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. – СПб: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2011
  2. Тимофеева Л. Л.. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. СПб: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасности у дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения.

Очень важно с дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге, воспитывать законопослушного гражданина. Формирование навыков безопасного поведения на дороге &ndash...

Презентация на тему "Формирование навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"

В презентации представлен материал по изучению правил дорожного движения с детьми 2 младшей группы...