Развитие нестандартного мышления и творческой деятельности дошкольников по средствам применения методов ТРИЗ
статья (подготовительная группа)

Абарова Светлана Сергеевна

Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_opyt.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:«Развитие нестандартного мышления и творческой деятельности дошкольников по средствам применения методов ТРИЗ»

Актуальность

Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.

Изучив современные механизмы воспитания творческой личности и проанализировав все имеющиеся возможности повышения уровня развития познавательной активности детей, я пришла к выводу, что существует необходимость заменить традиционную технологию воспитания и обучения на инновационную, которая предполагает получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы.

Созданная Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

Данный педагогический опыт способствует развитию творческого воображения, мышления, высокому уровню познавательной активности дошкольника, овладению основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешному адаптированию к школе вне зависимости от системы обучения, желанию и умению самостоятельно учиться.

Использование нетрадиционных методов и приемов технологии ТРИЗ способствует дальнейшему применению её в различных видах детской деятельности, в быту, в будущей жизни.

Основная идея

Педагоги хорошо знают, что ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым, и только неправильное воспитание и обучение губят в детях ростки этой одаренности в зародыше.

Поминание вышеперечисленного дало мне толчок для использования технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками. Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте- прививать ребенку радость творческих открытий. ТРИЗ-технология в систему работы дошкольных учреждений массово не внедряется, поскольку недостаточно разработаны содержание программы по ТРИЗ, а так же формы и методы обучения. Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость поиска эффективных путей условий  формирования творческого мышления, воображения, речи дошкольников.

Теоретическая база

ТРИЗ- технологии заключается в разработке путей, методов и средств по развитию речи, творческого воображения и мышления в соответствии возрастным особенностям детей; в разработке системы методов целенаправленного воздействия на воображение, творческое мышление и речь детей; в разработке тестирования, позволяющего определить уровень развития воображения, творческого мышления.      

         ТРИЗ как универсальный инструментарий, используется  в различной специально организованной деятельности. Это позволяет формировать  единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка, осуществить эвристическое обучение. Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества являются системы творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня.                                                                  

         Новизна

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Чем плотнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Главная его ценность в том, что опыт работы по данной тематике основан на принципе природосообразности обучения. Обучая ребенка, воспитатель должен идти от его природы. Поэтому планирование работы по данной технологии основывается на развитие нестандартного мышления и творческой деятельности детей  с включением в занятия методов и приемов ТРИЗ.

Целью использования данной технологии в детском саду не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Задачи:

- формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;

- развивать способность быстро входить в  новые предметные области;

- развивать умение логически мыслить и связано выражать свои мысли;

- адаптировать к динамичной картине мира;

- развивать желание заниматься самостоятельной экспериментальной деятельностью;

- воспитывать творческую личность.

Предлагая детям творческие задания, учитываю дидактические принципы:

- принцип свободы выбора.

- принцип открытости.

- принцип деятельности.

- принцип обратной связи.

- принцип идеальности.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

- проблемно-поисковый

- поисково-эксперементальный

- игровой

- практический

Приемы:

  1. Умение находить противоречия или прием выделения противоположных свойств (в младшем дошкольном возрасте дети определяют- хорошо или плохо и обосновывают: почему они так считают; в старшем дошкольном возрасте решают противоречия).
  2. Прием постановки вопросов как один из показателей творческих способностей (игра «Данетка»).
  3. Переформулирование- умение выделять в придмете нехарактерные для него свойства.
  4. Генерирование идей- творческий подход к решению самых разных проблем.

     Выбор тех или иных методов или приемов зависит:

- от возраста детей и от их уровня развития;

- от содержания задач, стоящих перед данным занятием или бытовой деятельностью;

- от овладения детьми методов и приемов решения творческих задач.

         Технология опыта

Основной задачей использования ТРИЗ- технологий на занятиях в детском саду является привитие радости творческих открытий. Для решения этой задачи необходимо организовать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер.

Технология ТРИЗ работает как в организованной, так и в совместной  деятельности. Она выстроена из нескольких этапов:

  1. Этап (подготовительный) - вторая младшая группа;
  2. Этап (ознакомительный) – средняя группа;
  3. Этап (изобретательный) – старшая группа;
  4. Этап (синтеза) – подготовительная к школе группа.

          Еще один немаловажный аспект: творческие задания не содержат «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений. Основная задача взрослых – научить ребенка мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!»

           Осуществляю различные подходы к построению занятий с использование ТРИЗ: построение занятия  на одной алгоритмической  цепочки (в этом случае на занятии основным содержанием является решение творческой задачи) или использование на традиционном содержании отдельных инструментов.

           Основной задачей, которую я ставлю перед собой,  является не сообщение новых заданий, а обучение способам  самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры, тренинги.

          Учитывая это, занятия могут быть построены по следующим правилам:

  1. Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
  2. Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое  явление должно рассматриваться в развитии).
  3. Включение в процесс познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т.д.)
  4. Обязательная активизация творческого воображения.

Для решения поставленных задач использую следующие методы ТРИЗа:  

     Метод «Мозговой штурм».

     Круги Луллия.

     Морфологический анализ.

     Ступенчатый Эвроритм.

     Творческие задачи.

     Типовые приемы фантазирования.

     Обучение составлению сравнений и загадок.

     Загадка « да-нетка».

    «Волшебная дорожка».

 

      Результативность опыта

С целью самообразования на тему: «Развитие нестандартного мышления и творческой деятельности дошкольников по средствам применения методов ТРИЗ», был проведен мониторинг уровня развития познавательных процессов развития творческого мышления у детей. Таким образом по результатам проведенной работы, я пришла к выводу,что у дошкольников при создании определенных условий и использование в работе методов психологической активации- технология ТРИЗ, раскрывается творческий потенциал. У детей повысилась креативность, инициативность, самостоятельность и ответственность, что помогло каждому ребенку раскрыть свою индивидуальность.

На методическом объединении воспитателей старших и подготовительных к школе групп в 2020году (дистанционно)поделилась опытом работы «Флексагон как средство математического моделирования».

Опубликовала статью из опыта работы «Использование элементов ТРИЗ в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста» «ЦНППМ «ПЕАГОГ 13.РУ»

 Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии. Данная методика учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.

Список литературы

Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение. /Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск,1991.  

Гин А.А. «Да» и «нет» говорите…//Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып.2

Гин С.И. Мир фантазии. М., 2000.

Гин С.И. Мир человека. М., 1993.

Корзун А.В. Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.,2000.

Мурашковская И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста // «Педагогика+ТРИЗ». Гомель, 1997.

Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. //Познание. Рига,1993.

Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов н/Д, 1993.

Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1978.

Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. Обнинск, 1998.

Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 1997.

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 1997.

Страунинг А.М. Росток. Программа по ТИРЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. Обнинск, 1995.

Приложение

Опыт работы размещен на сайте дошкольной образовательной организации https://ds10ruz.schoolrm.ru/sveden/employees/19254/283774/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ"

Разработанные методы и приёмы могут быть адаптированны в ДОУ, в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, а также для повышения взаимодействия педагог...

К конкурсу профессионального мастерства "Педагог года - 2016": "Опыт работы по теме: «Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ»

Опыт работы по теме : "Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ"...

"Развитие логического мышления в игровой деятельности дошкольников"

презентауия "Развитие логического мышления в игровой деятельности дошкольников"...

Мастер-класс "Исследовательская деятельность с детьми с применением метода ТРИЗ-технологии "Моделирование маленькими человечками".

Предложенный материал поможет педагогу самому научиться мыслить нестандартно, а также научить этому своих воспитанников. Применяя в работе ТРИз-технологи у детей развивается речь, мышление, память, во...

Проект "Технология посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников"

Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения.                                  ...

Семинар -практикум для педагогов «Развитие творческих способностей детей с помощью применения методов ТРИЗ в детском саду»

Данный семинар - практикум направлен на систематизизацию знаний педагогов в области ТРИЗ – педагогики, познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ....