Технология портфолио дошкольника как инструмент реализации ФГОС ДО.
статья (подготовительная группа)

Терентьева Ольга Викторовна

Портфолио позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок  самому ребенку и его семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Технология  портфолио дошкольника

как инструмент реализации ФГОС  ДО.

Настоящее время предъявляет высокие требования к уровню развития подрастающего поколения. Остаётся открытым вопрос, какие качества потребуются ребёнку в дальнейшем? И что окажется важнее: успешное обучение в школе или возможность самореализации в каком-либо творчестве?

В последние годы в образовательную практику прочно вошла технология создания портфолио – так называемой папки достижений. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов деятельности учащегося, которые демонстрируют его усилия, прогресс и достижения в различных областях».[1] Таким образом, становится понятно, что с трепетом и вниманием созданное портфолио решает обе поставленные выше задачи.

При создании портфолио большое значение придаётся самооценке. Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания, так и способом развития его способностей, ведь учитываются результаты, достигнутые им в разнообразной деятельности. С момента поступления в детский сад и вплоть до его окончания дошкольник проходит важнейший этап развития, фиксированные результаты которого могут оказать влияние на всю его последующую жизнь. Поэтому-то и важно зафиксировать и проанализировать изменения в развитии и воспитании ребёнка. Неформальный подход к созданию портфолио может оказать педагогам и родителям неоценимую услугу. Но главное в том, что все достижения будут видны самому малышу. Восторг от прожитой, качественно выполненной работы кратковременен и недолговечен. Портфолио же – это «осязаемые» успехи, это возможность вернуть то состояние удовольствия, пережитое ребёнком в момент удовлетворения от конкурса, мероприятия, достижения.

Однако нельзя забывать, что самооценка дошкольника должна быть адекватной. Известно, что самооценка может быть адекватной, то есть соответствующей реальным проявлениям, достижениям, и неадекватной – завышенной или заниженной. При завышенной самооценке у ребёнка отсутствует самокритичность, он преувеличивает свои достоинства, не принимает замечаний в свой адрес, что может стать причиной конфликтной ситуации в группе. При заниженной самооценке ребёнок нерешителен, обидчив, замкнут, он не верит в свои силы. Лишь адекватная самооценка обеспечивает ребёнку правильное отношение к своим успехам и неудачам, к их одобрению или неодобрению. Такой ребёнок принимает замечания педагога, осознавая их справедливость, признавая возможное нарушение им правил или наличие ошибок в своей работе. Он умеет считаться с замечаниями сверстников, учитывает их мнение, спокойно воспринимает их отрицательные оценки, сохраняя уверенность в себе. Портфолио как инструмент оценки имеет особенное значение. При оформлении портфолио не педагог или родители оказывают оценочное воздействие, а сам материал портфолио, а в более узком смысле, сам ребёнок имеет возможность оценивать свои успехи. При оформлении портфолио и последующем просмотре можно быть уверенным, что завышенной самооценки у дошкольника не возникнет. Портфолио не может «перехвалить». И наоборот, отрицательные оценки, которые воспринимаются ребёнком дошкольного возраста как отрицательная оценка его самого, не имеют места быть в портфолио. Именно эта особенность данной технологии влияет на то, что и заниженная самооценка маловероятна.

Важная цель портфолио – увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресс ребенка в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретенные знания и умения. Формирование личности ребёнка,

 

Задачи технологии «Портфолио дошкольника»:

Расширять возможности развития и саморазвития.

- Поощрять активность и самостоятельность.

- Развивать навыки оценочной (само оценочной) деятельности детей.

- Формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность.

Решение этих задач способствует формированию у дошкольников – будущего первоклассника – универсальных учебных действий при переходе на новую образовательную ступень – НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ.

Портфолио дошкольника существенно отличается от портфолио школьника.

Основные функции портфолио можно определить в следующей последовательности:

  • Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определённы период времени.
  • Целеполагающая – поддерживает образовательные задачи.
  • Мотивационная – поощряет достижения дошкольника.
  • Содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ и перспективы на будущее.
  • Социообразующая – формирует и развивает детский коллектив.
  • Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития малыша от года к году.[3]

При формировании папки необходимо придерживаться ряда принципов:

  • Добровольность. Важность создания портфолио должны понимать авторы (родители, воспитанники, педагоги учреждения и др.), самостоятельно принимая решение о том, нужно ли это данному ребёнку или нет.
  • Участие дошкольника в создании папки. Мнение ребёнка о материале, который планируется поместить в портфолио, необходимо учитывать. Немаловажным является и то, как «обыгран» тот или иной материал. Ведь если мама сама ведёт «учёт» грамотам и работам ребёнка, смысл воспитать в дошкольнике успешность, теряется. А регулярный пересмотр, обсуждение достижений сыграет роль в самоанализе и стремлении к дальнейшим успехам.
  • Портфолио – это не предмет для сравнения детей. Важно анализировать достижения ребёнка перед самим собой. Перелистывая разделы папки, ребёнок будет понимать, что он достиг определённых результатов, что разделы возможно пополнять, расширять. Сама папка является лучшим мотиватором, чтобы дошкольник мог пробовать новую деятельность и быть в ней успешным.
  • Систематичность очень важна. Пока портфолио в работе, ребёнок будет стремиться его пополнять. Если же оставить папку на какое-то время, вернуться к её наполнению не всегда легко.

Созданием портфолио должны заниматься люди, близкие ребёнку: родители, родственники, воспитатели, специалисты ДОУ. Замечая динамику в развитии малыша, её можно отразить на страницах портфолио. Родители должны понимать, что они создают не только базу для формирования успешности собственного ребёнка, но и памятную вещь, семейный альбом, героем которого станет ребёнок.

Относительно структуры портфолио для дошколят существуют различные точки зрения.

Структура портфолио.

Каждое портфолио индивидуально и имеет свою структуру. Оно может состоять например из таких разделов:

 Раздел 1. «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).

 Раздел 2. «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.

 Раздел 3. «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).

Раздел 4. «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.

Раздел 5. « Золотые ручки»- представлены работы дошкольника.

 Раздел 6. « Мои достижения» -представлены грамоты, дипломы деятельности ребенка.

      Структура портфолио может  зависеть от вида дошкольной группы, от индивидуальных особенностей воспитанников, от предпочтений родителей и педагогов, от ширины предлагаемых регионом мероприятий. Наиболее полно, на наш взгляд, представлена структура портфолио у Л.И.Адаменко.

Структура портфолио дошкольника может быть представлена тремя основными блоками:

  • «Какой он хороший»;
  • «Какой он умелый»;
  • «Какой он успешный»

Первый блок включает в себя следующие материалы:

  • Сочинения родителей о ребёнке
  • Размышления воспитателей о ребёнке
  • Неформальная беседа «Расскажи о себе»
  • Интервью друзей, других детей
  • Самооценка по различным методикам
  • Книжка в картинках «Я», «Я и моя семья», «Я и мои друзья», «Моя мечта», «Детский сад», «Школа», «Кружок и пр.»
  • Психолого-педагогическая характеристика ребёнка
  • Корзина пожеланий: благодарности ребёнку (за доброту, настойчивость, целеустремлённость и пр., за выполненное дело, за особенный поступок)
  • Благодарственное письмо родителям за воспитание ребёнка
  • Иллюстративные документы – фото-, видеоматериалы

Второй блок в оценивании участвуют все взрослые (родители, воспитатели, узкие специалисты).

  • Блок «Какой ребёнок умелый» включает в себя следующий пакет материалов:
  • Анкеты для родителей
  • Отзывы воспитателей о ребёнке
  • Неформальная беседа с ребёнком «Чем ты любишь заниматься?»
  • Рассказы детей о ребёнке
  • Рассказы педагогов по кружковой работе
  • Оценка участия в акциях, проектах
  • Мнение социального педагога
  • Характеристика психолога (познавательные интересы)
  • Грамоты по номинациям – за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность
  • Грамоты за участие в интеллектуальных играх, викторинах, конкурсах, соревнованиях
  • Иллюстрации умений – фото- и видеоматериалы

Третий блок включает в себя следующие материалы:

Отзыв родителей о ребёнке

Рекомендации воспитателей

Рассказ ребёнка о своих успехах

Заключения педагогов по кружковой работе (ожидаемый результат – реальные достижения)

Творческие работы: рисунки, аппликация, стихи, проекты

Свидетельства об участии в конкурсах, выставках, фестивалях

Заметки социального педагога

Документы о наличии курса обучения в музыкальной школе, художественной студии и других кружках

Грамоты за участие и победы

Иллюстрации успешности – фото- и видеоматериалы [1]

Особое внимание следует уделить презентации портфолио. Её можно проводить в день рождения, по окончании очередной группы детского сада, на выпускном празднике. Но возвращаться к папке стоит гораздо чаще.

 Технология портфолио общими усилиями решает множество задач: «пробуждение», выявление творческого потенциала дошкольника, адекватная возрасту оценка достижений и успехов ребёнка. Оценка – это поиск личностных качеств, которые наиболее позитивно характеризуют воспитанника, отражают отношение к себе, сверстникам, близким, окружающим. В результате эти качества и обеспечат малышу успешное будущее.

Вывод:   Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок  самому ребенку и его семье.

Список литературы:

Адаменко Л.И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2008, №1, стр. 18-22

Буре Р.С., Буй Тхи Вьет Формирование адекватной самооценки в продуктивной деятельности//Ребёнок в детском саду, 2007, №3, стр. 60-63

Юркова С.Г. Портфолио воспитанника ДОУ// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2011, №1, стр. 62-66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков общение со сверстниками у старших дошкольников в условиях реализация ФГОСДО

Формирование навыков общение со сверстниками у старших дошкольников в условиях  реализация  ФГОСДО...

Профессиональный стандарт педагога – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

В стандарт включены общие сведения (цели деятельности, группы занятий и т. д.), характеристика трудовых функций и иные специальные сведения. Среди последних - требования к образованию и опыту раб...

Статья "Портфолио дошкольника как инструмент реализации ФГОС ДО"

В последние годы мы часто говорим о эффективности использования различных педагогических технологий. Технология создания портфолио воспитанников - одна из наиболее распространенных. А ведь ещё десятил...

Мониторинг качества образования – основной инструмент реализации управленческих функций руководителя ДОО в процессе введения ФГОС ДО».

Проблема оценки качества образования является сегодня одной из самых актуальных для вcей образовательной cиcтемы Российской Федерации. Качество образования - это всеобъемлющая cиcтема, в которой все к...

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в рамках реализации ФГОСДО

Оснавная цель здоровьесберегающих технологий в поддержании уровня здоровья дошкольников,формировании у них знаний и навыков построения активного и здорового образа жизни....

"Эффективное использование документ-камеры как инструмента реализации творческих задач в образовательном процессе ДОУ"

Уважаемые коллеги, эту презентацию я готовила для выступления на районном семинаре семинаре "Документ-камера - как современный педагогический инструментарий для решения коммуникативных, познавате...

Консультация для педагогов: «Реджио - педагогика в системе дошкольного образования в реализации ФГОСДО»

Консультация для педагогов: «Реджио - педагогика в системе дошкольного образования в...