Игры с логическими блоками Дьенеша
материал (средняя группа)

Игры с логическими блоками Дьенеша

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_logicheskimi_blokami.docx127.73 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал «Логические блоки» был специально разработан для подготовки мышления детей к принятым в математике способам рассуждения. Прежде чем предложить детям младшего и среднего дошкольного возраста игры и упражнения, необходимо дать им возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе разнообразных действий они убедятся, что блоки имеют разные форму, цвет, размер, толщину.

ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЁЖИК?

ЦЕЛЬ: развитие умения выявлять и называть цвет, форму, размер, толщину предмета.

МАТЕРИАЛ: блоки, плоская фигурка ёжика (из тонкой бумаги).

РУКОВОДСТВО: в игре участвуют 3-5 человек; на полу или на столе 6 блоков (в данном случае это ёлочки), они разные по цвету и форме, но одинаковые по размеру и толщине. Например:

C:\Users\Аня\Downloads\20220214_162744.jpg

Сначала малыши прячут ёжика под один из блоков, а взрослый ищет его. При этом поясняет: «Я постараюсь угадать ёлочку, под которой сидит ёжик. Если я правильно назову её цвет или форму, вы говорите «да», а если я ошибусь, то отвечайте «нет».

Следуют вопросы: «Ёжик под синей ёлочкой? Под жёлтой?» Взрослый проверяет правильность ответа, а если не находит ёжика, то продолжает поиск по другим свойствам: «Под круглой ёлочкой? Под треугольной?»

Затем уже воспитатель прячет ёжика, а дети ищут его. Тот, кто первым находит, становится ведущим.

По ходу игры блоки (ёлочки) можно менять, например, треугольные заменить квадратными или маленькие треугольные на большие.

C:\Users\Аня\Downloads\20220214_162856.jpg

Количество самих блоков и их различительных свойств следует постепенно увеличивать:

C:\Users\Аня\Downloads\20220214_163004.jpg

В повторных упражнениях блоки могут обозначать домики, норки, корзинки, где кто-то живёт или прячется.

ПОМОЖЕМ БЕЛОЧКЕ

ЦЕЛЬ: развитие умений выявлять свойства предметов и абстрагировать их, находить устойчивую связь между свойством и словом.

МАТЕРИАЛ: блоки, непрозрачные мешочки по числу участников.

РУКОВОДСТВО: вначале у играющих 12 блоков(разных по форме и цвету, но одинаковых по размеру и толщине). Дети раскладывают по групповой комнате блоки-грибы, получают мешочки. Воспитатель сообщает игровую задачу: «Надо помочь белочке собрать на зиму все грибы с квадратными шляпками, соблюдая правило: как найдёте такое гриб, быстро прячьте его в мешочек». По сигналу взрослого дети начинают собирать блоки. По окончанию проверяют «урожай» каждого.

При повторении упражнения взрослый называет другие свойства, меняет персонажей, которым следует помочь, приписывает блокам другие образные значения( цветы, листочки, рыбки и т.д.).

Воспитатель постепенно увеличивает количество блоков, добавляя новые различительные свойства (размер и толщину) и усложняет задачу: указывает два свойства, на которые должны ориентироваться играющие при выполнении задания. Например: синие круглые, красные большие, треугольники маленькие, жёлтые толстые. Наиболее развитым детям можно предложить задачу, которая требует учёта трёх свойств. Например, собрать все синие круглые большие, или красные квадратные маленькие, или же жёлтые треугольники толстые блоки.

НАЙДИ СЕСТРУ

ЦЕЛЬ: развитие зрительного анализа, формирование навыков абстрагирования, сравнения.

МАТЕРИАЛ: 28 блоков-зайчат (все одинаковой толщины, но разные по цвету, размеру, форме).

РУКОВОДСТВО: взрослый делит блоки на две равные части. Одна часть блоков(зайчата-девочки) – у детей, вторая( зайчата-мальчики) – у ведущего. Игровая задача заключается в том, чтобы помочь каждому зайчику- мальчику свою сестру.

Сначала в роли ведущего выступает взрослый. Он выкладывает на стол один из своих блоков (зайчика-мальчика) и называет, чем похожи братья и сёстры. При этом он указывает только одно свойство(цвет, форму или размер). Дети ищут зайчику-мальчику пару(сестру). Кто первым правильно составит пару, может забрать её себе. Далее ведущий поочерёдно выкладывает все блоки, а дети подбирают к ним пары. Тот, кто найдёт больше «сестёр», может попробовать себя в роли ведущего. Количество блоков постепенно увеличивается, включаются блоки разной толщины. По усмотрению воспитателя блоки игроков можно разделить поровну между всеми (особенно когда общее количество блоков возрастает до 30). В этом случае каждый игрок ищет пару из числа своих блоков.

Усложнение задачи: составлять пары блоков, учитывая сразу два свойства (одинаковы по цвету и форме; одинаковые по цвету, но разные по форме, и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с логическими блоками Дьенеша, как одна из форм усвоения сенсорных эталонов

Опыт работы с детьми с использованием логических блоков Дьенеша.Основная цель использования дидактического материала. Знакомство с приёмами эфективной работы.Игровые упражнения используемые в работе....

Игры с логическими блоками Дьенеша

В статье дается описание развивающей игры "Блоки Дьенеша, краткое описание теории шести стадий изучения математики З.Дьенеша, рассказывается об основных умениях и навыках, которые формируются у детей ...

Дидактические игры с логическими Блоками Дьенеша

В моей консультации представлены игры с Блоками Дьенеша, которые в игровой форме помогут ребенку освоить геометрические фигуры, форму, размер предмета. Развить сенсомоторную способность, мыслительные ...

«ИГРЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША».

Игры на развитие интеллектуальных способностей детей...

Дидактические игры с логическими блоками Дьенеша.

Формы организации работы с логическими блоками. Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша....

Консультация «Игры с логическими блоками Дьенеша, как одна из форм усвоения сенсорных эталонов»

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективными являются логические блоки Дьенеша. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш...

Проект (творческий, долгосрочный, семейно – групповой). «Игры с логическими блоками Дьенеша, как средство формирования познавательной деятельности и развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»

Материал дл педагогов и родителей. Как развивать у детей среднего дошкольного возраста интеллектуальные, личностныею. творческие качества посредством использования блоков Дьенеша....