Педагогический опыт
материал (младшая группа)

Тестова Ирина Викторовна

Педагогический опыт 2022

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сведения об авторе:

Тестовой Ирины Викторовны  воспитатель МДОУ «Детский сад №118»

Профессиональное образование: высшее, СКИРУ

Специальность: «Товароведение и экспертиза товаров».

Квалификация: Товаровед-эксперт

Диплом: КЗ №58162

Дата выдачи: 14.02.2012 г.

Профессиональная переподготовка :МГПИ им. Евсевьева по программе «Дошкольное образование»

Общий трудовой стаж: 17 лет.

Стаж педагогической работы: 10 лет.

В данном учреждении: 5 лет.

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством                                                                   дидактических игр»

Актуальность, проблема массовой практики, решаемая автором.

Работая с детьми раннего возраста, мне всегда было интересно использование дидактических игр в разных видах деятельности. Я успешно использовала дидактические игры и как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы, я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности ребенка. Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.

 Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Готовность ребенка к будущему школьному обучению в значительной мере зависит от сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связаны с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития не только резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для деятельности творческой. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и предавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки всех этих сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемые в период младшего дошкольного возраста.

Организация системы работы по сенсорному развитию детей позволяет воспитателю:

- создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности;

- разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации;

- расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения;

- успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольников.

  Процесс образования меняется, идет вперед, появляются новые разработки, программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных, любознательных детях. Значит должен меняться и сам педагог - воспитатель, вносить что - то новое, яркое. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания. Должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы, в частности, развивающие (дидактические) игры при этом расширяя их диапазон собственными наработками.

 

Наличие теоретической базы опыта 

 Начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Проблема сенсорного воспитания детей всегда был в центре внимания русских и зарубежных педагогов и психологов. Выдающиеся зарубежные и

 отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.

Л. С. Выготский дает заключение, что возраст до трех лет - это время возникновения ”устойчивого, независимо от внешних положений, осмысленного восприятия”. В этот период происходит скачок, ребенок начинает задавать окружающим вопросы. Для детей раннего возраста, так же как и для младенцев, характерными являются сенсорные игры. Малыши с удовольствием возятся с песком, плещутся в воде, перекладывают предметы, пробуют их на вкус. Благодаря сенсорной игре дети узнают о свойствах физиологических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.

 

Новизна опыта заключается в комплексно-интегрированном подходе и сочетании научности и доступности дидактического материала в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
 
Прослеживается четкая «межпредметная» связь между разными видами деятельности: речью, изобразительной деятельностью, наблюдениями в природе, организованной игровой деятельностью, свободной самостоятельной деятельностью детей, выполнением режимных моментов, что в результате способствует планомерному и систематическому сенсорному развитию детей.
 
Выстроена система по использованию в комбинации известных методов и приемов в сочетании с новыми технологиями по сенсорному развитию детей:

Подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного использования дидактических игр.

Цель работы - определить наиболее эффективные условия

для развития познавательной активности дошкольников в процессе

дидактических игр.

Задачи работы

-изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;

определить понятие «дидактическая игра», «познавательная активность»,

«активизация познавательной деятельности»;

-определить теоретические предпосылки исследования проблемы

дидактической игры, как метода обучения в ДОУ в современной педагогической

литературе;

-познакомиться с передовым педагогическим опытом использования

дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности

дошкольников;

-посмотреть на практике применение дидактической игры как средство

активизации познавательной активности дошкольников;

-выделить наиболее эффективные условия для развития познавательной

активности дошкольников.

Технология опыта.

Работа по использованию дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста  строилась в несколько этапов:

- Теоретический - анализ литературных источников, сравнение, анализ и

обобщение передового педагогического опыта;

- Практические - наблюдение; эксперимент, исследовательский метод,

частично-поисковый, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный,

наглядный методы, диагностика.

Дидактическая игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном

возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В

современной педагогике существует огромное количество развивающих игр,

способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности

ребёнка.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение

которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они

содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоение знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным. Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, на мой взгляд, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

Дошкольники в процессе игр с игрушками, предметами, материалами

должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.д. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень. Кроме того учитываю, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками.

Выбирая колечко за колечком, и надевая на стержень, воспитатель даёт наглядный образец игрового действия. Он проводит рукой по надетым колечкам и обращает внимание детей на то, что башенка становится красивой, ровной, что собрана она правильно. Тем самым педагог наглядно показывает новое игровое действие – проверить правильность собирания башенки - предлагает детям самим это сделать.

 Играя в игру «Найди свой домик» ,у детей закрепляется умение

различать форму, цвет, формировать представление, о символическом

изображении предмета. Дети учатся систематизировать и классифицировать

геометрические фигуры по цвету и форме.

При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру: «Пара

слов». Например: я говорю детям: круг – дети называют предмет, похожий на

круг – руль тарелка; прямоугольник – картина, дверь; овал – яйцо, и наоборот: я

называю предмет, а дети называют форму. Детям также нравится игра «Какая фигура лишняя» - здесь дети не только называют и показывают лишнюю фигуру, но и объясняют почему она не подходит, почему лишняя.

Очень нравится детям игра «Найди свой домик» (приложение 1,4). Здесь

дети и развивают подвижность, и закрепляют знания о цвете, форме, и развивают умение классифицировать по одному-двум признакам, и расширяют словарный запас. Дети с интересом определяют цвет, форму своего «ключика» и стараются сами правильно найти свой домик и помочь другим ребятишкам.

Играя в такие дидактические игры «Разрезные картинки», «Что это?» у детей формируются представления о целостном образе предмета, кроме того развивается внимание, восприятие. Дети увлекаются  составлением картинки, если предварительно сказав, что получится волшебная

фигурка, подарок для зайчика и т.п., то есть, создав настрой на необычный и

неизвестный конечный результат, игровой, сюрпризный момент.

В конструировании детям очень нравится самим выбирать цвет и форму

материала, воспитывая тем самым у них самостоятельность.

Так, например,воспитатель предлагает в строителей , «…а строить мы будем

разноцветные башни. Возьмите из коробки тот кубик, который вам больше всего понравиться». Строятся башни из строительного материала, с обозначением какой формы и какого цвета строительный материал у каждого ребенка.

Для познавательно-речевого развития детей, на мой взгляд, эффективна

игра «Наряди ёлочку» (младший и ранний возраст, приложение 5). «Воспитатель: у Зайки, Мишки, Белочки праздник. К ним скоро приедет Дед Мороз. Они нарядились, навязали самые красивые бантики. Какого цвета бантик надел Зайчик? Какого цвета бантик у Белочки? А какой бантик у Мишки? Игрушки у нас очень нарядные и хотят украсить свои елочки. Помогите им, пожалуйста.

Повесим на елочку Зайчика все шарики такого же цвета как его бантик. Какие

шарики нужно повесить на елочку Белочки? А на елочку Мишки?» Дети

самостоятельно выполняют задания, в случае затруднения обращаем внимание

детей на цвет бантика сидящей под елкой игрушки. Игра носит и познавательный,и развивающий, и воспитательный характер.

Руководя играми, я стараюсь использовать разнообразные средства

воздействия на дошкольников. Выступая в качестве участника игры, незаметно

для них направляю игру, поддерживаю их инициативу, сопереживаю с ними

радость игры. Иногда рассказываю, о каком-либо событии, создавая

соответствующее игровое настроение и поддерживая его по ходу игры. Могу и не включаться в игру, но как чуткий режиссёр, сохраняю и уберегаю её

самодеятельный характер, руковожу развитием игровых действий, выполнением

правил и незаметно для детей веду их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, делаю это чаще всего не прямо, а косвенно: выражаю удивление, шучу, использую разного рода игровые сюрпризы и т.п.В организации дидактической игры очень важен возрастной аспект.

Так, например, дети первой младшей группы еще не умеют играть самостоятельно, поэтому в играх с ними я как воспитательница принимаю самое активное участие. Это помогает детям усвоить игру.

Например, я поставила на полу воротца (красного и синего цвета), а на

столе положила разного цвета шары и предложила нескольким детям поиграть с

ней — покатать шары в воротца. Вначале дети катают шары кто как захочет, а

потом можно установить правила игры. В красные воротца катать только красные шары, а в синие — только синие или, наоборот,— синие шары в красные ворота.

Могут быть и другие сочетания шаров и ворот. Затем я могу внести ряд

усложнений — катать шары то левой, то правой рукой, увеличивать расстояние

до ворот и т. д. Детям, которым трудно выполнить эти правила, можно

предложить покатать шары просто от одного ребенка к другому. В этой игре я тем самым направляю деятельность детей на выполнение дидактической задачи —закрепление цвета. Одновременно у детей развиваются глазомер, сила толчка,

мускулатура рук.

Во второй младшей группе дети уже имеют небольшой опыт совместных

игр. Поэтому, я уже зная хорошо индивидуальные особенности детей, делю их на группы (по желанию). Так, например, четверо детей будут разбирать и собирать башенки, шесть играть в настольно-печатную игру (на закрепление знаний овощей).

С остальными могу играть сама в дидактическую игру «Подбери пару», направленную на закрепление цвета. Каждому ребенку на руке в виде браслета завязывается лента. Дети бегают, затем по сигналу воспитателя встают в круг так, чтобы ленты соседей были одинакового цвета. Вначале может быть много ошибок, а при повторении их будет становиться все меньше и меньше. Затем дети могут играть самостоятельно, без воспитателя меняться лентами.

Но развитие игры во многом определяется темпом умственной активности

детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий,

уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий,

правил и начала игры темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем,

когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется. Удержать игру в пределах установленного времени - большое искусство. Поэтому стараюсь уплотнять время, прежде всего за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является, на мой взгляд, условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

Заканчивая игру, считаю должным вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно говорю: «В следующий раз будем играть ещё лучше» или: «Новая игра будет ещё интереснее». И с учетом этого, разрабатываю варианты знакомых детям игр и создаю новые, полезные и увлекательные.

Таким образом, наиболее эффективные условия использования дидактической игры для развития познавательной активности дошкольников, на мой взгляд, это:

1. индивидуальный подход;

2. приоритетное влияние на эмоционально-мотивационную сферу

личности дошкольника;

3. применение системы проблемно-творческих заданий, ситуаций,

вопросов;

4. диалогические формы взаимодействия субъектов образовательного

процесса.

Результативность опыта

С учетом всего это, создаю и совершенствую в группе предметно-развивающую среду и, непосредственно дидактические игры, основываясь на

принципах доступности, новизны и с учетом личностно-ориентированной модели взаимодействия. Для развития игровой деятельности и поддержания интереса к играм изготовлены и приобретены игровой материал и пособия.

Перспективы применения опыта в массовой практики.

С целью распространения педагогического опыта провожу цикл занятий,

консультации (приложение 6) и семинар-практикум (приложение 7) для педагогов своего ДОУ, которые мне помогают совершенствовать дальнейшую разработку этой темы, а педагогам заинтересоваться использованием игры в своей работе.

В целях закрепления полученных детьми знаний и умений, в родительском

уголке вывешиваю рекомендации по развитию познавательной активности детей, организую, консультации для родителей (приложение 11), делаю

просветительские памятки, буклеты. В преддверии праздников, предлагаю родителям поиграть в игры с подручными материала в частности «Новый год»

Список литературы

1. «Закон об образовании РФ» (ст. 14)

2. Конвекция ООН о правах ребёнка.

3. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией

М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой.

4. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.

Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. - М.:Просвещение,1990.

5. Брежнева. О Формирование познавательной активности у старших

дошкольников.//Дошкольное воспитание.- 1998.- №2.- с.12.

6. Годовикова Д. Формирование познавательной активности. // Дошкольное

воспитание.- 1986.-№ 1.

7. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей //

Дошкольное воспитание.- 1998.- № 10.

8. Марусинец М., Изучение познавательной активности// Дошкольное

воспитание.- 1999.- №12.- с.7-9.

9. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье.– М.:

1961.

10. Мухина В.С. Психология дошкольника.- М.: Просвещение, 1975.

11. Поддъяков Н.Н. Особенности психологического развития детей

дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1996.

12. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду - М.:

Просвещение, 1982.

13. Удальцова Е.И., «Дидактические игры в воспитании и обучении

дошкольников», Минск, 1976 г.

14. Усова А.П. Обучение в детском саду.- М.: Просвещение,1970.

15. Ушинский К.Д. История воображения и избранные педагогические

сочинения. –М.1954 , том 2.

16. Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическим

исследованиям игры/Г.П. Щедровицкий // Психология и педагогика игры

дошкольников. Под.ред. Запорожца - М.:Просвещение,1996. - С.123.

17. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном

процессе.- М.: Просвещение, 1979.

18. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.- М.:

Просвещение, 1971.

Интернет ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/631434/

http://www.detskiysad.ru/igra/didaktika.html

http://planetadetstva.net/vospitatelam/mladshaya-gruppa/a-u-nashix-u-vorotchudo-derevo-rastet-zanyatiya-po-matematike-vo-2-oj-mladshej-gruppe.html

http://obuchan.org/blog/games/51.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт

Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...

Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»

« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...

Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....