Проект Взаимодействие семьи и детского сада в современном образовательном пространстве «Воспитание любви к Отечеству и приобщение к народной культуре»
проект (старшая группа)

Актуальность.                                                                                                                     

 Рождество – любимый, чудесный семейный праздник. Праздник с волшебными превращениями и подарками. Что такое Рождество? Разобраться в этом поможет работа, осуществляемая в ходе реализации проекта.          Время  Рождества – это время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом.                                                                                                                                         Но детки еще маленькие и они не в силах организовать этот праздник самостоятельно, поэтому им нужна помощь от любимых родителей.               Очень важно заранее подпитать детское ожидание Рождества, усилить его, проще говоря, создать особенное настроение. Для этого взять за традицию, в преддверии Рождества всей семьей готовиться к празднованию этого волшебного праздника. Совместно изготавливать елочные украшения, подготавливать костюмы, разучивать песни и стихи.                                                                                                                Конкурс с участием взрослых и детей сформирует потребность родителей принимать активное участие в подготовке к празднику. Чем больше людей будет в этом участвовать, тем лучше и веселее будет все происходить.                                               Чтобы ребенок смог прочувствовать волшебную атмосферу этого праздника, стоит его готовить к Рождеству заранее. Рассказать о рождение Христа, прочитать сказки, разучить песенки и стихи про Рождество. Порекомендовать родителям, написать вместе со своим ребенком как они встречают Рождество в семье и украсить дом. Дети любят все блестящее и красочное.                                                                           Наряжать елку – это отдельный праздник, обязательно нужно дать ребенку возможность участвовать в этом событии.                                                              Утренник  посвященный Рождеству позволит детям погрузиться в мир сказки и волшебства, создаст обстановку общей радости, хорошего настроения, поможет сформировать желание детей принимать активное участие в праздничных выступлениях.

Итак, чтобы дети почувствовали атмосферу праздника, познакомились с традициями празднования Рождества, а родители проявили активность и творчество в подготовке к этому празднику, всё это послужило причиной к разработке этого проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rozhdestvo.docx561.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №44 Истринского г.о

Проект

Взаимодействие семьи и детского сада в современном образовательном пространстве

 «Воспитание любви к Отечеству и приобщение к народной культуре»

Выполнила: Андреева М.А.

1.Введение

Обоснование выбора темы                                                                                                                Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным, доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Нам кажется, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники; более благополучны в материальном и финансовом плане; более уверены в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образованности своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. И мы начали эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективнее решать всем вместе.

Актуальность.                                                                                                                    

 Рождество – любимый, чудесный семейный праздник. Праздник с волшебными превращениями и подарками. Что такое Рождество? Разобраться в этом поможет работа, осуществляемая в ходе реализации проекта.          Время  Рождества – это время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом.                                                                                                                                         Но детки еще маленькие и они не в силах организовать этот праздник самостоятельно, поэтому им нужна помощь от любимых родителей.               Очень важно заранее подпитать детское ожидание Рождества, усилить его, проще говоря, создать особенное настроение. Для этого взять за традицию, в преддверии Рождества всей семьей готовиться к празднованию этого волшебного праздника. Совместно изготавливать елочные украшения, подготавливать костюмы, разучивать песни и стихи.                                                                                                                Конкурс с участием взрослых и детей сформирует потребность родителей принимать активное участие в подготовке к празднику. Чем больше людей будет в этом участвовать, тем лучше и веселее будет все происходить.                                               Чтобы ребенок смог прочувствовать волшебную атмосферу этого праздника, стоит его готовить к Рождеству заранее. Рассказать о рождение Христа, прочитать сказки, разучить песенки и стихи про Рождество. Порекомендовать родителям, написать вместе со своим ребенком как они встречают Рождество в семье и украсить дом. Дети любят все блестящее и красочное.                                                                           Наряжать елку – это отдельный праздник, обязательно нужно дать ребенку возможность участвовать в этом событии.                                                              Утренник  посвященный Рождеству позволит детям погрузиться в мир сказки и волшебства, создаст обстановку общей радости, хорошего настроения, поможет сформировать желание детей принимать активное участие в праздничных выступлениях.

Итак, чтобы дети почувствовали атмосферу праздника, познакомились с традициями празднования Рождества, а родители проявили активность и творчество в подготовке к этому празднику, всё это послужило причиной к разработке этого проекта.

Проблема.                                                                                                                           Всем известно, что любимый праздник детей – это Рождество. Предрождественская суета, праздник в семейном кругу, атмосфера теплоты – всё это не сравнится даже с Днём рождения. Но в результате опроса родителей выяснилось, что многие не знают про Рождественские традиции и приметы, не спешат делать Рождественские игрушки, а торопятся приобрести их в магазине. Родители считают, что ребёнок будет счастлив от самого процесса.                                                                           Решение обозначенной проблематики возможно через организацию взаимодействия детского сада и семьи, где способом взаимодействия является совместная деятельность педагогов, родителей и детей.

2. Основная часть

2.1 ФГОС дошкольного образования  должен быть нацелен на главный  результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха.                                                                                                                Одним из условий необходимых для создания социальной ситуации развития детей является взаимодействие с родителями  по вопросам  образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредствам создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.  Педагогическая культура родителей один из самых действенных факторов развития, воспитания  и социализация дошкольников. С введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется работе с родителями.

 Решение обозначенной проблематики возможно через организацию взаимодействия детского сада и семьи, где способом взаимодействия является совместная деятельность педагогов, родителей и детей.

Цель проекта:

Закрепление социального поведения и активизация творческого потенциала родителей и детей, работа над созданием коллектива педагоги + дети + родители, формирование у родителей потребности принимать активное участие в подготовке к праздникам, создание атмосферы праздничного настроения, развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с православными праздниками.

Задачи проекта:

1. Раскрыть творческие способности родителей, привлечь пассивных родителей в продуктивную деятельность, показать актуальность проекта, совместной деятельности детей и взрослых.                                                                                                                      2. Создать условия и привлечь детей в продуктивную деятельность.                                                  3. Создать условия для совместного оформления выставок родителей, педагогов, детей.                                                                                                                                                       4. Вызвать у детей радостные эмоции и чувства, связанные с предстоящим праздником, желание знакомится с устным народным творчеством (стихи, зазывалки, колядки, потешки)                                                                                                         5.Познакомить детей с историей возникновения праздника Рождества Христова..           6. Организовать мероприятия, побуждающие детей и родителей к творческому самовыражению.

Интеграция образовательных областей.                                                                              Социально – коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослым и со сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности.    Познавательное развитие: формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности.                                                                                    Речевое развитие: обогащение словаря, развитие связной речи.                              Художественно – эстетическое развитие: становление эстетического отношения к окружающему миру, реализация самостоятельной творческой деятельности.                                        Физическое развитие: овладение подвижными играми с правилами, элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап (мотивационный): Вступительная беседа с целью выявить, что дети знают и хотят узнать о зимних праздниках, их назначении, как к ним готовиться.

Организационный этап: Планирование проектной деятельности по теме. Определение методов и приёмов работы. Продумывание материально-технического учебно-методического обеспечения.

Практический этап: Познавательная деятельность. Беседы. «Священные истории».

«Рождественские Святки».                                                                                           Музыкально – литературное развлечение «Рождество Христово»                             Викторина «Зимние сказки».                                                                                            Рождество в семейном кругу.                                                                                       Рассматривание иллюстраций по теме                                                                                             Чтение художественной литературы: «Рождество Христово», «Вифлеемская звёздочка», сказки: «12 месяцев», «Лиса и волк», «Рукавичка», «Про Емелю», «Мороз Иванович», «Снегурочка».                                                                                            Драматизация сказки «Рукавичка», сценка «Коза и медведь»                                        Просмотр видеофильмов: «12 месяцев», «Снегурочка», «Сказка в Рождество».                                Работа в уголке книги: изготовление иллюстрированной книжки-малышки «Приказы Матушки – Зимы»                                                                                                            Использование в работе загадок, потешек, поговорок, считалок, колядок, песенок, стихов, ребусов.

Практический этап:  Продуктивная деятельность.

Изодеятельность: иллюстрации к книжке-малышке «Приказы Матушки – Зимы», «В лесу родилась ёлочка», «Ёлочка приглашает гостей», «Рисуем ангелочка».                    Лепка: «Забавные игрушки», «Весёлый снеговик», рисование пластилином «Праздничная открытка»                                                                                                  Аппликация: коллективная работа с использованием тестопластики « Рождество в лесу», «Ангелочек».                                                                                                                Оригами: «Вифлеемская звёздочка», «Снегурочка и Дед Мороз».

Конструирование: Елочные игрушки из бумажных цепей, ёлочка, рождественская снежинка, снеговик.                                                                                                                    Игровая деятельность.                                                                                                                Подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Два мороза», «Салки-догонялки», «По мишеням», «Позвони в колокольчик».                                                                          Дидактические: «Что изменилось», «Чем число известно», «Отгадай пословицы», «Кузовок».                                                                                                                                        Сюжетно-ролевые: «Семья справляет Рождество», «Школа мастеров».

Ожидаемые результаты проекта:

В процессе бесед, рассматривании иллюстраций, чтении стихов расширить знания и представления детей о празднике Рождества , об обычаях встречи этого праздника.                Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды детской деятельности.                                                                                                                   Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность; укреплены семейные связи.

Реализация проекта.                                                                                            Распределение ролей:

Воспитатель:                                                                                                                                Организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, организует сбор информации, консультирует родителей и вместе оформляет выставку работ, вместе с детьми украшает группу к Новому году.

Дети:                                                                                                                                         Принимают непосредственное участие в познавательной и продуктивной деятельности, вместе с родителями участвуют в выставке.

Родители:                                                                                                                                       Совместно с детьми делают поделки, создают выставку работ в группе, принимают участие в утреннике посвященному Рождеству.

Участники проекта: Родители, дети, воспитатели.

 2.2 краткосрочный проект с ноября 2020г. по январь 2021г.

Досуг в старшей группе и  детей младшего возраста совместно с родителями.

        Цель:

Продолжать знакомить детей с историей праздника « Рождество Христово».

Задачи:

- Формировать у детей представление о русской православной культуре и обычаях, желания самим участвовать в праздничном веселье, получая от этого удовольствие, радость, хорошее настроение.
- Прививать любовь и уважение к традициям своей страны.
 - Обогатить словарный запас детей.

- Развивать интерес к рисованию через духовную культуру.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами и выражениями: Рождество Христово, ладан, смирна, вертеп, волхвы - мудрецы, пастухи, пещера, ясли, ангел.

Вифлеемская звезда.

        Материалы: Путешествие с книгой «Рождество Христово» (Л.Л. Шевченко учебно – методический комплект «Добрый мир»кн.№4).

Иллюстрации стр.10,11,18 (Л.Л. Шевченко учебно – методический комплект «Добрый мир» кн.№4).

Предварительная работа: Рассматривание картин о праздновании Рождества, беседа об истоках славянских традиций и  христианстве, их общие черты и отличие.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал и садятся на стульчики

Воспитатель рассказывает о происхождении слова «рождество», значении этого праздника и времени его проведения.

Рождество Христово - удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда... И это чудо происходит!..

Снег ровным покровом ложится на землю... Морозная звездная ночь... Кажется, что небо стало ближе. Вся природа погружается в сон, а в сердце загорается огонек надежды на то, что мир вокруг нас станет лучше.

Итак, по церковному календарю Рождество Христово произошло в ночь с 6 на 7 января. Послушайте, как это было… выключается свет и зажигаются свечи.

(тихо звучит « Вальс снежинок» П. И. Чайковского )

Под звучание музыки воспитатель читает рассказ:
             Слышите, как кружит на улице метель? Давным-давно это было… У нас трещали зимние морозы. Кругом, куда ни глянь - лежали пушистые сугробы. А далеко- далеко от нашей родины, в жаркой стране Палестине, где никогда не бывает зимних холодов, родился Младенец Христос.

Он появился на земле неподалёку от города Вифлиема, в пещере, куда вовремя непогоды пастухи загоняли овец. Поздно вечером, накануне этого события, добрались до Вифлиема родители Христа - Дева Мария и её муж, благочестивый старец Иосиф. Случилось так, что в городе никто не пустил их на ночлег. И тогда они нашли себе пристанище в пещере, называемом вертепом. Каждый час и каждую минуту рождаются на земле дети. Но когда родился Христос, в мире произошло столько дивных чудес, что до сих пор им удивляются! Видите, какое это было удивительное событие! О нём повествует священное Писание.

И сколько красивых стихов написали о рождении Богомладенца поэты! Их прочтут ребята.

Дети:


Рождество Христово!
На душе светло.
Праздника святого
Солнышко взошло.

Небеса так ясны
Белый день в ночи.
То Младенцу в ясли
Шлёт звезда лучи!



О чём поёт тебе снежная вьюга?
О далёких и тёплых краях.
О Рождении Младенца Бога 
О волхвах и пастухах.

 Первыми гостями божественного младенца были простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом: «Я возвещаю Вам великую радость, которая будет всем людям: родился в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь!»

        Дети:

 И было чудо на земле

И чудо в небесах:

 Как солнце, вспыхнула в лучах

Звезда в полночной мгле.

Она плыла над миром слез

 И свет ее сиял...

И бедным пастырям вещал,

Что родился Христос.

 И в Вифлеем волхвы за ней

Дары свои несли,

И на соломе там нашли

Они Царя Царей

С самого утра Великого дня Рождества славили Христа: ходили «со звездой» по домам, пели церковные гимны и народные колядки о рождении Младенца от Девы, о простых пастухах и мудрых волхвах.

В старые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Ведь считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное. Но желания обязательно должны быть добрыми.

Показ презентации о праздновании рождества на Руси.

По преданию без огня, зажженного внизу, в темноте, звезды не знают, куда им приходить. Поэтому и зажигались свечи на елках в Новогодние и Рождественские дни.  Земной огонь на елке подхватывал свет звезд и сам становился «звездным». Все пожелания, всё то, что вешали на елку, становилось уже не надеждой, а реальностью. Считалось, что если человек живет этим мгновеньем, звезды переселяются в его душу, а из души возвращаются в его глаза. Легенды рассказывают, что после зимнего солнцестояния можно встретить людей со звездами в глазах, несущих в себе благословение неба.

Рождественская песня: (исполняют дети)

Яркая звездочка в небе горит,

Детям у елочки мама говорит:

«В целом мире торжество,

Наступило Рождество!»

С праздником, с праздником взрослых и ребят,

Всем поздравления нынче говорят,

Потому что Рождество!

Спать нам не хочется

В эту ночь совсем,

Хочется, хочется в город Вифлеем,

Посмотреть на торжество,

Там, где было Рождество!

Воспитатель:                                                                                                                        Свет Рождества обязательно зажжется и в ваших глазах, если вы откроете сердце чуду и будете терпеливы, если в эти волшебные дни посмотрите вокруг глазами, полными звезд и надежд и захотите принять и передать другим драгоценные дары, которые создали своими руками, освятив их Светом Рождества.

Воспитатель:                                                                                                                                          На Рождество наряжают елочку. А почему ее верхушку украшают звездочкой, кто знает? Дети отвечают.

Воспитатель:

Да, правильно. Говорят, что маленькая елочка очень хотела порадовать Младенца Христа, но у нее не было никаких украшений. Ангелы украсили пещеру. Иисус спал в простых яслях.  И случилось еще одно чудо. Звездочка спустилась с неба и украсила собой вершину елочки. С тех пор люди украшают каждый год на Рождество елки для маленьких детей в память о первой елке – той, которая была украшена настоящей звездой с неба.

Выключается свет и зажигается елочка. Дети танцуют .

Произвольный танец под песню «Рождество Христово»  сл. и муз.   Е.Королева

Воспитатель:

Ребята, а кто спустился с небес, и оповестил,  что  родился Иисус?

Ответы детей:

Воспитатель: Да, молодцы, это Ангелы. А вы хотите нарисовать ангелов? Тогда я приглашаю вас в группу.

Результаты проекта

  1. В соответствии с показателями нормативной карты развития, уровень познавательного развития детей группы вырос на 27,2%, а уровень творческой инициативы на 18,2%.                                                                         2.Социальная карта «Статус ребёнка дошкольника в структуре межличностных отношений» показала, что в группе создано благоприятная эмоциональная атмосфера. Наблюдается доброжелательное отношение детей друг к другу, взрослым, желание опекать, помогать малышам.              3.Сформированы устойчивые знания и интерес к истории праздника Рождества Христова.                                                                                             4.Установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, социальными партнёрами благодаря совместной деятельности.                5.Создана предметно-развивающая зона русской культуры в виде мини-музея рождественских подарков.

Итоги проекта:

Родители были активно вовлечены в совместную деятельность с детьми и педагогами, что позволило укрепить семейные связи, а также совместную деятельность педагог + ребёнок + взрослый.

  Заключение:                                                                                                                                          Данная работа в нашем саду (детский сад №44 ) имела большой успех, как у детей,  так и у родителей которые были вовлечены в проект. Советую её использовать именно в виде праздника, т.к. это всегда интересно, как для детей так и для взрослых.  Родителей  увлек процесс изготовления  совместных работ для выставки с детьми и подготовка костюмов к празднику. Они стали больше времени уделять своим детям,  больше общаться с воспитателями.  

На сегодняшний день  можно  сказать, что в нашей группе сложились дружеские отношения с родителями. Использование разнообразных форм работы дало необходимые результаты: у родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей, изменился характер вопросов родителей к педагогам. Выросла активность участия в конкурсах, досугах, праздниках. Повысилось понимание родителей практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.

Таким образом, использование данного проекта в сотрудничестве с семьёй, помогли педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.

Список использованной литературы :

- Шевченко Л.Л «Добрый мир»(православная культура для малышей) методическое пособие под редакцией Антоновой Л.Н. - 2014г.
- Шевченко Л.Л Хрестоматия 4 «Чему мы радуемся? Православные праздники»  под редакцией Антоновой Л.Н. - 2014г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт   дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от17 октября 2013г. №1155) Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. Регистрационный № 30384.


Информационные ресурсы:

http:// www.maam.ru/,   http://50ds.ru/  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: "Социально–педагогическое партнерство семьи и детского сада в современных условиях"

Социально–педагогическое партнерство семьи и детского сада в современных условиях.   Современные условия деятельности дошкольных учреждений ставят взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест...

Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях

Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической...

статья «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях»

В статье затронута  актуальная тема  , т.к при правильном  взаимодействии ГБДОУ и родителей гораздо легче проходит воспитание детей....

Презентация «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях»

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы.В законе РФ «Об образовании» ст.18.п.1определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны зал...

Презентация "Социально педагогическое партнерство семьи и детского сада в современных условиях"

Создание условий для доверительных, плодотворных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения....

«Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях»

Основное условие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО являе...

Воспитание любви к Отечеству и приобщение к народной культуре

Статья "Воспитание любви к Отечеству и приобщение к народной культуре"...