Рабочая программа кружка: «Волшебные ручки»
рабочая программа

 Давудова Индира Шайдабеговна

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность. Она позволяет детям выразить в рисунках, свое представление об окружающем мире.                                        Работа в кружке «Волшебные ручки» - прекрасное средство развития творчества, эстетического вкуса,  умственных способностей, а также конструкторского мышления детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_volshebnye_ruchki.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка:

«Волшебные ручки»

на 2018 – 2019 учебный год

Разработала: воспитатель 

Давудова Индира Шайдабеговна





2019


Содержание:


  1. Аннотация ………………………………………………………2
  2. Пояснительная записка…………………………………………2
  3. Целевые ориентиры на этапе завершения реализации рабочей программы…….5
  4. Календарно-тематическое планирование работы с детьми…………….6
  5. Календарно-тематическое планирование работы с родителями………..9
  6. Список используемой литературы………………………………………10

Аннотация

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность. Она позволяет детям выразить в рисунках, свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему, а видя готовые рисунки, дети сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них развиваются аналитические способности. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).

Работа в кружке «Волшебные ручки» - прекрасное средство развития творчества, эстетического вкуса,  умственных способностей, а также конструкторского мышления детей.

Дети знакомятся с новыми материалами, выразительными возможностями, их свойствами,  приобретают навыки работы с ними, что влияет на умственное развитие. Воспитанники на практике воплощают интересные замыслы, предвидят конечный результат, который найдет свое применение в качестве подарка или украшения помещения.

Предлагаемое планирование деятельности обеспечивает не только последовательное, рациональное распределение программного материала, но и освоение, а также непрерывное совершенствование выполнения всех видов и заданий по изобразительной деятельности и декоративно-прикладному искусству.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Её реализация рассчитана на 52 календарных недели (35 недель в учебном году), и включает в себя 1 период непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного периода НОД в группе 5-7 лет , 20-30 мин.


Пояснительная записка.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Направленность программы.

Представленная программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование «культуры творческой личности»: развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности.

Причины создания программы.

Основной причиной для создания программы явилась необходимость интегрированного подхода в художественно – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

Новизна программы заключается в реализации системы воспитания и обучения на базе ДОУ детей, способных к использованию многообразных нетрадиционных техник в самостоятельной творческой деятельности.

Актуальность:

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Рабочая программа «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития детского творчества» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.

При реализации программы ежемесячно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка.

Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом.

Цель:

Создание условий для развития творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям.

Задачи:

  1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
  2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
  3. Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности.
  4. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
  5. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию.

Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.

Реализация программы рассчитана на 52 календарных недели (35 недель в учебном году), и включает в себя 1 период непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного периода НОД в группе 5-7 лет 20– 30 мин.

Форма и методы реализации программы:

  • Групповая и индивидуальная работа с детьми;
  • Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;
  • Тематические развлечения;
  • Мастер-классы с педагогами и родителями;
  • Консультации для родителей и педагогов;
  • Родительские собрания с использованием ИКТ;
  • Публикация информации на сайте ДОУ;
  • Оформление предметно-окружающей среды.

Принципы организации:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • учёт возрастных и психологических особенностей детей;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • игровая форма подачи материала;
  • сотрудничество Организации с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинстваактивно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре, ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами.
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желанийпостроения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.


Тематический план работы кружка « Волшебные ладошки» на 5-7 лет (старшая и подготовительная к школе группы),

Месяц

Тема

Цель

Материалы

Сентябрь

«Осенние листья» «Мой осенний город (коллаж)»

«   «Воздушные шарики»

Познакомить с техникой тиснения. Тиснение

-Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них.

-Уметь выражать в рисунке своё отношение к любимому городу.

-Закрепить умения рисовать дома ближе, дальше, автомобили.

Познакомить детей с техникой монотипии.

Продолжать учить рисовать предметы круглой формы, закреплять знания цветов, развивать внимание, речь.

Альбомные листы, гуашь Альбомные листы , акварель, восковые мелки, вода, клей, вырезанные фигур

Октябрь

«Превращение гусеницы»

«Осень золотая» «Волшебное превращение тарелки» «Старое золото»

-Познакомить с новым приёмом рисованиятампонирования. -Использовать в работе различные сухоцветы                         -Учить составлять изображение животного с помощью картонной тарелки, цветной бумаги, красок.                           -Развивать фантазию                               -Научить использовать нетрадиционные материалы, для получения интересного фактурного изображения                                        -Закрепить умение детей пользоваться техникой монотипией.                                            -Познакомить детей с симметрией на примере бабочки. Развивать пространственное мышление.

Альбомные листы, гуашь, клей, кисти, вырезанные заготовки цветов из открыток, сухоцветы. Картонная тарелка, цветная бумага, гуашь, кисти, клей, ножницы Альбомные листы, клей ПВА, гуашь золотого цвета, губки для обуви (чёрная)

Ноябрь

«   «Превращение ладошки»                              »    «Это мамочки портрет!»                                        «   «Костовские мотивы»

-Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество.                                           -Развивать цветовосприятие и мелкую моторику. Уметь самостоятельно подбирать материалы для украшения портрета мамы. Развивать фантазию. Познакомить с Жостовской росписью, уметь самостоятельно составлять узор и расписывать красками. Ра

Рисование ладошкой Альбомные листы, гуашь, палитра, кисти, вырезанные цветы и искусственные, бусины, пайетки, листы для акварели, вырезанные силуэты подносов , цветов и листьев, гуашь, палитра , кисти

Декабрь

  1. Зима пришла

 «Ледяные цветы снежной королевы». «Подарок Деду Морозу»

Познакомить детей с техникой рисования солью. Развивать образное мышление. На примере стихотворения воспитывать в детях чувство ответственности за свои поступки. Знакомить со свойствами воды (экспериментальная деятельность).                                     -Познакомить с нетрадиционным приёмом рисования - рисование свечой. -Развивать фантазию.                           -Упражнять детей в получении различных цветовых оттенков --Учить составлять праздничную композицию (открытку) к празднику. -Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с изобразительными материалами

Рисование солью

Альбомные листы, акварель, свечи, кисти. Цветной картон, объёмные фигурки, гуашь, кисти, блескгель, пайетки Цветной картон, гуашь, вырезанные фигурки, клей, блёстки, гель-блеск

Январь

     «Морозное окно»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Ск «Сказочное царство.

     «Волшебное государство»

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования по трафарету. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры.                                                       -Уметь использовать различные художественные материалы для изображения сказочных замков и дворцов -Учить составлять красочные картинки с помощью кусочков цветной бумаги.

Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование по трафарету Альбомные листы, гуашь, перламутровые краски, кисти, силуэты замков, клей, различные пайетки.

Февраль

     «Подводное царство»

«Полярная ночь»                 «Сказочный лес»

Совершенствовать умение в нетрадиционных техниках «Рисование по мокрому» и «Рисование ладошкой». Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение.

Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности, используя технику рисования зубной щёткой.                                                    -Вызвать интерес к сказочному образу леса.                                                -Развивать фантазию и оригинальность в своей работе

Рисование ладошкой, рисование по мокрому

Рисование зубными щётками         Альбомные листы, акварель, гуашь, восковые мелки, кисти.

Март

     «Подарок маме»

«Бал цветов!»                                «Дождь и радуга»

-Учить украшать цветами и рисовать пальчиками. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений.

Учить составлять гармоничную композицию из цветов

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования — рисование по сырому. Учить подбирать колорит красок. Передавать в рисунке настроение

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Цветной картон, гуашь, клей, кисти, вырезанные заготовки цветов из открыток, сухоцветы, пайетки Рисование по сырому

Апрель

     «Ну-ка клоун рассмеши!»

    «Курочка и цыплята»

«Космические дали»

«Анютины глазки»

-Учить создавать смешные образы клоунов с помощью различных подручных материалов

-Продолжать учить рисовать, используя технику отпечатывания.               -Учить составлять сюжетную композицию.               -Развивать творческое воображение детей.

-Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету.                -Развивать цветовосприятие.                         -Упражнять в рисовании с помощью данных техник. Познакомить детей с новой техникой ниткографией.

Альбомные листы, акварель, гуашь, кисти, различные материалы для творчества

Отпечатывание поролоном и скомканной бумагой

Набрызг, печать поролоном по трафарету

Ниткография

Май

     «Салют»                                                            -    «Мир похож на цветной луг!»

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой «Набрызг».                                            -Учить заполнять всё пространство листа.                             -Создать условия для свободного экспериментирования с гуашевыми и акварельными красками.                                                       -Развивать фантазию

Набрызг Силуэты бабочек, гуашь, гель- блеск, пайетки, клей, кисти, альбомные листы

Календарно-тематическое планирование работы с родителями в рамках рабочей программы на 2019 – 2020 год

«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Месяц

Тема

Форма проведения

Сентябрь

«Роль рисования в развитии старшего дошкольного возраста»

Информация на сайте ДОУ

Октябрь

«Как научить ребенка рисовать?»

Родительское собрание

Ноябрь

 «Развитие творческих способностей детей в игре и в быту»

Анкетирование

Декабрь

«Что таят детские рисунки?»

Консультация в приёмной

Буклеты для родителей

Январь

«Необычными вещами мы рисуем без труда»

Мастер-класс

Февраль

«Увлекательное рисование»

Папка-передвижка

Март

«Несколько советов по развитию творческих способностей детей»

Памятки для родителей

Апрель

«Наш семейный портрет»

Выставка рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках, изготовленных дома совместно с родителями.


Основная литература.

  1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
  2. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
  3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256с.
  4. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
  5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
  6. Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
  7. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
  8. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
  9. Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
  10. Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.
  11. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. – 112 с.
  12. ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
  13. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
  14. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.


Дополнительная литература

  1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры: Родничок, 1999, - 47 с.
  2. Доронова Т.Н. «С утра до вечера» - С - Пб., Детство-Пресс, 2002г. (рабочая тетрадь для самостоятельной деятельности детей);
  3. Затеева Е. В. «Малыш в мире искусства родного края»: Барнаул, 2007.
  4. Новикова Е. Н. 2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок: М., 1999., - 265 с.
  5. Образцова Т. Н. Логические игры для детей: М., 2010., - 184 с.
  6. Соколова Ю., Нитылкина Е. Игры с пальчиками: Эксмо, 2002, - 24 с.

Хрестоматия по детской литературе под редакцией М. К. Боголюбской:

Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Волшебные ручки" для детей младшего возраста

Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку. В.А. Сухомлинский...

Рабочая программа кружка "Очумелые ручки"

Рабочая программа кружка расчитана для детей в возрасте от 4 до 7 лет на 3 учебных года. Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании адекватных представлений ...

Рабочая программа кружка "Очумелые ручки"

Цель программы:- формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности;- развитие самостоятельности анализа и мышления;- воспитание лю...

Рабочая программа кружка "Очумелые ручки" для детей 3-4 лет

Данная программа содержит годовой план работы кружка "Очумелые ручки" для детей 3-4 лет....

Рабочая программа кружка“Волшебные ручки” на 2020/21 учебный год воспитателя Ибрагимовой Зульфии Давлетгараевны

Пояснительная запискаВ настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движен...

Рабочая программа кружка "Волшебные ручки".

Работа кружка "Волшебные ручки"...

Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...