Деловая игра: «Как воспитать инициативного, самостоятельного и ответственного ребенка»
учебно-методический материал

 «Что такое инициатива?

Это то, что человек делает так,

как надо, хотя его об этом не просят. »

Элберт Грин Хаббард

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx43 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра: «Как воспитать инициативного, самостоятельного и ответственного ребенка»

 «Что такое инициатива?

Это то, что человек делает так,

как надо, хотя его об этом не просят. »

Элберт Грин Хаббард

  1. Ритуал приветствия:

«Я сегодня вот такая»

 Цель: создание положительного эмоционального настроя группы.

 «Комплименты»

Цель: создание положительного эмоционального настроения.

Передавать мяч друг другу делая при этом комплименты

Социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, ребенок способен к волевым усилиям, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, ребенок способен к принятию собственных решений.

2.Игра- ассоциация «Что такое инициатива и самостоятельность?»

Цель: усиление познавательной активности педагогов, определение формулировки понятия.

Участники по кругу дают определение понятия «самостоятельность, инициатива- это…»

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в  инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

По определению в «Советском энциклопедическом словаре», инициатива — (от латинского initium — начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

В «Справочнике по психологии и психиатрии детей и подростков» инициативность определяется, как «характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности — поведении, осуществляемом на внешние стимулы. Инициатива, инициативность — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

3.Упражнение « Черты инициативной личности»

(Ведущий раздает на полосках бумаги разные варианты ответов, участники выбирают лишь те, которые правильные)

  • развитая эмоционально-волевая среда
  • боязнь  порицания, наказания
  • замкнутость
  • произвольность поведения
  • пассивность
  • самостоятельность
  • общительность
  • стремление к самореализации
  • отсутствие творческого воображения
  • творческий подход  к деятельности
  • несамостоятельность
  • познавательная активность
  • ожидание  указаний воспитателя

4.Упражнение «Где проявляется инициатива»»

Где может проявить свою инициативность дошкольник? Предлагаю выбрать те ответы, которые на ваш взгляд характеризуют проявление инициативы. (Ведущий раздает на полосках бумаги разные варианты ответов, участники зачитываю лишь те, которые правильные)

Варианты ответов:

  • -исследовательская деятельность,
  • -коллекционирование,
  • -уборка игрушек,
  • -застегивание пуговиц,
  • -выполняет прямые указания взрослого,
  • -задание по образцу,
  • -сюжетно- ролевая игра,
  • -коммуникативная игра,
  • -игра – импровизация,
  • -моделирование,
  • -просмотр телепередачи.

В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью.

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности может стать условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.
Инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности. Следует отметить, что инициативность ребенка может заблокироваться, если родители, воспитатели не будут позволять ему действовать самостоятельно, если они постоянно и чрезмерно наказывают его. У значительной части детей наказание вызывает чувство вины, что препятствует развитию любознательности, инициативности и произвольности. Ребенок начинает ощущать собственную никчемность, ему не хватает решимости постоять за себя, он становится зависим от родителей и сверстников, что в дальнейшем может привести к глубинным личностным изменениям.     

Инициатива вообще определяется как первый шаг. Если следовать этой логике, то инициатива детей – это вообще врожденное качество, потому что, чтобы они ни делали, – это все “первый шаг”, всё впервые. Получается дети от природы инициативны? Но тогда почему взрослые так стремятся эту инициативу детей воспитывать?

И действительно, ребенок с интересом делает первые шаги, с удовольствием познает окружающий мир квартиры и детской площадки. Но с возрастом все чаще родители одергивают его: “не трогай”, “брось”, “не ходи туда”, “сиди тут”, “помолчи”. В таких условиях инициатива детей, увы, не развивается.

Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте. Начиная с кризиса трех лет и появления феномена “я сам”, наиболее благоприятный, самой природой установленный период – это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности важно не запрещать этот процесс. Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень и очень близкие. Самостоятельность ребенка – это само осуществление какой-то деятельности, делание, это процесс. Тогда как инициативность – это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Вспомните, как тяжело тащить машину или паровоз какому-нибудь тяжеловесу, но столкнуть его с места в несколько раз тяжелее. Поэтому инициативность – это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению. Но опять же не нужно путать инициативность с импульсивностью. Импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу под влиянием влечения, страсти, внезапно вспыхнувшего желания. Инициатива же чаще осознанна, т.к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли, умения планировать.

Где развивается инициатива ребенка?

ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности.8

Дошкольный возраст – очень важное время для развития инициативности.  Для развития инициативности важно также поддерживать инициативу детей в трудовой деятельности. Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания ребенка помочь маме помыть посуду или папе – закрутить шуруп. Тут важно, во-первых, не бить по рукам, когда ребенок “лезет помочь”. И во-вторых, не вздыхать “инициатива наказуема”, когда ребенок в чем-то ошибся.

Инициатива детей также очень часто проявляется в общении. Для развития инициативности необходимо поощрять желание ребенка говорить, разговаривать и вступать в контакты. А то получается как в старом анекдоте – “сначала мы учим детей ходить и говорить, а потом сидеть и молчать”. Согласна, инициативный разговорчивый ребенок – это иногда испытание для родителей, и нужен очень большой такт, чтобы прервать его словесный поток в общении с окружающими.

Развитие инициативности детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Рисование, лепка, конструирование, создание поделок активно помогают ребенку самовыражаться и инициировать творческие порывы.

Итак, инициативность – это умение увидеть в ситуации шанс изменения. Развитие инициативности у детей требует, как минимум, энергичности и активности ребенка (лень и инициатива рядом не уживаются), а также определенной смелости и рискованности.

 Какая деятельность наиболее главная? Развитию инициативы детей очень способствуют различные игры. Именно игры – подвижные, интеллектуальные, коммуникативные – будят мышление и дух ребенка, активизируют его ресурсы и потенциалы. Кроме того, очень важным является тот момент, когда ребенок САМ инициирует игру – со взрослым или другими детьми

Действительно, только в интересной содержательной деятельности проявляется инициатива и самостоятельность, ведущей из которых является  игра. Игра является универсальной формой работы и выступает как основное средство развития этих качеств. 

  • Составление игрового практикума

Все вы знакомы с играми, которые используются в педагогической практике, предлагаю составить игровой практикум (участники разбирают цветные полоски с названиями игр, затем объединяются в компании по цвету полосок).

сюжетно- ролевые,

режиссерские,

театрализованные,

игры со строительным материалам,

игры- эксперименты,

игры- фантазирования,

игры с правилами,

спортивные,

развивающие,

словесные,

дидактические.

Все эти игры способствуют решению ряда задач.

Давайте определим их вместе с вами.  Отметьте галочкой только те задачи, которые, по вашему мнению, могут быть решены в процессе игровой деятельности.

  • формировать умение подбирать точные по смыслу слова.
  • развитие произвольного внимания
  • развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу
  • учить решать арифметические задачи
  • активизировать внимание, развивать мышление, речь
  • установление последовательности событий
  • развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов
  • учить способам выполнения задания по образцу
  • формировать умение сравнивать, классифицировать
  • установление игровых правил
  • учить порядковому счету
  • использование выразительных средств
  • формирование навыков общения
  •  формирование навыков совместной деятельности
  • умение действовать по правилам
  • умение выполнять роли в игре
  • учить правила безопасного поведения с опасными предметами
  • формирование умения вступать в разговор
  • формирование умения выражать свои эмоции с помощью мимики и жестов; воспитание эмоциональной отзывчивости
  • взаимодействия в коллективе.

Все игры способствуют развитию активности, таких умений, как целеполагание, планирование, контроль, прогнозирование, помогают детям овладеть навыками, свойственными для трудовой, художественно-творческой, познавательной деятельности. 

Итак, мы с вами определили задачи, которые решаются в процессе игровой деятельности. 

Существуют специальные игры и игровые упражнения, в процессе которых ребенок учится подражанию, эмоциональной поддержке, проявлению заинтересованности, развитию творчества, помогают ребенку сформировать актуальный субъектный опыт, который будет обеспечиваться опытом познания мира, своих возможностей и управления своими усилиями.

 Игры на развитие познавательной активности

  • Игры на внимание
  • Игры на ориентировку и достижение цели
  • Задания на развитие воображения
  1. Презентация игр
  • Игры на развитие познавательной активности.

Они характеризуются познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:

 – в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

 – намечать план действий;

 – отбирать способы решения поставленной задачи;

 – добиваться результата и анализировать его.

Игра: “Времена года”

Цель: – учить детей определять времена года по картинке, обосновывать свое мнение, учить устанавливать причинно-следственные связи.

Выбрать то, что соответствует данному времени года. Помогать друг другу, подбирать картинки к соответствующему времени года комментировать, что на них изображено.

Игра «Да-Нетки» поиграть или Опиши предмет

Цель: учить задавать открытые и закрытые вопросы. 

Содержание: на столе стоит сундучок, в котором лежит  предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают о цвете, форме, качестве, свойствах этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке. На все вопросы нужно отвечать только «да» или «нет».

Имитационная игра «Угадай, что я загадала». 

Ведущий загадывает слово «Слон», участники задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только « да» или «нет», пока дети не угадают задуманное.;

  • Игры на внимание.

 

Внимание – это важнейшее качество, которое необходимо для отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Детям трудно сосредоточиться на однообразной, малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.

 

Игра «Слушаем и хлопаем»

Задача игры: развитие избирательности внимания, мышления.

Детям предлагается слушать внимательно и хлопнуть в ладоши, когда услышат среди называемых слов название животного. Набор слов может быть таким:

Ёлка, ландыш, слон, ромашка.

Кукла, заяц, гриб, машина.

Виноград, река, лес, белка.

Лыжи, жираф, самолет, ваза.

По аналогии можно использовать названия растений, игрушек и т. д.

-Одну игру из этого направления мы проиграем. Игра проводится с участниками

  • Игры на ориентировку и достижение цели. 

Ориентировка эта требует всегда решения трех задач: постановки цели и выбора маршрута движения (выбор направления); сохранения направления в движении и достижения цели.

Игровое упражнение «Холодно – горячо, вправо – влево»

Цель: научить детей ориентироваться в пространстве сначала по словесным указаниям взрослого, затем по плану – схеме. 

Содержание: ребенок прячет условный предмет (игрушку), а затем с помощью команд типа «шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами « горячо, холодно».

Игра «Несуществующее животное»

Цель: развивать творческое воображение детей. 

Ход игры: Если существование рыбы – молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: ” Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? ” 

Игра «На что похожи облака?» играем

Дети рассматривают карточки с облаками разной формы и угадывают в их очертаниях предметы или животных. При этом они отмечают, что облака бывают разные не только по  цвету, но и по форме.

-Одну игру из этого направления мы проиграем. Игра проводится с участниками

Запрещенное движение, море волнуется, изобрази животное, 

Заключение.

Упражнение «Дерево успеха» 

У вас на столах лежат ленточки  трех цветов, давайте украсим дерево. Кто взял, что-то новое для себя – украсьте дерево зеленой лентой; кто считает, что было интересно – красной; кто считает, что было неинтересно – желтой. Наш мастер – класс закончился.  Мне приятно видеть, что ваши представления о формировании активности и инициативы через игру значительно пополнились, я думаю, вы будете использовать их в своей практике. А вам  я приготовила небольшие буклеты с набором игр на формирование активности и инициативы. Надеюсь, что они пригодятся вам в вашей работе.

 

Спасибо всем за работу.

 

 

  • -исследовательская деятельность,
  • -коллекционирование,
  • -игра с правилами,
  • -уборка игрушек,
  • -застегивание пуговиц,
  • -выполняет прямые указания взрослого,
  • -задание по образцу,
  • -сюжетно- ролевая игра,
  • -коммуникативная игра,
  • -игра – импровизация,
  • -моделирование,
  • -просмотр телепередачи.
  • развитая эмоционально-волевая среда
  • боязнь  порицания,наказания
  • замкнутость
  • произвольность поведения
  • пассивность
  • самостоятельность
  • общительность
  • стремление к самореализации
  • отсутствие творческого воображения
  • творческий подход  к деятельности
  • несамостоятельность
  • познавательная активность
  • ожидание  указаний воспитателя

 

Все эти игры способствуют решению ряда задач.

Соедините линией только те задачи, которые, по вашему мнению, могут быть решены в процессе представленных игр.

 

  • сюжетно- ролевые,
  • режиссерские,
  • театрализованные,
  • игры со строительным материалам,
  • игры- эксперименты,
  • игры- фантазирования,
  • игры с правилами,
  • спортивные,
  • развивающие,
  • словесные,
  • дидактические.

 

  • формировать умение подбирать точные по смыслу слова.
  • развитие произвольного внимания
  • развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу
  • учить решать арифметические задачи
  • активизировать внимание, развивать мышление, речь
  • установление последовательности событий
  • развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов
  • учить способам выполнения задания по образцу
  • формировать умение сравнивать, классифицировать
  • установление игровых правил
  • учить порядковому счету
  • использование выразительных средств
  • формирование навыков общения
  •  формирование навыков совместной деятельности
  • умение действовать по правилам
  • умение выполнять роли в игре
  • учить правила безопасного поведения с опасными предметами
  • формирование умения вступать в разговор
  • формирование умения выражать свои эмоции с помощью мимики и жестов; воспитание эмоциональной отзывчивости
  • взаимодействия в коллективе.


Рекомендации педагогам для стимуляции творческой активности.

  1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность).
  2. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
  3. Поощрение высказывания оригинальных идей.
  4. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
  5. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа (нестандартного мышления) применительно к самым разнообразным областям.
  6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
  7. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
  8. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.
  9. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
  10. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

 

Некоторые рекомендации по развитию инициативности и самостоятельности:

  1. Заботиться о том, чтобы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился сделать. Например, если он обнаружит, что фломастеры засохли из-за того, что он забыл надеть на них колпачки, не следует спешить дать ему новые. Пусть порисует недельку-другую карандашами или красками. Каждый раз, когда ребенок со вздохом будет намекать на то, что неплохо бы было поменять фломастеры,  в ответ и высказываю сомнения: вдруг и новые фломастеры проживут недолго? В дальнейшем воспоминания об этом сложном периоде творчества будут мотивировать ребенка следить за состоянием своих вещей, относится к ним  бережно и самое главное, понимание, что за каждое действие приходится отвечать.
  2. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуюсь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.
  3. Объем и содержание обязанностей старайтесь сформулировать максимально конкретно. Например: «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!».
  4. Старайтесь объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые  тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице.
  5. Если ребенок ленится и категорически отказывается покидать свое уютное местечко, попросите  его рассказать о своих дальнейших планах. Эта просьба заставит ребенка задуматься о том, чем можно заняться. Согнать ленивца с места иногда помогает маленькая хитрость. Выразить радость по поводу того, что он сидит и никому не мешает. Затем попросите посидеть там же еще часика два, чтобы мы могли заняться с остальными детьми лепкой животного, рисованием самолета и т.д.. Как правило, уже через несколько минут раздается вопрос: «А можно я тоже с вами?»

 

Способы поддержки детской инициативы.

2-3 года

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
  • отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
  • не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
  • формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
  • побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);
  • поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
  • устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
  • проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и потарапливания детей;
  • для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку;
  • содержать в доступном месте все игрушки и материалы;
  • поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.

3-4 года

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержание инициативы ребенка 3-4 лет взрослым необходимо:

  • создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;
  • рассказывать детям о из реальных, а также возможных в будущем достижениях;
  • отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
  • всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
  • помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;
  • способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
  • в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;
  • не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;
  • учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
  • уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость;
  • всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.

4-5- лет

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является  познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;
  • обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку;
  • создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе “дом”, укрытие для сюжетных игр;
  • при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;
  • не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр;
  • обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. Руководство игрой проводить опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр);
  • привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;
  • побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;
  • читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

5-6 лет

 Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.

Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  • уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  • поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)
  • создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
  • при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты;
  • создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.

6-8 лет

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
  • спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
  • создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
  • обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
  • поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
  • создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
  • при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;
  • проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;
  • презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)

 

Рекомендации по развитию детской инициативы для родителей.

1.Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной.

2.Инициатива — первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить — годы.  Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует узорчики на тетрадях и т.д.). Даже если это увлечение вам кажется бесполезным, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (купите книги по данной теме, поищите информацию в Интернете и т.д.). Только то, что делается с интересом, по-настоящему продуктивно. Если вы поощряете интерес ребенка, он быстрее прислушается к вашим требованиям.

3.Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности — наличие стойкого интереса к ней.
Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только, когда ребенок достаточно уверен в себе.

4.Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как вам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества.

5.Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.

6.Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т.д.). Для ребенка важно видеть вас не только, когда вы занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом. Совершенный родитель для ребенка — недосягаемая крепость, а возможные недостатки вызывают стремление исправить их, превзойти.

  1. Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для ребенка важна оценка его деятельности родителями.

 

Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего ребенка по телефону родственникам — то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить, в общем — творить. Не скупитесь на знаки внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Условия развития инициативности, самостоятельности и ответственности у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их ...

Технология формирования инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников 3-7 лет

Данная технология была модифицирована на основе авторской технологии к.п.н. Г.Б. Мониной «Лесенка РОСТА», направленной на формирование интегративных качеств: инициативности, самостоятельно...

Презентация «Условия развития инициативности, самостоятельности и ответственности у дошкольников в соответствии с ФГОС»

Презентация «Условия развития инициативности, самостоятельности и ответственности у дошкольников в соответствии с ФГОС»...

Деловая игра: «Как воспитать инициативного, самостоятельного и ответственного ребенка»

Социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Какие методы и способы помогут педагог...

Формируем инициативность, самостоятельность и ответственность (технология)

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 3-7 ЛЕТТехнология была модифицирована на основе авторской технологии к.п.н. Г.Б. Мониной «Лесенка РОСТА...