ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «БОС» В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья

Константинавичус Наталья Дмитриевна

Компьютерная программа «БОС», включает в себя 15 занятий по выработке правильного диафрагмального дыхания.  Игровые тренинги имеют продолжительность 7 мин., в блоке «Дыхание» от 7 до 12 минут, тренинг содержит чередование периодов отдыха и работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konstantinavichus.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «БОС» В  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

                                                                                      Константинавичус Н.Д.,

ГБДОУ №39 Центрального района

г.Санкт-Петербург

Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется на всю жизнь. В современном обществе происходят качественные и количественные изменения нарушений в группе детей, объединенных понятием «дети с особыми образовательными потребностями». Помимо количественного роста, они все чаще носят множественный характер, затрагивая как физическую, так и психологическую сферу. Неслучайно в последние годы намечается тенденция более бережного и внимательного отношения к психике дошкольника.

Поэтому одним из приоритетных направлений психоло-педагогического сопровождения дошкольников ГБДОУ №39, является повышение эффективности образовательного процесса, развитие положительной эмоционально – личностной сферы, сохранение и укрепление здорового образа жизни у детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью на основе метода биологической обратной связи технологии «БОС».

В основе использования тренажеров биологической обратной связи (БОС) лежит методика диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) – дыхания по Сметанкину, которое помогает научить ребенка сохранять и укреплять свое здоровье. 

Комплексная психолого-педагогическая диагностика помогает организовать и обеспечить единое документальное информационное пространство, в котором возможно практическое интегрированное взаимодействие специалистов (логопедов, дефектологов, психологов, социальных педагогов, врачей), учителей, воспитателей не только в рамках одного учреждения, но и в рамках района, города, области.

Также для развития познавательной сферы и органов чувств,  коррекции нежелательных личностных особенностей поведения ребенка используются всевозможные сенсорные модули находящиеся в сенсорной комнате: световая трубка с пузырьками и плавающими вверх и вниз рыбками; пуф-кресло «ГРУША», принимающее форму тела; светящийся звуковой шар; фонтан во «дворце»; панель «Мерцающее  звёздное небо»; сухой бассейн; подушки для релаксации; световое солнце (сухой дождь);нано – песок;  стол для песочной анимации.

Воспитатели, музыкальный руководитель и педагог-психолог работают в тесном контакте. Технология «БОС» - это современный инструмент для проведения углубленной, систематизированной, комплексной психолого-педагогической диагностики, коррекции, развития и совершенствования высших психических функций и речи у детей дошкольного возраста. Данная программа представляет собой уникальную образовательную программу, которая отражает современные требования, предъявляемые к образовательному  коррекционно – развивающему процессу. Технические параметры программы дают возможность гибко выстраивать структуру каждого конкретного занятия, модулируя и комбинируя методику предполагаемой программы с традиционными методами, учитывая индивидуальный психолого – педагогический профиль развития ребенка, его интеллектуальные, психосоматические и психоэмоциональные особенности. Кроме того, программа предоставляет возможность создания единого информационного пространства, более мобильного передвижения воспитанника внутри него, ставит работу специалистов на качественно новый технический и информационный уровень.

      Компьютерная программа «БОС», включает в себя 15 занятий по выработке правильного диафрагмального дыхания. В ходе обучения правильному дыханию используются программы по изучению детьми дошкольного возраста математики и азбуки. Эти программы получили название «Здоровая Математика» и «Здоровая Азбука», потому что они не просто обучают и сберегают здоровье детей, они эффективно развивают это здоровье в процессе обучения. Математика и азбука тоже включают в себя по 15 занятий. Игровые тренинги имеют продолжительность 7 мин., в блоке «Дыхание» от 7 до 12 минут, тренинг содержит чередование периодов отдыха и работы. Во время отдыха ребенок рассматривает слайды на экране монитора по определенной тематике, например, по темам «Природа», «Животные». Слайды с релаксирующей музыкой в первую очередь помогают ребенку расслабиться, а также переключить свое внимание - диафрагмального дыхания. В периоды работы полностью включен механизм биологической обратной связи по зрительному и звуковому сигналам, благодаря которым ребенок может в игровой форме увидеть и услышать, как работает его сердце под контролем дыхательных движений.

Для контроля правильности выполнения дыхательных упражнений ребенок кладет одну руку на живот, другую - на грудь. При дыхании должна двигаться только рука, лежащая на животе. Одновременно педагог, проводящий обучение, следит за тем, чтобы плечи и грудная клетка при дыхании оставались неподвижными.

Оздоровительная дыхательная гимнастика по методу БОС уникальна тем, что ребенок сознательно участвует в процессе оздоровления организма. Он учится управлять своим здоровьем, дыханием и эмоциями с помощью персонального компьютера. Компьютер превращает тренировку дыхания в увлекательную игру.

Дети, допущенные к компьютеру с яркой увлекательной программой, получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у него большой интерес, желание рассмотреть, действовать, играть вернуться к этому занятию вновь.

Обучение детей по предлагаемой инновационной методике существенно повышает эффективность усвоения детьми учебного материала, положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, улучшает внимание и память, способствует сохранению и укреплению здоровья, помогает ребенку развить необходимые для дальнейшего обучения функции, такие, как организация деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно – пространственное восприятие, зрительно – моторная координация.

После тщательного изучения данной программы, в детском саду началось активное использование БОС – технологий.

В нашем детском саду по технологии «БОС» занимаются дети старшего дошкольного возраста. Тренинги проходят 2 раза в неделю по подгруппам во второй половине дня.

Занятия с детьми дошкольного возраста построены в виде тренинга, проводившегося в три этапа: включение в работу, теоретическая и практическая часть. На каждом занятии вначале проводится психогимнастика, состоящая из упражнений на внимание, на способность к произвольному расслаблению и включенность в работу.

Теоретические тренинги подкреплены наглядным материалами. В конце каждого занятия исходный уровень здоровья воспитанников и динамика его изменения отражается в индивидуальном отчете (паспорте здоровья). Из индивидуальных отчетов формируется групповой отчет (журнал здоровья), отражающий уровень здоровья группы, детского сада. Составной журнала является Карта Развития и Здоровья- итоговые показатели.

Новизна этих технологий состоит в том, что у нас появилась возможность компьютерной оценки индивидуального и группового здоровья воспитанников после каждого занятия БОС.

Как следствие результатом применения этих революционных технологий стали следующие показатели: - выросла стрессоустойчивость воспитанников; - снизился уровень заболеваемости гриппом и ОРВИ (индекс здоровья по саду превысил общегородской и составил 67,3); - улучшилось поведение воспитанников (по данным психологического мониторинга наблюдается положительная динамика даже у детей с агрессивным, гиперактивным поведением); - повысилось качество усвоения программного материала (92% детей имеют актуальный и высокий уровень усвоения программы); - у 80% воспитанников сформировано ценностное отношение к собственному здоровью.

Мы убеждены, что технология БОС наилучшим образом подходит для массового оздоровления детей. Но эта работа не должна быть одномоментной кампанией, она должна реализовываться в преемственности соответствующих программ, которые должны внедряться и в школу.

ЛИТЕРАТУРА

  1. ФГОС ДО // Сборник нормативно-правовых документов в образовании – 2014 - №4 - 275 с.
  2. Кузьмичева О.А. Физиологические основы применения метода биологической обратной связи по электромиограмме // Учебно – методическое пособие. - С-Пб:  НОУ «Институт БОС», 2003. – 85 с.
  3. Слободчикова В.И., Исаева Е.И. Модель образовательного процесса и педагогической деятельности на ступени дошкольного образования / Психология образования человека. Становление субъективности в образовательных процессах. М., Изд-во Православного Свято-Тихонского гуманитарного университета, 2013. – 432с.
  4. Теречева М.Н., Павлова Л.Н. «Программа диагностики, коррекции, развития и совершенствования высших психических функций и речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста с применением комплексной компьютерной коррекционно-диагностической Программы «Цицерон. ЛОГО диакорр» / секция коррекционной педагогики, Протокол № 05 от 23.04.2007 / СПб АППО // рекомендована к использованию Региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга (протокол за № 04-2191/0.0. от 24.05.2007г.) 2007.- 73 с.   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Представлен опыт работы с детьми с ОВЗ по использованию инновационных технологий по охране и укреплению здоровья....

Здоровьесберегающие технологии в системе логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В статье освещается вопрос использования здоровьесберегающих технологий в работе логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу. Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – охрана...

«Применение технологии правополушарного рисования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по признаку нарушение речи».

В каждом ребенке солнце – только дайте ему светить.Кто-то, когда-то, должен ответить,Высветив правду, истину вскрыв,Что же такое трудные дети?Вечный вопрос и больной как нарыв.Вот он сидит, пере...

Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация: В данной статье представлен опыт использования приемов методики М.Монтессори в работе с детьми с ОВЗ.Ключевые слова: дети с ОВЗ, методика М.Монтессори, зона практической жизни, математическ...

Презентация "Метаморфические ассоциативные карты как игровая технология в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья".

Презентация раскрывает возможность применения  метафорических ассоциативных  карт в педагогической деятельности для развития познавательной и эмоциональной сферы детей, их креативности и ком...

«Игровые технологии к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

Игровые технологии к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами....