Проект "Знакомство с творчеством С.Маршака"
проект (средняя группа)

проект расчитан для детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s._marshak.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Знакомство с творчеством С. Маршака»

(средняя группа)

Вид проекта: познавательно-творческий

Продолжительность: краткосрочный (4 недели)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (4-5 лет, воспитатели, родители, работники библиотеки, музыкальный руководитель

Актуальность проекта:

Дети в старшем дошкольном возрасте усваивают получаемую информацию об окружающем мире стремительными темпами. Они интересуются миром чисел и букв; продолжают формироваться нравственные качества; дети учатся общаться в разных социальных ситуациях; появляется устойчивый интерес к книгам, стремление к знакомству с новыми произведениями, желание обсудить и проиграть те сюжеты, которые наиболее привлекли их внимание. В связи с этим творчество С. Я. Маршака наиболее соответствует потребностям в освоении многих сторон жизни ребенком. Писатель большую часть своих произведений посвятил детям. Они насыщены познавательным материалом: загадки, игры, шутки, считалки, сказки, социальные диалоги. Во многих сказках и стихах заключены воспитательные нотки, правила поведения, высмеивание неправильных человеческих качеств. Познакомившись с произведениями писателя, дети начинают использовать в своей речи наиболее понравившиеся строчки. Часто юмор Маршака помогает ребенку и воспитателю выйти из сложной ситуации, посмеяться над собой, задуматься о том, правильно ли мы иногда поступаем.

В связи с вышеперечисленными преимуществами творчества советского писателя С. Маршака была выбрана тема данного проекта.

Цель проекта:

Создать условия для знакомства детей старшего дошкольного возраста с творчеством С. Я. Маршака. Продолжить работу по приобщению к миру художественной литературы, формированию любви к книге, чтобы воспитывать положительные качества характера на примере поступков героев произведений писателя. Обогатить духовный мир детей, помогая видеть драматическое и комическое в жизни, с юмором относиться к некоторым житейским ситуациям. Развивать свободную творческую личность ребенка.

Задачи проекта:

- познакомить с миром произведений С. Маршака;

- обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир;

- развивать познавательные и умственные способности, речь детей;

- формировать эмоционально-образное восприятие произведений;

- способствовать развитию театральной деятельности детей через игры-драматизации;

- приобщить родителей к семейному чтению литературы;

- воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов;

- воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы. Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.

Планируемые результаты:

1. Обогащение предметно-развивающей среды в группе;

2. Формирование воспринимать книгу не только как развлечение, а как источник знаний;

3. Знакомство с библиотечным делом;

4. Оформление в книжном уголке группы выставки, посвященной творчеству С. Маршака (книги, портрет писателя, книги-самоделки, рисунки и поделки);

5. Подбор фонотеки и видеотеки с произведениями писателя;

6. Организация игр-драматизаций и обогащение театрального уголка в группе;

7. Активизация родителей в реализации проекта.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап

- подбор литературы, знакомящей с творчеством С. Я. Маршака;

- оформление презентации для детей «Знакомьтесь: С. Я. Маршак»;

- закрепить знания детей о творчестве детских писателей В. Сутеева, К,Чуковского;

- подбор художественной литературы, иллюстраций, загадок;

- оформление читательского уголка;

- выбор методов и средств для решения поставленных задач и достижения цели;

- включение родителей в предстоящую работу;

- предложить родителям анкету по данной теме с целью выявления у них значения художественной литературы в семье: Читаете ли вы детям книги? Какие книги нравятся вашему ребенку? и т. д.

2. Основной этап

Работа с детьми

А) познавательное развитие

- знакомство с автором и чтение его произведений;

-презентация «Знакомьтесь: С. Я. Маршак»;

- беседа «Сказки и стихи народов мира в переводе С. Маршака»;

-познавательная викторина «Любимые книги К. Чуковского, В. Сутеева, С. Маршака»;

-организованный поход в библиотеку и создание фото-отчета на стенде для детей и родителей «Мы и книга»;

- беседа «Что я знаю о театре»;

- формирование элементарных математических представлений на основе стихотворения «Веселый счет»

- формирование представления о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год»

Б) речевое развитие

- формирование грамматического строя речи, образование форм множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, на основе произведения «Детки в клетке»;

- д/и «Расскажи до конца»; «Что сначала, что потом?»;

- вечер загадок «Всё обо всём»;

- разучивание стихотворений из произведения «Детки в клетке» и «Круглый год»;

-разучивание считалок «Вышли мыши как-то раз», «Я – мышонок, ты – хорёк»;

-чтение сказок С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», а также веселых стихов «Вот какой рассеянный», «Усатый-полосатый», «Багаж», «Почта», «Пожар», цикл «Цирк», «Мастер-ломастер»;

-знакомство с переводами С. Маршака: «Робин-Бобин», «Перчатки», «Три маленькие феечки», «Дом, который построил Джек» и др.

В) социально-коммуникативное развитие.

- разыгрывание диалогов и ситуаций о театральной этике;

-экскурсия в библиотеку, знакомство с профессией библиотекарь;

- знакомство с профессией почтальон на примере стихотворения «Почта»;

- показ инсценировки «Сказка о глупом мышонке» для детей средней группы (дети и воспитатель);

- беседы по произведениям о необходимости соблюдения техники пожарной безопасности («Кошкин дом, «Пожар») ; о правилах поведения с незнакомыми людьми («Сказка о глупом мышонке»);

- закреплять знания о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»

- воспитания правил поведения и безопасности в общественных местах, в транспорте

- организация работы по ремонту книг;

- воспитание любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»

- сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж»

- развитие умения использовать в сюжетно-ролевой игре постройки собственного конструирования «Вокзал»

- развитие умения распределять роли в с/р «Библиотека», «Почта».

Г) физическое развитие

- разучивание игр по сказкам С. Я. Маршака «Уголки», «Горелки», «Чехарда»;

- подвижные игры «Кошки-мышки», «Море волнуется…», «Запрещенное движение»;

-пальчиковые игры «Мыла мышка мышонка мылом», «Слова», «Мышка и кошка», «Что принес нам почтальон».

Д) художественно-эстетическое развитие

- изготовление костюмов, атрибутов и декораций к драматизации по сказке.

-создание коллективной книжки-самоделки «Загадки С. Маршака»;

- рисование «Веселые клоуны»

- обрывная аппликация по мотивам стихотворения «Где обедал воробей?»

- конструирование «Вокзал»

- лепка – коллективная работа «Зоопарк»

- совместное оформление выставки детских работ педагогами и детьми.

-прослушивание аудиосказок «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Багаж»;

-изготовление атрибутов к играм в почту («Конверт») и библиотеку (книжки-малышки)

Работа с родителями

- организация выставки рисунков к произведениям С. Я. Маршака;

- консультация «С. Я. Маршак для детей»;

- домашнее чтение произведений С. Я. Маршака;

- памятка для родителей «Как заучивать наизусть стихотворения с детьми?»;

- помощь в подготовке костюмов к спектаклю «Сказка о глупом мышонке»;

- анкета для выявления уровня сформированности читательских интересов детей;

- родительское собрание на тему «Роль художественной литературы в становлении личности ребенка».

Подведение итогов

Оформили книжный уголок, посвященный творчеству С. Маршака

Познакомились во время экскурсии со спецификой работы библиотеки; дети получили новые знания и впечатления. Результатом посещения детской библиотеки стала организация и проведение с/р игры "Библиотека", создание атрибутов для игры.

Оформление книжки-самоделки "Загадки С. Я. Маршака"

Проиллюстрировали стихотворение из серии "Детки в клетке" "Где обедал Воробей?". Использовали обрывную аппликацию.

Инсценировка "Сказки о глупом мышонке". Показ сказки детям средней группы. Родительское собрание. Тема "Роль художественной литературы в становлении личности ребенка".

Рефлексия

Планирую продолжить знакомить детей с произведениями С. Маршака. В ближайшее время хотелось бы познакомить с пьесой «12 месяцев», ведь эта сказка также богата познавательным материалом, оказывает огромное влияние на нравственное воспитание детей.

Также в планах создать отдельный проект по правилам безопасности на основе произведений «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Мяч», «Мастер-ломастер».

Необходимо продолжить работу по оформлению атрибутов к с/р играм «Почта», «Библиотека», «Вокзал».

В перспективе организация показа инсценировки для родителей по мотивам произведений С. Маршака с участием детей.

Хотелось бы оформить папку передвижку, посвященную творчеству писателя. Также планирую создать лэпбук «С. Маршак для детей». Продолжить знакомство с другими отечественными детскими писателями – Н. Носовым, Э. Успенским, В. Драгунским.

Организовать акцию для родителей «Книга в подарок детскому саду» с целью пополнения уголка для чтения в группе произведениями отечественных авторов.


Приложение

Конспект беседы «В гостях у писателя С. Я. Маршака»

Цель:

• Закрепление  знаний  детей о писателе, его произведениях.

• Продолжать учить детей внимательно слушать стихотворения, отгадывать загадки.

• Развивать артистические способности детей. Воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством Маршака.

Оборудование:

Портрет С. Я. Маршака, книги, иллюстрации к его произведениям.

Ход беседы:

- Сегодня мы с вами отправимся в гости к писателю и поэту С. Я. Маршаку. Взгляните на его портрет. Он прожил долгую жизнь – 77 лет. Его книги знаете вы, знали ваши папы, мамы и даже бабушки и дедушки. С детства всем известны его стихи про веселого пуделя, глупого мышонка, рассерженную барыню, которая сдавала багаж, рассеянного гражданина и многих других. Вот, послушайте отрывки и скажите названия произведений.

1. Стала девочка учить котенка говорить:

- Котик, скажи: мя-чик.

А он говорит: мяу!

- Скажи: ло-шадь.

А он говорит: мяу! -

Скажи: э-лек-три-че-ство.

А он говорит: мяу-мяу!

Все "мяу" да "мяу"!

Вот какой глупый котенок! «Усатый-полосатый»

2. Это что за теремок?

Из трубы идет дымок.

Видно, варится обед.

Есть тут звери или нет?.

Кто, кто

В теремочке живет?

Кто, кто

В невысоком живет? «Терем-теремок»

- Из каких сказок эти отрывки?

- А теперь отгадайте, кому из героев сказки «Кошкин дом» принадлежат эти слова:

Да ведь у нас убогий дом,

Ни печки нет, ни крыши.

Почти под небом мы живём,

А пол прогрызли мыши. (Котенок)

А мы, ребята, вчетвером,

Авось починим старый дом.

Я и печник, и плотник,

И на мышей охотник! (Кот Василий)

Я буду вам вторая мать.

Умею сливки я снимать.

Мышей ловить я буду,

Мыть языком посуду.

Впустите бедную родню! (Кошка)

Физминутка «Старушка и пудель»

Однажды старушка

Отправилась в лес.

(Ходьба на месте)

Приходит обратно,

А пудель исчез.

(Пожимание плечами)

Искала старушка

Четырнадцать дней,

(Повороты головы влево-вправо покачивание головой, обхватив ее руками)

А пудель по комнате

Бегал за ней.

(Прыжки на месте, с руками согнутыми перед грудью)

- А знаете ли вы, что Самуил Яковлевич Маршак перевел для детей много песенок разных народов. Оказывается, Маршак учился в Англии, в Лондонском университете и много ездил по стране. Во время этих поездок он и узнавал разные английские потешки, прибаутки. Мы с вами не смогли бы их прочитать, потому что еще не знаем английского языка. Но Маршак перевел их для нас на русский язык. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

«Робин – Боббин»

Робин-Боббин

Кое-как

Подкрепился

Натощак:

Съел теленка утром рано,

Двух овечек и барана,

Съел корову целиком.

И прилавок с мясником,

Сотню жаворонков в тесте,

И коня с телегой вместе,

Пять церквей и колоколен -

Да еще и недоволен!

«Разговор»

Тётя Трот и кошка

Сели у окошка,

Сели рядом вечерком.

Поболтать немножко.

Трот спросила:

- Кис-кис-кис,

Ты ловить умеешь крыс?

- Мурр,- сказала кошка,

Помолчав немножко.

- Вот эту потешку («Разговор») мы с вами выучим наизусть. (Разучивание.)

А еще С. Я. Маршак сочинял для детей загадки. Попробуйте их отгадать.

Загадки С. Я. Маршака

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седелка на носу?

(Очки)

Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут!

(Мяч)

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела Дуб, дуб,

Поломала Зуб, зуб.

(Пила)

Держусь я только на ходу,

А если стану, упаду.

(Велосипед)

- Самуил Яковлевич писал стихи не только для детей, но и о самих детях.

«Попрошайка»

Ходит, ходит Попрошайка.

Просит, просит:

Дай-ка, Дай-ка,

Дай кусочек пирожка,

Дай глоточек молока,

Полкотлетки, полсосиски,

Полконфетки, полредиски,

Полрезинки, пол-линейки,

Полкартинки, полкопейки.

«Жадина»

- Гриша, Гриша, дай мне нож.

- Ты обратно не вернешь.

- Дай-ка, Гриша, карандаш.

- Ты обратно не отдашь.

- Гриша, Гриша, дай резинку.

- Ты откусишь половинку.

- Гриша, Гриша, дай чернил.

- Ты бы сбегал и купил.

Итог: Дети познакомились с творчеством С. Я. Маршака, с большим удовольствием заучивали стихотворения, у многих возник интерес к творчеству писателя.

Конспект ООД  «Усатый- полосатый котенок»

Цель: Развивать художественно-эстетическое восприятие ребенка средствами художественной литературы. (Произведение С.Я.Маршака «Усатый -полосатый котенок».

 Задачи:

Образовательные:

•        Закреплять знание произведений С.Я. Маршака.

•        Продолжать знакомить детей с нетрадиционными видами рисования (рисование  методом тычка полусухой кистью).

•        Учить детей передавать образ котенка;

•        Обобщить знания детей о писателе, его произведениях.

Развивающие:

•        Развивать зрительно-моторную координацию.

•        Развивать образное восприятие и изображение;

•        Развивать воображение детей, учить представлять себе предметы по их схематическим изображения;

Воспитательные:

•        Воспитывать интерес к литературе;

•        Воспитывать любовь к животным, умение ухаживать за ними;

•        Воспитывать дружеские чувства.

Материал: Книги С. Я. Маршака, иллюстрации к его произведениям, кисть, гуашь разных цветов на каждого ребенка, альбомные листы, вода, картинки с изображением кошки,

Активизировать словарь детей: красивый, пушистый, серый, ласковый, шерстка – мягкая, густая, гладкая;

Предварительная работа: Чтение произведения С. Я. Маршака «Усатый –полосатый котенок», рассматривание иллюстраций к этому произведению, рассматривание картинок с изображением кошек и котят.

Ход ООД:

  Организационный момент. Дети сидят перед воспитателем за столом на стульчиках.

Беседа.

Воспитатель: Ребята, сегодня нам предстоит очень интересная работа, а пока послушайте загадку:

У порога плачет,

Коготки прячет,

          Тихо в комнату войдет,

     Замурлычет, запоет.

                                             (кошка)

-Кто это? Дети. Кошка. Правильно!

Воспитатель: Сегодня мы с вами на занятии продолжим знакомиться с произведениями детского писателя и поэта С. Я. Маршаку.  

Какие вы уже знаете сказки про животных С.Я Маршака?

Дети: сказка о глупом мышонке, сказка об умном мышонке.

Воспитатель: А мы сегодня познакомимся со сказкой про котенка и называется она «Усатый – полосатый котенок»

Послушайте отрывок из сказки, «Усатый – Полосатый котенок»

Жила была девочка.

Как её звали,

Тот и знал

А вы не знаете.

Сколько ей было лет?

Столько зим,

Столько лет,

Сорока ещё нет.

А всего четыре года

И был у неё…Кто у неё был?

Серый, Усатый, Весь полосатый.

Кто это такой? Котенок.

А давайте немного поиграем.

Физминутка.

У нашего котище - огромные глазища,

У нашего котище - длинные усища,

У нашего котище - острые когтища.

Моется котище с каждым днем все чище,

Отмывает мордочку от остатков пищи.

Вечером охотится в чулане за мышами

И играет в ладушки с соседними котами.

Рассказ.

Воспитатель:  Молодцы, ребята. А теперь посмотрите на котенка повнимательнее. Давайте посчитаем, сколько у него лапок?

Дети: Четыре! А сколько, ушек на головке? Дети:  Два. Молодцы! И один пушистый хвостик.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, котята могут говорить?

Дети: Нет!

Послушайте отрывок сказки. Как девочка учит котенка говорить.

Стала девочка учить котенка говорить:

Котик, скажи: мя-чик.

А он говорит: мяу!

Скажи: ло-шадь.

А он говорит: мяу!

Скажи: э-лек-три-че-ство.

А он говорит: мяу-мяу!

Все «мяу» да «мяу»!

Вот какой глупый котенок!

Воспитатель:  Научила девочка говорить котенка? Дети: Нет. Вот какой он глупый котенок, не может говорить.  

Ребята, в как вы думаете, что кушает  котенок. Дети: молоко, сметану, колбасу, мышей.

Послушайте дальше сказку, чем кормила девочка котенка.

Стала девочка котенка кормить.

Принесла овсяной кашки.

Отвернулся он от чашки.

Принесла ему редиски

Отвернулся он от миски

Принесла кусочек сала

Говорит котенок: - Мало!

Вот какой глупый котенок!

Воспитатель: Не ест, наш котенок, овсяной кашки, редиски.

Вот какой глупый котенок!

Физминутка.

Кошка очень хороша

Ходит мягко, не спеша

Сядет, умывается

Лапкой вытирается.

Рисование.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для чего у нас на столе краски? А кистоточки?

Дети: Чтобы нарисовать котенка.

Воспитатель: Давайте, ребята вместе попробуем нарисовать методот тычка полусухой кистью котенка. И чтобы она была у нас усатая полосатая.

На листе бумаге посередине рисуем  котенка.

Воспитатель: напоминает детям правила работы с красками и рисования полусухой кистью.

Воспитатель: (после выполнения работы): Ребята, мне кажется, у нас получились замечательные котята. У каждого получился свой котенок, пушистый, мягкий, озорной ну и конечно усатый полосатый.

Итог.

Воспитатель: предлагает детям вспомнить, чем занимались сегодня, что нового узнали.

Показ и демонстрация работ детьми и воспитателем.

Конспект ООД «Отправляемся в путешествие по произведениям С. Я. Маршака»

Цель: закрепление знаний детей о творчестве детского писателя  С.Я. Маршака.

Задачи:

Образовательные:

- вспомнить названия и содержание произведений С.Я. Маршака;

- упражнять детей в чтении стихов наизусть;

Развиващие:

-развивать память

-Воспитательные:

- воспитывать интерес к литературе, чтению книг, желание познакомиться с новыми произведениями  писателя,

- активизировать словарный запас детей.

Подготовка к занятию:

- чтение произведений С.Я.Маршака;

-оформление выставки рисунков по произведениям С.Я.Маршака;

-заучивание отрывков из произведений.

Материал к занятию:

- портрет С.Я.Маршака;

- иллюстрации из сказок С.Я.Маршака.

Ход ООД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня с вами  необычное занятие, потому  что  мы  с  вами  отправляемся  в   путешествие  на  автобусе (автобус делается из стульчиков). Наше путешествие по страницам сказок Самуила Яковлевича Маршака. Все знают, что С.Я.Маршак детский писатель.

Воспитатель показывает портрет С.Я.Маршака..

Как вы думаете, почему его называют детским писателем? Да, он написал много сказок, рассказов  и стихов для детей.

Ребята, а какие произведения С.Я.Маршака вы знаете?(«Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке»,  «Сказка об умном мышонке», «Вот какой рассеянный» и др.).

Сегодня мы с вами и отправимся в путешествие по всем  произведениям С.Я. Маршака.

Наша первая остановка. Давайте поиграем с вами в игру: «Угадай героя произведения С.Я.Маршака»:

1.Кто пел: «Нет твой голос не хорош,

Слишком громко  ты поёшь (глупый мышонок)

2.Кто стучится в дверь ко мне,

с  толстой сумкой на ремне (почтальон)

           3. Сел он утром на кровать,

           Стал рубашку надевать,

            В рукава просунул руки

            Оказалось, это брюки. (Рассеянный)

4.Ищут пожарные, ищет милиция,

Ищут фотографы в нашей столице

Ищут давно, но не могут найти

Парня какого-то лет двадцати (неизвестный герой)

5.Кто совсем не хочет мыться.

Убегает от корытца

А в углу за сундуком

Моет лапу языком(котёнок полосатый)

6.Я учиться не хочу.

Сам любого научу

Я- известный мастер

Мастер…(ломастер)

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо знаете героев разных произведений  С.Я.Маршака. Отправляемся дальше.

Вторая остановка. А теперь вы должны  угадать, как называется стихотворение:

Воспитатель читает отрывки из стихотворений С.Я.Маршака.

1. «Мой весёлый, звонкий мяч

Ты куда помчался вскачь?

Красный, жёлтый,  голубой ,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал

Ты скакал и звонко хлопал»

(«Мяч»)

2. «Эй, не стойте слишком близко

Я тигрёнок, а не киска!»

                            («Тигрёнок»)

3. «Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: – Нужны пошире,

И не две, а все четыре!»

                              («Слон»)

     4.« Где обедал, воробей?

          - В зоопарке у зверей.

           Пообедал я сперва

            За решеткою у льва.

            Подкрепился у лисицы.

            У моржа попил водицы.

(«Где обедал, воробей?»)

Воспитатель: А у нас опять остановка. Я предлагаю вам немного поиграть. У нас     физкультминутка  «Буратино»:

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развёл

Видно ключик не нашёл

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать

(выполняются соответствующие тексту движения)

Воспитатель: Мы немного поразмялись, теперь продолжим наше сказочное путешествие.

Следующая остановка. На этой остановке нужно  назвать  «Из какого произведения эта  иллюстрация?».

Воспитатель показывает детям иллюстрации из произведений С.Я.Маршака:

(«Багаж», «Усатый полосатый», «Вот какой рассеянный», «Сказка о глупом мышонке», «Мяч», «Тигрёнок»).

Молодцы! А теперь попробуйте отгадать  загадки:

1.Какие цветы нужно было найти в лесу зимой в сказке «12 месяцев»?(подснежники)

2.Что надел  на голову человек рассеянный? (сковороду)

3.Что хранится в тёмном чулане в доме, который построил Джек?(пшеница)

4.Кто из животных приходил укачивать глупого мышонка? (утка, лошадь, жаба, курица, щука, свинка, кошка)

5.Что сдавала дама в багаж?(диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку)

6.Как звали братьев 12 месяцев ?(январь, февраль, март, апрель,  май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)

Воспитатель: На этом наше путешествие по произведениям С.Я.Маршака  закончилось. И сейчас мы с вами возвращаемся в группу..

Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательное путешествие у нас получилось.

Консультация для родителей

«Ребенок и книга» С.Я. Маршак

О творческой манере Маршака можно написать не одну монографию – так велик его вклад в детскую литературу. Его стихи расширяют кругозор ребенка, воспитывают вкус к поэтической речи, помогают ощутить богатство родного языка, выразительного слова.

Дети с удовольствие слушают стихотворную речь: она легко воспринимается на слух, рифмы помогают уловить взаимосвязь понятий, ритм стиха дает ребенку возможность ощутить эмоциональную окраску фразы, всего произведения. В «Усатом-полосатом» проза так ритмична, что органически переходит в стих, и наоборот – стихотворная речь переходит в прозу. Это произведение создает своего рода мост между стихом и прозой, подготавливая ребенка к тому, что не только в стихах, но и в художественной прозе и в обычной речи есть ритм, выразительная интонация, фонетическая характеристика образа. Вместе со своими читателями С. Маршак идет по ступенькам возраста. В этом ему помогает использование всех жанров, всех типов стихотворных произведений для детей: считалки, загадки, песенки, рассказы, сказки. Поэт начинает с самых обыденных понятий и постепенно расширяет их круг. С детьми среднего возраста он говорит более серьезно, стремится показать многообразие жизни, заставляет их видеть дальше, шире, глубже. Бесконечно разнообразны выразительные средства, которыми пользуется Маршак. Рассеянность «Человека рассеянного», его отрешенность от повседневной жизни подчеркивается приемом преувеличения. Характеристика героя лаконична и в тоже время убедительна, ибо рассеянность героя доведена до крайнего предела, до нелепости. Ребенок воочию видит, что только очень рассеянный человек может на ходу надеть сковороду вместо шапки или натянуть себе на пятки перчатки вместо валенок. Юмор, присущий этому стихотворению, усиливается повтором:

Вот какой рассеянный,

С улицы Бассейной!

Он опять поспал немножко

И опять взглянул в окошко…

Рифмы в стихотворениях Маршака большей частью точные. Это обусловлено тем, что дети чаще всего воспринимают стихи на слух. Поэт избегает пышных определений, сложных сравнений. Конечно, в его поэтической речи есть сравнения и метафоры, но они просты и близки ребенку:

Пламя ежится и злится

Убегает, как лисица.

А струя издалека

Гонит зверя с чердака.

Чтобы помочь ребенку глубже проникнуть в смысл повествования, разбудить его любознательность, Маршак пользуется загадкой, намеком, оставляя место детской сообразительности, активному использованию ребенком своих жизненных наблюдений, знаний.

Ненавязчивый намек производит более сильное впечатление, чем любое описание, даже образное.

Прибежала мышка-мать,

Поглядела на кровать.

Ищет глупого мышонка,

А мышонка не видать.

Маршак дает ребенку почувствовать слово, обогащает его словарь, вводит новые понятия, показывает ритмичность словосочетаний. Игра словом у Маршака всегда связана с образом, которому подчинено стихотворение:

Желтый, Красный, Голубой,

Не угнаться

За тобой!

В стихотворении «Багаж» неоднократно повторяются названия предметов, встречающихся детям в жизни:

Диван,Чемодан,Саквояж,

Картина, Корзина,Картонка

И маленькая собачонка

Запомнить их детям легко и весело: они повторяются, как считалочки.

Удачно использование несообразностей, неожиданных комических оборотов:

В рукава просунул руки –

Оказалось, это брюки…

Эти перевертыши близки детскому речевому творчеству. Кажется, что поэт их подслушал у каких-нибудь малышей.

В произведениях С. Маршака для детей многое навеяно фольклором: то это задорная дразнилка, то считалка, то песня, то сказка.

Почитайте с детьми дома произведения С.Я. Маршака:

«Сказка о глупом мышонке», «Усатый-полосатый»,

«Вот какой Рассеянный», «Багаж».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный праздник, посвященный творчеству С.Я.Маршака

Ведущий рассказывает о творчестве С.Я.Маршака, дети читают стихотворения писателя. Родители принимают участие, отгадывая произведения и загадывая загадки. Приходит Рассеянный и играет с детьми. Дети и...

ЛИТЕРАТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ С. Я. МАРШАКА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Тема проекта:«Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей среднего дошкольного  возраста»Актуальность проектаСовременные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писат...

Творчество С.Я. Маршака

Литературный вечер для родителей воспитанников, посвященный творчеству С.Я. Маршака....

Конспект литературного досуга, посвящённого творчеству С.Я. Маршака «Маршак для детей»

Конспект литературного досуга, посвящённого творчеству С.Я. Маршака  «Маршак для детей»...

«Знакомство с творчеством С. Маршака»

Цель: расширение и закрепление знаний детей о жизни и творчестве С. Я. Маршака.Задачи:1. Прививать интерес к чтению.2. Вызвать интерес к творчеству С. Я. Маршаку.3. Воспитывать люб...