Мастер-класс "Утренний групповой сбор"
методическая разработка (старшая группа)

Васильева Марина Михайловна

Утренний групповй сбор -новый подход к организации совместной деятельности детей и педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_utrenniy_gruppovoy_sbor.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер –класс

 на тему

«Утренний групповой сбор»

Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я хочу Вас поближе познакомить с технологией «Утренний групповой сбор», которую мы используем с детьми как в образовательной работе с детьми, так и в режимных моментах,  самостоятельной деятельности детей.

Групповой сбор-это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

Продолжительность группового сбора зависит от возрастной категории детей.

  • В группе раннего возраста 5-10 минут
  • В младшей группе-10 минут
  • В средней, старшей, подготовительной к школе группе до 15 минут

В течение дня групповых сборов может быть несколько:

  • 1-ый утренний сбор- после завтрака, перед занятиями в центрах активности;
  • 2-ой утренний сбор- после деятельности в центрах активности, для подведения итогов;
  • 3-ий –после дневного сна.

Организация группового сбора предполагает: проведение утреннего сбора в установленное время в специально оборудованном месте, при наличии структуры  вовлечении всех присутствующих, а также  с учётом интересов и непосредственного жизненного опыта  детей.

В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дидактические игры как:

  • Календари природы, погоды;
  • Модели недели, месяца;
  • Правила группы;
  • Распорядок дня- всё то, что может являться темой обсуждения.

Необходимо также чтобы под рукой воспитателя был микрофон, звоночек, погремушки, игрушки и картинки.

Вашему вниманию предлагается структура 1-го утреннего группового сбора

  • Приветствие
  • Игра
  • Обмен информацией
  • Решение обучающих задач
  • Презентация центров активности
  • Выбор центров активности и планирование деятельности.

Какие же существуют методы приема и сбора детей: звуковые сигналы, сюрпризный момент, любимая песня детей, дидактическая игра «Пазл», подвижная игра «Поезд», любимая детьми игра проводимая на месте группового сбора, ребёнок-дежурный.

Какие же существуют методы сбора и приёма детей ?

  • Звуковые сигналы- колокольчик, музыкальный инструмент;
  • Любимая песня группы – 1-2- детей начинают  петь, так собираются все дети;
  • Сюрпризный момент –внесение новой игрушки, или приход воспитателя в костюме сказочного героя;
  • Дидактическая игра из серии «Пазлы». Каждый ребёнок приходя в группу получает картинку, затем воспитатель предлагает собрать картинку до начала группового сбора;
  • Подвижная игра «Паравозик» или «Поезд». Воспитатель вместе  с детьми приезжают к месту группового сбора;
  • Любимая игра , затеянная на месте группового сбора.

Хочется Вас поближе познакомить с этапами 1-го утреннего группового сбора.

Первый этап группового сбора - это приветствие.

Цель этого этапа- создание комфортной эмоциональной атмосферы для всех детей, создание единой общности детей, в котором каждый ребёнок чувствует себя принятым и понятым.

Задача педагога –создать положительный эмоциональный настрой на весь день.

Существуют различные виды приветствия такие как: подарки, комплименты, приветствия с передачей предмета,, стихотворные приветствия, пожелания.

Второй этап группового сбора- игра.

Существуют следующие виды игр: пальчиковые, словесные, элементы тренинга, психогимнастика, игры-шутки, игры-фантазии, песни, загадки, скороговорки.

 Третий этап группового сбора –обмен информацией.

Здесь ребенку предоставляется возможность рассказать о том, что его заинтересовало, что интересного он узнал, увидел. Ребенок в свободной обстановке на интересном для его материале учится строить предложения.

Варианты компонентов ежедневных новостей могут быть:

  • Календарные события;
  • Информационные сообщения о программной теме;
  • Планы деятельности на день;
  • Особые объявления( дни рождения, посещение гостей)

При общении с детьми нужно придерживаться следующих правил: запретных тем не существуют, новости не регламентируются их может быть несколько, нельзя насильно расспрашивать ребёнка, с детьми обговариваются правила их формулировки, правила формируются в виде рисунков и схем.

На сообщения детей нельзя ребенка игнорировать, останавливать, нужно реагировать на чувства детей, не оценивать информацию, педагог должен управлять взглядом; когда воспитатель хочет остановить речь ребенка существует универсальный способ сказав: «Так бывает».

Четвертый этап группового сбора-презентация центров активности.

К ним можно отнести: дорожка выбора, выставка, доска выбора, цветок выбора, картограф, индивидуальные листы выбора, индивидуальные маршрутные листы, подвижная игра «Поезд».

Давайте рассмотрим вид «Доска выбора»- это доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях. На доску можно прикрепить крючки, дети вешают бирки своими фотографиями, а цифра в левом углу обозначает то, сколько детей желает заняться этим видом деятельности.

Для выбора очередности детей в центрах активности можно использовать следующие приёмы: выбор ребят по именам на первую букву, по одежде, по цветам глаз, можно использовать считалки, игру-флюгер, микрофон, игрушку..

При организации группового сбора лучше сажать чередую мальков и девочек; если ребёнок активный, то желательно сажать его рядом. Можно обозначать места детей с помощью картинок-маркировок

Какие же формируются умения во время группового сбора?

  • Коммуникативные –умение слушать друг друга, обратиться, умение высказать свое мнение, работать в парах, умение договариваться, решать проблемы с помощью слов;
  • Академические –формируются речевые навыки, обогащается словарный запас, развивается умение работать с информацией, решать творческие задачи, умение самостоятельно пополнить задания;
  • Социальные –формируется терпимое отношение к другим людям, умение задать вопрос, умение выступать перед группой, а самое главное мотивация к учебной деятельности.

При организации 2-го группового сбора дети рассказывают о своей работе, оценивают деятельность других детей.

Структура 3-го группового сбора (вечернего круга)  основана на подведении итогов дня, умению задавать вопросы воспитателя и ребятам, говорить о своих пожеланиях.

Использую технологию группового сбора развиваются следующие знания и умения детей:

  • включенность детей в работу,
  • развивает общий кругозор,
  • развитию коммуникативных умений,
  • каждый ребёнок чувствует себя понятым и услышанным,
  • формируется общий план работы на несколько дней «Паутинка», индивидуализация.

Спасибо всем за внимания. Желаем Вам успехов в вашей педагогической работе!

Мастер-класс

Утренний групповой сбор на тему «Осень»

Материалы и оборудование: стульчики, уголок речевого развития -мольберт с мнемотаблицой «Расскажи об осени»; уголок познавательно-исследовательской деятельности –столик с песком и водой; уголок художественно- изобразительной деятельности- столик с листами и акварельными красками для рисования; доска выбора,

      (Воспитатель звенит в колокольчик, собирает детей вокруг себя)

 Воспитатель: Ребята я очень рада всех вас видеть здоровыми, улыбающимися.

                         Давайте поздороваемся друг с другом нашим приветствием.

Приветствие. 

Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг

Здравствуй, весь наш дружный круг.

Я люблю свой детский сад, в нём полным – полно ребят,

Может - сто, а может – двести,

Хорошо когда мы вместе

Воспитатель: Ребята для вас я приготовила подарки –это картинка к пазлу (раздаёт) . Ребята вам наверное очень интересно, какая картинка у нас получится. (дети собирают пазл -картинку на тему «Осень»)

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста о чём же мы с вами поговорим сегодня?

Дети: об Осени.

Воспитатель: Правильно ребята, присаживайтесь пожалуйста на стульчики, но не забудьте рассаживайтесь чередуясь мальчик и девочка.

Воспитатель: И я присяду с вами в кружок. Посмотрите ребята за окно, какая красивая Осень: деревья в красивых «сарафанах», птички щебечут, воздух чистый и свежий.

Воспитатель: Скажите ребята, а  какая бывает осень? (ответы)

Воспитатель: Правильно, вы сказали осень бывает  радостная и грустная,

ясная и дождливая, слякостная.

-А кто из вас назовёт имена осенних месяцев?

Дети: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.

Воспитатель: Ребята, Осень приготовила вам загадку, послушайте пожалуйста.

                              Падают с ветки,

                        Золотые монетки

Воспитатель: Что же это?

Дети: осенний лист.

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый осенний кленовый листочек. Но от потерялся. Давайте поиграем в интерактивную игру «С какого дерева листок»

                               Интерактивна игра «С какого дерева листок»

Правила: Ваша задача подобрать листок  к дереву и кликнуть его мышью.

Если листок подобран не верно, он останется на месте и покачается. Если листок подобран верно, он переместится в сторону дерева и вас вознаградят апплодисментами.

Воспитатель: А поможет мне выбрать мой друг. Его зовут Гонзик. Вот же он. Давайте с ним поздороваемся. (дети здороваются) Гонзик что-то мне хочет сказать (прикладывает к ушку) . Он говорит, что хочет выбрать в помощники девочку чьё имя начинается на звук «З», песенку комарика, и оно состоит из трёх слогов. Кто же это, вы её узнали?

Дети: Зарина.

Воспитатель: А давайте ребята проверим, действительно ли имя Зарина состоит из трех слогов? (хлопают в ладоши)

Воспитатель: Ирина, скажи пожалуйста, сколько раз ты прохлопала в ладоши?

Ирина: три.

Воспитатель: Правильно, значит мы правильно выбрали помощника для игры Гонзику. Проходи Зарина к компьютеру, а мы тебе будем помогать.

Воспитатель: Молодец, Зарина. Ты правильно подобрала все листочки. Давайте ей дружно все похлопаем.

Воспитатель: Ребята, глядя на этот листик я чувствую грусть, ведь осень уходит и точно такая уже не повторится. Мне хочется узнать, а какое настроение оно вызывает у вас?

Чтобы узнать ваше настроение об этом  замечательном времени года Осень, выясним, когда будем передавать этот осенний букет каждому по кругу, а ваша задача показать своё настроение мимикой, а  мы попробуем отгадать его. А подсказкой для Вас будут смайлики, которые  выражают разные эмоции : радость, удивление, грусть.                                    

                                         Дети передают букет.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что чувствует Галя, прощаясь с осенью?

Воспитатель: Да, разная бывает осень. Для кого-то она вызывает грусть, для кого-то радость. Но каждый из нас хочет, чтобы она запомнилась надолго.

Как вы думаете, как можно сохранить память об осени надолго?

Дети: сфотографироваться на осеннем фоне природы, сделать гербарий.

Воспитатель: Спасибо за ваши предложения, мне они очень нравятся.

Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю всем нам и нашему другу  Гонзику прогуляться по центрам нашей группе и наметить план предстоящей нам с вами работы на эту неделю, а в конце вы выберите тот вид деятельности, которой вы уже займетесь сегодня в самостоятельной работе.

«Центр книги»

Воспитатель: Посмотрите в центре книги оформлена  выставка книг на осеннюю тематику. Вы можете  просматривать иллюстрации к сказкам, рассказам по теме недели «Осень».

«Центр речевого развития»

Воспитатель: Ребята, скажите, что бы вы хотели узнать в этом интересном уголке?

Дети:  варианты ответов.

Воспитатель: Правильно, вы можете повторять разученные ранее стихотворения об осени, а помогут вам картинки. Также можно рассказывать по о сюжетным картинкам, по  таблицам с картинками об этом удивительном времени года.

«Центр дидактических игр»

Воспитатель: В центре детской активности мы можем поиграть в разные игры: шнуровка, в настольную игру «Времена года», домино и многие другие игры.

«Центр музыкальной деятельности»

Воспитатель: А в музыкальной работе мы с вами разучим новую интересную песню об осени. Давайте послушаем небольшой фрагмент, а кто знает слова подпевайте с нами.

«Центр изобразительной работы»

Воспитатель: Посмотрите,а на полочке красоты стоит интересная картина. Вы ее узнали?

Дети: Да . «Золотая осень»

Воспитаель: А кто написал эту картину?

Дети: И.левитан.

Воспитатель: Правильно ы с вами будем знакомиться с репродукциями картин великих художников , которые писали осень. А что мы еще можем поставиь на полочку красоты?

Дети: Самые лучшие работы, котоыре мы делали на занятиях по лепке, аппликации, лепке.

Воспитаель: А в свободное время я приготовила дл вас раскраски на осенню тематику. Давайте пойдемте дальше.

«Центр сюжетно-ролевых игр»

Воспитатель: В этом центре мы можем поиграть в игру «Больница». Так как в это время года происходят много случаев когда люди заболевают гриппом. Я познакомлю вас как можно уберечь себя от этой болезни и свох родных.

«Цент театрализации»

В этом уголке вы можете вспомнить свою любимую сказку Репка перевоплотившись в героев., поиграть в разные виды театра: кукольный, театр теней.

«Центр познавательно-исследовательской деятельности»

Посмотрите здесь у нас с вами много природных материалов: шишки, желуди, семена, листья.

Подумайте, как мы можем их использовать?

Дети: выполнить поделки из шишек превратив их сказочных героев леса, выполнить подлеку из листьев,  и т.д. рассматривтаь альбомы гербирии

«Центр уголка природы»

но это не все подарки, у меня для вас приготовлен сюрприз. Подойдите пожалуйста к доске выбора, на которой прикреплены картинки к разным видам деятельности, которым я предлагаю вам непременно заняться. Это  нарисовать картинку осени, это познавательно-исследовательский центр –где можно поиграть корабликами, это речевой уголок -где вы можете рассказать друг другу об этом красивом времени года Осень. Подойдите к доске выбора и прикрепите свою фотографию к той картинке, чем вы заинтересовались.

Итак. Кто будет конструировать кораблик и играть с ним в воде(отмечает на доске)

         Кто будет рассказывать друг другу об осени?

         Кто хочет нарисовать осенний пейзаж?

Воспитатель: А я на информационной доске буду отмечать с помощью осенних листочков, кто  как спланировал вою деятельность по интересам.

       (дети расходятся по уголкам, занимаются в течение 5 минут)

(В процессе деятельности воспитатель переходит от группы к группе, помогает, подсказывает, направляет деятельность.)

Воспитатель: (Звенит колокольчик), а это значит, что после центров активности дети снова возвращаются на стульчики, в наш круг для подведения итогов -это будет уже 2-ой утренний сбор .

Воспитатель:

  • Зоя скажи пожалуйста где ты  играла?
  • Кому ты можешь рассказать об осени?
  • Ирина, а ты кому хочешь подарить красивый рисунок про осень?
  • Галя и Наташа какие интересные открытия вы сделали, исследуя песок и землю? Кому вы можете рассказать об этом?

 

Воспитатель: Ребята вам понравилось играть?

Также можно провести и третий сбор — после дневного сна.

Ну -ка все встали в круг
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять
Ручками махать
Целый час мы занимались
И немножко баловались
А теперь детвора 
Отдыхать и вам пора!

Спасибо всем за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой сбор по теме "Давайте вместе поиграем!"

Планирование работы на неделю вво 2 младшей группе....

Развитие у детей ключевых компетенций посредством группового сбора.

Поэтапно-творческий план по теме самообразования  на 2012-2013 учебный год....

Доклад " Организация образовательного процесса с применением технологии группового сбора"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДетский сад № 4 «Лебедушка» общеразвивающего видагородского округа Стрежевой (МБДОУ ДС № 4 «Лебёдушка») 636782, Российская Феде...

Консультация для педагогов ДОУ "Технология группового сбора". Педагог Соловьева Наталья Петровна

Групповой сбор в детском саду –время и местообмена опытом, применения знаний, планирования практических дей-ствий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по ихсловам и делам. Иным...

Конспект утреннего группового сбора

Конспект утреннего группового сбора в старшей группе...