Развитие полоролевой эдентичности детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Лысова Галина Юрьевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл microsoft_word_document_4.docx38.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад № 5«Мечта»

Развитие полоролевой идентичности детей дошкольного возраста.

.

Подготовили воспитатели :

Лысова Галина Юрьевна

высшей квалификационной категории

Пендерева Ольга Валерьевна

2021 г.

Полоролевая идентичнось рассматривается как базовый конструкт личности, который оказывает влияние на становление социальной, этнической, профессиональной идентичности, на развитие личности в целом, поэтому данный вопрос остается актуальным и в настоящее время.

Несмотря на большое внимание исследователей, понятия «идентичности», «полоролевой идентичности» не имеют однозначного подхода к толкованию, что обуславливает необходимость анализа сущности данных понятий.

Понятие «идентичность» в психологии является неоднозначным, что обусловлено его природой. По мнению Т. В. Бендас, у данного термина есть две противоположных стороны. Одна сторона означает неизменность во времени, близость к понятию «аналогичный», «тот же самый». Другая сторона близка к понятию самости самого себя, то есть отличительную характеристику, отражающую устойчивость, постоянство и непрерывность

Полоролевая идентичность - одна из базовых характеристик человека, которая формируется в процессе социализации ребенка, основным психологическим механизмом которой выступает полоролевая идентификация. Развитие полоролевой идентичностиэто процесс осознания и принятия себя как человека определенного пола, представления о половых ролях, положительное отношение к себе как представителю определенного пола.

Полоролевая идентификация — это сложный биосоциальный процесс, который соединяет в себе биологическое развитие ребенка как мальчика или девочки, усвоение норм, способов, эталонов полоролевого поведения и развитие самосознания и самопринятия ребенком себя как девочки или мальчика.

На полоролевую идентификацию влияет множество факторов, среди которых можно выделить: полоролевую идентификацию детей с родителями, влияние сверстников, влияние литературных произведений, кино и телевидения. Процесс полоролевой идентификации приводит к формированию половой идентичности. 

Половая идентичность основывается на соматических признаках (образ тела), на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия или несоответствия нормативному стереотипу.

В работах. РепинойТ.А., Коломийченко Л.В. выделено три основных компонента содержания полоролевого воспитания:

  • когнитивный (формирование адекватных представлений о качествах мужественности, женственности, семейных ролях);
  • эмоциональный (формирование положительного отношения не только к своей, но и противоположной роли, полоролевых предпочтений, ценностных ориентации, типичных для пола потребностей и мотивов);
  • поведенческий (воспитание соответствующей полу модели поведения).

Первичная половая идентификация, отнесение себя к мужскому или женскому полу происходит у ребенка в полтора года, когда ребенок уже знает, кто он – мальчик или девочка.

В период от полутора до трех лет дети учатся правильно относить себя, а также других людей к тому или иному полу (девочка, мальчик, дядя, тетя), но понимание детьми половых различий еще существенно ограничено.

Старший дошкольный возраст является важным периодом полоролевого развития, становления полоролевой идентичности. Дети 5-6 лет достигают полоролевой константности, осознают, что их пол постоянен и неизменен. Мальчик, когда вырастет, будет мужчиной, дядей, папой, дедушкой, а девочка, когда вырастет, будет женщиной, тетей, мамой, бабушкой. Старшие дошкольники не только правильно отвечают на вопрос «Кем ты будешь, когда вырастешь, –мамой или папой (мужчиной или женщиной?)», но и аргументируют свой ответ: «мальчики бывают только мужчинами», «мальчик не может быть тетей», «только девочки бывают мамами».

К концу шестого года жизни ребенок овладевает половой ролью, формируется система половой идентичности. В исследовании Христовой Р.Г. установлено, что большинство старших дошкольников положительно относятся к своей половой принадлежности. Основной причиной удовлетворенности своим полом для девочек пяти лет является возможность иметь красивую прическу, одежду.

Для пятилетних мальчиков важны внешний вид, обладание типичными для пола игрушками и спортивные занятия.

У шестилетних детей увеличивается число признаков, которыми они выражают удовлетворенность своей половой идентичностью.

Для девочек 6-7 лет большее значение имеет внешний вид, одежда и аксессуары, а также личностные качества (доброта, ум). Мальчики свое удовлетворение полоролевой принадлежностью обосновывают типичными для мужчин качествами и функциями – силой, смелостью, умением защитить более слабого.

В старшем дошкольном возрасте на фоне более высокой оценки своего пола проявляются и межполовые симпатии, первая детская влюбленность, избирательность в общении с представителями противоположного пола.

У старших дошкольников складываются достаточно определенные тендерные представления о качествах мужественности и женственности, о типичных для пола видах деятельности взрослых мужчин и женщин.

Современные исследования не выявили существенных различий в интеллектуальных способностях представителей разного пола. По результатам отдельных методик на выявление общего интеллекта, превосходство показывали как мальчики, так и девочки.

У девочек не обнаружено непосредственной связи между интеллектуальным развитием и академической успешностью. Для академической успешности девочек более важен вклад вербального компонента интеллекта. При этом задействованность девочками возможностей вербального интеллекта во многом определяется их интересом к занятию и эмоциональным отношением к воспитателю.

Девочка использует свои речевые возможности для достижения высокой оценки, только если предлагаемые задания ей нравятся, вызывают интерес и положительное эмоциональное отношение. Данное явление исследователи объясняют влиянием социальных стереотипов восприятия мужчин и женщин. Учителя, основываясь на представлениях о том, что мужчины более интеллектуальны, а женщины более социально ориентированы, побуждают мальчиков к использованию интеллекта, а девочек, к развитию социальных качеств.

Академическая успешность мальчиков во многом зависит от уровня развития слухоречевой памяти, социального интеллекта. Положительно влияют на успеваемость мальчиков средне - высокие значения личностной тревожности, отрицательно – очень высокие показатели тревожности и агрессивности. На академическую успешность девочек существенно влияет уровень развития произвольности внимания и поведения. Положительно влияют на успеваемость девочек несколько сниженные индивидуальные значения личностной тревожности, негативно-высокий уровень агрессивности и крайне низкий уровень социального интеллекта.

Таким образом, дошкольный возраст является важным периодом полоролевого развития дошкольников, становления полоролевой идентичности. В старшем дошкольном возрасте закладывается система половой идентичности, характеризующаяся единством сознания и поведения. В процессе полоролевого воспитания детей необходимо учитывать не только половую принадлежность, но и тип полоролевого поведения ребенка, степень сформированности полоролевой идентичности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по полоролевой социализации детей дошкольного возраста

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы ...

технология «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»

Технология «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»1.    Значение гендерного подхода в  воспитании  дошкольников.2.    Гендерн...

консультация для воспитателей "Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста"

процесс полоролевой идентификации необходим для полноценного развития личности ребёнка...

консультация для воспитателей «Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста»

Педагог должен помнить, что перед ним не просто дети, а мальчики и девочки, разнополые дети требуют к себе разный подход....

Программа полоролевого воспитания детей дошкольного возраста

ПРОГРАММА ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ЗЕРКАЛО»Автор : Вартанова Ж.В., воспитатель МБДОУ д/с №2 Ставрополь...

Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста

Содержание полоролевого воспитания детей направлено на удовлетворение потребности ребенка в познание себя как представителя определенного пола, самореализации богатства внутреннего мира, женского (муж...