«Кинезиологические упражнения как средство развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи»
статья

Рящина Лидия Викторовна

Кинезиологические упражнения как средство развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кинезиологические упражнения как средство развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи

Опыт работы с детьми школьного возраста с нарушениями речи показывает, что у всех детей данной категории имеются проблемы с письмом и чтением. Это могут быть непосредственно дисграфия и дислексия или же следствие нарушенного звукопроизношения, общего недоразвития речи и прочих нарушений.

Данное явление объясняется тем, что письменная речь – это наиболее сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс, включающий деятельность многих анализаторов. Поэтому этот процесс зачастую берется как один из основных показателей развития речи. И действительно, во многих случаях анализ письменных работ дает основания для предположения речевых нарушений у ребенка.

Для детей данной категории характерны специфические нарушения, выраженные неравномерностью развития сенсомоторных и ментальных функций. При этом трудности в обучении возникают из-за незрелости отдельных функций, дисгармонии развития центральной нервной системы, нарушением межполушарного взаимодействия. 

Дислексия выражается трудностью выражения пространственных представлений, незрелостью графических навыков, слабостью вербально-логического мышления и сукцессивных функций.

Также необходимо отметить отставание в развитии устной речи:

       бедность словарного запаса (неумение актуализировать запас слов при описании и составлении рассказов);

       трудности в усвоении навыков словоизменения и словообразования;

       трудности понимания многозначных слов;

       недоразвитии связной речи;

       использование малораспространенных, простых фраз;

       стилистические ошибки при составлении более сложных фраз.

При анализе научной литературы на тему причин возникновения различных речевых расстройств, нарушения навыков чтения и письма, работы остальных психических процессов, всегда помимо прочих причин фигурирует нарушение межполушарного взаимодействия.

Конечно, подход к коррекции нарушения чтения и письма будет зависеть от причины возникновения, но есть общие методы работы, которые успешно применяются в коррекционной работе. Их одних, конечно, недостаточно для полного исправления дефекта, но они с успехом применяются, как дополнительные методы при различных нарушениях.

Так, например, всем рекомендованы пальчиковая и артикуляционная гимнастика, самомассаж, а также упражнения по развитию межполушарного взаимодействия.

Наука, которая изучает взаимосвязь развития умственных способностей, физического здоровья с применением определенных двигательных упражнений, называется кинезиология.

Эти упражнения работают опосредованно, то есть они не исправляют сами собой все дефекты, но благодаря им у детей концентрируется внимание, повышается работоспособность, дети становятся более подготовленными к движению вперед. Благодаря этому все методы, которые мы используем в каждом конкретном случае с ребенком, становятся эффективнее.  

Успешность кинезиологических упражнений объясняется именно тем, что многие причины недоразвития речевых процессов связаны с биологическим созреванием центральной нервной системы.

Скоординированная работа двух полушарий обеспечивает развитие всех мозговых структур, в особенности коры головного мозга. Эту работу обеспечивает система нервных клеток, называемых мозолистым телом. Оно находится в теменно-затылочной части между правым и левым полушариями и включает в себя несколько миллионом нервных клеток. Именно оно обеспечивает передачу информации из одного полушария в другое.

Отставание познавательной деятельности во многих случаях связано с нарушением связи между полушариями, то есть при нарушении деятельности мозолистого тела, которое приводит к перенагрузкам ведущего полушария и блокировке второго. От этого у детей можно наблюдать: трудности в формировании пространственной ориентации, эмоционально-волевой сферы, совместной работы анализаторов и пишущей руки.

Данный факт подтверждается наблюдениями за детьми, имеющими нарушения письменной формы речи. У большинства из них отмечаются недоразвитие как общей, так и мелкой моторики, а также зрительной и мимической. Это объясняет тесную связь двигательной активности с развитием центральной нервной системы.

Кинезиологические упражнения обеспечивают повышение продуктивности любых коррекционных занятий и приводят к стойким результатам, так как имеют накапливающийся эффект. Под их воздействием в организме происходят улучшения. При этом роль играет интенсивность нагрузок. Чем они выше (при оптимальности для индивидуального случая), тем выше результат. Формируются такие показатели нервных процессов, как подвижность, равновесие, сила, пластичность.

Занятия с применением кинезиологических упражнений приводят к уменьшению дислексических проявлений за счет формирования межполушарных связей и координирующей роли ЦНС, улучшению психических функций.

Кинезиологические упражнения рекомендовано использовать  во время физминуток и перед началом урока, а также педагогам, работающим с учащимися с ОВЗ.

Пример кинезиологических упражнений (педагог выполняет вместе с детьми, постепенно увеличивая время и сложность выполнения):

1.            Ухо-нос

Одна рука – за нос, другая – за ухо. Руки должны пересекаться друг с другом. Выполняется хлопок, а руки меняются местами.

2.            Колечко

Большой палец руки надавливает на все пальцы поочередно. Сначала необходимо выполнять одной рукой, потом – другой, далее – обеими в одном направлении. Усложняется упражнение, когда одна рука выполняет в одну сторону, а вторая – в другую.

3.            Лезгинка

Правую руку зажать в кулак, большой палец отогнуть в сторону, левая рука направлена ладонью вниз и приставлена к кулаку. Попеременно меняются позиции.

4.            Яблочко

Обе руки зажаты в кулак: в одной руке большой палец отогнут наружу, в другой руке – зажат пальцами руки.

Подводя итог, нужно сказать, что данные упражнения полезно будет включить в работу с детьми и логопедам, и психологам, и воспитателям, и учителям начальных классов, и людям всех возрастов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование связной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста

Формирование связнойречидетей дошкольного и младшего школьного возраста...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторик...

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...

Консультация для родителей на тему:" Пальчиковые игры и упражнения - как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Рекомендации родителям как в домашних условиях развивать мелкую моторику  с помощью игр и упражнений...

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры и упражнения — это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторик...