Конспект вводного занятия по обучению детей игре в шахматы
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Соколова Ольга Валерьевна

Занятие направленно заинтересовать старших дошкольников, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий, компьютерных технологий.

Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитывать усидчивость, внимание, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» Пионерского городского округа

Конспект занятия по шахматам

«Приглашение в шахматное королевство»

Подготовила воспитатель

 Соколова О.В.

Пионерский

июль 2019г

Цель занятия: Заинтересовать старших дошкольников, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий, компьютерных технологий.

Задачи:

Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитывать усидчивость, внимание, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Оборудование: магнитная доска с шахматными фигурами, рисунки с изображением шахматных фигур, листы формата А4 с раскраской шахматной доски ,   компьютерные презентации, жетоны для поощрения детей, сундучок с призами, маски  шахматных фигур для каждого ребёнка.

Ход занятия

  1. Организационный момент:

Воспитатель: Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Меня зовут Ольга Валерьевна. Этот час мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

  1. Основная часть:

Воспитатель: Ребята, проходите, рассаживайтесь поудобнее. Вы все любите спорт. Виды спорт бывают разные. Какие виды вы знаете? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! Хорошо, а вы знаете, что есть еще интеллектуальные виды спорта, это спорт в котором выигрывают самые умные. Чтобы нам узнать, как же называется такой вид спорта, нам надо разгадать кроссворд. Вы готовы?

(дети разгадывают кроссворд)

  1. Как солдата нет без пушки,
    Хоккеиста нет без ... клюШки

  1. По воротам ты ударь –
    Не пропустит мяч ... врАтарь

  1. Мы не только летом рады

Встретиться с олимпиадой.

Можем видеть лишь зимой

Слалом, биатлон, бобслей,

На площадке ледяной -

Увлекательный... (Хоккей)

  1. Победитель в спортсоревнованиях,

   Впереди все время только он.

   Как звучит, скажите, гордое название?

   Знают все, что это... (чеМпион)

  1. Просыпаюсь утром рано 
    Вместе с солнышком румяным. 
    Заправляю сам кроватку, 
    Быстро делаю … (з
    Арядку)
  2. Зеленый луг,
    Сто скамеек вокруг,
    От ворот до ворот
    Бойко бегает народ.
    На воротах этих
    Рыбацкие сети… сТадион

  1. Мы, как будто акробаты,

Делаем прыжки на мате,

Через голову вперед,

Можем и наоборот.

Нашему здоровью впрок

Будет каждый... (кувЫрок)

Итоговое слово «ШАХМАТЫ»

Воспитатель: Вот ребята, мы с вами и разгадали наш кроссворд. И узнали еще один вид спорта – «Шахматы»!

 Воспитатель: Послушайте стихотворение:

Учитесь в шахматы играть-

Древнейшая игра,

Она научит побеждать

И закалит тебя.

Научит думать и решать,

Как верный делать ход.

С ней легче будет мир познать

И совершить поход.

Учитесь в шахматы играть

Мудрейшая игра.

Её секреты разгадать

Вы сможете тогда!

Воспитатель: Я предлагаю вам,  познакомится с игрой и ее правилами.

(Демонстрация на магнитной доске)

– Тридцать две незатейливые на вид шахматные фигурки располагаются на шахматной доске. На ней проходят шахматные бои.

–  Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные клетки-квадратики. Это ПОЛЯ. Их всего – 64. Светлые квадратики – БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные квадратики – ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ.

 Появилась эта игра впервые полторы тысячи лет в Индии.

Стать победителем сможет  тот, кто хорошо  изучил, и соблюдает правила.

– По всем шестидесяти четырем квадратам шахматной доски движутся фигуры.

– Впереди  расположены пешки. Они прикрывают собой фигуры.

– По углам стоят ладьи. Именно это наименование носят фигуры, похожие на башенки.

– Коней узнать легко.

– Рядом с конями стоят слоны.

– В середине две самые важные фигуры – король и ферзь. 

Воспитатель: И самое главное это несколько правил, о которых мы должны знать и соблюдать их:

  • Играть надо молча;
  • Игру начинают белые
  • Ходы делают поочередно, и только 1 фигурой
  • Фигуру ставят точно посередине
  • После окончания партии, проигравший, пожимает руку в знак примирения
  • В начале партии партнеры тоже пожимают друг другу руки
  • Главный принцип: тронул - ходи.
  • Ход сделал – руку убрал.

Воспитатель: Ну, что ребята, нам нужно немного размяться.

Спорт ребятам очень нужен!

Мы со спортом очень дружим!

Спорт-здоровье, спорт –игра!

Скажем мы – физкульт-ура!

Раз - поднялись, потянулись.

Два - согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Ну, а шесть – на место сесть.

Воспитатель: У меня есть для вас не большое домашнее задание. Я раздам каждому листочек в клеточку, а вы дома раскрасите его в виде шахматной доски. И принесете его на следующее наше занятие.

Воспитатель: И в завершении нашего занятия я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Ёжик-шахматист».

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» Пионерского городского округа

Конспект занятия по шахматам

«Шахматные фигуры»

Подготовила воспитатель 1 категории

 Соколова О.В.

Пионерский

июль 2019г

Цель: повторение и закрепление шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ), белые и черные поля, знакомство с шахматными фигурами.

Задачи:

Познавательные: закрепить знания детей направлений в шахматной игре, познакомить с шахматными фигурами.

Обучающие: выработать навык работы с шахматной доской, закреплять знания правил игры в шахматы.

Развивающие: развивать логическое мышление, ориентацию на плоскости, способствовать развитию внимания, памяти, усидчивости.

Речевое развитие: обогащение словаря (король, ферзь, ладья, пешка).

Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе, вырабатывать уверенность в своих силах.

 Оборудование: разрезанная картинка шахматной доски, конверт, раскраски с шахматными фигурами, комплект шахмат, демонстрационная доска, кубик с изображением шахматных фигур, черные и белые квадраты,

Предварительная работа: чтение отрывков из книги 

Ход занятия

Воспитатель: (читает стихотворение)

Зовется Шахматной доской

Двухцветная страна.

Ведется в ней упорный бой-

Двухцветная война.

Там обе армии смелы

Борьбой увлечены,

В одной из них бойцы белы,

В другой бойцы черны.

Но разве цвет всего важней?

Выигрывает бой

Тот, кто решительней, умней,

Вот там закон такой.

(стук в дверь-Вам письмо)

Воспитатель: Ребята,  посмотрите  здесь какая-то печать. (корона). Давайте откроем его и прочтем. «Здравствуйте, дорогие друзья! Я - Шахматный король, и знаю, что вы изучаете шахматы. И очень надеюсь, что вы  поможете в моей беде. На нашу страну, Шахмандию, напал злой волшебник и своей волшебной силой разбил все доски и заколдовал все шахматные фигуры. Сохранилась малая часть фигур и осколки доски. Я вложил их в конверт. Помогите нас расколдовать!!!

Воспитатель: Ну что ребята поможем жителям Шахмандии? (ответы детей)

Воспитатель: Сейчас мы с вами ребята попробуем восстановить шахматную доску.

(дети собирают разрезанную картинку шахматной доски)

Воспитатель: Вот и собрали мы с вами шахматную доску, а давайте вспомним, что есть у доски? (ответы детей: клеточки белые и черные, горизонталь, вертикаль, диагональ)

Воспитатель: предлагаю вам ребята поиграть в игру выложи из квадратиков. (дети выкладывают из квадратиков диагональ, вертикаль и горизонталь)

Воспитатель: устали ребята, давайте немного разомнемся.

Ну-ка, пешки, поиграем

Головой мы покачаем,

Вправо-влево, а потом

3-4 приседаем

Наши ножки разминаем.

1,2,3 на месте шаг

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души

На места мы вновь спешим.

Воспитатель: игра «Кубик» (назвать шахматную фигуру, выпавшую на кубике)

Воспитатель: игра «Расставь фигуры» (выставить фигуры в правильном порядке на шахматной доске).

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и вспомнили, как называются шахматные фигуры. Чтобы до конца помочь жителям Шахмандии, нам осталось только определить фигуры по цвету. Каким цветом бывают шахматные фигуры (черные и белые).

Воспитатель: Все верно. Выберите себе любую раскраску по желанию и «расколдуйте» ее.

(Дети раскрашивают фигуры)

Воспитатель: Ну, вот ребята, вы хорошо потрудились, и справились с колдовскими чарами. Теперь Шахматный король и шахматные жители будут счастливы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе с элементами обучения детей игре в шахматы "Путешествие на шахматную планету"

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе с элементами обучения детей игре в  шахматы"Путешествие на шахматную планету".Шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развит...

ПРОГРАММА дополнительной платной услуги «Белая ладья» "Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы" для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет

Рабочая программа «Белая ладья» составлена для детей старших групп на основе авторской программы И.Г. Сухина «Шахматы» рекомендованную Министерством образования Российской Феде...

Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна» Тема занятия: Шахматная страна

МАДОУ МО г.Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»Воспитатель: Савина Е.И.Конспект занятия с элементамиобучения детей игре в шахматы подготовительной группы«Шахматная страна»...

Конспект занятия по обучению детей игре в шахматы

Цель: повторение и закрепление шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ), белые и черные поля, знакомство с шахматными фигурами.Задачи:Познавательные: закрепить знания детей направлений в ...

Конспект открытого занятия по обучению детей игре в шахматы в подготовительной к школе группе "Путешествие на шахматные острова"

Тема; "Путешествие на шахматные острова"Ведущая образовательная деятельность: познавательное развитие.Возрастная группа: подготовительная к школе.Цель: формирование интереса к шахматной игре...

Презентация к открытому занятию по обучению детей игре в шахматы в подготовительной к школе группе

Презентация с фотографиями детей подготовительной к школе группы о прохождении открытого занятия "Путешествие на шахматные острова"...