Консультация: "Игровой подход к формированию двигательных навыков детей дошкольного возраста".
консультация

Сиднина Светлана Валентиновна

Консультация для педагогов дошкольного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx573.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников».

Двигательные способности по определению Э.С. Вильчковского - это автоматизированный способ управления движениями. Движение при повторении в одних и тех же условиях постепенно становится привычным: все меньше приходится думать над тем, как выполнить тот или иной его элемент. Со временем движение автоматизируется. Контроль сознания на стадии навыка не исчезает, а меняет свою роль: больше уделяется внимания условиям и ситуации, в которых выполняется движение, а также творческому решению двигательных задач. Особенно ярко это выражается в подвижных играх.

Подвижные игры, отмечает Н. Н. Кожухова – это сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат. В подвижной игре закрепляются двигательные умения и навыки. По ходу игры возникает необходимость двигаться и действовать во внезапно изменяющихся ситуациях и решать двигательные задачи в кратчайшие сроки, проявляя такие физические качества, как быстроту, ловкость. Возникающие положительные эмоции позволяют ребёнку с большим интересом и более длительное время выполнять физические упражнения, что усиливает их влияние на организм, способствует развитию выносливости. Выполнение правил игры вызывает у детей взаимообусловленность поведения, что содействует воспитанию нравственных качеств (взаимопомощь, сознательная дисциплина и др.). В игре представляется возможность проявить самостоятельность в выборе способа выполнения действия, находчивость, смекалку, выдержку и т. д. Указанные особенности игры позволяют широко использовать её в разных возрастных группах.

По характеристике подвижные игры делятся на четыре вида: сюжетные, бессюжетные, игровые упражнения и игры-забавы.

Сюжетные игры. Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, шофер, пожарный), средствах транспорта (автомобиль поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников или быстрота движений зайцев), наиболее характерные моменты выполнения трудовых действий людьми разных профессий, особенности движения различных транспортных средств служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и взаимоотношения играющих. В некоторых сюжетных играх, действия играющих определяют текстом («У медведя во бору», «Гуси», «Зайцы и волк»). В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба, бег, прыжки (подпрыгивания на месте и с продвижением вперед, спрыгивание с невысоких предметов, перепрыгивания через шнур, линию, маленький кубик), ползание, подлезания.

   Бессюжетные игры. Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным- в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственные роли, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.

 Однако стоит учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами.

  В бессюжетных играх дети выполняют более сложные движения: метания, прокатывание в цель, бросание и ловля. Дети младшего дошкольного возраста такими движениями владеют слабо, поэтому их вначале широко используют в игровых упражнениях, например: «Прокати мяч или обруч», «Попади в воротца», «Подбрось повыше» и другие. Упражняясь в этих движениях, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мячами, шарами, кольцами), у них развивается глазомер, координация движений, ловкости. Участвуя в таких играх, малыши приобретают много полезных навыков. Несмотря на то, что бессюжетные игры используются в работе с малышами не так широко, как сюжетные, дети участвуют в них с большим удовольствием.

   Игровые упражнения. Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнения не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел. Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий («Доползи до обруча», «Попади в воротца»). В физическом воспитании дошкольников важно обеспечить понимание задания, правильное выполнение движений. Широко использовать приемы обучения, основанные на имитации, образности, сюжетности заданий. Во время таких упражнений у воспитателя есть возможность проследить за каждым ребенком и, если у кого-то упражнение не получилось, предложить проделать его повторно. Следовательно, в игровых упражнениях в отличии от подвижных игр более определено выступают задачи прямого обучения. В этом их особая ценность при развитии движений у детей.

   Игры-забавы. В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы. Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные задачи в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ракетку с положенным в нее шариком, и ничего не уронить; ударить по мячу и т.д.). игры-забавы на вечерах досуга и праздниках- веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то же время требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

  Таким образом, для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а так, же привычек и навыков жизни в коллективе.

 

Консультация для

педагогов

«Игровой подход к двигательной активности детей дошкольного возраста»

                   

D:\проект Игровой подход к развитию двигательных навыков\фото\все\20220119_102248.jpg

                                                                                                Подготовила:                                                                                        

                                                                                    Сиднина С.В.

2022 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

таблица развития двигательных навыков детей дошкольного возраста

таблица развития двигательных навыков детей дошкольного возраста...

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность. Мужчины и женщины играют неодинаковую роль в обществе. Особая женская функция продолжения рода накладывает отпечаток на биологию и психологию женщин. Установлено, что представительницы ж...

Программа дополнительного образования ( кружковой работы) "Формирование музыкально- двигательных навыков детей дошкольного возраста ( на материале детского фольклора)

Глава1. Теоритические основы развития музыкально- ритмической деятельности  детей средствами музыкального фольклора1.1 Классификация и основная терминология детского музыкального фольклора1.2 ист...

Консультация для педагогов младших групп «Физкультурная сказка как средство развития двигательных навыков детей дошкольного возраста (с примерами сценариев физкультурных сказок)»

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной об...

Консультация для педагогов: Физкультурная сказка как средства развития двигательных навыков детей дошкольного возраста.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образователь...