МАК карты в работе педагога-психолога
учебно-методический материал

У каждого в жизни бывают случаи, что не только рассказать, но даже думать об этом бывает страшно.

Эти опасения частенько заставляют запихивать свои проблемы в самый дальний и пыльный угол. Но нередко это приводит к ещё большим проблемам.

Что же делать? Брать в руки метафорические ассоциативные карты. Ведь они снижают уровень тревожности, помогают преодолеть внутреннюю защиту и помогают отыскать ответы на волнующие вопросы. А специалисту, использующему МАК как инструмент своей работы, дают возможность создать безопасную обстановку  и «растопить лёд» даже на начальных стадиях работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_metaforicheskie_karty.docx623.52 КБ

Предварительный просмотр:

ВИДЫ МАК (условная классификация)

По школе (созданию)

-Немецкая школа

-Израильская школа
-Украинская школа
-Российская школа

По содержанию

-Картинки
-Картинки +слова
-Слова

По исполнению

-Рисованные
-Фото-колоды

По возможности применения

Универсальные – работают с широким кругом запросов ( Эмоции судьбы, Аллегории, SENS, Дерево как символ человека, Возможности и ограничения, Кто же Я?, Эмоции, Действовать , Дом, Сила времени и др.)

Портретные, архетипичные (Характер и Личность, Персона, Персонита, Лица, Тотем, Тотемные животные, Люди и звери, Яга, Архетипы, Мой внутренний ребенок.

Ресурсные (Точка опоры, Мурчасье, Большая Маленькая Я, Моя женская миссия, Жизнь как чудо, Маленькие радости, Источник, Ресурсы и Силы, Тупики и др.)

Специальные

☼Семейные, для работы с парными отношениями ☼Для работы с травмой, страхами (из сундука пошлого…

☼Для работы с детьми (Ежкины сказки, Кнуты и пряники, Роботы, Сага, Дедушкины сказки, Персонита, Источник, Истоки, Я и все-все-все, Воспоминание о детстве, Семейка Гномс, Мастер сказок, Тинейджеры, Тотем, Люди и звери и др.)

☼Коучинговые (Колесо жизни, КАК,  и др.)

☼Сказочные (Сага, Дедушкины сказки, 1001 ночь, Мерлин, Мастер сказок, Шкатулка доброго волшебника, Мифы, Вещие путеводные сказки, Сказочное место и др.)

☼Прочие (Пути-дороги  и др.)

Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи,

животных, предметы быта, абстрактные картины.

ИСТОРИЯ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ

Метафорическим ассоциативным картам почти 40 лет – в 1975 году канадский искусствовед и художник Эли Раман, желая вынести искусство из галерей и приблизить его к людям, создал первую колоду карт под названием «О» или «OH» (англ. - удивление). В 1983 году психотерапевт Моритц Эгетмейер, с которым познакомился Эли Раман, разглядел в картах «О» столь долго искомый инструмент, с помощью которого возможно подтолкнуть клиента к откровенному разговору о себе и своих проблемах – так возникли Метафорические Ассоциативные карты. Психотерапевт Джо Шлихтер разработал правила и принципы использования карт как психологического инструмента.

Первые карты «О» появились в Германии в 1985 году. Эли Раман и Моритц Эгетмейер представили игры публике в Эссене, когда там проходили дни игр. Сделано это было в изначальном, терапевтически-ассоциативном формате: вслепую вытягивались карты — одна с картинкой, другая с текстом, и нужно было прокомментировать свои  чувства и ассоциации .

Неожиданно Моритцу Эгетмейеру пришла мысль сопровождать картинки историями, чтобы облегчить освоение   нового вида игр. Эта идея явилась толчком, который позже привел к созданию «Саги» (SAGA) — второй колоды метафорических ассоциативных карт.

В нашей стране метафорические ассоциативные карты появились сравнительно недавно. Любовь Мошинская (Израиль), а впоследствии Леонид Тальпис и Татьяна Колошина познакомили Российских психологов с этим замечательным инструментом. 

https://personalgold.by/wp-content/uploads/upl_1604761268_149651_56wfm.jpg

Превью макета метафорических карт Ох-картинки

Принцип использования метафорических ассоциативных карт в групповой работе с детьми.

Важно, чтобы специалист, который является в данном случае одной из ключевых фигур, имел опыт групповой и/или индивидуальной психологической работы и работы с использованием МАК.

При работе ведущему важно проявлять внимание к потребностям каждого из участников, учитывать групповую динамику, а так же уметь адаптировать правила под ситуацию или менять их соответственно обстановке. Не менее важно – подбирать адекватный конкретной работе и возрасту детей набор метафорических карт.

Преимущества использования метафорических карт в игровой форме работы с детьми:

   

  • Игра ассоциируется с весельем и легкостью, что помогает снизить сопротивление и тревожность,
  • Игра ресурсна;
  • Игра позволяет работать на том уровне глубины, который комфортен детям;
  • В игровой атмосфере ребенку легче посмотреть на себя с разных сторон, «встретиться» с собой, позволить себе то, что не позволяется в обычной жизни;
  • Игру ребенок видит и чувствует сам, это помогает пониманию процесса работы, присвоению ценности, авторства и ответственности.

ВАЖНО ПОМНИТЬ!

Основные принципы работы с метафорическими картами можно представить в виде пяти утверждений:

1. Метафорические карты не являются диагностическим средством для психологического заключения, постановки диагноза. Карты могут давать информацию о человеке, психолог может интерпретировать ее, выдвигать свои гипотезы.

2. Метафорические карты – это средство взаимодействия с консультируемым, инструмент работы психолога. А это значит, что успех работы с таким инструментом зависит в первую очередь от навыков и профессионализма психолога.

3. При работе с метафорическими картами важно не давать подсказки, собственные интерпретации. Имеет значение лишь собственный выбор и понимание консультируемого.

4. Для понимания карты лучше ориентироваться на чувства, ассоциации, интуицию, а не на разум и логику.

5. Не стоит делать выводы на основе выбора , нельзя этот выбор оценивать, так как он не может быть "неверным" – для консультируемого это лишь шаг к пониманию себя.

Одна из задач психологической работы в целом – помочь  ощутить готовность брать на себя ответственность за свои действия и выборы, мысли и чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога

Профилактика профессионального выгорания педагогов ДОУ...

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Мастер-класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога»

Цели тренинга:способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию,снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания.Количество человек...

Мастер-класс "Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога ДОУ"

В материале представлен конспект мероприятия педагога-психолога с педагогами, педагогами-психологами на тему «Метафорические ассоциативные картыв работе педагога-психолога ДОУ»....

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ"

Метафорические ассоциативные карты – это уникальный инструмент и помощник практического психолога....

Использование Метафорических ассоциативных карт (МАК) в работе педагога-психолога ДОУ

МАК -  как инструмент работы со всеми участниками образовательных отношенийКонсультации педагогов и родителей (Законных представителей), работа с детьми...

ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате

Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...