самообразование "Мнемотехника"
учебно-методический материал (старшая группа)

Кастюкевич Елена Алексеевна

работа со стихотворениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2021.docx695 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение — МДОУ «Детский сад №185»

Самообразование

на тему: «Применение мнемотаблиц для развития памяти у детей с задержкой психического развития старшей группы детского сада».

2020-2021  (учебный год)

Старшая группа 5-6 лет (возрастная группа)

Кастюкевич Елена Алексеевна, воспитатель

2 года  (стаж работы)

Ярославль, 2020- 2021

Тема: «Применение мнемотаблиц для развития памяти у детей с задержкой психического развития старшей группы детского сада».

Цель: Выявить эффективность использования приёмов мнемотехники. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.

2. Совершенствовать профессиональное педагогическое мастерство, формировать уверенность себе.

3. Разработать перспективный план работы с детьми

4. Ознакомиться с инновационными методиками

5. оформить предметно - пространственную среду в группе в соответствии требованиям ФГОС с использованием мнемотаблиц.

6. подобрать диагностический материал, и провести диагностику в начале и конце учебного года;

7. Принять участие  в вебинарах на образовательных сайтах, по теме самообразования

8. Подготовить материал (папку) для обощения полученных знаний

 

       «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным  ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

                                                                                К.Д. Ушинский

   Актуальность темы:

  Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро.

Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Психологи утверждают: дошкольный возраст сензитивный период, а значит, наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Практика показывает – это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

Старший возраст (5 – 6 лет) самый сложный из-за неустойчивости, быстрой утомляемости и недолговременного внимания. Поэтому, применение наглядных пособий для развития памяти у детей очень актуально и на сегодняшний день

Мнемотехника - эффективный приём обучения. Одним из приемов мнемотехники являются мнемотаблицы. 

     Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение смысловых звеньев. Главное - нужно передать условно-наглядную схему. Мнемотаблица также несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка.

     Использование  мнемотаблиц помогает интересно преподнести содержание изучаемого материала. Хорошо известно, что язык мозга – образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Память – это входные ворота интеллекта.

• Острота детской памяти значительно зависит от того, понимает ли ребёнок смысл того, что запоминает.

• Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций. 

• Подмена мысли памятью – большая ошибка родителей и педагогов, которая способна отбить желание узнавать новое.

                            

Предполагаемый результат

умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы, составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции;

расширение  и обогащение словарного запаса, развитие связной речи; целостное восприятие окружающего мира;

мнемотехники, создание картотеки с мнемотаблицами;

разработка конспектов непрерывно НОД, по развитию речи с использованием мнемотехники;

повышение уровня педагогического мастерства педагога;

повышение заинтересованность родителей и педагогов в использовании приёмов мнемотехники для развития памяти у детей с задержкой психического развития.

Этапы работа по теме самообразования

1 этап: Установочный

Постановка целей и задач, подбор литературы, поиск материалов по данной теме.

2 этап: Теоретический

1.Работа с детьми:

внедрить в работу план по использованию приемов мнемотехники для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста;

оформить для детей мнемотаблицы и схемы;

разработка и реализация ООД.

2.Работа с родителями:

ознакомление родителей с целями и задачами работы дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников;

привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.

3.Самореализация: работа с методической литературой;

подготовка материала для повышения компетентности педагогов и родителей по развитию связной речи у детей;

подбор и систематизация материала, направленная на развитие связной речи дошкольников 5-6 лет.

4 этап: Практический

Работа с детьми (Таблица 1)

Знакомство с символами мнемотехники

Кинезиологическое упражнение «Лягушка»

Результаты мониторинга

Таблицы, дорожки

Перспективное планирование непосредственной образовательной

           деятельности педагога с детьми с использованием мнемотехники

                           

Месяц

                      Тема

                   Цели

Сентябрь

Рассматривание  игрушки

Формировать умение подбирать к игрушке мнемоквадраты с описанием внешнего вида.

Рассматривание картины «Кошка с котятами»

Составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы;

Закрепить знания детей о кошке (внешнем виде, повадках и т.д)

Октябрь

Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Зимовье».

НОД «Осень»

Формировать умение пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей.

Кукольный театр «Зимовье»

Продолжать развивать умение выразительно передавая диалоги персонажей

Ноябрь

Рассказывание об игрушках(собака)

Формировать умение описывать  с помощью мнемотаблицы;

-Развивать навыки диалогической речи.

Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами»

Побуждать к составлению небольшого описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы.

Декабрь

НОД составление описательного рассказа по картине «Таня не боится мороза».

Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы.

Январь

Чтение и пересказ сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Формировать умение перессказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей.

Кукольный театр «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Продолжать развивать умение выразительно передавая диалоги персонажей

Февраль

Рассказывание по набору предметов.

Упражнять:

 в составлении описательного рассказа о предметах с помощью мнемотаблицы;

упражнять в образовании названий посуды.

Составление описательного рассказа по картине «Мама моет посуду».

Составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблицы по картине;

тренировать детей в составлении простейшей мнемотаблицы.

Март

Беседа о транспорте, составление описательного рассказа.

Обогатить и уточнить:

- представление о транспорте;

Помочь составить описательный рассказ про транспорт с помощью мнемотаблицы.

НОД «Правила движения для ребят и зверят»

 Закреплять представление детей об улице,  перекрестке, проезжей части, тротуаре,о назначении светофора для машин и людей. Развивать навыки связной речи, внимание, память с помощью мнемотехники.

Апрель

НОД составление описательного рассказа по картине «Весна».

Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы;тренировать детей в составлении простейшей мнемотаблицы.

Составление описательного рассказа об игрушках.

Закреплять умение составлять описательный рассказ об игрушке с помощью мнемотаблицы.

Май

Беседа о птицах, составление описательного рассказа.

Обогатить и уточнить:

- представление о жизни, среде обитания, внешнем виде  птиц;

Помочь составить описательный рассказ про птиц с помощью мнемотаблицы.

Составление описательного рассказа по картине «Лето».

составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы.

Дополнительные сведения

Большинство детей сталкиваются с различными проблемами:

1. Неумение составлять длинные, сложные предложения

2. Ребенок не может самостоятельно сформулировать логически правильное и завершенное предложение.

3. Систематическое применение нелитературной лексики.

4.. Дошкольник не может самостоятельно сформулировать вопрос и ответ на поставленные вопросы.

5. Ребенок не может строить правильные логические выводы и утверждения.

Для исправления таких проблем часто применяется мнемотехника, которая получила широкое распространение среди воспитателей детских садов.

Инструментарием мнемотехники являются мнемотаблицы.

Изучая представленные изображения, ребенок может быстро запоминать и воспроизводить текстовый материал, что помогает развитию памяти дошкольников с задержкой психического развития.

Благодаря тому, что в процессе изучения применяются красочные схемы, дети учатся строить грамматически правильные, логически

1. Первая мнемотаблица для заучивания стихотворения С. Я. Маршака "Тает месяц молодой. "

1я картинка к двустишию: Тает месяц молодой.

Гаснут звезды чередой.

2я к двустишию: Из распахнутых ворот

Солнце красное идёт.

3я к строке: Солнце за руку ведёт

4я к строке: Новый день и Новый год!

Использование мнемотехники в старшей группе.

2. Вторая мнемотаблица для заучивания стихотворения «Мама спит, она устала…» Е. Благининой

1я картинка к 1й строке: Мама спит, она устала…

2я к строкам: Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

3я к строкам: Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

4я к строкам: А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

5я к строкам:И сказала я лучу:

– Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

6я к строкам: Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

– Ничего, – шепнул он будто,

– Посидим и в тишине.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1783597-1548585788.jpg

3. Третья мнемотаблица для заучивания стихотворения Александра Сергеевича Пушкина — «Уж небо осенью дышало»

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1783597-1548585823.jpg

4. Так же я использовала мнемотаблицы со схемами. Одна из них для пересказа сказа П. Бажова «Серебряное копытце»

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1783597-1548585858.jpg

Этапы работы с мнемотаблицами:

 1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.

 2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

 3.Рассказывание при помощи символов.

      Очевидно, что использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание.

    Для лучшего закрепления знаний по изучению органов человека были разработаны мнемотаблицы. По этим таблицам дети легко могут рассказать о строении каждого органа человека, его назначении, о правилах безопасности и гигиенического ухода.