Организация НОД в соответствии с ФГОС ДО
презентация

Бойченко Ольга Сергеевна
НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и направленная на решение конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx785.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация непрерывной образовательной деятельности(НОД ) в соответствии с ФГОС ДО». Подготовила: воспитатель I КК МКДОУ ЦРР - д \ с № 5 г. РОссошь Бойченко Ольга Сергеевна

Слайд 2

НОД - основная форма обучения в детском саду. НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и направленная на решение конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми . НОД – систематическое обучение вовремя непосредственно образовательной деятельности – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Слайд 3

Отличие НОД от занятия Занятие НОД Взаимодействие Взрослый- главный он руководит ребенком. Ребенок – объект педагогических действий. Ребенок и взрослый равны. Они субъекты взаимодействия. Активность Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая. (взрослый много говорит). Активность ребенка по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого. В процессе работы дети общаются с друг другом и педагогом свободно. Основная деятельность Основная деятельность учебная. Главный результат- решение какой- либо учебной задачи поставленной перед детьми. Основная деятельность – это виды детской деятельности. Цель- подлинная активность детей, а освоение знаний, и умений и навыков побочный эффект активности. Организация процесса Учебная модель организации процесса Основная модель-совместная деятельность ребенка и взрослого. Форма работы Основная форма работы- занятие. Основные формы работы: рассматривание, наблюдение, разговоры, экспериментирование, исследование, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т.д. Методы обучения Методы основанные на речи при высокой активности взрослого. Приемы поискового характера при детской активности. Мотивация Удерживает на занятии авторитет взрослого. Дети приступают к работе без каких либо призывов их педагог мотивирует своими действиями, а дети присоединяются по желанию. Присутствие на занятии Дети обязательно должны присутствовать на занятии. Допускается так называемый свободный “ Вход ” и ” Выход ” , но это не предполагает анархии в детском саду. Уважение к ребенку к его интересам, настроению и т.д. Регламент Образовательный процесс-регламентирован, в соответствии с конспектом. Образовательный процесс предполагает внесение изменений в планы. Допускается перераспределять время НОДов .

Слайд 5

Цели НОД Ц ель – это образ желаемого результата (намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др.) , который ориентирует деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения. Цель НОД, будучи достигнутой, должна приближать к конечной цели программы. Требования при постановке целей : Главным основанием постановки целей НОД должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы, с одной стороны и анализ возможностей, средств, ресурсов (в т.ч . временных), с другой. Цели должны быть актуальными, отвечающими наиболее значимым проблемам; напряжёнными, но реальными (в зоне ближайшего развития ребёнка). Цели должны быть сформулированы настолько конкретно , чтобы можно было чётко определить, достигнуты ли они. Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер и соответствовать основным ценностям ДОУ. Цели должны быть известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими Алгоритм постановки цели: Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, чётко ее сформулируйте . Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия). Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной НОД Сформулируйте цель НОД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной НОД.

Слайд 6

Задачи НОД Задачи непосредственной образовательной деятельности триедина: Образовательная: повышает уровень развития ребенка; Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения; Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь ,память, внимание воображение, восприятие. Решение задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема ( образ) рассматриваемая во время непосредственно образовательной деятельности.

Слайд 7

Виды НОД 1 Комбинированная НОД - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра) . 2 Комплексная НОД - реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними. При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). 3 Интегрированная НОД - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи) .

Слайд 8

Подготовка к НОД включает следующие компоненты : Интеграция всех 5 образовательных областей (соединение знаний из разных образовательных областей на равнoправной основе, дополняя друг друга) Соответствие и продуманнoсть структуры НОД задачам , сюжетная линия НОД (цепочка логической последовательности и взаимосвязь этапов переход от одной части к другой) Целесообразность распределения времени; чередование интеллектуальной и физической деятельности, дифференцированный подход и вариативность задания Подготовка материала и оборудование; ПРС к НОД (соответствие возрасту, эстетичность, безопасность, рациональнoе размещение и т. п.). Целевая составляющая (триединство задач - четкое определение обучающих, воспитательных и развивающих задач с учетoм интеграции ОО)

Слайд 9

Формы организации НОД Вид детской деятельности Формы работы Игровая Игры с правилами, сюжетные игры, дидактические игровые ситуации создание игровой ситуации по режимным моментам с использования литературного произведения игры с элементами спорта, игры с речевым сопровождением пальчиковые игры театрализованные игры, народные игры, музыкальные игры хороводные. Изобразительная Рисование, лепка аппликация, конструирование , художественный труд, проектная деятельность, творческие задания, изготовление предметов для игр украшений к праздникам, познавательно- исследовательской деятельности, создание макетов коллекций и их оформление. Познавательно исследовательская Экспериментирование, реализация проекта, коллекционирование путешествие по карте, во времени, наблюдение, рассматривание, экскурсии, решение проблемных ситуаций, моделирование исследование, увлечения игры интеллектуальные, викторины, мини музеи. Коммуникативная Беседа, ситуативный разговор, составление и отгадывание загадок игровые ситуации, этюды и постановки, рассказ с дальнейшим обсуждением проектная деятельность, игры с речевым сопровождением коммуникативные игры, свободное общение по теме, инсценировка и драматизация. Восприятие художественной литературы и фольклора Построение устных высказываний, называние героев, перессказывание главных событий, определение последовательности событий, заучивание и рассказывание, беседа, театрализованная деятельность, самостоятельная речевая художественная деятельность, литературные праздники, досуги. Самообслуживание и элементарный труд Самообслуживание, труд в природе, хозяйственно бытовой труд, ручной труд, дежурство, поручение Двигательная Подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, физминутки , соревнования, игровые ситуации, ритмика, аэробика, детский фитнес, спортивные игры, упражнения, аттракционы, спортивные праздники. Музыкальная Слушание, исполнение песен, игра на муз. Инструментах. Муз. Дидактические игры подвижные игры с музыкальным сопровождением беседы воспроизведение и понимание смысла музыкальных произведений, музыкальные ритмические движения Конструирование Использование в конструктивной деятельности разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу и природный материал. Реализация детских видов деятельности Они имеют следующие компоненты: Умение детей принимать познавательную задачу Активность дошкольников Готовность дошкольников к проблемным ситуациям Усвоение детьми программного материала

Слайд 10

Содержание непосредственно образовательной деятельности. Требования к содержанию непосредственно образовательной деятельности : подбирается в соответствии с поставленными задачами, в том числе и с воспитательными; должно быть интересным для детей, доступным, в меру сложным, должно быть направлено не только на закрепление, уточнение того, что дети знают и умеют, но и на расширение, обогащение опыта детей, формирование новых представлений; по возможности продумывается единая линия содержания (если НОД сюжетная); должна быть практическая направленность (связь содержания с жизнью, обсуждение того, где это встречается, где это может быть использовано); включает наличие интегративных связей с другими образовательными областями с целью актуализации имеющихся знаний и умений из других видов деятельности; предусматривает реализацию гендерного подхода (если позволяет содержание); имеет воспитательную направленность (формирование положительного отношения к тому, что познают дети, развитие навыков сотрудничества, формирование личностных качеств).

Слайд 11

Структурный компонент Содержание Виды деятельности Начало непосредственно образовательной деятельности Предполагает организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и чёткие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты). Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чём он говорит. Детям надо представлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения. Объяснение не должно занимать более 3-5 минут. игровая; предметная; речевая. Ход (процесс) непосредственно образовательной деятельности (основная часть) Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. Осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата. учебная; игровая; художественная; речевая. Окончание непосредственно образовательной деятельности (заключительная часть) Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности: - в младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции; - в средней группе педагог дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей; - в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. игровая предметная; художественная; речевая. Структура классической непосредственно образовательной деятельности В любой непосредственно образовательной деятельности выделяют три основные части , неразрывно связанные общим содержанием и методикой: начало, ход непосредственно образовательной деятельности (процесс) и окончани е.

Слайд 12

Особенности организации НОД : организация образовательной деятельности без принуждения; ненасильственные формы организации; развивающий характер обучения дошкольников; чувственный способ познания мира; присутствие субъектных отношений педагога и детей ( сотрудничество, партнерство ) игровая цель или другая интересная детям; опора на опыт и знания детей; преобладание диалога воспитателя с детьми; предоставление детям возможности выбора деятельности и организация проблемно поисковой деятельности; более свободная, в отличии от занятия, структура ОД; создание ситуаций успеха; развитие креативности, самостоятельности, инициативы детей активное участие младшего воспитателя.

Слайд 13

Ведущая деятельность в ДОУ – игровая Вв едение в процесс обучения игры вызывает у детей: желание овладеть предлагаемым учебным содержанием; создаёт мотивацию учебной деятельности; позволяет осуществлять в игровой форме руководство детской деятельностью и её оценку; доставляет удовольствие от полученного результата, а также возможности использования его в игре по окончании НОД Культурно- исторический Личностно-ориентированный Развивающего образования Амплификации развития ребенка Деятельностного обучения Природосообразности Принцип здоровьесбережения Принцип тематичности Принцип заинтересованности Принципы ОД Инновационные технологии Проектная деятельность Проблемно-поисковая (исследовательская деятельность) ТРИЗ Метод моделирования Дифференцированное обучение Деятельностный метод Интегрированное обучение Проблемно-игровое обучение Здоровьесберегающие технологии Компьютерные технологии

Слайд 14

Использование разнообразных форм организации детей Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Формы отличаются : по количественному составу участников, способам деятельности, характеру взаимодействия между ними, месту проведения . Формы организации детей Индивидуальная ( с одним ребенком) Подгрупповая (индивидуально- коллективная) Фронтальная ( общая группа) Особенность Позволяет индивидуализировать обучение ( содержание, методы, средства ), однако требует от ребёнка больших нервных затрат; создаёт эмоциональный дискомфорт, неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. (Работа с литературой; письменные упражнения; экспериментальная деятельность – опыты, наблюдения; работа на компьютере.) Особенность Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации : личная симпатия, общность интересов, но не по уровню развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения. (Работа группами во время НОД; экскурсия по группам; трудовая практическая непосредственно образовательная деятельность.) Особенность Работа со всей группой, чёткое расписание, единое содержание. Достоинствами формы являются чёткая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения. ( НОД усвоения знаний; овладения умениями и навыками; применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки и самопроверки знаний, умений и навыков; комбинированная по комплексу её основных задач .)

Слайд 15

Форма общения педагога с детьми при проведении НОД : Это - партнерские отношения : Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в круге; Разрешено свободное размещение детей; Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности; Разрешено свободное общение детей (рабочий гул ); ( На разных этапах НОД партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом)

Слайд 16

Метод как способ достижения цели Выбор метода обучения зависит от цели и содержания НОД . Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Традиционные методы Практические Методы, повышающие эмоциональную активность ( опыт, упражнение, эксперимент, моделирование ) Наглядные Методы, повышающие познавательную активность ( наблюдение, демонстрация наглядных пособий) Словесные рассказ педагога, беседа, чтение художественной литератур Перцептивный (чувственное восприятие) Методы формирования интереса к учению

Слайд 17

Мотивация в формировании НОД Выбор мотивации зависит : от задач и целей , учёт возраста, мотивация должна быть экономной, не должна доминировать, завершённость ситуации. Виды мотивации Внешняя мотивация вызвана познавательным интересом ребёнка Результаты НОД значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами. Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребёнка Результаты НОД значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами. Игровая мотивация даёт лучшие результаты , т. к. детям это нравится . На каждом возрастном этапе игровая мотивация должна меняться. Принципы мотивации : Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения. Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Слайд 18

Требования к организации НОД Организационные требования: Учёт возрастных, психофизиологических особенностей детей; Соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено, при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; Оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим , гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям на удовлетворение двигательной активности; Длительность НОД, которая должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно; Воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускать переутомления детей на занятия; Предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия .

Слайд 19

Дидактические требования : Точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности; Творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве; Оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей; Выбор наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД; Обеспечение познавательной активности детей и развивающий характер НОД, Рациональное соотношение словесных, наглядных и практических методов с целью НОД; Использование в целях обучения дидактического материала и игр, словесных и игровых приемов. Систематическое осуществление контроля за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

Слайд 20

Организационные требования: Наличие продуманного плана проведения НОД; Четкое определение цели и дидактических задач НОД; Грамотный подбор и рациональное использование различных средств обучения, в том числе ИКТ; Поддержка необходимой дисциплины и организованности детей при проведении НОД. Н ОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям; Н ОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей; Организация процесса обучения, полезная интеграция содержания

Слайд 21

ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ МОТИВАЦИИ 1.учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию ), 2.мотивация должна быть экономной (2-3 мин), не должна доминировать иначе теряется познавательный интерес 3. завершённость ситуации . Используя игровую мотивации воспитателю необходимо принять позицию «равного» партнёра .

Слайд 22

Особенности работы по создания игровой мотивации Младший дошкольный возраст. 1. Мотивация в самом материале, поэтому нет смысла приглашать Незнайку ,достаточно рассказать, что у каких-то игровых персонажей ( кукол, зайцев ,) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность, или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и.т.д . сами персонажи этого сделать не могут, но слышали о том (или успели лично убедится), что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут . Главная проблема успеть замотивировать, пока они не начали с ними действовать. 2. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие. И дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь. 3 . Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания. Поэтому предполагается в группе наличие достаточного количества мелких игрушек. 4 . Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции. 5 . По окончанию работы, детям необходимо предоставить возможность поиграть со своими подопечными, используя, при желании , полученный продукт. Особенности работы по созданию игровой мотивации.

Слайд 23

Средняя группа. 1.Можно привести персонаж ведь детьми в этом возрасте уже освоены роли . Гость рассказывает что-то ему нужна помощь сам персонаж этого сделать не может, и просит детей помочь. 2 . Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие. И дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь. 3. 4. По окончанию работы, детям необходимо предоставить возможность поиграть со своими подопечными, используя, при желании, полученный продукт. Особенности работы по созданию игровой мотивации. Старшая группа. Для детей 5-6 лет главное не персонажи, а сюжет ( некто передал письмо, самого персонажа нет, а письмо есть). Сюжеты могут быть продолжительными В ходе НОД используется небольшая атрибутика, установленные роли и меняющиеся роли. Подготовительная группа. Дети 6-7 лет Уже освоили игры с правилами, дети следят за их выполнением, Используется игра- соревнование с установкой на выигрыш, Педагог дает возможность каждому ребенку побывать в ситуации проигрыша или выигрыша.

Слайд 24

Таким образом правильно организованная НОД это : Мотивация. Субъект-субъект, сотрудничество. Интеграция. Проектная деятельность. Партнерство. Комплексный подход к обучению. Самостоятельно-поисковая деятельность. Разнообразие видов деятельности. Совместная деятельность воспитателя и ребенка. Взаимодействие с семьями детей. Учет интересов детей. Эмоциональная насыщенность, интерес к тому, что делают дети.

Слайд 25

Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Особенности организации НОД в соответствии с ФГОС ДО"

Цель: Познакомить педагогов с особенностями организации НОД в соответствии с ФГОС  ДО....

Консультация для воспитателей "Организация НОД в соответствие с ФГОС"

Рекомендации по организации НОД в связи с новыми требованиями по разным возрастам. Какую позицию должен занимать воспитатель по отношению к детям. Какие формы орагинизации деятельности детей нужно исп...

«Структура организации НОД в соответствии с ФГОС»

«Структура организацииНОД в соответствии с ФГОС»...

Презентация "Организация РППС в соответствии с ФГОС"

В данной презентации была расмотрена организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО...

Консультация для воспитателей "Организация НОД в соответствии с ФГОС ДО"

Данный материал будет интересен старшим воспитателям при подготовке педагогического совета, соответствующего требованиям ФГОС ДО....

"Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО" - методические рекомендации для педагогических работников ДОО и родителей детей дошкольного возраста

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стан...